ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ:ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проведен анализ научной психолого-педагогической литературы по вопросам реализации дистанционного обучения (ДО) в современных условиях. С каждым годом увеличивается количество информационно-коммуникационных технологий, которые интегрируются в сферу образования. В 2020 году, в целях недопущения распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19, ДО доказало свою востребованность. Приведены определения, касаемые сущности ДО; выделены как преимущества и перспективы ДО, так и недостатки и ограничения. Отдельно приведен обзор ограничений реализации ДО в условиях пандемии на территории РФ. Отмечается необходимость учета взаимосвязи современного образования и сферы профессионального труда с целью подготовки конкурентноспособных специалистов. Анализ реализации ДО в течение 2020 года подтверждается оценками экспертов и специалистов в сфере образования, которые отмечают, что те обучающиеся, которые в современных условиях уже второй учебный год проводят на постоянном ДО, имеют высокие шансы войти на рынок труда без достаточного запаса сформированных знаний, умений, навыков, компетенций и без достаточно прочной мотивации и готовности к дальнейшему самообучению и непрерывному профессиональному образованию. В условиях развития цифровой образовательной среды в образовании ДО необходимо рассматривать не как отдельное «традиционное» обучение, а как новую ступень для очной, так и для заочной форм, на которой возможно использование различных информационных технологий.

Ключевые слова:
дистанционное обучение, технологии дистанционного обучения, электронное обучение, успешность обучения, информационные технологии, коронавирусная инфекция COVID-19, сфера профессионального труда, конкурентноспособный специалист
Текст

Продолжающийся в настоящее время переход России к рыночной экономике, становление и выстраивание государственности, демократических основ в обществе за последние 30 лет не мог не отразиться на системе образования, на всех ее уровнях. Образование как социальный институт, как институт социализации и развития личности и гражданина страны, включает в себя идеи и цели, связанные с образованием в принципе; организации, осуществляющие образовательную деятельность; органы управления и координации данными процессами; людей, осуществляющих профессиональную деятельность в данных организациях. Важно отметить, что образовательное пространство России за вышеуказанный период времени очень сильно трансформировалось и, как следствие, появлялись не только различные виды образовательных организаций, но и апробировались и развивались различного рода образовательные подходы и технологии. Учитывая социально-экономические запросы рыночного общества, акцент ставился на подготовке специалистов с учетом динамично изменяющегося рынка труда, привлечения опыта образовательных практик из других стран и т.п.

Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в период перехода к рыночным отношениям была достаточно кризисной, существовал дефицит финансирования образования и именно тогда рассматривалась возможность внедрения и реализации дистанционного обучения (ДО). Подкрепило эту инициативу решение коллегии Министерства науки, высшей школы и технической политики от 09.06.1993 г. № 9/1 «О создании системы дистанционного образования в Российской Федерации», которое в дальнейшем было утверждено Постановлением Госкомвуза РФ от 31.05.1995 г. № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России» [Цит. по 15].

Разработанная в то время Концепция развития системы дистанционного образования предполагала реализацию дистанционных технологий обучения в интеграции с уже сложившимися формами обучения, очной и заочной. Но на практике этого реализовать не удалось по ряду причин: недостаточная оснащенность вузов материально-техническим обеспечением, дефицит бюджетного финансирования, отсутствие интернет-соединения и специальных компьютерных серверов, малое количество персональных компьютеров. В реальности интернет начал массово внедряться в образовательный процесс вузов в России только в XXI веке, после 2000-х гг. [31].

Следует отметить, что предложение по реализации дистанционного обучения было, в определенном смысле, опережающим время и касалось оно, по большей части, высших учебных заведений. Сегодня реализация дистанционного обучения регламентируется Приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и касается всех образовательных учреждений – школ, колледжей, образовательных организаций высшего образования [22].

Проведенный анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что существует различные определения, касающиеся сущности ДО: 1) синтетическая гуманистическая форма обучения, основанная на использовании информационных технологий и технических средств, благодаря которым возможен диалог преподавателя и обучающегося, причем процесс обучения может реализовываться некритично к их местонахождению в пространстве и времени, а также без привязки к конкретному образовательному учреждению; 2) форма обучения, при которой взаимодействие обучающего и обучающегося происходит на расстоянии, имеет все необходимые учебные элементы (цели обучения, содержание, методы, средства) и реализуется средствами интернета или другими интерактивными технологиями; 3) технология обучения на расстоянии (предполагается, что участники образовательного процесса находятся в разных местах); 4) обучение с помощью телекоммуникационных средств, в рамках которого субъекты обучения осуществляют общий учебный процесс, направленный на достижение таких целей, как создание внешних образовательных продуктов и изменение, развитие субъектов образовательного процесса [1, 32]. Как видно из приведенных определений, ДО понимается и как форма обучения, и как технология.

При реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения предполагается, что в образовательной организации (школа, колледж, вуз) должны быть созданы условия и функционировать специальная информационная система взаимодействия обучающего и обучающегося (электронная информационная образовательная среда – ЭИОС), которая, как правило, включает в себя совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, разработанные преподавателем электронные информационные ресурсы для освоения учебных дисциплин вне зависимости от территориального местонахождения обучающихся [30].

Как форма обучения, ДО не может рассматриваться изолированно, автономно от очной, заочной, очно-заочной форм обучения [9, 11]. ДО строится на основе основной образовательной программы, с теми же целями, средствами и содержанием, но с другой, чем при других формах обучения, формой взаимодействия обучающего и обучающегося и подачей учебного материала. Логика реализации и организации ДО основана на возможностях информационной образовательной среды и средств интернета (специальные программы-приложения (Microsoft Teams, Zoom), форумы, видеоконференции и т.п.).

Уместно отметить, что за последние десятилетия, в связи с высокой степенью глобализации общественных процессов, усложнением выполнения различных видов профессиональной деятельности, проникновением информатизации во многие сферы социальной жизни в образовательном лексиконе можно встретить такие понятия, как «дистанционное обучение», «цифровизация образования», «электронное обучение», «онлайн курсы», «цифровая информационная среда», «информационно-коммуникационные технологии», «облачные технологии», «мобильное обучение», «интернет-обучение» и др. [2, 4, 5, 10. 12, 19, 20, 26, 33]. Более того, применимо к рассмотрению ДО, важно подчеркнуть, что только публикаций по данной проблематике в Российском индексе научного цитирования насчитывается порядка 35000 (на ноябрь 2020 г.), а первая монография датируется 1999 годом. Конечно, немалый прирост по особенностям реализации ДО был осуществлен как раз в 2020 году.

Как уже было упомянуто ранее, дистанционное обучение в историческом ракурсе затрагивало только высшее образование. Но в настоящее время, в 2020 году, в целях недопущения распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19, дистанционное обучение доказало свою востребованность. Общество осознает, что у ДО есть как определенные образовательные перспективы, так и ограничения. Имеет смысл более подробно рассмотреть особенности реализации ДО, тем более что с марта 2020 г. и по настоящее время ДО вышло на передовой план обучения в школах, колледжах, образовательных организациях высшего образования в РФ и успело захватить как конец учебного года, так и начало следующего. И в этом смысле представляется целесообразным пока не разделять виды и уровни образования, а обобщить российский «дистанционный» результат и эффект реализации ДО, а также постараться понять, насколько эффективно такое обучение может быть в современных условиях [6, 7, 17, 28].

Отметим преимущества реализации дистанционного обучения (не в порядке значимости, в порядке перечисления):

  • ДО может не требовать для своей реализации большой штатный педагогический состав и дает возможность выбора преподавателей для образовательного процесса, оптимизируя при этом финансовые затраты (в большей степени относится, в частности, к онлайн курсам, курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а не к образовательным программам школ, колледжей, вузов);
  • существует возможность обучения различного (неограниченного) числа обучающихся в единицу времени;
  • большая часть учебного материала осваивается в процессе взаимодействия с педагогом в режиме реального времени (консультации онлайн, лекционные и семинарские занятия через интернет), что дает возможность оперативного обсуждения и построения диалога;
  • возможность совместной организации онлайн работы над каким-либо проектом, выстраивание дискуссии по определенной проблематике, привлечение для онлайн обсуждения специалистов из профильных структур;
  • подготовка педагогом учебных материалов для самостоятельной подготовки в виде электронных учебников, разработанных презентаций, ссылок на литературу в электронных библиотеках, что минимизирует закупку учебной литературы в печатном виде, не задействуются расходные материалы и позволяет обучающимся самостоятельно работать в ЭИОС;
  • ДО может реализовываться по месту проживания обучающихся или по основному месту работы и, таким образом, экономится время и расходы для проезда в образовательные учреждения;
  • обучение возможно, несмотря на семейные обстоятельства, финансовые трудности, наличие ограниченных физических возможностей, т.е. соблюдается обеспечение социального равенства при получении образования;
  • возможность выстраивания индивидуального графика учебного процесса, который позволяет самостоятельно и гибко реализовывать и «настраивать» обучение, делая акценты, например, на точечных онлайн консультациях, сдачи зачетов и экзаменов по определенному графику, выполнения онлайн тестирования в определенные сроки и т.п.);
  • особенность ДО заключается также в том, что при такой форме обучения большая возможность предоставить и определять обучающимся самим получать требуемые знания, умения, навыки, компетенции, используя для этого необходимые информационные ресурсы;
  • повышение доступности, прежде всего, высшего образования для различных категорий населения;
  • возможность комбинирования учебного материала при реализации дистанционного учебного курса (видеолекции, видеоконференции, обучающая анимация, презентации, геймификация и др);
  • отдельно можно выделить также развитие самостоятельности обучающихся в ходе ДО.

