УДК 15 Психология
В статье рассмотрены основные аспекты ремесленной деятельности в современном обществе и проведен обзор литературы по вопросам ремесленного образования как одного из направлений развития и совершенствования профессионального образования. Выделены основные организационно-технологические и психологические характеристики ремесленной деятельности. Проведен анализ тенденций развития сфер профессионального труда в контексте обеспечения профессиональной подготовки кадров для ремесленного дела. Отмечены основные проблемные области ремесленной деятельности: отсутствие законодательных нормативных документов, регламентирующих сферу ремесленничества; в профессиональном образовании не разработаны федеральные государственные образовательные стандарты в сфере подготовки ремесленных кадров; для существующих ремесленных профессий и ремесленных видов деятельности пока еще не разработаны профессиональные стандарты; дефицит учебной и научной литературы по ремесленным видам деятельности и ремесленным профессиям, что ограничивает возможность осваивать ремесленное образование. В настоящее время развитие ремесленничества идет по пути усложнения выполнения профессиональной деятельности. Современное ремесленное образование требует значительного интеллектуальных вложений, связанных с задумкой и проектированием будущих изделий, наличие воображения и творчества в своей работе, значимую роль играет умение выстраивать и поддерживать межличностные отношения с различными группами лиц, задействованных в структуре организации ремесленного предприятия. Сегодня организация ремесленного труда требует определенной профессиональной подготовки с необходимостью формирования профессиональных компетенций различной направленности (технологической, юридической, экономической, педагогической, эстетической и др.), что, в свою очередь, сможет стимулировать профессиональное совершенствование и профессиональное развитие в ремесленной деятельности.
ремесленное образование, ремесленная деятельность, ремесленничество, профессиональное образование, профессиональная подготовка
Ремесленная деятельность – это традиционная, одна из исторически сложившихся форм производственной деятельности человека или группы людей, под которой подразумевается мелкое ручное производство различных изделий, товаров с помощью ручных орудий труда бытового или эстетического назначения. Важное значение, при такой производственной деятельности, имеет личный профессиональный уровень и опыт работы мастера-ремесленника, позволяющий ему производить заготовки изделий высокого качества.
В исторической динамике можно выделить такие формы ремесленного труда, как домашнее ремесло (производство в условиях своего натурального хозяйства, «домашняя промышленность» – производство несельскохозяйственной продукции); ремесленная деятельность под заказ; ремесленная деятельность, сложившаяся в рамках рыночных отношений, для продажи на рынке.
С возникновением и развитием ремесел на заказ и на рынок исторически связано и постепенное развитие городов как центров торговли [3].
Обучение ремеслам выполняло значимую роль: молодые люди осваивали и получали основы профессиональной ремесленной деятельности, в ходе обучения активно шли процессы межличностного взаимодействия и сотрудничества, что способствовало социализации и развитию личности в целом. При этом в ремесленной деятельности были охвачены различные слои трудового населения городов, работники производственного и индивидуального труда, благодаря чему ремесленничество выработало определенные экономико-хозяйственные формы взаимоотношений между людьми, а также ценностно-ориентационную основу, лежащую в основе обучения и воспитания молодежи. По сути, именно ремесленные мастера были самыми первыми педагогами в сфере профессионального обучения, обучения подрастающего поколения умению и ремеслу, новой профессии [4, 17].
В ремесленном труде есть общественно значимый смысл, который в настоящее время вынужденно скрыт за современной завесой социально-экономических и образовательных отношений: ремесленничество как вид профессиональной деятельности, возникший для удовлетворения базовых потребностей личности в обустройстве дома и развития себя в труде, через некоторое время стал неким фактором и механизмом сохранения и передачи по наследству социального опыта и опыта профессионального обучения предыдущих поколений [5].
