CRAFT EDUCATION AS A PERSPECTIVE DIRECTION OF DEVELOPMENT OF MODERN PROFESSIONAL EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the main aspects of craft activity in modern society and reviews the literature on craft education as one of the directions of development and improvement of professional education. The main organizational, technological and psychological characteristics of handicraft activity are highlighted. The analysis of trends in the development of professional work in the context of providing professional training for handicraft business is carried out. The main problematic areas of handicraft activity are noted: the lack of legislative and regulatory documents regulating the field of handicraft; federal state educational standards in the field of training of handicraft personnel have not been developed in vocational education; professional standards have not yet been developed for existing handicraft professions and craft activities; the lack of educational and scientific literature on handicraft activities and craft professions, which limits the opportunity to master craft education. Currently, the development of handicrafts is on the path of complicating the performance of professional activities. Modern craft education requires significant intellectual investment associated with the idea and design of future products, the presence of imagination and creativity in their work, an important role is played by the ability to build and maintain interpersonal relationships with various groups of people involved in the structure of the organization of a craft enterprise. Today, the organization of handicraft work requires a certain professional training with the need to form professional competencies of various directions (technological, legal, economic, pedagogical, aesthetic, etc.), which, in turn, will be able to stimulate professional improvement and professional development in handicraft activities.

Keywords:
craft education, craft activity, handicraft, vocational education, vocational training
Text

Ремесленная деятельность – это традиционная, одна из исторически сложившихся форм производственной деятельности человека или группы людей, под которой подразумевается мелкое ручное производство различных изделий, товаров с помощью ручных орудий труда бытового или эстетического назначения. Важное значение, при такой производственной деятельности, имеет личный профессиональный уровень и опыт работы мастера-ремесленника, позволяющий ему производить заготовки изделий высокого качества.

В исторической динамике можно выделить такие формы ремесленного труда, как домашнее ремесло (производство в условиях своего натурального хозяйства, «домашняя промышленность» – производство несельскохозяйственной продукции); ремесленная деятельность под заказ; ремесленная деятельность, сложившаяся в рамках рыночных отношений, для продажи на рынке.
С возникновением и развитием ремесел на заказ и на рынок исторически связано и постепенное развитие городов как центров торговли [3].

Обучение ремеслам выполняло значимую роль: молодые люди осваивали и получали основы профессиональной ремесленной деятельности, в ходе обучения активно шли процессы межличностного взаимодействия и сотрудничества, что способствовало социализации и развитию личности в целом. При этом в ремесленной деятельности были охвачены различные слои трудового населения городов, работники производственного и индивидуального труда, благодаря чему ремесленничество выработало определенные экономико-хозяйственные формы взаимоотношений между людьми, а также ценностно-ориентационную основу, лежащую в основе обучения и воспитания молодежи. По сути, именно ремесленные мастера были самыми первыми педагогами в сфере профессионального обучения, обучения подрастающего поколения умению и ремеслу, новой профессии [4, 17].

В ремесленном труде есть общественно значимый смысл, который в настоящее время вынужденно скрыт за современной завесой социально-экономических и образовательных отношений: ремесленничество как вид профессиональной деятельности, возникший для удовлетворения базовых потребностей личности в обустройстве дома и развития себя в труде, через некоторое время стал неким фактором и механизмом сохранения и передачи по наследству социального опыта и опыта профессионального обучения предыдущих поколений [5].

Как справедливо отмечает А.В. Карпов, изменения, которые происходят в настоящее время во многих сферах общественного производства, непосредственным образом затронули и сферу профессиональной деятельности человека [8]. Как известно, в рамках психологии труда можно выделить два принципиально разных, но взаимосвязанных между собой путей решения совершенствования способов и форм трудовой деятельности. В первом случае – это технологический путь, который заключается в совершенствовании и прогрессе самих средств труда. Второй путь – это организационный, который связан уже с познанием и развитием самого субъекта профессиональной деятельности и необходимостью изучения и раскрытия различных свойств человека в труде. В самом содержании ремесленной деятельности существует взаимосвязи, в рамках которых происходит процесс не только изучения методов, приемов и операций работы, но и других процессов: как нужно обучать других и управлять при этом хозяйственными и организационными вопросами [18].

