студент
студент
студент
Ош, Киргизия
Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативных компетенций учащихся школ посредством их привлечения к школьному самоуправлению. Исследовано понятие социально-коммуникативной компетенции учащихся, выделены его структурные компоненты. Изучено понятие и типы школьного самоуправления как составной части образования, определены его цели, задачи, функции и выявление возможностей в формировании социально-коммуникативной компетенции школьников. Сделаны выводы: взаимодействие семьи, школы и школьного самоуправления в комплексе со сбалансированным применением инновационных форм организации методической работы, управления образовательной деятельностью школьников, способствует эффективному развитию их социально-коммуникативных компетенций.
школа, ученик, социально-коммуникативная компетенция, школьное самоуправление, технологии
Введение. Школа должна активно участвовать в процессе социализации учащихся, принимая во внимание непосредственное влияние формируемых компетенций на развитие личности ученика. Поэтому одной из целей образовательного учреждения является создание необходимых условий для развития высокого уровня социально-коммуникативных компетенций, выбора методов и приемов педагогики, психологии и методики преподавания школьных предметов.
Обсуждение. В исследованиях авторов определено, что компетентность – это система компетенций, наличие определенных знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в конкретно взятой области [1]. По мнению исследователя М.И. Рожкова: «от того, как индивид становится элементом социальных организации, включается в общество, зависит освоение им системы социальных ролей, адекватных функциям, которые должен реализовать индивид в системе социальных отношений» [2, c. 16].
Необходимо направить внимание школы на тот факт, что современному обществу нужны ответственные люди, способные принимать самостоятельные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, характеризующиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовыми к межкультурному взаимодействию, к решению коммуникативных задач. Возможными решениями этой проблемы исследователи считают формирование социально-коммуникативных компетенций школьников совместно с применением личностно-ориентированных технологий в процессе обучения [3], [4]; инновационных форм организации методической работы в школе [5], [6]; интерактивных методов обучения на уроках [7], компетентностно-ориентированных задач по математике [8], информационно-компьютерных технологий в управлении образовательной деятельностью школьников [9], [10], [11].
В.Н. Куницына определяет такие виды социальных компетенций, как: вербальная, коммуникативная, социально-профессиональная, социально-психологическая компетенции, а также самоидентификация (эго − компетенции) [12, с. 54]. И.А. Зимняя разделяет компетенцию социального взаимодействия (общество, сообщество, команда, семья, друзья, партнеры, конфликты и погашение, сотрудничество, терпимость, мобильность социального) и коммуникативную компетенцию, касающуюся общения (устная, письменная, диалог, монолог, знание и уважение традиций, этикет, межкультурная и иностранная коммуникация, деловая переписка и др.) [13].
Общеобразовательная школа обеспечивает необходимый уровень социальных компетенций своих учеников посредством обучения:
− комплексу знаний и социальных и коммуникативных отношений (концептуально-существенный компонент);
− системе социальных и коммуникативных навыков (компонент практической деятельности);
− опыту продуктивной социальной и коммуникативной деятельности (мотивационный компонент мировоззрения);
− личностно-ценным отношениям для улучшения социальных и коммуникативных навыков (концептуальная составляющая)
В исследованиях выделены структурные компоненты социально-коммуникативной компетенции: 1) социальные знания; 2) социальные умения; 3) личностные характеристики; 4) способности индивида.
В современной педагогической науке, по мнению нескольких авторов, существуют: «противоречия, порождаемые введением теории коллективного воспитания, раскрываются в выравнивании личности, ее пассивности (подчинение мнению большинства), потеря индивидуальности» [14]. К примеру, стали популярными идеи личностно-ориентированной педагогики, признающей автономию и приоритет человеческой личности. В этом случае, обучение, основанное на применении противоположных понятий, как коллективизм и индивидуализм, могут нанести вред общему развитию личности ученика, способному к адаптации и самореализации в обществе.
В исследованиях указывается, что для человека коллектив выполняет различные функции, являясь сферой жизнедеятельности; сферой самоутверждения, самовыражения, самореализации; сферой коммуникации; гарантированной моделью безопасности и поддержки; носителем социально-моральных норм и ценностей, реализованных в системе коллективных отношений; сферой человеческого духовного единства [15].
Е.В. Бондаревская определяет воспитание как социально обусловленный и педагогически-ориентированный процесс для удовлетворения потребностей школьников в свободном развитии личности, общества − в творческих активных личностях и государства – в достойных гражданах [16]. Таким образом, становится очевидной роль школьного коллектива в формировании и развитии социально-коммуникативных компетенций учащихся.
В современной педагогической науке под школьным самоуправлением понимают форму организации педагогически мотивирующих действий, оказывающих положительное социальное воздействие на эффективность процессов обучения. Исследователи Н.А. Алымова, Е.И. Надточий выделяют 2 типа самоуправления:
− «смешанный» тип с участием учителей, родителей и обучающихся (школьный совет);
− «разделенный» (школьный совет с участием избранных представителей школьников) [17, с. 17].
Главная задача школьных советов 2-го типа – создать условия для самореализации учащихся и их совместной деятельности, развития творческого, организационного и лидерского потенциала, взаимопонимания, активной гражданственности и общей культуры. Школьное самоуправление – особая структура, которая помогает подросткам чувствовать ответственность за свои действия и принятые решения.
Миссией ученического самоуправления является реализация идей гуманизма и демократизации коллективной жизни и отношений и, на этой основе, подготовка школьников к участию в управлении обществом.
