COMPETENCES MODEL AS INNOVATIVE TOOL FOR EMPLOYEES’ LABOR EFFECTIVENESS INCREASING
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this paper the authors seek to consider the competences model as an innovative tool for human resources management. Main characteristics of competences, possibilities of organization’s competitive advantages strengthening during implementation and usage of the competences model have been analyzed. The development of «competence» and «professional qualities» concepts in the historical context in the U.S. and Western Europe has been also shown and the need of these terms’ introduction and usage in Russian organizations’ practice has been justifi ed in this paper. The development of competence-based approach as an innovative tool for human resources management has been investigated. The obvious advantages of competence-based approach applying, as well as the problems associated with its implementation have been revealed.

Keywords:
competence, competences model, competence-based approach, competences’ manifestation levels, professional qualities.
Text

Становление экономики знаний обусловливает принципиальные изменения в подходах к проблемам конкуренции, сотрудничества, партнерства заинтересованных сторон и роли человека в процессе организационного развития. В этих условиях достижение организацией устойчивого успеха возможно на основе целенаправленного непрерывного развития знаний и компетенций персонала, необходимых для формирования и развития модели организационных ключевых компетенций, которые обеспечивают последовательное удовлетворение потребностей заинтересованных сторон сбалансированным образом на долгосрочной основе. Формирование и использование модели ключевых компетенций относится к наиболее сложным проблемам современного менеджмента, решение которых основывается на новых представлениях об управлении.

В стандарте ISO 9004:2009 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»1 персонал признается самым ценным и важным ресурсом любой организации и его развитие и активное участие в организационной деятельности повышает способность организации увеличивать ценность для заинтересованных сторон. Для этого необходимо предусмотреть, чтобы условия труда персонала способствовали индивидуальному росту, обучению, передаче знаний и согласованности действий, активному поиску возможностей для повышения своей компетентности и расширения опыта.

Содержательная характеристика модель компетенций

В структуре деятельности современных коммерческих организаций ключевыми факторами повышения эффективности труда являются профессиональные компетенции человеческих ресурсов, формируемые через политику обучения и развития персонала, главными целями которой являются:

  • рост профессиональной квалификации работников;
  • развитие их личностного потенциала;
  • содействие формированию корпоративной культуры;
  • оптимизация системы управления ресурсами организации;
  • повышение конкурентоспособности в рыночном сегменте и максимизация прибыли.

Для реализации этих задач необходимо разработать механизм формирования профессиональных компетенций работников как сочетание индивидуальных специальных и общих компетенций работников, условия готовности управленческой системы организации по их реализации и совершенствованию и гибкости реагирования организации на вызовы внешней среды в кризисных условиях.

____________

1 ГОСТ Р ИСО 9004-2010.

References

1. McClelland D.C. Testing for Competence Rather Than for Intelligence. American Psycologist. - 1973. - № 28. - R. 1-14.

2. Belova O. Kvalifikatsionnaya kharakteristika i model' kompetentsiy: mozhno li stavit' znak ravenstva?. Kadrovik. Kadrovyy deloproizvoditel'. - 2010. - № 1. - S. 10-15.

3. Belyaev A. Sistema kompetentsiy dlya vysshego zvena v OAO «Gazprom». Kadrovik. Kadrovyy menedzhment. - 2009. - № 4.

4. Boyatsis R. Kompetentnyy menedzher. Model' effektivnoy raboty: per. s angl. - M.: HIPPO, 2008.

5. Votyakova I.V. Kompetentsiya i mobil'nost' personala v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya kadrovogo potentsiala organizatsii. Upravlenie personalom. - 2008. - № 4. - S. 55, 56.

6. Ekonomicheskaya entsiklopediya / nauch.-red. sovet izd-va «Ekonomika», Institut ekonomiki RAN; gl. red. L.I. Abalkin. - M.: Ekonomika, 1999.

7. Doklad Mezhdunarodnoy komissii po obrazovaniyu, predstavlennyy YuNESKO «Obrazovanie: sokrytoe sokrovishche». - M.: YuNESKO, 2005.

8. Postroenie modeli kompetentsiy v kompanii: metod. posobie / sost. E. Rudivanna. - M.: Mezhdunarodnyy tsentr finansovo-ekonomicheskogo razvitiya, 2008.

9. Razvitie sistemy professional'nykh standartov - odna iz pervostepennykh zadach ob''edineniy rabotodateley. URL: http://rspp.rf/news/view/1609

10. Roik V.D. Sotsial'naya model' gosudarstva: opyt stran Evropy i vybor sovremennoy Rossii. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2006/Vestniksf294-6/Vestniksf294-6130.htm

11. Spenser L., Spenser S. Kompetentsiya na rabote / per. s angl. - M.: HIPPO, 2010.

Login or Create
* Forgot password?