Moscow Pedagogical State University (Faculty of Primary Education, Master's Degree Student)
The article considers the views of the famous educator N.A. Korf (1834-1884) on the education of children in zemstvo schools in Russia in the second half of the XIX century, shows the relevance and relevance of these views at the present time.
zemstvo school, education, training
Статья представлена научным руководителем канд. пед. наук, доцентом Е.В. Борисовой
Земская школа – распространенный тип начального учебного заведения Российской империи с конца 70-х годов XIX в. до 1917 г., действовавший в сельской местности земских губерний [7, с. 8]. Николай Александрович Корф (1834-1884) – известный отечественный педагог и деятель народного образования второй половины XIX в.
В течение пяти лет с 1867 по 1872 г. им было открыто порядка ста земских школ в Александровском уезде, в одной из которых, в селе Нескучное, педагог сам обучал детей. Н.А. Корф утверждал: «Школа составляет одно из наиболее драгоценных достояний народа, и право на воспитание, отражающееся не только на настоящем, но и на грядущем поколении, одно из самых существенных и наиболее неотъемлемых, священных и неприкосновенных прав его» [3, с. 83].
Рассмотрим взгляды Николая Александровича Корфа на воспитание детей, обучавшихся в земской школе. Н.А. Корф считал, что не всегда важно обучать наукам и углубляться в эти науки, самое важное – воспитать человека. Именно поэтому в земских школах есть только начальное образование, которое научит базовым навыкам, необходимым для человека. Н.А. Корф обращал внимание на то, что у детей необходимо формировать не только навыки, которые пригодятся в быту, но и воспитывать моральные ценности.
По мнению Корфа, народная школа не должна развивать только умственные способности ребенка: одной из главных задач школы выступает совершенствование в детях главных нравственных качеств, к которым он относил патриотизм, трудолюбие, гуманизм, чувство братства, а также честность и скромность. Стоит отметить, что вышеупомянутые качества, которые должны воспитываться в детях, педагог хотел видеть во всех людях [3].
В воспитании учащихся земской школы Н.А. Корф главную роль отводил учителю, что объяснялось двумя причинами: во-первых, в начальной школе в ребенке закладывается фундамент человеческой личности, моральные качества, от которых зависит дальнейшая судьба человека; во-вторых, помочь в усвоении этих качеств должен учитель, который в одном лице может совместить роль как учителя, так и воспитателя в широком смысле этого слова: «учитель, относящийся к своему делу, как к ремеслу, обыкновенно не задается целями воспитания и, превращая обучение в мастерство, ограничивается сообщением ученикам известных знаний и навыков. Не так смотрит на свое призвание мыслящий учитель; последний задается вопросом: принесет ли он пользу ученику, если научит его грамоте и счету, и при этом не снабдит ученика твердыми правилами доброй нравственности для жизни? Но при стремлении к этой честной и разумной цели неопытному школьному учителю легко впасть в ошибку» [5, c.87].
Многие известные педагоги и общественные деятели указанного исторического периода также рассматривали вопрос духовно-нравственного воспитания в обучении.
И сегодня нравственность, моральные нормы, которыми руководствуется учитель в жизни и в школе, его отношение к своему педагогическому труду, а также к обучающимся, значительно влияют на их воспитание и духовно-нравственное развитие. Учителю необходимо заниматься в школе не только учебно-воспитательной работой, но и вести культурно-просветительскую деятельность, так как она повышает культуру среди населения и способствует росту авторитета учителя. Если педагог не показывает должный пример для детей, то никакие методики обучения и воспитания не будут эффективны. Н.А. Корф был убежден, что условия общественной материальной жизни зависят главным образом от общекультурной обстановки и, в частности, от народного образования, а улучшение общественной жизни достигается главным образом за счет развития образования, просвещения и распространения полезных знаний среди населения. Поэтому он положительно отзывался о воспитании через обучение: «…будет черпать воду решетом тот учитель, который не сообразил того, что в сельской школе воспитание должно совершаться преимущественно посредством обучения и который отнимет слишком много времени у последнего на воспитательные беседы» [5, c. 88].
По мнению педагога, обучение целесообразно использовать в качестве воспитательного метода только тогда, когда сам учитель стремится дать детям не только образовательную составляющую, но и воспитательную. В своих трудах Н.А. Корф пошагово объясняет возможность реализации данного метода на любом уроке. Например, он считал, что на уроках диктовки учителям необходимо «подавлять в детях чувство зависти, опрометчивости, неряшливости, эгоизма и прочего и привить любовь к собрату, порядочность, честность и внимательность» [4, с. 392].
