Russian Federation
This article discusses the possibilities of project activity technology for the formation of a student's subjective position at school. Special attention is paid to the possibilities of digital environment as a way of organization of students’ proactive activities o in the context of additional education at school and to the problem of forming a student's subjectivity in the process of project activities.
Subjectivity, project activity, digital platform, project group
Характерной чертой современного этапа развития системы образования выступает ориентация на саморазвитие, самовоспитание обучающихся, что отражено в материалах «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [5, с.131], Национальном проекте «Образование» [7].
Исследование процессов становления саморазвивающейся личности входит в число актуальных проблем современной педагогики. Это связано, прежде всего, с тем, что в сложившихся социокультурных условиях принципиально важным является наличие у человека готовности к самоизменению и самосовершенствованию. Воспитание свободной личности, готовой нести ответственность за свои поступки, мысли и действия выступают сегодня в качестве важных задач современного образования [2, с. 57].
Задачи образования в условиях избытка информации разительно отличаются от задач в условиях дефицита, что побуждает нас, педагогов, искать все новые методы и технологии обучения и воспитания, в том числе и в дополнительном образовании.
Сегодня в системе образования обозначены следующие основные приоритеты: формирование у учащихся способности быстро ориентироваться в достоверности информации, строить целостную картину мира, готовности к выбору и ответственности за него, умение принимать решения в условиях неопределенности. Реализация этих приоритетных задач возможна только в условиях персонализации образования.
Персонализация обучения базируется на идеях компетентностного подхода, который предусматривает формирование отдельных компетенций учащегося в процессе его продвижения по изучению школьных предметов [2]. Мы же предлагаем модель организации дополнительного образования учащихся школы на основе персонализации. И лучшим инструментом такой персонализации является «цифра» [3].
Необходимые изменения, трансформацию отношений «учителя и учащегося» запустила цифровая образовательная среда (ЦОС).
Проведя анализ проблем, выявленных с развитием ЦОС в школе, мы выделили ключевые:
− цифровой разрыв между учителем и учеником;
− учитель не может принять, что перестал быть единственным источником знания;
− учитель и ученик зачастую существуют как отдельные замкнутые системы.
На решение указанных вызовов направлен нацпроект «Образование» [6], который задает, в том числе, вектор цифровой трансформации образования и новых форм взаимодействия учителя – ученика, в том числе и в системе дополнительного образования в школе.
Анализ ситуации показал, что цифровая среда неизбежно влечет за собой апгрейд взаимодействия учителя и ученика. В цифровой образовательной среде главным становится принцип «Все обучают всех».
Именно этот принцип и позволит решить главную задачу современного образования – формирование субъектности учащегося. Как отмечает М.А. Гусакова, «ученые считают субъектность универсальным способом преобразования и развития человека, связанным с такими качества, как активность и деятельность, самостоятельность и творческая индивидуальность, самоконтроль и саморегуляция, ответственность и самостоятельность» [1, с. 94].
Таким образом, принцип «Все обучают всех» позволяет ученику не просто формировать свою образовательную траекторию, но и осваивать новую социальную роль – гражданина, обладающего проактивной жизненной позицией, субъектностью, основанной на самостоятельной активности в процессе учебной деятельности.
На наш взгляд, наиболее эффективно реализовать данный принцип в школе можно через использование технологии проектной деятельности [4] для организации дополнительного образования. Именно она становится решающим фактором в достижении новых образовательных результатов (в первую очередь, развивается учебная и социальная самостоятельность, компетентность в решении проблем, в принятии решений, ответственность и инициативность). Важным участником проектной деятельности школьников является педагог-наставник, тьютор. Он, благодаря своему профессиональному авторитету, организуя деятельность по разработке учебного проекта, в процессе педагогического взаимодействия с учащимся способствует передаче воспитаннику ценностей жизни и культуры [8].
Исходя из представленных выше положений, нами была разработана модель организации проектной деятельности учащихся. В рамках данной модели предполагается разработка цифровой платформы проектной деятельности учащихся и педагогов на основе ресурсов детского технопарка Кванториум.
Основная идея – консолидация ресурсов школы, Кванториума, образовательных партнеров. Это позволит создать проектные решения по теме «Город будущего» с использованием Платформы проектной деятельности (например, Moodle).
Мы полагаем, что использование «цифры» поможет решить одну из основных педагогических задач – мотивации учащихся. При этом в наиболее полной форме можно организовать работу по формированию субъектности ученика. По мнению члена правления Лиги образования М. Кушнира, «обсуждать поведение ученика в цифровом учебном процессе имеет смысл только как субъектное. "Цифра" не может заставить или уговорить пассивного ученика. Если он не хочет учиться, «цифра» не поможет. Наилучший вариант − если изучаемый материал актуален в рамках реальной деятельности ученика. Если мы сможем системно организовать индивидуальные образовательные траектории на такой основе, система образования практически достигнет идеала» [3, с.55].
Новизна данной модели заключается в организации деятельности разновозрастных групп учащихся по различным направлениям работы в городской среде в соответствии с интересами детей на основе цифровой платформы. Принцип «Все обучают всех» является основным.
Основная цель: формирование субъектности учащихся как образовательного результата через реализацию модели проектной деятельности на основе платформенных решений, в основу которых положен принцип «Все обучают всех».
