DISTANCE LEARNING IN MODERN CONDITIONS: OVERVIEW OF OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the scientific psychological and pedagogical literature on the implementation of distance education (DE) in modern conditions. Every year, the number of information and communication technologies that are integrated into the field of education increases. In 2020, in order to prevent the spread of diseases caused by the new coronavirus infection COVID-19, DE proved its relevance. Definitions are given concerning the essence of up; advantages and prospects of UP are highlighted, as well as disadvantages and limitations. A separate review of restrictions on the implementation of DE in the context of a pandemic on the territory of the Russian Federation is given. It is noted that it is necessary to take into account the relationship between modern education and the sphere of professional work in order to train competitive specialists. The analysis of the implementation of up DE 2020 is confirmed by the assessments of experts and specialists in the field of education, who note that those students who in modern conditions spend the second academic year on a permanent DE have a high chance of entering the labor market without a sufficient stock of formed knowledge, skills, competencies and without a sufficiently strong motivation and readiness for further self-study and continuous professional education. In the context of the development of the digital educational environment in pre-school education, it is necessary to consider IT not as a separate "traditional" training, but as a new stage for full-time and part-time forms, where various information technologies can be used.

Keywords:
distance learning, distance education technologies, e-learning, learning success, information technology, covid-19 coronavirus infection, professional work, competitive specialist
Text

Продолжающийся в настоящее время переход России к рыночной экономике, становление и выстраивание государственности, демократических основ в обществе за последние 30 лет не мог не отразиться на системе образования, на всех ее уровнях. Образование как социальный институт, как институт социализации и развития личности и гражданина страны, включает в себя идеи и цели, связанные с образованием в принципе; организации, осуществляющие образовательную деятельность; органы управления и координации данными процессами; людей, осуществляющих профессиональную деятельность в данных организациях. Важно отметить, что образовательное пространство России за вышеуказанный период времени очень сильно трансформировалось и, как следствие, появлялись не только различные виды образовательных организаций, но и апробировались и развивались различного рода образовательные подходы и технологии. Учитывая социально-экономические запросы рыночного общества, акцент ставился на подготовке специалистов с учетом динамично изменяющегося рынка труда, привлечения опыта образовательных практик из других стран и т.п.

Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в период перехода к рыночным отношениям была достаточно кризисной, существовал дефицит финансирования образования и именно тогда рассматривалась возможность внедрения и реализации дистанционного обучения (ДО). Подкрепило эту инициативу решение коллегии Министерства науки, высшей школы и технической политики от 09.06.1993 г. № 9/1 «О создании системы дистанционного образования в Российской Федерации», которое в дальнейшем было утверждено Постановлением Госкомвуза РФ от 31.05.1995 г. № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России» [Цит. по 15].

Разработанная в то время Концепция развития системы дистанционного образования предполагала реализацию дистанционных технологий обучения в интеграции с уже сложившимися формами обучения, очной и заочной. Но на практике этого реализовать не удалось по ряду причин: недостаточная оснащенность вузов материально-техническим обеспечением, дефицит бюджетного финансирования, отсутствие интернет-соединения и специальных компьютерных серверов, малое количество персональных компьютеров. В реальности интернет начал массово внедряться в образовательный процесс вузов в России только в XXI веке, после 2000-х гг. [31].

Следует отметить, что предложение по реализации дистанционного обучения было, в определенном смысле, опережающим время и касалось оно, по большей части, высших учебных заведений. Сегодня реализация дистанционного обучения регламентируется Приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и касается всех образовательных учреждений – школ, колледжей, образовательных организаций высшего образования [22].

Проведенный анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что существует различные определения, касающиеся сущности ДО: 1) синтетическая гуманистическая форма обучения, основанная на использовании информационных технологий и технических средств, благодаря которым возможен диалог преподавателя и обучающегося, причем процесс обучения может реализовываться некритично к их местонахождению в пространстве и времени, а также без привязки к конкретному образовательному учреждению; 2) форма обучения, при которой взаимодействие обучающего и обучающегося происходит на расстоянии, имеет все необходимые учебные элементы (цели обучения, содержание, методы, средства) и реализуется средствами интернета или другими интерактивными технологиями; 3) технология обучения на расстоянии (предполагается, что участники образовательного процесса находятся в разных местах); 4) обучение с помощью телекоммуникационных средств, в рамках которого субъекты обучения осуществляют общий учебный процесс, направленный на достижение таких целей, как создание внешних образовательных продуктов и изменение, развитие субъектов образовательного процесса [1, 32]. Как видно из приведенных определений, ДО понимается и как форма обучения, и как технология.

При реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения предполагается, что в образовательной организации (школа, колледж, вуз) должны быть созданы условия и функционировать специальная информационная система взаимодействия обучающего и обучающегося (электронная информационная образовательная среда – ЭИОС), которая, как правило, включает в себя совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, разработанные преподавателем электронные информационные ресурсы для освоения учебных дисциплин вне зависимости от территориального местонахождения обучающихся [30].

Как форма обучения, ДО не может рассматриваться изолированно, автономно от очной, заочной, очно-заочной форм обучения [9, 11]. ДО строится на основе основной образовательной программы, с теми же целями, средствами и содержанием, но с другой, чем при других формах обучения, формой взаимодействия обучающего и обучающегося и подачей учебного материала. Логика реализации и организации ДО основана на возможностях информационной образовательной среды и средств интернета (специальные программы-приложения (Microsoft Teams, Zoom), форумы, видеоконференции и т.п.).

Уместно отметить, что за последние десятилетия, в связи с высокой степенью глобализации общественных процессов, усложнением выполнения различных видов профессиональной деятельности, проникновением информатизации во многие сферы социальной жизни в образовательном лексиконе можно встретить такие понятия, как «дистанционное обучение», «цифровизация образования», «электронное обучение», «онлайн курсы», «цифровая информационная среда», «информационно-коммуникационные технологии», «облачные технологии», «мобильное обучение», «интернет-обучение» и др. [2, 4, 5, 10. 12, 19, 20, 26, 33]. Более того, применимо к рассмотрению ДО, важно подчеркнуть, что только публикаций по данной проблематике в Российском индексе научного цитирования насчитывается порядка 35000 (на ноябрь 2020 г.), а первая монография датируется 1999 годом. Конечно, немалый прирост по особенностям реализации ДО был осуществлен как раз в 2020 году.

Как уже было упомянуто ранее, дистанционное обучение в историческом ракурсе затрагивало только высшее образование. Но в настоящее время, в 2020 году, в целях недопущения распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19, дистанционное обучение доказало свою востребованность. Общество осознает, что у ДО есть как определенные образовательные перспективы, так и ограничения. Имеет смысл более подробно рассмотреть особенности реализации ДО, тем более что с марта 2020 г. и по настоящее время ДО вышло на передовой план обучения в школах, колледжах, образовательных организациях высшего образования в РФ и успело захватить как конец учебного года, так и начало следующего. И в этом смысле представляется целесообразным пока не разделять виды и уровни образования, а обобщить российский «дистанционный» результат и эффект реализации ДО, а также постараться понять, насколько эффективно такое обучение может быть в современных условиях [6, 7, 17, 28].

Отметим преимущества реализации дистанционного обучения (не в порядке значимости, в порядке перечисления):

  • ДО может не требовать для своей реализации большой штатный педагогический состав и дает возможность выбора преподавателей для образовательного процесса, оптимизируя при этом финансовые затраты (в большей степени относится, в частности, к онлайн курсам, курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а не к образовательным программам школ, колледжей, вузов);
  • существует возможность обучения различного (неограниченного) числа обучающихся в единицу времени;
  • большая часть учебного материала осваивается в процессе взаимодействия с педагогом в режиме реального времени (консультации онлайн, лекционные и семинарские занятия через интернет), что дает возможность оперативного обсуждения и построения диалога;
  • возможность совместной организации онлайн работы над каким-либо проектом, выстраивание дискуссии по определенной проблематике, привлечение для онлайн обсуждения специалистов из профильных структур;
  • подготовка педагогом учебных материалов для самостоятельной подготовки в виде электронных учебников, разработанных презентаций, ссылок на литературу в электронных библиотеках, что минимизирует закупку учебной литературы в печатном виде, не задействуются расходные материалы и позволяет обучающимся самостоятельно работать в ЭИОС;
  • ДО может реализовываться по месту проживания обучающихся или по основному месту работы и, таким образом, экономится время и расходы для проезда в образовательные учреждения;
  • обучение возможно, несмотря на семейные обстоятельства, финансовые трудности, наличие ограниченных физических возможностей, т.е. соблюдается обеспечение социального равенства при получении образования;
  • возможность выстраивания индивидуального графика учебного процесса, который позволяет самостоятельно и гибко реализовывать и «настраивать» обучение, делая акценты, например, на точечных онлайн консультациях, сдачи зачетов и экзаменов по определенному графику, выполнения онлайн тестирования в определенные сроки и т.п.);
  • особенность ДО заключается также в том, что при такой форме обучения большая возможность предоставить и определять обучающимся самим получать требуемые знания, умения, навыки, компетенции, используя для этого необходимые информационные ресурсы;
  • повышение доступности, прежде всего, высшего образования для различных категорий населения;
  • возможность комбинирования учебного материала при реализации дистанционного учебного курса (видеолекции, видеоконференции, обучающая анимация, презентации, геймификация и др);
  • отдельно можно выделить также развитие самостоятельности обучающихся в ходе ДО.

