Ekaterinburg, Russian Federation
The article analyzes the practice of the Ural Federal University’s Department of Human resource management and Psychology’s students on career guidance in 2020 and 2021 in the conditions of the COVID-19 pandemic. The relevance of this study is determined by generational peculiarities, the need for career guidance, distance learning and new formats of educational work with students. In the process of writing the following sources were analyzed: reports by undergraduate students, majoring in human resource management, on the implementation of 15 online career guidance projects in social networks. Based on the data obtained, some opportunities for career guidance work, which take into account the peculiarities of the epidemiological situation, were revealed. The authors' proposals are to create additional functions and tools for vocational guidance of schoolchildren and retention of applicants, as well as to offer effective ways of informing potential students and their parents about the human resource management training in new conditions.
human resource management, generational peculiarities, career guidance, social networks, applicants, students
Теоретические предпосылки и актуальность проектной деятельности студентов
Профориентация - государственная по масштабам, социальная по значению и педагогическая по методам задача.
Профессиональная ориентация – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определенным видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов [2, 5, 7].
В образовательных учреждениях любого уровня, будь то школа или высшее учебное заведение, профориентацией занимались всегда, но, как известно, современные проблемы требуют современных решений, и это даёт мощный толчок к созданию новых проектов на всех (федеральном, областном и муниципальном) уровнях.
Формирование ответственного отношения и осознанного выбора образовательной и профессиональной траектории в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями личности - цель, которая эти проекты объединяет.
Поколенческие особенности все больше учитываются в управлении человеческими ресурсами организации. Для самих студентов образовательных учреждений HR-бренд становится драйвером выбора места работы, работодателя, ориентированного на предпочтения, возможности и приоритеты молодежи.
Какие факторы преимущественно влияют на выбор школьниками места обучения и образовательных программ в последнее время?
Привлечение и удержание потенциального студента становится важнейшим фактором, обеспечивающим успех деятельности образовательного учреждения. С целью повышения эффективности приемных кампаний проводятся исследования по выявлению основных факторов мотивации, оказывающих влияние на выбор учебного заведения и направления подготовки.
Анализ научных публикаций дает основание сделать следующие выводы [3, 4, 6]:
- на выбор абитуриентом конкретного учебного заведения влияет факт того, является оно государственным или нет;
- важную роль играет местонахождение учебного заведения и наличие актуальных специальностей/направлений подготовки, тех, которые востребованы на рынке труда;
- оплата труда и престиж профессии являются главными факторами, влияющими на выбор абитуриента (факторы, связанные с будущим абитуриента, перспективой улучшить личную жизнь);
- родители, по мнению респондентов, оказывают важное влияние на выбор специальности;
- делая свой выбор в пользу какого-либо вуза или специальности, старшеклассники и их родители обычно руководствуются общественным мнением, как в престижности, так и популярности выбираемых специальностей;
- востребованность таких профессий, как финансист и менеджер, сохраняется, но все больше абитуриентов заинтересовываются карьерой в сфере информационных технологий, а также творческими, архитектурными, дизайнерскими профессиями;
- Интернет является основным источником информированности абитуриентов и их родителей;
- минимальное влияние на выбор направления обучения оказала предварительная профориентация школьников (Рис. 1).
Рисунок 1. Факторы влияния на выбор абитуриента направления обучения [4]
Таким образом, логично сформулировать предложение о том, что работа по привлечению абитуриентов должна идти по нескольким направлениям, а профессиональная ориентация может и должна задействовать дополнительные инструменты.
Проектная деятельность студентов кафедры управления персоналом и психологии: планирование, организация, реализация
Студентами кафедры управления персоналом и психологии УрФУ в 2020 и 2021 гг. с учётом особенностей текущей эпидемиологической ситуации в стране и в мире были разработаны форматы профориентационной работы в социальных сетях. Реализовано 15 проектов с потенциальными абитуриентами.
Целевая аудитория: обучающиеся в возрасте 16–18 лет (школьники 9-11 классов), находящиеся на пути своего профессионального самоопределения.
Общая цель проектов: профессиональное просвещение – погружение потенциальных абитуриентов в профессиональный мир и ориентирование в направлении подготовки «Управление персоналом».
Задачи проектов:
- предоставление методов исследования личностных особенностей (способностей, в том числе интеллектуальных, интересов);
- ознакомление с принципами выбора профессии;
- ознакомление с направлениями в профессии HR-менеджера;
- помощь в сопоставлении возможностей школьников с требованиями выбираемых профессий;
- помощь учащимся в оценке своих качеств применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
- консультирование по поступлению на направление в УрФУ;
- создание условий для «пробы сил» в различных видах деятельности;
- формирование профессионального намерения и помощь в его реализации.
