INNOVATIONS AFFECTING THE FORMATION OF COGNITIVE LEARNING ACTIVITIES IN PRIMARY SCHOOL AMONG STUDENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Innovation is the introduction of new methodologies and standards into the process. Obedience, repetition, imitation are replaced by new requirements: the ability to see problems, calmly accept them, and solve them independently. Activation of cognitive learning activities is one of the urgent problems at the current level of development of pedagogical theory and practice.

Keywords:
Innovations, cognitive learning activities, student, teacher
Text
Publication text (PDF): Read Download

Статья представлена научным руководителем канд. пед. наук, доцентом О.А. Рыдзе

 

С раннего возраста ребенок учится понимать окружающий мир, использует интуитивные представления, первичный опыт и простейшие когнитивные операции. Познавательный интерес дошкольника служит своего рода мотивацией для побуждения детей к позитивному интеллектуальному поведению (мышление, корреляция, наблюдение и т.д.). На этапе начального образования развитие учебной деятельности является основой всего дальнейшего обучения и функциональной грамотности обучающегося [2].

Проблема максимального учета потребности ребенка, приступившего к школьному обучению, в приобретении новых знаний и освоении умения учиться, поддержание интереса к познавательному учебному труду в последующие годы, всегда была актуальной для начального звена школы. Современное начальное образование ориентировано на развитие самостоятельной познавательной деятельности ученика [5], основанной на его умении работать с информационными и образовательными моделями, использовании знаковых систем, языковых средств и т.д. Младший школьник осваивает не только знания и умения, но и способы постановки и решения предлагаемых учебных проблем, учится действовать логично и рационально. Эти требования к его подготовке заложены в обновленном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) [6]. Современные исследователи в области начального образования предлагают шире использовать в педагогической практике такие задания и упражнения, в ходе которых у учащихся развиваются познавательные умения (необходимые для приобретения знаний, обработки информации и рассуждений), творчество, способность взаимодействовать и сотрудничать [2, 3, 4].

Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменений. Система образования такого общества также должна быть изменена и усовершенствована в соответствии с потребностями общества и страны. Один из способов − внедрение качественных обновленных и новых технологий в существующую систему образования. Сегодня в школе ученикам приходится усваивать много информации, которую в дальнейшем приходится применять на уроках и в жизни. Это провоцирует исследователей в области начального образования, методистов на разработку и внедрение новых образовательных технологий, совершенствование методов, средств и форм обучения. Принципиальное сходство технологий заключается в том, что при их использовании для обучающихся создаются условия, при которых они не могут оставаться пассивными наблюдателями и репродукторами (Н.Ф. Виноградова), а имеют возможность активного участия в «создании нового знания». В процессе такой работы младшие школьники обсуждают, участвуют в диалоге, обмениваются знаниями и опытом работы. Одним из источников инновационных методов обучения является использование активных форм работы со школьниками: они могут работать как в группе, так и индивидуально, выбирать себе напарника для работы, выбирать роль, посильное или важное для работы команды поручение [2, 4].

Важно учитывать, что классы в школе сегодняшнего дня смешанные. Что это значит? Большой разброс по возрасту, уровню подготовки, темпам освоения учебного материала. Часто в классе учатся дети с ОВЗ. Список большой. Урок без использования инновационного метода имеет право на существование, но он наверняка не сможет удовлетворить всех особенностей и возможностей. Поэтому современный педагог уже со времени обучения в вузе ориентирован на использование технологий образования, которые помогут каждому усвоить изучаемый материал. [2]. Традиционный урок с преобладающей фронтальной работой уступает место уроку-наблюдению, уроку-поиску / открытию с приоритетным использованием групповой, парной работы, а также самостоятельного учебного труда обучающегося [5]. Методическая работа с использованием инновационных форм и методов помогает учителю самосовершенствоваться. Работая с установкой на использование инноваций, педагог осваивает компетенцию моделирования учебных ситуаций, соответствующих не только содержанию урока, но и атмосфере класса, интересу школьников к познанию, значимости осваиваемых универсальных учебных действий. Такой педагог умеет организовать совместное решение проблем, помогает ребятам учиться взаимодействовать, принимать самостоятельные решения, быть лидерами при решении конкретных проблем.