Ограничения реализации ДО:

  • отсутствует возможность установления межличностного контакта между участниками образовательных отношений, минимилизация нормального визуального контакта, невозможность выстроить непосредственные социальные взаимодействия и недостаточная эмоциональная составляющая в таком общении – опосредованный характер средствами информационных технологий характер взаимодействия и сотрудничества;
  • ДО не дает возможности работы напрямую с группой, например, при необходимости обсуждения и сотрудничества по проблемным вопросам в группах с небольшим количеством человек;
  • невозможно проследить, каким образом предоставляемая онлайн информация воспринимается обучающимися, находящимися по ту сторону экрана для возможной корректировки подачи учебного материала, стимулирования мотивации обучения в ходе проведения занятий, отслеживания дисциплины на занятии, соответственно, успешность и эффективность такого обучения будет снижена;
  • низкое усвоение учебного материала вследствие невозможности обеспечения со стороны педагога текущего контроля поведения и успеваемости обучающихся;
  • отсутствие, как правило, возможности у обучающихся, выражать свои мысли в устной форме, что может послужить препятствием для успешного диалога и успешного освоения материала;
  • у педагога, при отсутствии визуальной связи с обучающимися и возможности выстраивания межличностных контактов, возникает трудность при выборе методик обучения и реализуемых педагогических технологий;
  • у обучающихся присутствует, как правило, достаточной явный недостаток практических занятий для формирования необходимых навыков в реализации будущей профессиональной деятельности;
  • для педагогов имеет значение, с точки зрения ответственности, четко подходить в организации рабочего места и пространства, быть самодисциплированным по времени (тем более при наличии разницы в часовых поясах);
  • разработка педагогом электронного учебного курса и техническое сопровождение и поддержка в финансовом плане достаточно затратно;
  • электронная оболочка многих курсов наполнена в основном текстовым содержанием, что в определенном плане делает использование такого курса недостаточно эффективным с позиций усвоения учебного материала;
  • Для создания учебного курса педагогу нужно больше времени, чем при подготовке к очным занятиям. В свою очередь, имеет место недостаточная техническая подготовленность самих обучающихся при работе онлайн и при работе с электронными образовательными ресурсами в ЭИОС;
  • обучающиеся не всегда могут, без контроля педагога, планомерно и эффективно организовать свое учебное время при подготовке к занятиям, при работе с литературой, при прохождении курса в целом и т.п.
  • нередко присутствуют различные технические сложности: разрыв интернет-соединения, различные версии установленных программ, разное материально-техническое оборудование, неработающие интернет-ссылки и т.п., что уменьшает потенциальную аудиторию обучающихся.

Ограничения ДО при массовой его реализации в целях недопущения распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

Помимо «классических» недостатков и трудностей при реализации ДО, представляется необходимым выделить те, которые стали актуальны в настоящее время. Много публикаций по данной проблематике появилось и в интернет-пространстве, и в научных психолого-педагогических исследованиях. Отметим их [27, 36].

Оперативно и повсеместно перейти на онлайн, дистанционное обучение, не получилось и не получается быстро. Перенос учебной дисциплины, учебного курса в дистанционное пространство требует, как правило, труда нескольких специалистов, а не одного педагога в условиях самоизоляции. Речь идет подготовке и записи видеолекций на определенное время по минутам, монтаже видеоматериалов и аудиофайлов, подготовке тестов, графиков, текстов, анимации, отборе необходимой литературы, выкладке материалов на специальные онлайн-платформы, работа с контентом и т.п. Материалы для занятий могут быть подготовлены педагогами недостаточно полно и фрагментарно, в отличие от очного обучения. Тем более данные аспекты пропорциональны количеству тех учебных предметов и дисциплин, которые закреплены за отдельно взятым педагогом. При этом имеет место недостаточная разработанность систем администрирования ДО на специальных платформах.

