ИННОВАЦИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Инновация − это внедрение новых методов и стандартов в процесс обучения. Послушание, повторение и подражание заменяются новыми требованиями: способностью видеть проблемы, спокойно принимать учебную задачу и предпринимать шаги к ее самостоятельному решению. Активизация познавательной учебной деятельности является одной из актуальных проблем, требующих решения на современном уровне развития теории и практики обучения в начальной школе.

Ключевые слова:
инновации, познавательные учебные действия, ученик, педагог
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Статья представлена научным руководителем канд. пед. наук, доцентом О.А. Рыдзе

 

С раннего возраста ребенок учится понимать окружающий мир, использует интуитивные представления, первичный опыт и простейшие когнитивные операции. Познавательный интерес дошкольника служит своего рода мотивацией для побуждения детей к позитивному интеллектуальному поведению (мышление, корреляция, наблюдение и т.д.). На этапе начального образования развитие учебной деятельности является основой всего дальнейшего обучения и функциональной грамотности обучающегося [2].

Проблема максимального учета потребности ребенка, приступившего к школьному обучению, в приобретении новых знаний и освоении умения учиться, поддержание интереса к познавательному учебному труду в последующие годы, всегда была актуальной для начального звена школы. Современное начальное образование ориентировано на развитие самостоятельной познавательной деятельности ученика [5], основанной на его умении работать с информационными и образовательными моделями, использовании знаковых систем, языковых средств и т.д. Младший школьник осваивает не только знания и умения, но и способы постановки и решения предлагаемых учебных проблем, учится действовать логично и рационально. Эти требования к его подготовке заложены в обновленном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) [6]. Современные исследователи в области начального образования предлагают шире использовать в педагогической практике такие задания и упражнения, в ходе которых у учащихся развиваются познавательные умения (необходимые для приобретения знаний, обработки информации и рассуждений), творчество, способность взаимодействовать и сотрудничать [2, 3, 4].

Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменений. Система образования такого общества также должна быть изменена и усовершенствована в соответствии с потребностями общества и страны. Один из способов − внедрение качественных обновленных и новых технологий в существующую систему образования. Сегодня в школе ученикам приходится усваивать много информации, которую в дальнейшем приходится применять на уроках и в жизни. Это провоцирует исследователей в области начального образования, методистов на разработку и внедрение новых образовательных технологий, совершенствование методов, средств и форм обучения. Принципиальное сходство технологий заключается в том, что при их использовании для обучающихся создаются условия, при которых они не могут оставаться пассивными наблюдателями и репродукторами (Н.Ф. Виноградова), а имеют возможность активного участия в «создании нового знания». В процессе такой работы младшие школьники обсуждают, участвуют в диалоге, обмениваются знаниями и опытом работы. Одним из источников инновационных методов обучения является использование активных форм работы со школьниками: они могут работать как в группе, так и индивидуально, выбирать себе напарника для работы, выбирать роль, посильное или важное для работы команды поручение [2, 4].

Важно учитывать, что классы в школе сегодняшнего дня смешанные. Что это значит? Большой разброс по возрасту, уровню подготовки, темпам освоения учебного материала. Часто в классе учатся дети с ОВЗ. Список большой. Урок без использования инновационного метода имеет право на существование, но он наверняка не сможет удовлетворить всех особенностей и возможностей. Поэтому современный педагог уже со времени обучения в вузе ориентирован на использование технологий образования, которые помогут каждому усвоить изучаемый материал. [2]. Традиционный урок с преобладающей фронтальной работой уступает место уроку-наблюдению, уроку-поиску / открытию с приоритетным использованием групповой, парной работы, а также самостоятельного учебного труда обучающегося [5]. Методическая работа с использованием инновационных форм и методов помогает учителю самосовершенствоваться. Работая с установкой на использование инноваций, педагог осваивает компетенцию моделирования учебных ситуаций, соответствующих не только содержанию урока, но и атмосфере класса, интересу школьников к познанию, значимости осваиваемых универсальных учебных действий. Такой педагог умеет организовать совместное решение проблем, помогает ребятам учиться взаимодействовать, принимать самостоятельные решения, быть лидерами при решении конкретных проблем.

В практике школы часто приходится наблюдать разрыв между потенциальным уровнем усвоения учащимися учебных материалов и технологиями, используемыми в начальных школах. Многие исследования (Землянской Е.Н., Кузнецовой М.И. и др.) доказали, что качество образования в значительной степени зависит от выбранной образовательной технологии, ее адекватности ситуации и количества учащихся, готовности педагога осуществлять оценку и корректировку процесса обучения и учения.

Инновации не создаются сами по себе, они являются результатом научных исследований, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и всей команды. Этот процесс не может быть спонтанным, им нужно управлять. Что такое «новый»? Новый – не было раньше, возникло недавно; то, о чём раньше не было известно.

Применяя новые методы обучения на занятиях, современный учитель имеет возможность взглянуть на процесс обучения с новой точки зрения и овладеть новыми компетенциями, ориентированными на развитие у школьников умения учиться, пользоваться знаниями и умениями в решении разнообразных познавательных и житейских задач. Актуальность проблемного обучения зависит от развития уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательного интереса учащихся, что позволяет разрешать конфликты и создавать проблемные ситуации на занятиях. Образовательная деятельность становится творческой. Чему дети учатся лучше, так это не готовым и запоминающимся вещам, которые они получат, а тем вещам, которые они открывают и выражают по-своему.

Проблематизация учебной проблемы позволяет перевести младших школьников из слушателей в активных участников учебного процесса. Наблюдение, исследование, изучение события – важнейшие методы познания мира детьми. Исследовать, открывать и описывать означает для ученика делать шаг навстречу неизвестному и непознанному. «Исследование» очень ёмкое слово. В нём спрятаны формирование: цели, контроля, планирования, оценки и др. Успех этого исследования во многом зависит от его организации. Очень важно учить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и воспитывать желание находить ответы. Это означает, что педагогам нужно читать дополнительную литературу, учиться проводить эксперименты (практика во время работы), обсуждать результаты и прислушиваться к мнению других людей.  

Повысить интерес младшего школьника к учению, развить его возможности и способности можно за счет внедрения в практику педагогов современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования − воспитания социально активной, готовой к самопознанию функционально грамотной личности.

Список литературы

1. Борисова Е.В. Современной начальной школе нужен учитель-исследователь // Начальная школа. − 2016. − № 11. − С. 79-83.

2. Виноградова Н. Ф., Рыдзе О.А. Дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе: формирование познавательных универсальных учебных действий: Методическое пособие. - Москва: Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2018. - 112 с.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. − Москва, 1996. − 544 с.

4. Землянская Е.Н. Компетентность учителя начальных классов в формировании метапредметных образовательных результатов обучающихся // Начальная школа. − 2021. − № 9. − С. 9-12.

5. Рыдзе О.А. Организация самостоятельной работы на основе средств обучения // Ценности и смыслы. − 2018. − № 5(57). − С. 166-175.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31.05.2021. Приказ Министерства просвещения РФ № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования". Электронный ресурс. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028?index=4&rangeSize=1. (дата обращения: 06.03.2022)

Войти или Создать
* Забыли пароль?