Особое место в воспитании детей, обучавшихся в земской школе, Н.А. Корф отводил дисциплине. В книге «Русская начальная школа» он представил свои рассуждения: «Школьная дисциплина состоит часто из требований и правил, кажущихся совершенно пустыми и мелочными на первый взгляд, но весьма существенных для дела» [5, с. 110.]. Самым важным аспектом в дисциплине Н.А. Корф считал отсутствие физических, телесных и моральных наказаний, унижающих личность ребенка, выступая за гуманное отношение к детям посредством любви, ласки, веселости. Николай Александрович Корф отмечал, что телесные наказания в школе неуместны, называя такой способ воспитания антипедагогическим и, требуя запрещать их в школьной практике: «Такое утонченное зверство вероятно составляло не правило, а исключение в прежних школах; но собственноручная расправа учителя, побои, воспитание детей и поддержание в школе порядка посредством страха — составляли и составляют еще для очень многих школ общее правило» [4, с. 95].
По мнению педагога, «страх мешает внимательности ребенка, а без внимания немыслимо обучение» [4, c. 115]. Отрицая применение наказаний в школе, Н.А. Корф стал рассматривать меры поощрения учеников. В школьную практику им были введены такие виды поощрения, как выдача книг, похвальных грамот и свидетельств, поднимающих, по мнению известного педагога, мотивацию у детей учиться, а также способствующих повышению успеваемости. Дружеская атмосфера является залогом настоящего порядка в классе и школе и в настоящее время. Дисциплина, которая строится на гуманном отношении к ребенку, предполагает соблюдения учениками правил, установленных школой.
Также Н.А. Корф активно выступал за трудовое воспитание детей. Он считал необходимым использование ремесленных мастерских в земской школе, объясняя это тем, что ремесленное дело будет достаточно полезным дополнением ко всем остальным дисциплинам, способствуя тем самым как умственному, так и физическому развитию детей, а также трудолюбию, упорству и умению довести дело до конца. Все это, по мнению Н.А. Корфа, могло пригодиться в жизни после окончания обучения в школе.
Взгляды Николая Александровича Корфа на воспитание детей, обучавшихся в земской школе, находят отклик и в наши дни. В Российской Федерации создан документ под авторством А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в котором показана важность духовно-нравственного воспитания: «Духовно-нравственное воспитание школьников является одной из основных задач современной начальной школы и представляет собой важный компонент социального заказа современного образования, что подтверждается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [2]. В содержание документа входят: «Общие положения», «1. Национальный воспитательный идеал», «2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания», «3. Духовно-нравственное развитие и воспитание», «4. Базовые национальные ценности», «5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания», «Заключение» [2]. Концепцией предусматривается развитие в ребенке доброго отношения к Родине, людям, труду, науке. Основные качества человека формируются только благодаря активной деятельности, когда он прикладывает физические, духовные и интеллектуальные усилия. Аналогичных взглядов на воспитание детей придерживался и Н.А. Корф, вводя в земских школах трудовое воспитание и полагая, что образование является одним из первоначальных основ в воспитании. Также в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в разделе 5 указано на организацию воспитания обучающихся на основе нравственного примера педагога, что полностью согласуется с убеждениями Н.А. Корфа.
В заключение отметим, что взгляды Н.А. Корфа на воспитание детей, обучавшихся в земской школе, могут служить содержательной основой для деятельности современных учителей начальных классов в процессе воспитания и обучения младших школьников [1].
10 января 2020 г. указом Президента Российской Федерации В.В. Путина была принята программа «Земский учитель» [6]. Целью данной программы стало обеспечение сел, деревень и малых городов (до 50 000 чел.) педагогами. Именно поэтому мы считаем, что сегодня так важно обращаться к успешному опыту Николая Александровича Корфа по организации земской школы в России, опираться на его взгляды.
1. Borisova E.V., Oleynikova M.A. Prepodavanie discipliny «istoriya pedagogiki» na fakul'tete nachal'nogo obrazovaniya Instituta detstva MPGU: tradicii i innovacii. - Moskva: MPGU, 2019. S. 420-427.
2. Danilyuk A.Ya. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [Tekst] / A. Ya. Danilyuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov. − Moskva: Prosveschenie, 2009.
3. Korf N.A. Nashi pedagogicheskie voprosy. − Moskva: Sotrudnik shkol A. K. Zalesskoy. V 2 tomah. T.1. 1882. − 188 s.
4. Korf N.A. Rukovodstvo k obucheniyu gramote. - Sankt-Peterburg, 1871.
5. Korf H.A. Russkaya nachal'naya shkola. Rukovodstvo dlya zemskih glasnyh i uchiteley zemskih shkol. SPb. : Tip. M. A. Hana. 1870.
6. Programma «Zemskiy uchitel'» // Ministerstvo obrazovaniya primorskogo kraya. URL: https://edu.primorsky.ru/educators/programma-zemskiy-uchitel/ (data obrascheniya: 28.02.2022).
7. Sitnichenko M.Ya. Zemskiy uchitel': Obuchenie i vospitanie v sel'skoy shkole: uchebnoe posobie / M. Ya. Sitnichenko. − Moskva: MPGU, 2020. 8 s.