Как справедливо отмечает А.В. Карпов, изменения, которые происходят в настоящее время во многих сферах общественного производства, непосредственным образом затронули и сферу профессиональной деятельности человека [8]. Как известно, в рамках психологии труда можно выделить два принципиально разных, но взаимосвязанных между собой путей решения совершенствования способов и форм трудовой деятельности. В первом случае – это технологический путь, который заключается в совершенствовании и прогрессе самих средств труда. Второй путь – это организационный, который связан уже с познанием и развитием самого субъекта профессиональной деятельности и необходимостью изучения и раскрытия различных свойств человека в труде. В самом содержании ремесленной деятельности существует взаимосвязи, в рамках которых происходит процесс не только изучения методов, приемов и операций работы, но и других процессов: как нужно обучать других и управлять при этом хозяйственными и организационными вопросами [18].
Продолжающийся в настоящее время переход России на рельсы рыночной экономики, выстраивание демократических ценностей в обществе, постоянные общественные изменения естественным образом влияют и на те изменения, которые имеют место быть в настоящее время на всех уровнях образования. Не столько в XX, а сколько уже в XXI веке были утрачены социальные связи, производственные и профессионально-образовательные основы для поддержания и развития ремесленничества. Сегодня ремесленная деятельность функционирует уже на других производственных технологических платформах, при этом достаточно важна, в условиях реформирования образования, оценка накопленного ремесленного профессионального и педагогического опыта [10].
Можно выделить следующие основные организационно-технические характеристики ремесленной деятельности, сложившиеся исторически. Среди них: результат ремесленничества – это материализованный продукт выполненной производственной деятельности и, как правило, небольшой выпуск изготавливаемой продукции; в технологическом производственном процессе присутствует значительная роль ручного труда (действий и операций); как правило, производство связано с одним, реже – с несколькими видами определенной продукции; всегда присутствует необходимость, в экономическом плане, поиска рынка сбыта для произведенной продукции, поиск потенциального заказчика [14].
Если говорить о психологических характеристиках ремесленной деятельности, то наиболее значимыми будут являться следующие: ремесленничество носит целостный характер (не существует функционального разделения на отдельные трудовые функции); ремесленная деятельность разноплановая и функционально насыщенная, выполняемые трудовые действия и операции подчас достаточно сложны; возможность совмещения в ремесленничестве традиционных и инновационных форм ручного производства; культурно-насыщаемое изменение социальной действительности – высокохудожественные работы, например, можно отнести к сфере искусства и творчества.
Отдельно можно выделить высокоинтеллектуальный уровень ремесленной деятельности как целостной системы получения знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности (ручной работы). Возможность в ремесленничестве реализовывать творческую составляющую в труде позволяет нам говорить о том, что это дает возможность не только производить изменения и преобразования окружающей социальной действительности, но и позволяет человеку находить себя в труде, являться средством профессиональной идентичности человека – другими словами, в процессе выполнения ремесленной деятельности происходит формирование профессиональной направленности, саморазвитие и самореализация в труде, раскрытие внутренних ресурсов человека. Многогранность ремесленничества как профессиональной деятельности заключается еще и в том, что в процессе приобщения к ней людей с различными способностями и возможностями постижение данного вида производительной деятельности происходит с наименьшими затратами. И, таким образом, изучение и исследование ремесленничества становится предметом рассмотрения не только традиционных направлений изучения педагогики и педагогического образования, но и достаточно новых и специализированных отраслей педагогического знания, среди которых, например, специальная и пенитенциарная педагогика.
Сегодня становление и развитие не столько ремесленничества, сколько ремесленного профессионального образования в России связано с определенными сложностями. Наметившийся за последние годы рост ремесленных производств не всегда сопровождается обеспечением профессиональной подготовки кадров для ремесленного дела. Анализируя вопросы педагогического образования в контексте ремесленных видов деятельности, кратко охарактеризуем те социально-экономические, технологические и образовательные тенденции, которые в настоящее время присутствуют в современном профессиональном образовании, определяя, тем самым, направления развития сфер профессионального труда.
Можно выделить следующие основные аспекты.
- Тенденции дифференциации и объединения различных специальностей и профессий.
- Достаточно быстрые темпы социально-экономических трансформаций в современном обществе, интенсивное развитие информационных технологий и их внедрение в образовательный процесс подготовки обучающихся и в различные сферы профессиональной деятельности, что формирует более сложные виды профессионального труда в целом.
