В данной статье автор ставит задачу рассмотреть модель компетенций как инновационный инструмент управления персоналом. Проанализированы основные характеристики компетенций, возможности усиления конкурентных преимуществ организации при внедрении и использовании модели компетенций. Показано также формирование понятий «компетенция», «компетентность» в историческом разрезе в США и Западной Европе и обоснована необходимость внедрения и использования данных терминов в практике российских организаций. Исследовано развитие компетентностного подхода как инновационного инструмента управления персоналом. Автор выявил очевидные достоинства применения компетентностного подхода, а также проблемы, связанные с его внедрением.
компетенция; модель компетенций; компетентностный подход; уровни проявления компетенций; компетентность.
Становление экономики знаний обусловливает принципиальные изменения в подходах к проблемам конкуренции, сотрудничества, партнерства заинтересованных сторон и роли человека в процессе организационного развития. В этих условиях достижение организацией устойчивого успеха возможно на основе целенаправленного непрерывного развития знаний и компетенций персонала, необходимых для формирования и развития модели организационных ключевых компетенций, которые обеспечивают последовательное удовлетворение потребностей заинтересованных сторон сбалансированным образом на долгосрочной основе. Формирование и использование модели ключевых компетенций относится к наиболее сложным проблемам современного менеджмента, решение которых основывается на новых представлениях об управлении.
В стандарте ISO 9004:2009 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»1 персонал признается самым ценным и важным ресурсом любой организации и его развитие и активное участие в организационной деятельности повышает способность организации увеличивать ценность для заинтересованных сторон. Для этого необходимо предусмотреть, чтобы условия труда персонала способствовали индивидуальному росту, обучению, передаче знаний и согласованности действий, активному поиску возможностей для повышения своей компетентности и расширения опыта.
Содержательная характеристика модель компетенций
В структуре деятельности современных коммерческих организаций ключевыми факторами повышения эффективности труда являются профессиональные компетенции человеческих ресурсов, формируемые через политику обучения и развития персонала, главными целями которой являются:
- рост профессиональной квалификации работников;
- развитие их личностного потенциала;
- содействие формированию корпоративной культуры;
- оптимизация системы управления ресурсами организации;
- повышение конкурентоспособности в рыночном сегменте и максимизация прибыли.
Для реализации этих задач необходимо разработать механизм формирования профессиональных компетенций работников как сочетание индивидуальных специальных и общих компетенций работников, условия готовности управленческой системы организации по их реализации и совершенствованию и гибкости реагирования организации на вызовы внешней среды в кризисных условиях.
____________
1 ГОСТ Р ИСО 9004-2010.
1. McClelland D.C. Testing for Competence Rather Than for Intelligence // American Psycologist. - 1973. - № 28. - Р. 1-14.
2. Белова О. Квалификационная характеристика и модель компетенций: можно ли ставить знак равенства? // Кадровик. Кадровый делопроизводитель. - 2010. - № 1. - С. 10-15.
3. Беляев А. Система компетенций для высшего звена в ОАО «Газпром» // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2009. - № 4.
4. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы: пер. с англ. - М.: HIPPO, 2008.
5. Вотякова И.В. Компетенция и мобильность персонала в условиях инновационного развития кадрового потенциала организации // Управление персоналом. - 2008. - № 4. - С. 55, 56.
6. Экономическая энциклопедия / науч.-ред. совет изд-ва «Экономика», Институт экономики РАН; гл. ред. Л.И. Абалкин. - М.: Экономика, 1999.
7. Доклад Международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». - М.: ЮНЕСКО, 2005.
8. Построение модели компетенций в компании: метод. пособие / сост. Е. Рудиванна. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2008.
9. Развитие системы профессиональных стандартов - одна из первостепенных задач объединений работодателей. URL: http://рспп.рф/news/view/1609
10. Роик В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2006/Vestniksf294-6/Vestniksf294-6130.htm
11. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенция на работе / пер. с англ. - М.: HIPPO, 2010.