Ограничения реализации ДО:

  • отсутствует возможность установления межличностного контакта между участниками образовательных отношений, минимилизация нормального визуального контакта, невозможность выстроить непосредственные социальные взаимодействия и недостаточная эмоциональная составляющая в таком общении – опосредованный характер средствами информационных технологий характер взаимодействия и сотрудничества;
  • ДО не дает возможности работы напрямую с группой, например, при необходимости обсуждения и сотрудничества по проблемным вопросам в группах с небольшим количеством человек;
  • невозможно проследить, каким образом предоставляемая онлайн информация воспринимается обучающимися, находящимися по ту сторону экрана для возможной корректировки подачи учебного материала, стимулирования мотивации обучения в ходе проведения занятий, отслеживания дисциплины на занятии, соответственно, успешность и эффективность такого обучения будет снижена;
  • низкое усвоение учебного материала вследствие невозможности обеспечения со стороны педагога текущего контроля поведения и успеваемости обучающихся;
  • отсутствие, как правило, возможности у обучающихся, выражать свои мысли в устной форме, что может послужить препятствием для успешного диалога и успешного освоения материала;
  • у педагога, при отсутствии визуальной связи с обучающимися и возможности выстраивания межличностных контактов, возникает трудность при выборе методик обучения и реализуемых педагогических технологий;
  • у обучающихся присутствует, как правило, достаточной явный недостаток практических занятий для формирования необходимых навыков в реализации будущей профессиональной деятельности;
  • для педагогов имеет значение, с точки зрения ответственности, четко подходить в организации рабочего места и пространства, быть самодисциплированным по времени (тем более при наличии разницы в часовых поясах);
  • разработка педагогом электронного учебного курса и техническое сопровождение и поддержка в финансовом плане достаточно затратно;
  • электронная оболочка многих курсов наполнена в основном текстовым содержанием, что в определенном плане делает использование такого курса недостаточно эффективным с позиций усвоения учебного материала;
  • Для создания учебного курса педагогу нужно больше времени, чем при подготовке к очным занятиям. В свою очередь, имеет место недостаточная техническая подготовленность самих обучающихся при работе онлайн и при работе с электронными образовательными ресурсами в ЭИОС;
  • обучающиеся не всегда могут, без контроля педагога, планомерно и эффективно организовать свое учебное время при подготовке к занятиям, при работе с литературой, при прохождении курса в целом и т.п.
  • нередко присутствуют различные технические сложности: разрыв интернет-соединения, различные версии установленных программ, разное материально-техническое оборудование, неработающие интернет-ссылки и т.п., что уменьшает потенциальную аудиторию обучающихся.

Ограничения ДО при массовой его реализации в целях недопущения распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

Помимо «классических» недостатков и трудностей при реализации ДО, представляется необходимым выделить те, которые стали актуальны в настоящее время. Много публикаций по данной проблематике появилось и в интернет-пространстве, и в научных психолого-педагогических исследованиях. Отметим их [27, 36].

Оперативно и повсеместно перейти на онлайн, дистанционное обучение, не получилось и не получается быстро. Перенос учебной дисциплины, учебного курса в дистанционное пространство требует, как правило, труда нескольких специалистов, а не одного педагога в условиях самоизоляции. Речь идет подготовке и записи видеолекций на определенное время по минутам, монтаже видеоматериалов и аудиофайлов, подготовке тестов, графиков, текстов, анимации, отборе необходимой литературы, выкладке материалов на специальные онлайн-платформы, работа с контентом и т.п. Материалы для занятий могут быть подготовлены педагогами недостаточно полно и фрагментарно, в отличие от очного обучения. Тем более данные аспекты пропорциональны количеству тех учебных предметов и дисциплин, которые закреплены за отдельно взятым педагогом. При этом имеет место недостаточная разработанность систем администрирования ДО на специальных платформах.

