DEVELOPMENT OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCIES OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF THEIR INVOLVEMENT IN SCHOOL GOVERNMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the problem of the development of social and communicative competences of schoolchildren through their involvement in school self-government. The concept of social and communicative competence of students is investigated, its structural components are highlighted. The concept and types of school self-government as an integral part of education are studied, its goals, objectives, functions and the identification of opportunities in the formation of social and communicative competence of schoolchildren are determined. Conclusions are made: the interaction of the family, school and school government in combination with the balanced use of innovative forms of organization of methodological work, management of educational activities of schoolchildren, contributes to the effective development of their social and communicative competencies.

Keywords:
school, schoolchild, social and communicative competence, school government, technology
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. Школа должна активно участвовать в процессе социализации учащихся, принимая во внимание непосредственное влияние формируемых компетенций на развитие личности ученика. Поэтому одной из целей образовательного учреждения является создание необходимых условий для развития высокого уровня социально-коммуникативных компетенций, выбора методов и приемов педагогики, психологии и методики преподавания школьных предметов.

Обсуждение. В исследованиях авторов определено, что компетентность – это система компетенций, наличие определенных знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в конкретно взятой области [1]. По мнению исследователя М.И. Рожкова: «от того, как индивид становится элементом социальных организации, включается в общество, зависит освоение им системы социальных ролей, адекватных функциям, которые должен реализовать индивид в системе социальных отношений» [2, c. 16].

Необходимо направить внимание школы на тот факт, что современному обществу нужны ответственные люди, способные принимать самостоятельные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, характеризующиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовыми к межкультурному взаимодействию, к решению коммуникативных задач. Возможными решениями этой проблемы исследователи считают формирование социально-коммуникативных компетенций школьников совместно с применением личностно-ориентированных технологий в процессе обучения [3], [4]; инновационных форм организации методической работы в школе [5], [6]; интерактивных методов обучения на уроках [7], компетентностно-ориентированных задач по математике [8], информационно-компьютерных технологий в управлении образовательной деятельностью школьников [9], [10], [11].

В.Н. Куницына определяет такие виды социальных компетенций, как: вербальная, коммуникативная, социально-профессиональная, социально-психологическая компетенции, а также самоидентификация (эго − компетенции) [12, с. 54]. И.А. Зимняя разделяет компетенцию социального взаимодействия (общество, сообщество, команда, семья, друзья, партнеры, конфликты и погашение, сотрудничество, терпимость, мобильность социального) и коммуникативную компетенцию, касающуюся общения (устная, письменная, диалог, монолог, знание и уважение традиций, этикет, межкультурная и иностранная коммуникация, деловая переписка и др.) [13].

Общеобразовательная школа обеспечивает необходимый уровень социальных компетенций своих учеников посредством обучения:

− комплексу знаний и социальных и коммуникативных отношений (концептуально-существенный компонент);

 − системе социальных и коммуникативных навыков (компонент практической деятельности);                                                                                                                  

− опыту продуктивной социальной и коммуникативной деятельности (мотивационный компонент мировоззрения);                                                                             

− личностно-ценным отношениям для улучшения социальных и коммуникативных навыков (концептуальная составляющая)

В исследованиях выделены структурные компоненты социально-коммуникативной компетенции: 1) социальные знания; 2) социальные умения; 3) личностные характеристики; 4) способности индивида.

В современной педагогической науке, по мнению нескольких авторов, существуют: «противоречия, порождаемые введением теории коллективного воспитания, раскрываются в выравнивании личности, ее пассивности (подчинение мнению большинства), потеря индивидуальности» [14]. К примеру, стали популярными идеи личностно-ориентированной педагогики, признающей автономию и приоритет человеческой личности. В этом случае, обучение, основанное на применении противоположных понятий, как коллективизм и индивидуализм, могут нанести вред общему развитию личности ученика, способному к адаптации и самореализации в обществе.

В исследованиях указывается, что для человека коллектив выполняет различные функции, являясь сферой жизнедеятельности; сферой самоутверждения, самовыражения, самореализации; сферой коммуникации; гарантированной моделью безопасности и поддержки; носителем социально-моральных норм и ценностей, реализованных в системе коллективных отношений; сферой человеческого духовного единства [15].