Продолжающийся в настоящее время переход России на рельсы рыночной экономики, выстраивание демократических ценностей в обществе, постоянные общественные изменения естественным образом влияют и на те изменения, которые имеют место быть в настоящее время на всех уровнях образования. Не столько в XX, а сколько уже в XXI веке были утрачены социальные связи, производственные и профессионально-образовательные основы для поддержания и развития ремесленничества. Сегодня ремесленная деятельность функционирует уже на других производственных технологических платформах, при этом достаточно важна, в условиях реформирования образования, оценка накопленного ремесленного профессионального и педагогического опыта [10].

Можно выделить следующие основные организационно-технические характеристики ремесленной деятельности, сложившиеся исторически. Среди них: результат ремесленничества – это материализованный продукт выполненной производственной деятельности и, как правило, небольшой выпуск изготавливаемой продукции; в технологическом производственном процессе присутствует значительная роль ручного труда (действий и операций); как правило, производство связано с одним, реже – с несколькими видами определенной продукции; всегда присутствует необходимость, в экономическом плане, поиска рынка сбыта для произведенной продукции, поиск потенциального заказчика [14].

Если говорить о психологических характеристиках ремесленной деятельности, то наиболее значимыми будут являться следующие: ремесленничество носит целостный характер (не существует функционального разделения на отдельные трудовые функции); ремесленная деятельность разноплановая и функционально насыщенная, выполняемые трудовые действия и операции подчас достаточно сложны; возможность совмещения в ремесленничестве традиционных и инновационных форм ручного производства; культурно-насыщаемое изменение социальной действительности – высокохудожественные работы, например, можно отнести к сфере искусства и творчества.

Отдельно можно выделить высокоинтеллектуальный уровень ремесленной деятельности как целостной системы получения знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности (ручной работы). Возможность в ремесленничестве реализовывать творческую составляющую в труде позволяет нам говорить о том, что это дает возможность не только производить изменения и преобразования окружающей социальной действительности, но и позволяет человеку находить себя в труде, являться средством профессиональной идентичности человека – другими словами, в процессе выполнения ремесленной деятельности происходит формирование профессиональной направленности, саморазвитие и самореализация в труде, раскрытие внутренних ресурсов человека. Многогранность ремесленничества как профессиональной деятельности заключается еще и в том, что в процессе приобщения к ней людей с различными способностями и возможностями постижение данного вида производительной деятельности происходит с наименьшими затратами. И, таким образом, изучение и исследование ремесленничества становится предметом рассмотрения не только традиционных направлений изучения педагогики и педагогического образования, но и достаточно новых и специализированных отраслей педагогического знания, среди которых, например, специальная и пенитенциарная педагогика.

Сегодня становление и развитие не столько ремесленничества, сколько ремесленного профессионального образования в России связано с определенными сложностями. Наметившийся за последние годы рост ремесленных производств не всегда сопровождается обеспечением профессиональной подготовки кадров для ремесленного дела. Анализируя вопросы педагогического образования в контексте ремесленных видов деятельности, кратко охарактеризуем те социально-экономические, технологические и образовательные тенденции, которые в настоящее время присутствуют в современном профессиональном образовании, определяя, тем самым, направления развития сфер профессионального труда.

Можно выделить следующие основные аспекты.

  • Тенденции дифференциации и объединения различных специальностей и профессий.
  • Достаточно быстрые темпы социально-экономических трансформаций в современном обществе, интенсивное развитие информационных технологий и их внедрение в образовательный процесс подготовки обучающихся и в различные сферы профессиональной деятельности, что формирует более сложные виды профессионального труда в целом.
  • Взаимопроникновение предметных областей различных сфер профессиональной деятельности в связи с освоением новых сфер окружающей социальной действительности (с опорой на приоритетные направления научно-технологического развития, приоритетные направления развития науки, технологий и техники и др.) [11, 12].