В практике школы часто приходится наблюдать разрыв между потенциальным уровнем усвоения учащимися учебных материалов и технологиями, используемыми в начальных школах. Многие исследования (Землянской Е.Н., Кузнецовой М.И. и др.) доказали, что качество образования в значительной степени зависит от выбранной образовательной технологии, ее адекватности ситуации и количества учащихся, готовности педагога осуществлять оценку и корректировку процесса обучения и учения.

Инновации не создаются сами по себе, они являются результатом научных исследований, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и всей команды. Этот процесс не может быть спонтанным, им нужно управлять. Что такое «новый»? Новый – не было раньше, возникло недавно; то, о чём раньше не было известно.

Применяя новые методы обучения на занятиях, современный учитель имеет возможность взглянуть на процесс обучения с новой точки зрения и овладеть новыми компетенциями, ориентированными на развитие у школьников умения учиться, пользоваться знаниями и умениями в решении разнообразных познавательных и житейских задач. Актуальность проблемного обучения зависит от развития уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательного интереса учащихся, что позволяет разрешать конфликты и создавать проблемные ситуации на занятиях. Образовательная деятельность становится творческой. Чему дети учатся лучше, так это не готовым и запоминающимся вещам, которые они получат, а тем вещам, которые они открывают и выражают по-своему.

Проблематизация учебной проблемы позволяет перевести младших школьников из слушателей в активных участников учебного процесса. Наблюдение, исследование, изучение события – важнейшие методы познания мира детьми. Исследовать, открывать и описывать означает для ученика делать шаг навстречу неизвестному и непознанному. «Исследование» очень ёмкое слово. В нём спрятаны формирование: цели, контроля, планирования, оценки и др. Успех этого исследования во многом зависит от его организации. Очень важно учить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и воспитывать желание находить ответы. Это означает, что педагогам нужно читать дополнительную литературу, учиться проводить эксперименты (практика во время работы), обсуждать результаты и прислушиваться к мнению других людей.  

Повысить интерес младшего школьника к учению, развить его возможности и способности можно за счет внедрения в практику педагогов современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования − воспитания социально активной, готовой к самопознанию функционально грамотной личности.

References

1. Borisova E.V. Sovremennoy nachal'noy shkole nuzhen uchitel'-issledovatel' // Nachal'naya shkola. − 2016. − № 11. − S. 79-83.

2. Vinogradova N. F., Rydze O.A. Didakticheskoe soprovozhdenie processa obucheniya v nachal'noy shkole: formirovanie poznavatel'nyh universal'nyh uchebnyh deystviy: Metodicheskoe posobie. - Moskva: Akcionernoe obschestvo «Izdatel'stvo «Prosveschenie», 2018. - 112 s.

3. Davydov V.V. Teoriya razvivayuschego obucheniya. − Moskva, 1996. − 544 s.

4. Zemlyanskaya E.N. Kompetentnost' uchitelya nachal'nyh klassov v formirovanii metapredmetnyh obrazovatel'nyh rezul'tatov obuchayuschihsya // Nachal'naya shkola. − 2021. − № 9. − S. 9-12.

5. Rydze O.A. Organizaciya samostoyatel'noy raboty na osnove sredstv obucheniya // Cennosti i smysly. − 2018. − № 5(57). − S. 166-175.

6. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obschego obrazovaniya ot 31.05.2021. Prikaz Ministerstva prosvescheniya RF № 286 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya". Elektronnyy resurs. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028?index=4&rangeSize=1. (data obrascheniya: 06.03.2022)

Login or Create
* Forgot password?