С одной стороны, ДО дает возможность использовать различные информационные технологии и сервисы, с другой стороны, в настоящее время преподавателям и учителям просто было некогда, в спокойном режиме, успеть освоить новые информационные технологии и это «усвоение» приходится реализовывать во время проведения самих занятий со школьниками и студентами. Это также относится и к обучающимся, которые не до конца четко представляют, как они будут сдавать тот или иной предмет, как должна выстраиваться самостоятельная работа. Важно отметить, что занятия дома в большей степени расслабляют, преподаватель не может осуществлять методический контроль, «эффект присутствия» не соблюдается. ДО требует адаптации к существующим образовательным технологиям всем участникам образовательного процесса: те обучающиеся, которые лучше разбираются в интернет-технологиях и приложениях, более активно воспринимают учебный материал и, соответственно, их обучение более эффективно. Другими словами, необходима компьютерная и информационная подготовка для ДО.

На ДО уходит много времени как у педагогов, так и у обучающихся. Сопровождение учебного курса (отчет о проведенном занятии, разработка следующего занятия, ответы на вопросы обучающихся, работа с компьютерной техникой и др.) требует колоссальных временных затрат. По сути, у педагогов не остается времени на нормальное выполнение не только методической, но и научной работы, которая является неотъемлемой частью научно-педагогической деятельности в целом.

Обучающиеся лишены постоянного, повседневного общения не только с педагогом, но и со своими сверстниками. Социализация, общение и воспитание личности проходят в школе, колледже, образовательной организации высшего образования, а не на дистанционном обучении.

Практикоориентированные занятия по отдельным дисциплинам фактически невозможно провести путем использования дистанционных образовательных технологий (иностранный язык, театральное искусство, дисциплины в системе высшего медицинского образования, спортивные дисциплины и др.).

При постоянном ДО идет большая нагрузка на зрение, с точки зрения организации педагогического процесса все выглядит достаточно однобоко. Если в школе или вузе есть возможность распределить занятия по разным аудиториям, использовать как классические лекции, так и практические занятия с межличностными контактами, есть возможность подвигаться, погулять, пообщаться со сверстниками, вовремя пообедать, то ДО в домашних условиях, на этом фоне, вносит дополнительный пессимистический стресс-фактор ввиду отсутствия вышеуказанных учебно-социальных и бытовых аспектов.

Недостаточная подготовка системы образования к реализации ДО уже приводит к тому, что в ряде вузов студенты, обучающиеся на коммерческой основе, просят руководство образовательной организации предоставить им скидку на следующий семестр, мотивируя это тем, что в связи с переходом на дистанционное обучение из-за пандемии COVID-19 последовало ухудшение качества образовательных услуг в плане низкой вовлеченности студентов и преподавателей в учебный процесс, сбоем учебного расписания и сессий, возникающими техническими проблемами при проведении занятий, «пересортицей» количества учебных часов по реализуемым учебным дисциплинам [18].

Недопонимание существует и у педагогов. В связи с переходом на ДО некоторые школы пошли по пути экономии бюджетных средств, убрав дополнительные надбавочные коэффициенты за воспитательную работу (очных занятий нет, воспитательная функция педагога не реализуется) и за использование в профессиональной педагогической деятельности информационно-коммуникационных технологий в ЭИОС (полагая, что сейчас использование ИКТ является аналогом педагогического труда в принципе по трудоемкости) и, таким образом, учителя недополучили порядка четверти заработной платы [21].

Существующая на сегодняшний день нормативно-правовая база в сфере дистанционного обучения определяет только основные положения и направления реализации. Более того, медленное изменение нормативных документов, без учета влияния внешних социально-экономических и образовательных условий, не позволяют в достаточной мере раскрыть возможность использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.  Учитывая повсеместное распространение дистанционного обучения, уместно говорить о разработке и применении системы аккредитации и аттестации качества электронных ресурсов системы образования на различных ее уровнях [34].

Рассматривая вопросы реализации и развития образования, в том числе и  дистанционного обучения, имеет смысл посмотреть шире. Проведенный анализ подходов к исследованию вопросов изучения образования на различных уровнях, методологии развития образования, профессиональной деятельности и профессионального развития личности в профессии позволяет нам не только выявить историческую динамику развития, но и попытаться определить актуальные проблемы и перспективы развития образования в Российской Федерации в условиях глобализации, выявить современные тенденции развития сферы профессионального труда [8, 13].