К настоящему времени на федеральном уровне отсутствуют законодательные нормативные документы, регламентирующие сферу ремесленной деятельности. Сегодня, в условиях рыночной экономики в России, человек, занятый ремесленничеством – это специалист, в определенном смысле, новой формации, осуществляющий экономическую деятельность в рамках субъектов малого и среднего предпринимательства (в области ремесленной деятельности, согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ), при чем, как правило, продукция ремесленничества производится под конкретного заказчика [1, 19]. Возможность ускорения принятия решений по данным вопросам может быть реализована благодаря инициативам ассоциаций ремесленников, ведущих активную деятельность в ремесленных палатах [2, 15].

В профессиональном образовании еще пока не разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в сфере подготовки ремесленных кадров. Если нет ФГОС, соответственно, нет и перечня специальностей и направлений подготовки, нет перечня учебных дисциплин и учебных программ и т.п.

За последние годы Министерство труда Российской Федерации разработало и утвердило различные профессиональные стандарты, которые обязательны к применению работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Вместе с тем, для существующих ремесленных профессий и ремесленных видов деятельности профессиональные стандарты не разработаны, а отсутствие законодательных нормативных документов ограничивает систему профессионального образования в части разработки образовательных программ по подготовке специалистов-ремесленников [16].

Как следствие, существует достаточно фрагментарная учебная и научная литература по ремесленным видам деятельности и ремесленным профессиям, что ограничивает возможность осваивать ремесленное образование. Так, на запрос «ремесленничество» Научная электронная библиотека (eLIBRARY.RU) – крупнейшая в России электронная библиотека (информационный портал) научных публикаций, обладающая богатыми возможностями поиска и анализа научной информации – выдает всего порядка 200 результатов (по состоянию на апрель 2021 года).

Известно, что среднее профессиональное образование – это первый уровень профессионального образования, согласно Закону об образовании [20]. В профессиональном образовательном учреждении студент может рассчитывать на освоение новой для себя профессии и получение диплома. Вместе с тем, велика вероятность, что в ближайшее время российская система среднего профессионального образования может измениться. Речь идет о том, что основной целью обучения в колледжах может стать выпуск «специально» подготовленных специалистов, с минимальным набором сформированных компетенций, с прикладным характером освоенных учебных программ и ориентацией на конкретный рынок труда региона. И срок обучения может сократиться с трех-четырех лет обучения до двух [7].

Применительно к ремесленному образованию, можно отметить, что сегодня образовательные программы профессионального образования выстраиваются в логике традиционной парадигмы обучения и существующих образовательных реформ, акцент в которых сделан на освоении тех или иных компетенций, определенных технических аспектов профессии с минимумом выраженности социально-гуманитарной составляющей. В итоге мы можем наблюдать выпуск «исполнителей» в рамках определенной специальности, «операторов», которые, по сути, нацелены на общий формат производства [6]. Ремесленная деятельность, в отличие от массового производства, подразумевает гибкость поведения на рынке труда, возможность ведения собственной экономической деятельности, выстраивание организационно-управленческих взаимоотношений и др. Можно говорить о том, что система профессионального образования в настоящее время ориентируется на подготовку кадров для индустриального, массового производства, не учитывает тенденции дифференциации и укрупнения профессий, не способствует формированию будущих профессионально важных качеств, связанных с гибкостью мышления и поведения, самостоятельностью, ответственностью, необходимых для полноценной профессиональной адаптации на рынке труда [9].

Известно, что квалификация работников является важным производственным ресурсом ремесленного предприятия, в связи с чем во многих странах существуют системы профессиональной подготовки для специалистов малого бизнеса, в том числе и для ремесленной деятельности. В нашей стране изменение количества ремесленно-хозяйственных предприятий и изменение рынка профессионального труда не всегда сопровождается необходимым процессом профессиональной подготовки работников [13].