- Взаимопроникновение предметных областей различных сфер профессиональной деятельности в связи с освоением новых сфер окружающей социальной действительности (с опорой на приоритетные направления научно-технологического развития, приоритетные направления развития науки, технологий и техники и др.) [11, 12].
К настоящему времени на федеральном уровне отсутствуют законодательные нормативные документы, регламентирующие сферу ремесленной деятельности. Сегодня, в условиях рыночной экономики в России, человек, занятый ремесленничеством – это специалист, в определенном смысле, новой формации, осуществляющий экономическую деятельность в рамках субъектов малого и среднего предпринимательства (в области ремесленной деятельности, согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ), при чем, как правило, продукция ремесленничества производится под конкретного заказчика [1, 19]. Возможность ускорения принятия решений по данным вопросам может быть реализована благодаря инициативам ассоциаций ремесленников, ведущих активную деятельность в ремесленных палатах [2, 15].
В профессиональном образовании еще пока не разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в сфере подготовки ремесленных кадров. Если нет ФГОС, соответственно, нет и перечня специальностей и направлений подготовки, нет перечня учебных дисциплин и учебных программ и т.п.
За последние годы Министерство труда Российской Федерации разработало и утвердило различные профессиональные стандарты, которые обязательны к применению работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Вместе с тем, для существующих ремесленных профессий и ремесленных видов деятельности профессиональные стандарты не разработаны, а отсутствие законодательных нормативных документов ограничивает систему профессионального образования в части разработки образовательных программ по подготовке специалистов-ремесленников [16].
Как следствие, существует достаточно фрагментарная учебная и научная литература по ремесленным видам деятельности и ремесленным профессиям, что ограничивает возможность осваивать ремесленное образование. Так, на запрос «ремесленничество» Научная электронная библиотека (eLIBRARY.RU) – крупнейшая в России электронная библиотека (информационный портал) научных публикаций, обладающая богатыми возможностями поиска и анализа научной информации – выдает всего порядка 200 результатов (по состоянию на апрель 2021 года).
Известно, что среднее профессиональное образование – это первый уровень профессионального образования, согласно Закону об образовании [20]. В профессиональном образовательном учреждении студент может рассчитывать на освоение новой для себя профессии и получение диплома. Вместе с тем, велика вероятность, что в ближайшее время российская система среднего профессионального образования может измениться. Речь идет о том, что основной целью обучения в колледжах может стать выпуск «специально» подготовленных специалистов, с минимальным набором сформированных компетенций, с прикладным характером освоенных учебных программ и ориентацией на конкретный рынок труда региона. И срок обучения может сократиться с трех-четырех лет обучения до двух [7].
Применительно к ремесленному образованию, можно отметить, что сегодня образовательные программы профессионального образования выстраиваются в логике традиционной парадигмы обучения и существующих образовательных реформ, акцент в которых сделан на освоении тех или иных компетенций, определенных технических аспектов профессии с минимумом выраженности социально-гуманитарной составляющей. В итоге мы можем наблюдать выпуск «исполнителей» в рамках определенной специальности, «операторов», которые, по сути, нацелены на общий формат производства [6]. Ремесленная деятельность, в отличие от массового производства, подразумевает гибкость поведения на рынке труда, возможность ведения собственной экономической деятельности, выстраивание организационно-управленческих взаимоотношений и др. Можно говорить о том, что система профессионального образования в настоящее время ориентируется на подготовку кадров для индустриального, массового производства, не учитывает тенденции дифференциации и укрупнения профессий, не способствует формированию будущих профессионально важных качеств, связанных с гибкостью мышления и поведения, самостоятельностью, ответственностью, необходимых для полноценной профессиональной адаптации на рынке труда [9].
Известно, что квалификация работников является важным производственным ресурсом ремесленного предприятия, в связи с чем во многих странах существуют системы профессиональной подготовки для специалистов малого бизнеса, в том числе и для ремесленной деятельности. В нашей стране изменение количества ремесленно-хозяйственных предприятий и изменение рынка профессионального труда не всегда сопровождается необходимым процессом профессиональной подготовки работников [13].