Представляется целесообразным отметить следующие тенденции:

  • в настоящее время происходит интенсификация научно-технического прогресса, а это, в свою очередь, связано с достаточно быстрым развитием информационных технологий в целом и их внедрением в образование на разных уровнях и в различные сферы труда. Кроме того, ускоряется темп социально-экономических изменений в современном обществе и в профессиональный труд внедряются достижения социально-организационного прогресса, что, в свою очередь приводит к усложнению профессионального труда и динамичному характеру его протекания;
  • происходит постоянное расширение предметной области труда в связи с освоением человеком новых сфер познания и появление междисциплинарных областей и точек профессионального соприкосновения;
  • в связи с модернизацией различных сфер профессиональной деятельности некоторые профессии теряют свою актуальность;
  • отдельно можно выделить тенденции дифференциации и интеграции: дифференциация происходит вследствие появления новых профессий, специальностей, должностей, а интеграция проявляется в сближении ранее разных видов труда и в сочетании в рамках определенной профессии выполняемых трудовых функций [24, 25].

Вышеперечисленные тенденции нашли отражение в разработке Агентством стратегических инициатив специальной книги «Атлас новых профессий 3.0» [3]. Первая редакция данного издания появилась еще в 2014 году. Основой для разработки атласа выступила специально разработанная методика, которая используется в Международной организации труда и позволяет делать прогноз развития в той или иной отрасли. Появление атласа обусловлено как указанными тенденциями усложнения и разнообразия профессионального труда, так и запросами социально-экономических отраслей. Уместно подчеркнуть, что если в первой редакции книги были расписаны 120 профессий и 12 отраслей, то в 2019 году появилось уже порядка 300 профессий по 27 отраслям. Перечень профессий и отраслей позволяет формировать прогнозный ориентир на 2030-2035 гг. в контексте перспективных профессий, специальностей, специализаций и выступать дополнительным инструментом профессиональной ориентации и школах, колледжах, образовательных организациях высшего образования.

Учитывая достаточно динамичный характер протекания вышеуказанных тенденций во взаимосвязи образования и будущей (для обучающихся) профессиональной деятельности, важно понимать, что применение только дистанционного обучения не сможет в полной мере обеспечить подготовку квалифицированных специалистов для существующего рынка труда, экономики регионов и страны. В этом смысле эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в различных сферах образования должен опираться, можно полагать, не только реализацию заявленных в связи с пандемией технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, но и системное обучение по очной форме с привлечением активных методов обучения [23].

Не зря эксперты и специалисты в сфере образования отмечают, что те обучающиеся, школьники и студенты, которые в современных условиях уже второй учебный год проводят на постоянном ДО, имеют высокие шансы войти в будущую профессию без достаточного запаса сформированных знаний, умений, навыков, компетенций и без достаточно прочной мотивации и готовности к дальнейшему самообучению и непрерывному профессиональному образованию [27]. И рынок труда, можно полагать, при таком удаленном обучении будет менее качественным.

Встречи общественности с представителями сферы науки и образования, медицины, родителями детей, педагогами подтверждают, что дистанционное обучение – это в настоящее время вынужденная мера в условиях текущей эпидемиологической ситуации в стране. Необходимо сохранять открытый диалог и совместными усилиями обеспечивать и безопасность детей, и качественный образовательный процесс [35].

Важно понимать то, что свободный и легкий доступ к информации, прежде всего, учебной, может привести к возникновению у современного школьника и студента ощущения, что он многое знает и может сразу быстро узнать, что он обладает более чем достаточным объемом знаний, уровней и навыков (формирование у обучающегося псевдокомпетентности). Тем более это ярко проявляется у подрастающего поколения, наиболее восприимчивого к информационным технологиям, с пока еще не сформированной системой ценностных норм и убеждений, с только формирующимся критическим отношением к действительности, с умением работать с информацией в принципе [29].

Если сравнивать ДО с очной и заочной формами обучения, то можно говорить о том, что ДО, в некотором смысле, выступает как новая ступень как для очной, так и для заочной форм, на которой возможно использование информационных технологий (персональные компьютеры, специальная техника, интернет, специальные программы, мобильные приложения и т.п.) [14].

В настоящее время, когда социально-экономическая и общественная ситуация находятся в постоянной динамике, важны новые подходы к содержанию образования. Акцент важен на всех уровнях: среднего полного образования, среднего специального образования, высшего образования, непрерывного профессионального образования, программ дополнительного профессионального обучения, профессиональной переподготовки, дистанционного обучения. Среди перспективных методов и образовательных технологий можно выделить, без привязки к конкретному уровню образования, активные методы обучения: деловые и ролевые игры; методы погружения в реальные профессиональные ситуации; практические тренинги и коучинги; мастерские по проектированию и дебаты по разбираемым вопросам; разборы видео-кейсов, решение ситуационных задач; внедрение компьютерных средств обучения и развития с возможностью оперирования информацией с использованием телекоммуникационных сетей и др. [16].