В настоящее время, в рамках формирования постиндустриального общества, развитие ремесленничества идет по пути усложнения выполнения профессиональной деятельности. Современное ремесленное образование требует значительного интеллектуальных вложений, связанных с задумкой и проектированием будущих изделий, наличие воображения и творчества в своей работе. Кроме этого, значимую роль играет умение выстраивать и поддерживать межличностные отношения с различными группами лиц, задействованных в структуре организации ремесленного предприятия. Можно смело говорить о том, что сегодня организация ремесленного труда требует определенной профессиональной подготовки с необходимостью формирования профессиональных компетенций различной направленности (технологической, юридической, экономической, педагогической, эстетической и др.), что, в свою очередь, сможет стимулировать профессиональное совершенствование и профессиональное развитие в ремесленной деятельности. С учетом продолжающихся образовательных реформ и развития рынков профессионального труда разработка и решение вопросов ремесленного образования приобретает научно-практическую значимость в рамках модернизации системы профессионального образования в целом.

References

1. “OK 029-2014 (KDES Red. 2). Obshcherossijskij klassifikator vidov ekonomicheskoj deyatel'nosti "(utv. Prikazom Rosstandarta ot 31.01.2014 No. 14-st) (red. Ot 10.02.2021) [" OK 029-2014 (NACE Ed. 2). All-Russian classifier of types of economic activity "(approved by Order of Rosstandart No. 14-st of 01/31/2014) (ed. of 02/10/2021)] [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 27 April 2021). (in Russian)

2. Anfimova A.YU., Golovanov V.I. Mekhanizmy podderzhki remeslennichestva v Rossijskoj Federacii [Mechanisms for supporting handicrafts in the Russian Federation]. Municipal'naya akademiya [Municipal Academy], 2018, no. 2, pp. 107-109. (in Russian)

3. Vodyanova I.N. Novaya remeslennaya ekonomika kak vid malogo predprinimatel'stva [The new craft economy as a type of small business]. Problemy sovremennoj ekonomiki [Problems of the modern economy], 2010, no 2 (34), pp. 206-209. (in Russian)

4. Gavrilov D.E. Economic news i osobennosti razvitiya remeslennoj deyatel'nosti [Economic nature and features of the development of craft activities]: dis. ... candidate of economic sciences. Ekaterinburg Publ., 2012, 176 p. (in Russian)

5. Gavrilov D.E., Mokronosov A.G. Institucional'no-ekonomic news osnovy razvitiya remeslennichestva v Rossii [Institutional and economic foundations for the development of handicrafts in Russia]. Nauchnyj vestnik Ural'skoj akademii gosudarstvennoj sluzhby: Politologiya, ekonomika, sociologiya, pravo [Scientific Bulletin of the Ural Academy of Public Service: Political Science, Economics, Sociology, Law.], 2011, no. 3 (16), pp. 58-66. (in Russian)

6. Gvozdeva A.V., Chaplygina A.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v usloviyah obrazovatel'nogo klastera "shkola - vuz - predpriyatie" enterprise "]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher education.], 2019, no. 2, pp. 103-110. (in Russian)

7. Zachem uchit 'chetyre goda: v Rossii ob "yavlena reforma kolledzhej [Why teach for four years: College reform announced in Russia] [Electronic resource]. Available at: https://www.mk.ru/social/2021/ 03/25 / zachem-uchit-chetyre-goda-v-rossii-obyavlena-reforma-kolledzhey.html (accessed 27 April 2021). (In Russian)

8. Karpov A.V. [et al.] Psihologiya truda [Labor Psychology]: a textbook for bachelors; 2nd ed .. M .: Yurajt Publ., 2014, 350 p. (in Russian)

9. Keller A.V. Vytesnyaetsya i otmiraet? Gorodskoe remeslo v kontekste teorii modernizacii: postanovka problemy [Displaced and dying out? Urban craft in the context of modernization theory: problem statement]. Quaestio Rossica, 2017, Tom 5, no. 1. pp. 15-31.