С одной стороны, ДО дает возможность использовать различные информационные технологии и сервисы, с другой стороны, в настоящее время преподавателям и учителям просто было некогда, в спокойном режиме, успеть освоить новые информационные технологии и это «усвоение» приходится реализовывать во время проведения самих занятий со школьниками и студентами. Это также относится и к обучающимся, которые не до конца четко представляют, как они будут сдавать тот или иной предмет, как должна выстраиваться самостоятельная работа. Важно отметить, что занятия дома в большей степени расслабляют, преподаватель не может осуществлять методический контроль, «эффект присутствия» не соблюдается. ДО требует адаптации к существующим образовательным технологиям всем участникам образовательного процесса: те обучающиеся, которые лучше разбираются в интернет-технологиях и приложениях, более активно воспринимают учебный материал и, соответственно, их обучение более эффективно. Другими словами, необходима компьютерная и информационная подготовка для ДО.

На ДО уходит много времени как у педагогов, так и у обучающихся. Сопровождение учебного курса (отчет о проведенном занятии, разработка следующего занятия, ответы на вопросы обучающихся, работа с компьютерной техникой и др.) требует колоссальных временных затрат. По сути, у педагогов не остается времени на нормальное выполнение не только методической, но и научной работы, которая является неотъемлемой частью научно-педагогической деятельности в целом.

Обучающиеся лишены постоянного, повседневного общения не только с педагогом, но и со своими сверстниками. Социализация, общение и воспитание личности проходят в школе, колледже, образовательной организации высшего образования, а не на дистанционном обучении.

Практикоориентированные занятия по отдельным дисциплинам фактически невозможно провести путем использования дистанционных образовательных технологий (иностранный язык, театральное искусство, дисциплины в системе высшего медицинского образования, спортивные дисциплины и др.).

При постоянном ДО идет большая нагрузка на зрение, с точки зрения организации педагогического процесса все выглядит достаточно однобоко. Если в школе или вузе есть возможность распределить занятия по разным аудиториям, использовать как классические лекции, так и практические занятия с межличностными контактами, есть возможность подвигаться, погулять, пообщаться со сверстниками, вовремя пообедать, то ДО в домашних условиях, на этом фоне, вносит дополнительный пессимистический стресс-фактор ввиду отсутствия вышеуказанных учебно-социальных и бытовых аспектов.

Недостаточная подготовка системы образования к реализации ДО уже приводит к тому, что в ряде вузов студенты, обучающиеся на коммерческой основе, просят руководство образовательной организации предоставить им скидку на следующий семестр, мотивируя это тем, что в связи с переходом на дистанционное обучение из-за пандемии COVID-19 последовало ухудшение качества образовательных услуг в плане низкой вовлеченности студентов и преподавателей в учебный процесс, сбоем учебного расписания и сессий, возникающими техническими проблемами при проведении занятий, «пересортицей» количества учебных часов по реализуемым учебным дисциплинам [18].

Недопонимание существует и у педагогов. В связи с переходом на ДО некоторые школы пошли по пути экономии бюджетных средств, убрав дополнительные надбавочные коэффициенты за воспитательную работу (очных занятий нет, воспитательная функция педагога не реализуется) и за использование в профессиональной педагогической деятельности информационно-коммуникационных технологий в ЭИОС (полагая, что сейчас использование ИКТ является аналогом педагогического труда в принципе по трудоемкости) и, таким образом, учителя недополучили порядка четверти заработной платы [21].

Существующая на сегодняшний день нормативно-правовая база в сфере дистанционного обучения определяет только основные положения и направления реализации. Более того, медленное изменение нормативных документов, без учета влияния внешних социально-экономических и образовательных условий, не позволяют в достаточной мере раскрыть возможность использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.  Учитывая повсеместное распространение дистанционного обучения, уместно говорить о разработке и применении системы аккредитации и аттестации качества электронных ресурсов системы образования на различных ее уровнях [34].

Рассматривая вопросы реализации и развития образования, в том числе и  дистанционного обучения, имеет смысл посмотреть шире. Проведенный анализ подходов к исследованию вопросов изучения образования на различных уровнях, методологии развития образования, профессиональной деятельности и профессионального развития личности в профессии позволяет нам не только выявить историческую динамику развития, но и попытаться определить актуальные проблемы и перспективы развития образования в Российской Федерации в условиях глобализации, выявить современные тенденции развития сферы профессионального труда [8, 13].