Ожидаемые результаты:
- повышение готовности школьников к профессиональному самоопределению;
- оказание адресной помощи учащимся школы в осознанном выборе будущей профессии;
- обучение потенциальных абитуриентов основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- ориентирование учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
- ориентирование школьников в функционале и компетенциях HR- менеджера.
Платформы: «ВКонтакте», TikTok, Instagram, Telegram (платформы были определены самими студентами с использованием результатов самостоятельно проведенного опроса, а также с учетом вторичных источников информации).
Этапы и методы осуществления проектов:
- анализ материала в сфере управления человеческими ресурсами,
- создание, отбор и редактирование контента, подготовка к выкладке,
- поэтапное размещение контента на выбранной платформе,
- получение и предоставление обратной связи целевой группе,
- проведение онлайн-опросов посредством Google-форм,
- анализ данных опросов и их оформление,
- составление и защита отчетов.
В рамках статьи приведем только несколько примеров названий проектов, контента и положительных результатов, полученных при их реализации.
Платформы «ВКонтакте» и Telegram
Время реализации проектов: октябрь 2020 г. – декабрь 2021 г.
Создание чат-бота – виртуального помощника абитуриента. Срок работы чат-бота в бесплатном режиме не ограничен (при реализации тех функций, которые заложены в нем участниками проектов).
Преимущества использования чат-бота:
- Чат-бот — это виртуальный собеседник, программа, которая может решать типовые задачи, брать на себя простые коммуникации: задавать вопросы и отвечать на них. Чат-боты дают пользователям возможность быстро получить нужные инструкции, не ожидая ответа оператора, тем самым экономя время сотрудников;
- Чат-боты справляются с рутинными операциями, которые можно свести к конкретному алгоритму, ищут и агрегируют данные, распространяют информацию. Всё это повышает производительность разных команд и улучшает клиентский сервис;
- Чат-бот можно сделать в любом удобном мессенджере (WhatsApp, Viber, Skype, других) или подключить его на собственный сайт. В рамках студенческих проектов чат-боты «заточены» на помощь будущим студентам УрФУ, поэтому их функции просты, а работа ограничена.
На данном этапе «Урфуша» (чат-бот на платформе «ВКонтакте») знает и дает ответы на вопросы по следующим темам:
- Общие вопросы о поступлении;
- Вопросы о вступительных испытаниях, проходных баллах и список предметов ЕГЭ, которые необходимо сдать для поступления на направление «Управление персоналом»;
- Вопросы об общежитии Университета;
- Вопросы о процессе обучения;
- Вопросы, касающиеся перспективы обучения.
На рис. 2 можно увидеть, как выглядит диалог с чат-ботом.
Рисунок 2. Диалог с чат-ботом (пример)
В случае, если по интересующему вопросу у “Урфуши” в данный момент нет информации, то он оставит контакты, по которым можно связаться для ее получения (Рис.3).
Рисунок 3. Диалог с чат-ботом
Данный чат-бот можно усовершенствовать, добавив ему больше возможностей.
Общение с чат-ботом в Telegram выглядит следующим образом (Рис.4).
Рисунок 4. smart-bot.website
Для того, чтобы получить ответ на необходимый вопрос, нужно указать номер вопроса или же задать свой личный вопрос (Рис. 5).
Рисунок 5. Чат-бот (Telegram)
Информационный канал, представленный на платформе Telegram, выглядит следующим образом (Рис. 6).
Рисунок 6. Telegram-канал
TikTok
Время реализации проектов: октябрь 2020 г. – декабрь 2021 г.
Преимущества сервиса для создания и просмотра коротких видео:
- Популярная социальная сеть среди школьников;
- Большой охват аудитории;
- Возможность быстро и эффективно донести необходимую информацию, а также быстро получить обратную связь;
- Музыка, эффекты;
- Цифровизация, геймификация;
- Самостоятельность обучения.
Проект команды «Frame per second» (агентство):
- Размещение консультационных видео в области управления персоналом на цифровой платформе «TikTok». Сам канал на ТикТоке был создан 20.10.2020, первое видео было загружено 22.10.2020, последнее видео было загружено 15.11.2020. В целом проект длился 26 дней.
- Проведение анкетирования пользователей с целью выявить, насколько полезными и интересными были обучающие видео, а также выяснить представления потенциальных абитуриентов о направлении подготовки «Управление персоналом» и выявление знаний, которые могли получить будущие студенты при просмотре видео.
Все школьники, заинтересованные в управлении персоналом, благодаря хештегам могли находить видео агентства и предоставлять создателям обратную связь.