10. Komarova O.V., Salamatova T.A., Gavrilov D.E. Problemy razvitiya remeslennichestva, malogo i srednego biznesa i srednego klassa [Problems of the development of handicrafts, small and medium-sized businesses and the middle class:]: a monograph. Ekaterinburg: Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet Publ., 2012, 163 p. (in Russian)

11. Kumohin A.G., Kachaev R.I. Distancionnoe obuchenie v sovremennyh usloviyah: obzor vozmozhnostej i ogranichenij [Distance learning in modern conditions: an overview of opportunities and limitations]. Prikladnaya psihologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy], 2021, Tom 6, no. 1, pp. 42-56. (in Russian)

12. Len'kov S.L., Rubcova N.E. Determinanty izmenenij professional'nogo razvitiya i perspektivnye zadachi psihologii truda [Determinants of changes in professional development and prospective tasks of labor psychology]. Chelovecheskij faktor: problemy psihologii i ergonomiki [Human factor: problems of psychology and ergonomics], 2017, no. 2 (82), pp. 3-11. (in Russian)

13. Moiseev A.V., Aminov T.M. Kul'turno-antropologicheskij kod remeslennichestva v praktikoorientirovannom professional'nom obrazovanii [Cultural and anthropological code of handicrafts in practice-oriented professional education]. Pedagogicheskij zhurnal Bashkorstostana [Pedagogical Journal of Bashkortostan], 2019, no. 2 (81), pp. 71-76. (in Russian)

14. Oprya A.A. K voprosu o social'no-lichnostnom konflikte remeslennikov tradicionnyh promyslov RF v sfere marketinga: istoricheskij aspekt [On the question of the social and personal conflict of traditional crafts artisans of the Russian Federation in the field of marketing: historical aspect]. Nauchnaya palitra [Scientific Palette], 2019, no. 2 (24), pp. 46. ​​(in Russian)

15. Palata remesel RF [Chamber of Crafts of the Russian Federation] [Electronic resource]. Available at: http: //palataremesel.rf/ (accessed 27 April 2021). (in Russian)

16. Prikaz Mintruda Rossii ot 29.09.2014 No. 667n (red.ot 09.03.2017) "About reestre professional'nyh standartov (perechne vidov professional'noj deyatel'nosti)" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 19.11.2014 No. 34779) [Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation No. 667n of 09/29/2014 (ed. Of 03/09/2017) "On the Register of Professional Standards (List of types of professional activities)" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 11/19/2014 No. 34779)] [ Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 27 April 2021). (in Russian)

17. Romancev G.M., Efanov A.V., Bychkova E.YU. Professional'noe remeslennoe obrazovanie kak social'no-pedagogicheskaya problema [Professional craft education as a socio-pedagogical problem]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy.], 2018, no. 1, pp. 170-181. (in Russian)

18. Romancev G.M., Tindemann B., Efanov A.V., Bychkova E.YU. K voprosu o sushchnosti remeslennoj deyatel'nosti i remeslennogo obrazovaniya v sovremennom obshchestve [On the question of the essence of craft activity and craft education in modern society]. Biznes. Obrazovanie. Pravo [Business. Education. Right], 2015, no. 4 (33), pp. 328-332. (in Russian)

19. Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 No. 209-FZ (red. Ot 30.12.2020) "O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii" (s izm. I dop., Vstup. V silu s 01.01. 2021) [Federal Law No. 209-FZ of 24.07.2007 (as amended on 30.12.2020) "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. Effective from 01.01.2021)] [Electronic resource] ... Available at: http://www.consultant.ru (accessed 27 April 2021). (in Russian)

20. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ (red. Ot 20.04.2021) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 273-FZ of 12/29/2012 (as amended on 04/20/2021) "On Education in the Russian Federation"] [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 27 April 2021). (in Russian)

Reviews
1. Craft education as a perspective direction of development of modern professional education Authors: Sklyarenko Inna


Login or Create
* Forgot password?