В настоящее время, в рамках формирования постиндустриального общества, развитие ремесленничества идет по пути усложнения выполнения профессиональной деятельности. Современное ремесленное образование требует значительного интеллектуальных вложений, связанных с задумкой и проектированием будущих изделий, наличие воображения и творчества в своей работе. Кроме этого, значимую роль играет умение выстраивать и поддерживать межличностные отношения с различными группами лиц, задействованных в структуре организации ремесленного предприятия. Можно смело говорить о том, что сегодня организация ремесленного труда требует определенной профессиональной подготовки с необходимостью формирования профессиональных компетенций различной направленности (технологической, юридической, экономической, педагогической, эстетической и др.), что, в свою очередь, сможет стимулировать профессиональное совершенствование и профессиональное развитие в ремесленной деятельности. С учетом продолжающихся образовательных реформ и развития рынков профессионального труда разработка и решение вопросов ремесленного образования приобретает научно-практическую значимость в рамках модернизации системы профессионального образования в целом.
1. «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 10.02.2021) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 27.04.2021).
2. Анфимова А.Ю., Голованов В.И. Механизмы поддержки ремесленничества в Российской Федерации // Муниципальная академия. 2018. № 2. С. 107-109.
3. Водянова И.Н. Новая ремесленная экономика как вид малого предпринимательства // Проблемы современной экономики. 2010. № 2 (34). С. 206-209.
4. Гаврилов Д.Е. Экономическая природа и особенности развития ремесленной деятельности: дис. … канд. экон. наук. Екатеринбург, 2012. 176 с.
5. Гаврилов Д.Е., Мокроносов А.Г. Институционально-экономические основы развития ремесленничества в России // Научный вестник Уральской академии государственной службы: Политология, экономика, социология, право. 2011. № 3 (16). С. 58-66.
6. Гвоздева А.В., Чаплыгина А.В. Теоретико-методологические основы формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях образовательного кластера «школа - вуз - предприятие» // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2019. № 2. С. 103-110.
7. Зачем учить четыре года: в России объявлена реформа колледжей [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.mk.ru/social/2021/03/25/zachem-uchit-chetyre-goda-v-rossii-obyavlena-reforma-kolledzhey.html (дата обращения 27.04.2021).
8. Карпов А.В. [и др.] Психология труда: учебник для бакалавров; 2-е изд. М.: Изд-во Юрайт, 2014. 350 с.
9. Келлер А.В. Вытесняется и отмирает? Городское ремесло в контексте теории модернизации: постановка проблемы // Quaestio Rossica. 2017. Том 5. № 1. С. 15-31.
10. Комарова О.В., Саламатова Т.А., Гаврилов Д.Е. Проблемы развития ремесленничества, малого и среднего бизнеса и среднего класса: монография. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2012. 163 с.
11. Кумохин А.Г., Качаев Р.И. Дистанционное обучение в современных условиях: обзор возможностей и ограничений // Прикладная психология и педагогика. 2021. Том 6. № 1. С. 42-56.
12. Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Детерминанты изменений профессионального развития и перспективные задачи психологии труда // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2017. № 2 (82). С. 3-11.
13. Моисеев А.В., Аминов Т.М. Культурно-антропологический код ремесленничества в практикоориентированном профессиональном образовании // Педагогический журнал Башкорстостана. 2019. № 2 (81). С. 71-76.
14. Опря А.А. К вопросу о социально-личностном конфликте ремесленников традиционных промыслов РФ в сфере маркетинга: исторический аспект // Научная палитра. 2019. № 2 (24). С. 46.
15. Палата ремесел РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://палатаремесел.рф/ (дата обращения 27.04.2021).
16. Приказ Минтруда России от 29.09.2014 № 667н (ред. от 09.03.2017) «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.11.2014 № 34779) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 27.04.2021).
17. Романцев Г.М., Ефанов А.В., Бычкова Е.Ю. Профессиональное ремесленное образование как социально-педагогическая проблема // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 1. С. 170-181.
18. Романцев Г.М., Тиндеманн Б., Ефанов А.В., Бычкова Е.Ю. К вопросу о сущности ремесленной деятельности и ремесленного образования в современном обществе // Бизнес. Образование. Право. 2015. № 4 (33). С. 328-332.
19. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 27.04.2021).
20. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 27.04.2021).