Проект 2021 года:
Членами команды было отснято 26 роликов, содержащих информацию по управлению персоналом, несущих консультативный смысл. Среднее количество просмотров на момент написания отчета варьируется от 152 до 153, самое большое количество просмотров на первом вводном видео – 607. Также аудиторией предоставлялась обратная связь в формате комментариев и лайков, в среднем от 5 до 15 отметок «нравится» на видео (на момент написания отчета). Проводилась тщательная работа с комментариями от подписчиков и людей, которые впервые узнают об управлении персоналом. Были и комментарии об ожидании следующих видео и нового познавательного контента – так приходило понимание, что команда двигается в верном направлении, и определение того, что именно интересно аудитории и как можно ей помочь.
Некоторые ролики были отсняты в игровом формате, на которые также предоставлялась обратная связь. Помимо возможных абитуриентов на ТикТок-канал попадали студенты, которые уже учатся на данном направлении.
Для более полного представления результатов деятельности командой была разработана анкета, благодаря которой пользователи могли оценить, насколько эффективным и полезным был проект. Ответы пользователей на один из вопросов анкеты представлены на Рис. 7.
Рисунок 7. Ответы респондентов
Посредством опроса авторы проекта выяснили, что:
- они имеют обширную аудиторию в возрасте от 14 до 27 лет (а не только 16–18 лет);
- большая часть респондентов не имеет представления о том, что такое «управление персоналом», «кадровое агентство» и пр., но им интересно узнать об этом;
- респонденты с удовольствием задавали интересующие их вопросы и участвовали в решении мини-кейса и прохождении предлагаемых авторами проекта опросников.
Проекты: «HR-среда в УрФУ», «Абзац», «Atman Coach».
Время реализации проектов: октябрь 2020 г. – декабрь 2021 г.
Преимущества платформы:
- Популярность социальной сети;
- Охват большой аудитории (актуальность и полезность не только для потенциальных абитуриентов, но и для их родителей, студентов, преподавателей);
- Погруженность в процесс 24/7;
- Возможность публикации постов, «сторис», проведения опросов и прямых эфиров, размещения информационного, развлекательного и обучающего контента;
- Общение с пользователями через «директ»;
- Возможность отслеживать активности, происходящие внутри проекта.
Особый интерес у пользователей вызвали психологические (анализ почерка, невербального поведения человека и пр.) рубрики, Instagram-маска, которая рандомом предлагает абитуриенту узнать, кем он будет работать в сфере HR, ведь вариантов немало, о чём рассказано на странице. Предлагается небольшой интерактив - примерить маску.
Есть интересный раздел «Прямой эфир с преподавателем». Также для удобства получения информации создан чат-бот на базе Telegram, ссылка на который отражена на странице Instagram.
Абитуриент может получить представление о направлении, что такое управление персоналом, кто такой HR, как поступить, что такое БРС (балльно-рейтинговая система вуза), как составить идеальное резюме (актуальный вопрос для молодых людей и важная информация для рекрутера/ресечера), учебная программа (ведь абитуриенту интересно, чему он будет обучаться предметно) и т.д.
Посты оформлены в цветовой палитре института, в составе которого находится кафедра управления персоналом и психологии, чьи студенты являются авторами проектов (Рис.8-14). В постах можно найти интервью с выпускницей бакалавриата, выпускницей магистратуры и уже давно работающим специалистом в сфере HR. Так абитуриенты получают доступ к мыслям людей, которые прошли определенные рубежи, а именно бакалавриат, магистратуру и получили многолетний практический опыт.
Публикации с рекомендуемыми к просмотру фильмами и рекомендуемыми к прочтению книгами пригодятся, чтобы прочувствовать профессию изнутри, и, возможно, перенять полезные привычки. Рубрика «вопрос-ответ» позволяет получить ответ на любой вопрос в доступном и простом формате. Абитуриент может не стесняясь, без звонков и личных встреч, уточнить то, что его тревожит/интересует.
Рисунок 8. Страница на платформе Instagram
Рисунок 9. Один из постов (пример, Instagram)
Рисунок 10. Вопросы и комментарии подписчиков (Instagram)
Рисунок 11. Главная страница аккаунта (Instagram)
Рисунок 12. Один из постов (Instagram)
Рисунок 13. Один из постов (пример)
Рисунок 14. Один из постов (пример, Instagram)
Выводы и рекомендации
Анализ опыта студентов в использовании социальных сетей с профориентационными целями, проведенный как самими студентами, так и преподавателями, привел к следующим выводам:
- О направлении «управление персоналом» слышали около 50% опрошенных студентами пользователей их проектов;
- Для 100 % опрошенных предоставленная студентами информация была полезна, и не только для облегчения профессионального выбора, многие посты вызвали дальнейший интерес к сфере HR независимо от профессиональных предпочтений подписчиков;
- Некоторые проекты продолжаются и сегодня, часть студенческих проектов просуществовала несколько недель в качестве эксперимента;
- Очевидны преимущества использования социальных сетей как каналов профессиональной ориентации, направленных на молодежь;
- При реализации проектов студенты наблюдали положительную динамику вовлеченности аудитории, что вызывало желание и готовность продолжать работу;
- Треть студентов, участвовавших в проектах, признали, что получили интересный и очень полезный для себя опыт в создании информационного канала для новичков (речь не только об абитуриентах, но и адаптирующихся к жизни в вузе студентах, и новичках в компаниях в целом). Им на практике стало понятно, что это очень действенный и облегчающий работу инструмент, позволяющий снизить нагрузку на работников (кафедр, деканатов, образовательных учреждений и компаний в целом);
- Доверие потенциальных абитуриентов студентам, уже обучающимся по данному направлению подготовки, играет дополнительную роль в повышении эффективности профориентационной работы со школьниками;
- Преподаватели отмечают существенное повышение уровня компетенций самих студентов, компетенций, на формирование и развитие которых направлены учебные планы кафедры управления персоналом и психологии УрФУ.
