Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются взгляды известного педагога Н.А. Корфа (1834-1884) на воспитание детей, обучавшихся в земской школе в России второй половины XIX в., показана актуальность и востребованность этих взглядов в настоящее время.

Ключевые слова:
земская школа, воспитание, обучение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Статья представлена научным руководителем канд. пед. наук, доцентом Е.В. Борисовой

Земская школа – распространенный тип начального учебного заведения Российской империи с конца 70-х годов XIX в. до 1917 г., действовавший в сельской местности земских губерний [7, с. 8]. Николай Александрович Корф (1834-1884) – известный отечественный педагог и деятель народного образования второй половины XIX в.
В течение пяти лет с 1867 по 1872 г. им было открыто порядка ста земских школ в Александровском уезде, в одной из которых, в селе Нескучное, педагог сам обучал детей. Н.А. Корф утверждал: «Школа составляет одно из наиболее драгоценных достояний народа, и право на воспитание, отражающееся не только на настоящем, но и на грядущем поколении, одно из самых существенных и наиболее неотъемлемых, священных и неприкосновенных прав его» [
3, с. 83].  

Рассмотрим взгляды Николая Александровича Корфа на воспитание детей, обучавшихся в земской школе. Н.А. Корф считал, что не всегда важно обучать наукам и углубляться в эти науки, самое важное – воспитать человека. Именно поэтому в земских школах есть только начальное образование, которое научит базовым навыкам, необходимым для человека. Н.А. Корф обращал внимание на то, что у детей необходимо формировать не только навыки, которые пригодятся в быту, но и воспитывать моральные ценности.
По мнению Корфа, народная школа не должна развивать только умственные способности ребенка: одной из главных задач школы выступает совершенствование в детях главных нравственных качеств, к которым он относил патриотизм, трудолюбие, гуманизм, чувство братства, а также честность и скромность. Стоит отметить, что вышеупомянутые качества, которые должны воспитываться в детях, педагог хотел видеть во всех людях [
3].

В воспитании учащихся земской школы Н.А. Корф главную роль отводил учителю, что объяснялось двумя причинами: во-первых, в начальной школе в ребенке закладывается фундамент человеческой личности, моральные качества, от которых зависит дальнейшая судьба человека; во-вторых, помочь в усвоении этих качеств должен учитель, который в одном лице может совместить роль как учителя, так и воспитателя в широком смысле этого слова: «учитель, относящийся к своему делу, как к ремеслу, обыкновенно не задается целями воспитания и, превращая обучение в мастерство, ограничивается сообщением ученикам известных знаний и навыков. Не так смотрит на свое призвание мыслящий учитель; последний задается вопросом: принесет ли он пользу ученику, если научит его грамоте и счету, и при этом не снабдит ученика твердыми правилами доброй нравственности для жизни? Но при стремлении к этой честной и разумной цели неопытному школьному учителю легко впасть в ошибку» [5, c.87].

Многие известные педагоги и общественные деятели указанного исторического периода также рассматривали вопрос духовно-нравственного воспитания в обучении.
И сегодня нравственность, моральные нормы, которыми руководствуется учитель в жизни и в школе, его отношение к своему педагогическому труду, а также к обучающимся, значительно влияют на их воспитание и духовно-нравственное развитие. Учителю необходимо заниматься в школе не только учебно-воспитательной работой, но и вести культурно-просветительскую деятельность, так как она повышает культуру среди населения и способствует росту авторитета учителя. Если педагог не показывает должный пример для детей, то никакие методики обучения и воспитания не будут эффективны. Н.А. Корф был убежден, что условия общественной материальной жизни зависят главным образом от общекультурной обстановки и, в частности, от народного образования, а улучшение общественной жизни достигается главным образом за счет развития образования, просвещения и распространения полезных знаний среди населения. Поэтому он положительно отзывался о воспитании через обучение: «…будет черпать воду решетом тот учитель, который не сообразил того, что в сельской школе воспитание должно совершаться преимущественно посредством обучения и который отнимет слишком много времени у последнего на воспитательные беседы» [
5, c. 88].
По мнению педагога, обучение целесообразно использовать в качестве воспитательного метода только тогда, когда сам учитель стремится дать детям не только образовательную составляющую, но и воспитательную. В своих трудах Н.А. Корф пошагово объясняет возможность реализации данного метода на любом уроке. Например, он считал, что на уроках диктовки учителям необходимо «подавлять в детях чувство зависти, опрометчивости, неряшливости, эгоизма и прочего и привить любовь к собрату, порядочность, честность и внимательность» [
4, с. 392].