Можно смело утверждать, что требуются немалые инвестиции в технологии для того, чтобы можно полноценно использовать дистант в процессе школьного и вузовского обучения. Предполагается, что нужно выстроить индивидуальную образовательную траекторию для обучающихся, практически реализовать учебный план, определить алгоритм автоматической проверки работ – в этом плане это могут осуществлять компьютеры с специализированными программами и платформами, которые смогут выдерживать нагрузку, когда много обучающихся заходит в сеть для ДО. К настоящему времени реализации ДО общество осознает, что если мы в целом прошли этап просто «говорящей головы», то впереди еще немало психолого-педагогических, информационных, экономических, образовательных технологий, которые позволят реализовывать ДО на достаточно подготовленном уровне.

References

1. Andreev A.A. K voprosu ob opredelenii ponyatiya «distancionnoe obuchenie» [On the issue of defining the concept of "distance learning"]. Distancionnoe obuchenie [Distance learning], 1997, no. 4, pp. 16-19. (in Russian)

2. Andreev A.A., Soldatkin V.I. Distancionnoe obuchenie: sushchnost, tekhnologiya, organizaciya [Distance learning: essence, technology, organization]: monograph. M., MESI Publ., 1999. 196 p. (in Russian)

3. Atlas novykh professij [Atlas of new professions] [Electronic resource]. Available at: https://atlas100.ru/ (accessed 11 October 2020). (in Russian)

4. Atroshchenko I.G., Kovalenko A.S., Lebedeva T.V. Mobilnye prilozheniya i ikh ispolzovanie v uchebnom processe [Mobile applications and their use in the educational process]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of the Tver state University. Series: Pedagogy and psychology]. 2019, Issue 2 (47), pp. 160-166. (in Russian)

5. Bakhtina O.I., Monakhov V.M. Formirovanie novogo vzglyada na informatizaciyu i nauchno-tekhnologicheskoe razvitie sovremennoj teorii obucheniya [Formation of a new view on Informatization and scientific and technological development of modern learning theory]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher education], 2018, no. 2, pp. 60-77. (in Russian)

6. Grinshkun V.V. Problemy i puti ehffektivnogo ispolzovaniya tekhnologij informatizacii v obrazovanii [Problems and ways of effective use of Informatization technologies in education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher education], 2018, no. 2, pp. 34-47. (in Russian)

7. Degtyareva A.P., Zagorskij V.V. Strategii i ehffektivnost raboty v sistemakh distancionnogo obrazovaniya [Strategies and efficiency of work in distance education systems]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher education], 2016, no. 1, pp. 67-74. (in Russian)

8. Dikaya L.G. Aktualnye problemy i perspektivy issledovanij v psikhologii truda v usloviyakh globalizacii [Actual problems and prospects of research in labor psychology in the context of globalization]. Psikhologicheskij zhurnal [Psychological journal], 2007, Vol. 28, no. 3, pp. 29-44. (in Russian)

9. Evdokimov M.A. Sovershenstvovanie organizacionnykh form distancionnogo obucheniya. Dokt, Diss. [Improving organizational forms of distance learning. Dokt, Diss.]. M., 2006. 40 p. (in Russian)

10. Kalimullina O.V., Trocenko I.V. Sovremennye cifrovye obrazovatelnye instrumenty i cifrovaya kompetentnost: analiz sushchestvuyushchikh problem i tendencij [Modern digital educational tools and digital competence: analysis of existing problems and trends]. Otkrytoe obrazovanie [Open education], 2018, Vol. 22, no. 3, pp. 61-73. (in Russian)

11. Kapustin YU.I. Pedagogicheskie i organizacionnye usloviya ehffektivnogo sochetaniya ochnogo obucheniya i primeneniya tekhnologij distancionnogo obrazovaniya . Dokt, Diss. [Pedagogical and organizational conditions for an effective combination of full-time education and the use of distance education technologies. Dokt, Diss.]: M., 2007. 40 p. (in Russian)

12. Kuznecova I.V. Cifrovizaciya obucheniya: ot mikrokalkulyatora k web-tekhnologiyam [Digitalization of training: from microcalculator to web technologies]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Tver state University. Series: Pedagogy and psychology,], 2020, Issue 2 (51), pp. 187-191. (in Russian)

13. Lenkov S.L., Rubcova N.E. Determinanty izmenenij professionalnogo razvitiya i perspektivnye zadachi psikhologii truda [Determinants of changes in professional development and prospective tasks of labor psychology]. Chelovecheskij faktor: problemy psikhologii i ehrgonomiki [Human factor: problems of psychology and ergonomics], 2017, no. 2 (82), pp. 3-11. (in Russian)