Е.В. Бондаревская определяет воспитание как социально обусловленный и педагогически-ориентированный процесс для удовлетворения потребностей школьников в свободном развитии личности, общества − в творческих активных личностях и государства – в достойных гражданах [16]. Таким образом, становится очевидной роль школьного коллектива в формировании и развитии социально-коммуникативных компетенций учащихся.

В современной педагогической науке под школьным самоуправлением понимают форму организации педагогически мотивирующих действий, оказывающих положительное социальное воздействие на эффективность процессов обучения. Исследователи Н.А. Алымова, Е.И. Надточий выделяют 2 типа самоуправления:

− «смешанный» тип с участием учителей, родителей и обучающихся (школьный совет);

− «разделенный» (школьный совет с участием избранных представителей школьников) [17, с. 17].

Главная задача школьных советов 2-го типа – создать условия для самореализации учащихся и их совместной деятельности, развития творческого, организационного и лидерского потенциала, взаимопонимания, активной гражданственности и общей культуры. Школьное самоуправление – особая структура, которая помогает подросткам чувствовать ответственность за свои действия и принятые решения.

Миссией ученического самоуправления является реализация идей гуманизма и демократизации коллективной жизни и отношений и, на этой основе, подготовка школьников к участию в управлении обществом.

Цели школьного самоуправления:

− предоставить школьнику возможность получить управленческий опыт;

− выявить и реализовать организационные и творческие способности обучающихся;

− помочь учащимся ощутить их важность и участие в решении проблем школы;

− формирование позитивного опыта школьников при осуществлении общественной деятельности в классе и во внеурочное время.

К основным задачам школьного самоуправления мы можем отнести:

− создание условий для полного развития личности;

− представление интересов обучающихся в руководящих органах школьной организации;

− поддержка и развитие интересов учащихся;

− помощь учащимся в реализации своих способностей в различных областях деятельности;

− содействие в социальной защите прав и свобод обучающихся;

− поддержание ученической инициативы.

Развиваясь в различных видах деятельности, школьники, принимающие участие в ученическом самоуправлении, охватывают все большее число задач, которые ранее решались учителями. Так, выявлены следующие функции ученического самоуправления:

− самоактивизация;

− вовлечение как можно большего числа членов коллектива школьников в решение управленческой проблемы, систематизирование их участия в управлении новыми направлениями деятельности;

− организационное саморегулирование;

− гибкость в реализации организационных функций членами школьных коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменять свою структуру, чтобы лучше решать организационные проблемы;

− коллективный самоконтроль;

− постоянный самоанализ органов самоуправления и отдельных организаторов их деятельности, и на основе этого поиск более эффективных решений задач.

Выводы. Деятельность социально активной школы должна быть направлена на развитие социальной активности, личной ответственности, социально-коммуникативных компетенций школьников. Взаимодействие усилий семьи, школы и ученического самоуправления в комплексе со сбалансированным применением интерактивных методов, технологий личностно-ориентированного обучения, инновационных форм организации методической работы, информационно-компьютерных технологий в управлении образовательной деятельностью школьников, способствует эффективному развитию социально-коммуникативных компетенций, понимаемых в аспекте навыков человека, позволяющих адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе, решать свои проблемы и проблемы ученического коллектива.   

References

1. Leont'ev, A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'/A.N. Averchenko//Izbr. psihologicheskie proizvedeniya. − Moskva, 1983. − 387 s.

2. Rozhkov, M.I. Social'nye proby kak faktor socializacii obuchayuschihsya/M.I. Rozhkov// Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. − 1994. − № 1. − S. 16−18.

3. Keldibekova, A.O., Abdulaziz, R.Z. Tehnologiya lichnostno-orientirovannogo obucheniya/A.O. Keldibekova, R.Z. Abdulaziz//Vestnik Oshskogo gosudarstvennogo universiteta. − 2016. − № 3-4. − S. 37−43.