Задачи:
- разработка технического задания для цифровой платформы проектной деятельности;
- разработка модели организации проектных групп учащихся и педагогов;
- создание проектной группы педагогов;
- проведение мероприятий по вовлечению учащихся в проекты Платформы;
- реализация модели проектной деятельности на базе школы.
Основные требования к использованию платформы проектной деятельности [3]:
- наличие задач, требующих интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, теоретическая, социальная значимость предполагаемых результатов;
- возможность самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работы учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий;
- представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта.
Мы предлагаем платформу проектной деятельности выстроить по принципу компьютерной игры «Город будущего» (Схема 1): ребенок заходит на платформу, стакивается с определенной проблемой, выбирает сферу деятельности (экономика, архитектура, культура, транспорт и т.д.) и выбирает объект, над которым будет работать в этом Городе, чтобы решить проблему, с которой он столкнулся на входе.
В данной сфере «Города будущего» уже могут быть проекты по изменению выбранного ребенком объекта, и тогда он присоединяется к команде, а может, эта проблема еще не решалась, и тогда ребенок может инициировать свой проект.
Изменяется роль педагога − он выступает в роли консультанта, модератора, помощника, тьютора. Педагог сопровождает ребенка в решении его проблемы, поддерживает проектные инициативы, помогает найти необходимые ресурсы для реализации проекта.
Дети и педагоги могут работать в онлайн формате или организовать встречи и проектные занятия. Это могут быть разновозрастные группы учащихся с привлечением педагогов школы и специалистов Квантриума.
На сегодняшний день нами проработана:
- структура такой цифровой платформы, которая является основой технического задания для разработчиков платформы (Схема 2);
- модель организации проектных групп учащихся и педагогов (Схема 3).
В каждой проектной группе выделяются 4 основные роли: лидер, организатор, технолог и проектная команда (исполнители). Каждый ученик может принять участие в работе нескольких проектных групп, выполняя в различных группах различные ролевые функции. Тем самым один ребенок может выполнять в одной проектной группе функции лидера, в другой функции технолога или исполнителя. На основе такой полифункциональности учащегося в условиях реализации нескольких проектов у него появляется возможность для развития личностного потенциала и его реализации при решении конкретных управленческих или исполнительских задач.
Такая модель будет способствовать переходу к творческой образовательной среде, в условиях которой ребенок сможет выбирать проекты, в которых он готов участвовать, самостоятельно проектировать круг задач, которые ему необходимо решать для их реализации. Это позволит ему активно включаться в процесс общения с другими учащимися и педагогами и, находясь в ситуации выбора, самостоятельно определять круг задач, принимать их и реализовывать. Такая ситуация выбора позволит ребенку формировать субъектную позицию, увеличить степень ответственности за принятые решения и позволяет достигать больших результатов. К тому же самостоятельное принятие решения по определению круга задач требует от ребенка согласовывать их с выбором других членов коллектива, что позволит повысить степень согласованности в деятельности проектной группы.
Таким образом, разработанная нами модель проектной деятельности учащихся на основе цифровой платформы позволит перейти на новый уровень организации работы с учащимися на основе принципа «Все обучают всех», что позволит школе увидеть в ученике субъекта, т.е. инициативного, активного, ответственного соучастника образовательного процесса [1, с. 94].
Данная модель организации проектной деятельности также может быть масштабирована на любые новые образовательные локации, которые появляются сегодня в школах – IT-кубы, Точки роста и др.
1. Gusakova, M.A. Fenomen sub'ektnosti v teorii i praktiki pedagogiki /M.A. Gusakova // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. − 2015. − №4. − S. 90−95.
2. Ivanova, I.V. Formirovanie gotovnosti podrostkov k samorazvitiyu v usloviyah osvoeniya dopolnitel'nyh obrazovatel'nyh programm / I.V. Ivanova // Vospitanie shkol'nikov. - 2019. − №4. - S. 57−65.
3. Kushnir, M. Glavnoe - uvlech'. Uchitel' v cifrovom obrazovatel'nom prostranstve. // Deti v informacionnom obschestve / M. Kushnir. − 2020. − № 2(32). − S. 52-59.
4. Pasynkova, N.V. Tehnologiya proektnoy deyatel'nosti studentov / N.V.Pasynkova // Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy. - S. 167-170.
5. Rozhkov, M.I. Soprovozhdenie samorazvitiya detey kak celevaya funkciya dopolnitel'nogo obrazovaniya / M.I. Rozhkov, I.V. Ivanova // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2017. − №4. - S. 131−138.
6. Slobodchikov, V.I. Osnovy psihologicheskoy antropologii. Psihologiya cheloveka: Vvedenie v psihologiyu sub'ektivnosti: ucheb. posobie dlya vuzov / V.I. Slobodchikov. − Moskva: Shkola-Press, 1995.
7. Nacional'nyy proekt «Obrazovanie» http://government.ru/rugovclassifier/833/events/
8. Yakovlev, S.V. Avtoritet pedagoga i uvazhenie k nemu kak uslovie formirovaniya personal'nyh cennostey vospitannikov // Srednee professional'noe obrazovanie. − 2008. − № 2. − S. 8−10.