14. Malineckij G.G., Novikova G.V. Krizis «cifrovoj transformaciI» rossijskogo obrazovaniya [Crisis of "digital transformation" of Russian education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher education], 2020, no. 3, pp. 19-37. (in Russian)

15. Malkova T.V. Stanovlenie sistemy distancionnogo obucheniya v Rossijskoj Federacii: k istorii problemy [Formation of the distance learning system in the Russian Federation: on the history of the problem]. Nauka i shkola [Science and school], 2009, no. 1, pp. 63-65. (in Russian)

16. Malceva T.V. Osnovnye tendencii i podkhody sovremennogo obrazovaniya [Main trends and approaches of modern education]. Prikladnaya psikhologiya i pedagogika [Applied psychology and pedagogy], 2016, Vol. 1, no. 1, p. 8. (in Russian)

17. Marchuk N.YU. Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti distancionnogo obucheniya [Psychological and pedagogical features of distance learning]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher education in Russia], 2013, no. 4, pp. 78-85. (in Russian)

18. Massovye vystupleniya protiv «distancionki» stolknulis s soprotivleniem [Mass actions against "remote control" faced resistance] [Electronic resource]. Available at: https://mskgazeta.ru/obshchestvo/massovye-vystupleniya-protiv-distancionki-stolknulis-s-soprotivleniem-6362.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (accessed 17 October 2020). (in Russian)

19. Mejsurova A.F., Kratovich P.V., Notov A.A. Primenenie tekhnologij ehlektronnogo obucheniya dlya povysheniya kachestva universitetskogo obrazovaniya [Application of e-learning technologies to improve the quality of University education]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Tver state University. Series: Pedagogy and psychology], 2019, Issue 3 (48), pp. 175-186. (in Russian)

20. Monakhov I.A. Ehlektronnoe obuchenie v sisteme sovremennykh pedagogicheskikh tekhnologij: osobennosti razvitiya i osnovnye formy [E-learning in the system of modern pedagogical technologies: features of development and main forms]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Tver state University. Series: Pedagogy and psychology], 2019, Issue 1 (46), pp. 209-220. (in Russian)

21. Pandemiya potroshit byudzhety shkol. Ehkonomiya sredstv dobralas do zarplat uchitelej [The Pandemic is gutting school budgets. Savings have reached the salaries of teachers] [Electronic resource]. Available at: https://www.fontanka.ru/2020/11/13/69543878/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (accessed 13 October 2020). (in Russian)

22. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 23.08.2017 № 816 «Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizaciyami, osushchestvlyayushchimi obrazovatelnuyu deyatelnost, ehlektronnogo obucheniya, distancionnykh obrazovatelnykh tekhnologij pri realizacii obrazovatelnykh programM» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 18.09.2017 № 48226) [The Ministry of education of Russia from 23.08.2017 № 816 "On approval of the Procedure for the application of organizations engaged in educational activities, e-learning, distance educational technologies in implementation of educational programs" (Registered in Ministry of justice of Russia 18.09.2017 No. 48226)] [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 11 October 2020). (in Russian)

23. Proekt Postanovleniya Pravitelstva RF «O provedenii v 2020 - 2022 godakh ehksperimenta po vnedreniyu celevoj modeli cifrovoj obrazovatelnoj sredy v sfere obshchego obrazovaniya, srednego professionalnogo obrazovaniya i sootvetstvuyushchego dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya, professionalnogo obucheniya, dopolnitelnogo obrazovaniya detej i vzroslyKH» (po sostoyaniyu na 26.06.2020) (podgotovlen Minprosveshcheniya Rossii, ID proekta 01/01/0620/00105396) [The draft RF Government Decree "On holding in the 2020 - 2022 the experiment implementing the target model of the digital educational environment in General education, secondary professional education and the corresponding additional professional education, vocational training, additional education of children and adults" (as 26.06.2020) (prepared by the Ministry of education of Russia, project ID 01/01/0620/00105396)] [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 11 October 2020). (in Russian)

24. Rubcova N.E. Psikhologicheskaya klassifikaciya sovremennoj professionalnoj deyatelnosti: integrativno-tipologicheskij podkhod [Psychological classification of modern professional activity: integrative-typological approach]: monograph in 2 books; Book 1. Tver, OOO «SFK-ofis» Publ., 2012. 469 p. (in Russian)