Обобщая вышеизложенное, полагаем, что работа по привлечению и удержанию абитуриентов должна идти по нескольким направлениям.
Потенциал, который может дать профессиональная ориентация школьников, можно и нужно больше задействовать, причем не только путем повышения информированности самих абитуриентов, но и их родителей, информированности об особенностях предлагаемых направлений, актуальности, престижу и востребованности интересующих их профессий, способности профессий адаптироваться к быстро изменяющимся экономическим и другим условиям. Решать данный вопрос можно и нужно не только в рамках Дня открытых дверей и целенаправленной работы по профессиональной ориентации в школах, но и работы самих обучающихся в образовательных учреждениях по соответствующим направлениям подготовки по продвижению бренда учебного заведения и специальности в социальных сетях и на профессиональных сайтах. Особенно актуальной такая работа стала в условиях пандемии COVID-19.
Кроме того, в ходе самой приемной кампании возможно использовать организацию досуга абитуриентов совместно со студентами в период между подачей документов и зачислением. Инструментами такого рода профессиональной ориентации и удержания могут быть совместное участие в квестах и прочих активностях, проведение досуга с новыми друзьями вне рамок учебного заведения, занятие киберспортом и проч. Подобные инструменты также можно рассматривать как дополнительный фактор удержания тех школьников, которые представили свои документы в приемные комиссии нескольких образовательных учреждений. Создание, выбор и адаптация инструментов должны происходить в соответствии с быстро меняющимися условиями и с учетом поколенческих особенностей.
1. Gaponenko A.V., Kropinyavskaya S.O., Kuzina O.V. Tehnologiya - professional'nyy uspeh. 10-11 klassy obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniy / A.V. Gaponenko, S.O. Kropinyavskaya, O.V. Kuzina [i dr.]; pod redakciey S.N. Chistyakovoy. - M.: Prosveschenie, 2011. - 176 s.
2. Klimov E.A. Kak vybrat' professiyu. - M.: Prosveschenie,1990. - 158 s.
3. Kovaleva E.N. Vybor vuza: osobennosti povedeniya potrebiteley // Obschestvo. Ekonomika. Kul'tura: aktual'nye problemy, praktika resheniya. K 25-letiyu Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i ekonomiki: materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - Barnaul, 2015. - S. 216-221.
4. Maslevich T.P., Safronova N.B., Minaeva N.L. Innovacionnye metody privlecheniya abiturientov (na primere issledovaniya faktorov motivacii) // Vestnik OGU. - 2018. - № 6 (218). - S.52-60. DOI:https://doi.org/10.25198/1814-6457-218-52
5. Proshickaya E.N. Praktikum po vyboru professii: dlya 8-11 klassov obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniy. - M.: Prosveschenie, 1995. - 191s.
6. Rychenkov M.V. Issledovanie faktorov, okazyvayuschih vliyanie na vybor vuza abiturientami, na razlichnyh etapah processa postupleniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2013. - № 6. - S. 527.
7. Simonenko V.D. Tehnologiya: bazovyy uroven': 10-11 klassy obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniy / V.D. Simonenko, O.P. Ochinin, N.V. Matyash; pod red. V.D. Simonenko. - M.: Ventana-Graf, 2013. - 224 s.
8. Tehnologiya. Tvoya professional'naya kar'era. 8(9) klass obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniy / P.S. Lerner, G.F. Mihal'chenko, A.V. Prudilo [i dr.]; pod redakciey S.N. Chistyakovoy. - M.: Prosveschenie, 2010. - 159 s.
9. Durdyev S., Ihtiyar A. Structural Equation Model of Factors Influencing Students to Major in Architecture, Engineering, and Construction // Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice. 2019. T. 145. S. 34-54.
10. Tang M., Erford B.T. The history of school counseling // Professional school counseling: A handbook of theories, programs, & practices. Austin. TX. 2004. S. 11-23.