Особое место в воспитании детей, обучавшихся в земской школе, Н.А. Корф отводил дисциплине. В книге «Русская начальная школа» он представил свои рассуждения: «Школьная дисциплина состоит часто из требований и правил, кажущихся совершенно пустыми и мелочными на первый взгляд, но весьма существенных для дела» [5, с. 110.]. Самым важным аспектом в дисциплине Н.А. Корф считал отсутствие физических, телесных и моральных наказаний, унижающих личность ребенка, выступая за гуманное отношение к детям посредством любви, ласки, веселости. Николай Александрович Корф отмечал, что телесные наказания в школе неуместны, называя такой способ воспитания антипедагогическим и, требуя запрещать их в школьной практике: «Такое утонченное зверство вероятно составляло не правило, а исключение в прежних школах; но собственноручная расправа учителя, побои, воспитание детей и поддержание в школе порядка посредством страха — составляли и составляют еще для очень многих школ общее правило» [4, с. 95].
По мнению педагога, «страх мешает внимательности ребенка, а без внимания немыслимо обучение» [
4, c. 115]. Отрицая применение наказаний в школе, Н.А. Корф стал рассматривать меры поощрения учеников. В школьную практику им были введены такие виды поощрения, как выдача книг, похвальных грамот и свидетельств, поднимающих, по мнению известного педагога, мотивацию у детей учиться, а также способствующих повышению успеваемости. Дружеская атмосфера является залогом настоящего порядка в классе и школе и в настоящее время. Дисциплина, которая строится на гуманном отношении к ребенку, предполагает соблюдения учениками правил, установленных школой.

Также Н.А. Корф активно выступал за трудовое воспитание детей. Он считал необходимым использование ремесленных мастерских в земской школе, объясняя это тем, что ремесленное дело будет достаточно полезным дополнением ко всем остальным дисциплинам, способствуя тем самым как умственному, так и физическому развитию детей, а также трудолюбию, упорству и умению довести дело до конца. Все это, по мнению Н.А. Корфа, могло пригодиться в жизни после окончания обучения в школе.

Взгляды Николая Александровича Корфа на воспитание детей, обучавшихся в земской школе, находят отклик и в наши дни. В Российской Федерации создан документ под  авторством А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в котором показана важность духовно-нравственного воспитания: «Духовно-нравственное воспитание школьников является одной из основных задач современной начальной школы и представляет собой важный компонент социального заказа современного образования, что подтверждается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [2]. В содержание документа входят: «Общие положения», «1. Национальный воспитательный идеал», «2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания», «3. Духовно-нравственное развитие и воспитание», «4. Базовые национальные ценности», «5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания», «Заключение» [2]. Концепцией предусматривается развитие в ребенке доброго отношения к Родине, людям, труду, науке. Основные качества человека формируются только благодаря активной деятельности, когда он прикладывает физические, духовные и интеллектуальные усилия. Аналогичных взглядов на воспитание детей придерживался и Н.А. Корф, вводя в земских школах трудовое воспитание и полагая, что образование является одним из первоначальных основ в воспитании. Также в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в разделе 5 указано на организацию воспитания обучающихся на основе нравственного примера педагога, что полностью согласуется с убеждениями Н.А. Корфа.

В заключение отметим, что взгляды Н.А. Корфа на воспитание детей, обучавшихся в земской школе, могут служить содержательной основой для деятельности современных учителей начальных классов в процессе воспитания и обучения младших школьников [1].
10 января 2020 г. указом Президента Российской Федерации В.В. Путина была принята программа «Земский учитель» [6]. Целью данной программы стало обеспечение сел, деревень и малых городов (до 50 000 чел.) педагогами. Именно поэтому мы считаем, что сегодня так важно обращаться к успешному опыту Николая Александровича Корфа по организации земской школы в России, опираться на его взгляды.

Список литературы

1. Борисова Е.В., Олейникова М.А. Преподавание дисциплины «история педагогики» на факультете начального образования Института детства МПГУ: традиции и инновации. - Москва: МПГУ, 2019. С. 420-427.

2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. − Москва: Просвещение, 2009.

3. Корф Н.А. Наши педагогические вопросы. − Москва: Сотрудник школ А. К. Залесской. В 2 томах. Т.1. 1882. − 188 с.

4. Корф Н.А. Руководство к обучению грамоте. - Санкт-Петербург, 1871.

5. Корф H.A. Русская начальная школа. Руководство для земских гласных и учителей земских школ. СПб. : Тип. М. А. Хана. 1870.

6. Программа «Земский учитель» // Министерство образования приморского края. URL: https://edu.primorsky.ru/educators/programma-zemskiy-uchitel/ (дата обращения: 28.02.2022).

7. Ситниченко М.Я. Земский учитель: Обучение и воспитание в сельской школе: учебное пособие / М. Я. Ситниченко. − Москва: МПГУ, 2020. 8 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?