Цели школьного самоуправления:
− предоставить школьнику возможность получить управленческий опыт;
− выявить и реализовать организационные и творческие способности обучающихся;
− помочь учащимся ощутить их важность и участие в решении проблем школы;
− формирование позитивного опыта школьников при осуществлении общественной деятельности в классе и во внеурочное время.
К основным задачам школьного самоуправления мы можем отнести:
− создание условий для полного развития личности;
− представление интересов обучающихся в руководящих органах школьной организации;
− поддержка и развитие интересов учащихся;
− помощь учащимся в реализации своих способностей в различных областях деятельности;
− содействие в социальной защите прав и свобод обучающихся;
− поддержание ученической инициативы.
Развиваясь в различных видах деятельности, школьники, принимающие участие в ученическом самоуправлении, охватывают все большее число задач, которые ранее решались учителями. Так, выявлены следующие функции ученического самоуправления:
− самоактивизация;
− вовлечение как можно большего числа членов коллектива школьников в решение управленческой проблемы, систематизирование их участия в управлении новыми направлениями деятельности;
− организационное саморегулирование;
− гибкость в реализации организационных функций членами школьных коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменять свою структуру, чтобы лучше решать организационные проблемы;
− коллективный самоконтроль;
− постоянный самоанализ органов самоуправления и отдельных организаторов их деятельности, и на основе этого поиск более эффективных решений задач.
Выводы. Деятельность социально активной школы должна быть направлена на развитие социальной активности, личной ответственности, социально-коммуникативных компетенций школьников. Взаимодействие усилий семьи, школы и ученического самоуправления в комплексе со сбалансированным применением интерактивных методов, технологий личностно-ориентированного обучения, инновационных форм организации методической работы, информационно-компьютерных технологий в управлении образовательной деятельностью школьников, способствует эффективному развитию социально-коммуникативных компетенций, понимаемых в аспекте навыков человека, позволяющих адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе, решать свои проблемы и проблемы ученического коллектива.
1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н. Аверченко//Избр. психологические произведения. − Москва, 1983. − 387 с.
2. Рожков, М.И. Социальные пробы как фактор социализации обучающихся/М.И. Рожков// Ярославский педагогический вестник. − 1994. − № 1. − С. 16−18.
3. Келдибекова, А.О., Абдулазиз, Р.З. Технология личностно-ориентированного обучения/А.О. Келдибекова, Р.З. Абдулазиз//Вестник Ошского государственного университета. − 2016. − № 3-4. − С. 37−43.
4. Келдибекова, А.О., Токоева, Д.Т., Абдыллажан уулу, А., Фазилов, Р.Р. Построение личностно-ориентированной урочной и внеурочной деятельности - залог эффективности современного образования/А.О. Келдибекова, Д.Т. Токоева, А. Абдыллажан уулу, Р.Р. Фазилов//Мир педагогики и психологии. − 2019. − № 1 (30). − С. 76-88.
5. Келдибекова, А.О. Инновационные формы организации методической работы в школе/ А.О. Келдибекова//Наука. Образование. Техника. − 2017. − № 3-4 (60). − С. 60−63.
6. Келдибекова, А.О. Содержание методической подготовки студентов, будущих учителей математики, к профориентационной работе со школьниками/ А.О. Келдибекова//Вестник Ошского государственного университета. − 2013. − № 4. − С. 233−239.
7. Келдибекова, А.О. Применение интерактивных методов обучения на уроках истории/ А.О. Келдибекова//Вестник Ошского государственного университета. − 2016. − № 3-4. − С. 196-200.
8. Келдибекова, А.О., Сопуев, У.А. Формирование компетентностей школьников посредством компетентностно-ориентированных задач по математике/А.О. Келдибекова, У.А. Сопуев//Журнал педагогических исследований. − 2020. − Т. 5. − № 1. − С. 67-73.
9. Келдибекова, А.О., Золотарева, Т.А. Особенности применения информационных технологий на уроках/А.О. Келдибекова, Т.А. Золотарева//Наука. Образование. Техника. − 2017. − № 3-4 (60). − С. 50-54.
10. Келдибекова, А.О., Золотарева, Т.А. Основные направления применения информационно-компьютерных технологий в управлении образовательной деятельностью школьников/А.О. Келдибекова, Т.А. Золотарева//Вопросы педагогики. − 2018. − № 4-1. − С. 98−102.
11. Келдибекова, А.О., Золотарева, Т.А. Использование интерактивной доски в процессе подготовки школьников к математическим олимпиадам/А.О. Келдибекова, Т.А. Золотарева// Вопросы педагогики. − 2018. − № 4-1. − С. 102−107.
12. Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение: учебник для вузов/В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. − Санкт-Петербург: Питер, 2001. 54 с.
13. Зимняя, И.А. Компетенция человека - новое качество результата образования/И.А. Зимняя// Материалы XIII Всероссийского совещания. − Москва, 2002. Ч. 2. С. 53.
14. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для высших учебных заведений/Г.М. Андреева. − Москва: Аспект Пресс, 2008. − 365 с.
15. Лукьянова, М.И. Социальная компетенция как компонент управленческой культуры руководителя/М.И. Лукьянова//Психология инновационного управления социальными группами и организациями. Кострома, 2001. − С. 240-242.
16. Бондаревская, Е.В., Кульневич, С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций/Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич//Педагогика. − 2004. − С. 10.
17. Алымова, Н.А., Надточий, Е.И. Школьное самоуправление. Структура, рекомендации, нормативы/Н.А. Алымова, Е.И. Надточий. Волгоград. − 2012. − С. 17-22.