4. Keldibekova, A.O., Tokoeva, D.T., Abdyllazhan uulu, A., Fazilov, R.R. Postroenie lichnostno-orientirovannoy urochnoy i vneurochnoy deyatel'nosti - zalog effektivnosti sovremennogo obrazovaniya/A.O. Keldibekova, D.T. Tokoeva, A. Abdyllazhan uulu, R.R. Fazilov//Mir pedagogiki i psihologii. − 2019. − № 1 (30). − S. 76-88.

5. Keldibekova, A.O. Innovacionnye formy organizacii metodicheskoy raboty v shkole/ A.O. Keldibekova//Nauka. Obrazovanie. Tehnika. − 2017. − № 3-4 (60). − S. 60−63.

6. Keldibekova, A.O. Soderzhanie metodicheskoy podgotovki studentov, buduschih uchiteley matematiki, k proforientacionnoy rabote so shkol'nikami/ A.O. Keldibekova//Vestnik Oshskogo gosudarstvennogo universiteta. − 2013. − № 4. − S. 233−239.

7. Keldibekova, A.O. Primenenie interaktivnyh metodov obucheniya na urokah istorii/ A.O. Keldibekova//Vestnik Oshskogo gosudarstvennogo universiteta. − 2016. − № 3-4. − S. 196-200.

8. Keldibekova, A.O., Sopuev, U.A. Formirovanie kompetentnostey shkol'nikov posredstvom kompetentnostno-orientirovannyh zadach po matematike/A.O. Keldibekova, U.A. Sopuev//Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 5. − № 1. − S. 67-73.

9. Keldibekova, A.O., Zolotareva, T.A. Osobennosti primeneniya informacionnyh tehnologiy na urokah/A.O. Keldibekova, T.A. Zolotareva//Nauka. Obrazovanie. Tehnika. − 2017. − № 3-4 (60). − S. 50-54.

10. Keldibekova, A.O., Zolotareva, T.A. Osnovnye napravleniya primeneniya informacionno-komp'yuternyh tehnologiy v upravlenii obrazovatel'noy deyatel'nost'yu shkol'nikov/A.O. Keldibekova, T.A. Zolotareva//Voprosy pedagogiki. − 2018. − № 4-1. − S. 98−102.

11. Keldibekova, A.O., Zolotareva, T.A. Ispol'zovanie interaktivnoy doski v processe podgotovki shkol'nikov k matematicheskim olimpiadam/A.O. Keldibekova, T.A. Zolotareva// Voprosy pedagogiki. − 2018. − № 4-1. − S. 102−107.

12. Kunicyna, V.N., Kazarinova, N.V., Pogol'sha, V.M. Mezhlichnostnoe obschenie: uchebnik dlya vuzov/V.N. Kunicyna, N.V. Kazarinova, V.M. Pogol'sha. − Sankt-Peterburg: Piter, 2001. 54 s.

13. Zimnyaya, I.A. Kompetenciya cheloveka - novoe kachestvo rezul'tata obrazovaniya/I.A. Zimnyaya// Materialy XIII Vserossiyskogo soveschaniya. − Moskva, 2002. Ch. 2. S. 53.

14. Andreeva, G.M. Social'naya psihologiya: ucheb. dlya vysshih uchebnyh zavedeniy/G.M. Andreeva. − Moskva: Aspekt Press, 2008. − 365 s.

15. Luk'yanova, M.I. Social'naya kompetenciya kak komponent upravlencheskoy kul'tury rukovoditelya/M.I. Luk'yanova//Psihologiya innovacionnogo upravleniya social'nymi gruppami i organizaciyami. Kostroma, 2001. − S. 240-242.

16. Bondarevskaya, E.V., Kul'nevich, S.V. Paradigmal'nyy podhod k razrabotke soderzhaniya klyuchevyh pedagogicheskih kompetenciy/E.V. Bondarevskaya, S.V. Kul'nevich//Pedagogika. − 2004. − S. 10.

17. Alymova, N.A., Nadtochiy, E.I. Shkol'noe samoupravlenie. Struktura, rekomendacii, normativy/N.A. Alymova, E.I. Nadtochiy. Volgograd. − 2012. − S. 17-22.

Login or Create
* Forgot password?