25. Rubcova N.E. Strategii professionalnogo stanovleniya konkurentnosposobnogo professionala [Strategies for professional development of a competitive professional]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya "Nauki ob obshchestve i gumanitarnye nauki" [Bulletin of the Tver State Technical University. Series "Social Sciences and Humanities"], 2016, no. 2, pp. 56-61. (in Russian)

26. Ryzhenkov A.V., Dashkovskij V.A., Vinnik M.A. Massovye otkrytye onlajn kursy i rossijskaya sistema obrazovaniya [Mass open online courses and the Russian education system]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher education], 2016, no. 1, pp. 75-87. (in Russian)

27. S kashej v golove. Kak distancionka povliyaet na rynok truda [With the mess in my head. How remote control will affect the labor market] [Electronic resource]. Available at: https://www.gazeta.ru/social/2020/11/14/13360747.shtml (accessed 14 November 2020). (in Russian)

28. Skorobogatov YA.O. Osobennosti distancionnoj formy obucheniya programmirovaniyu shkolnikov 7-11 klassov [Features of distance learning programming for schoolchildren in grades 7-11]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher education], 2017, no. 2, pp. 101-109. (in Russian)

29. Urusova E.A., Khusyainov T.M. Proyavlenie fenomena psevdokompetentnosti lichnosti v usloviyakh informacionnogo obshchestva [Manifestation of the phenomenon of pseudo-competence of the individual in the conditions of information society]. Sovremennaya realnost v socialno-psikhologicheskom kontekste - 2019. Sbornik nauchnykh trudov po materialam III Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii, Novosibirsk, 3-4 aprelya 2019 goda; pod nauchnoj redakciej O.A. Belobrykinoj, M.I. Koshenovoj [Collection of scientific papers based on the materials of the III all-Russian scientific and methodological conference, Novosibirsk, April 3-4, 2019; under the scientific editorship of O.A. Belobrykina, M.I. Koshenova « Modern reality in the socio-psychological context-2019»]. Novosibirsk: Novosibirsk state pedagogical University, 2019, pp. 138-144. (in Russian)

30. Federalnyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 31.07.2020) «Ob obrazovanii v Rossijskoj FederaciI» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2020) [Federal law No. 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 31.07.2020) "On education in the Russian Federation "(as amended). and add., intro. in force from 01.09.2020)] [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 11 October 2020). (in Russian)

31. Khusyainov T.M. Istoriya razvitiya i rasprostraneniya distancionnogo obrazovaniya [History of development and distribution of distance education]. Pedagogika i prosveshchenie [Pedagogy and education], 2014, no. 4, pp. 30-41. (in Russian)

32. Sharov V.S. Distancionnoe obuchenie: forma, tekhnologiya, sredstvo [Distance learning: form, technology, means]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena [Izvestia of Russian state pedagogical University. A.I. Herzen], 2009, no. 94, pp. 236-240. (in Russian)

33. Shchennikov S.A. Otkrytoe distancionnoe obrazovanie [Open distance education]: monograph. M.: FGUP «NaukA» Publ., 2002. 527 p. (in Russian)

34. Ehkkert N.V., Allamyarova N.V., Garaeva A.S. Problemy razvitiya rossijskoj zakonodatelnoj bazy i normativno-pravovogo regulirovaniya v oblasti distancionnykh obrazovatelnykh tekhnologij v sisteme vysshego medicinskogo obrazovaniya [Problems of development of the Russian legislative base and normative-legal regulation in the field of distance educational technologies in the system of higher medical education]. Socialnye aspekty zdorovya naseleniya [Social aspects of public health], 2016. no. 1 (47). [Electronic resource]. Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/737/30/lang, ru (accessed 11 October 2020). (in Russian)

35. Ehksperty otvetili na voprosy roditelej o distancionnom obrazovanii v shkolakh [Experts answered parents ' questions about distance education in schools] [Electronic resource]. Available at: https://rg.ru/2020/11/13/reg-cfo/eksperty-otvetili-na-voprosy-roditelej-o-distancionnom-obuchenii-v-shkolah.html (accessed 13 November 2020). (in Russian)

36. Ehto besposhchadnyj psevdooflajn. Kakie mify ob obrazovanii razrushila samoizolyaciya [This is a merciless pseudo-offline. What myths about education were destroyed by self-isolation] [Electronic resource]. Available at: https://www.pravmir.ru/eto-besposhhadnyj-psevdooflajn-kakie-mify-ob-obrazovanii-razrushila-samoizolyacziya/ (accessed 11 November 2020). (in Russian)


Login or Create
* Forgot password?