Представляется целесообразным отметить следующие тенденции:

  • в настоящее время происходит интенсификация научно-технического прогресса, а это, в свою очередь, связано с достаточно быстрым развитием информационных технологий в целом и их внедрением в образование на разных уровнях и в различные сферы труда. Кроме того, ускоряется темп социально-экономических изменений в современном обществе и в профессиональный труд внедряются достижения социально-организационного прогресса, что, в свою очередь приводит к усложнению профессионального труда и динамичному характеру его протекания;
  • происходит постоянное расширение предметной области труда в связи с освоением человеком новых сфер познания и появление междисциплинарных областей и точек профессионального соприкосновения;
  • в связи с модернизацией различных сфер профессиональной деятельности некоторые профессии теряют свою актуальность;
  • отдельно можно выделить тенденции дифференциации и интеграции: дифференциация происходит вследствие появления новых профессий, специальностей, должностей, а интеграция проявляется в сближении ранее разных видов труда и в сочетании в рамках определенной профессии выполняемых трудовых функций [24, 25].

Вышеперечисленные тенденции нашли отражение в разработке Агентством стратегических инициатив специальной книги «Атлас новых профессий 3.0» [3]. Первая редакция данного издания появилась еще в 2014 году. Основой для разработки атласа выступила специально разработанная методика, которая используется в Международной организации труда и позволяет делать прогноз развития в той или иной отрасли. Появление атласа обусловлено как указанными тенденциями усложнения и разнообразия профессионального труда, так и запросами социально-экономических отраслей. Уместно подчеркнуть, что если в первой редакции книги были расписаны 120 профессий и 12 отраслей, то в 2019 году появилось уже порядка 300 профессий по 27 отраслям. Перечень профессий и отраслей позволяет формировать прогнозный ориентир на 2030-2035 гг. в контексте перспективных профессий, специальностей, специализаций и выступать дополнительным инструментом профессиональной ориентации и школах, колледжах, образовательных организациях высшего образования.

Учитывая достаточно динамичный характер протекания вышеуказанных тенденций во взаимосвязи образования и будущей (для обучающихся) профессиональной деятельности, важно понимать, что применение только дистанционного обучения не сможет в полной мере обеспечить подготовку квалифицированных специалистов для существующего рынка труда, экономики регионов и страны. В этом смысле эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в различных сферах образования должен опираться, можно полагать, не только реализацию заявленных в связи с пандемией технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, но и системное обучение по очной форме с привлечением активных методов обучения [23].

Не зря эксперты и специалисты в сфере образования отмечают, что те обучающиеся, школьники и студенты, которые в современных условиях уже второй учебный год проводят на постоянном ДО, имеют высокие шансы войти в будущую профессию без достаточного запаса сформированных знаний, умений, навыков, компетенций и без достаточно прочной мотивации и готовности к дальнейшему самообучению и непрерывному профессиональному образованию [27]. И рынок труда, можно полагать, при таком удаленном обучении будет менее качественным.

Встречи общественности с представителями сферы науки и образования, медицины, родителями детей, педагогами подтверждают, что дистанционное обучение – это в настоящее время вынужденная мера в условиях текущей эпидемиологической ситуации в стране. Необходимо сохранять открытый диалог и совместными усилиями обеспечивать и безопасность детей, и качественный образовательный процесс [35].

Важно понимать то, что свободный и легкий доступ к информации, прежде всего, учебной, может привести к возникновению у современного школьника и студента ощущения, что он многое знает и может сразу быстро узнать, что он обладает более чем достаточным объемом знаний, уровней и навыков (формирование у обучающегося псевдокомпетентности). Тем более это ярко проявляется у подрастающего поколения, наиболее восприимчивого к информационным технологиям, с пока еще не сформированной системой ценностных норм и убеждений, с только формирующимся критическим отношением к действительности, с умением работать с информацией в принципе [29].

Если сравнивать ДО с очной и заочной формами обучения, то можно говорить о том, что ДО, в некотором смысле, выступает как новая ступень как для очной, так и для заочной форм, на которой возможно использование информационных технологий (персональные компьютеры, специальная техника, интернет, специальные программы, мобильные приложения и т.п.) [14].

В настоящее время, когда социально-экономическая и общественная ситуация находятся в постоянной динамике, важны новые подходы к содержанию образования. Акцент важен на всех уровнях: среднего полного образования, среднего специального образования, высшего образования, непрерывного профессионального образования, программ дополнительного профессионального обучения, профессиональной переподготовки, дистанционного обучения. Среди перспективных методов и образовательных технологий можно выделить, без привязки к конкретному уровню образования, активные методы обучения: деловые и ролевые игры; методы погружения в реальные профессиональные ситуации; практические тренинги и коучинги; мастерские по проектированию и дебаты по разбираемым вопросам; разборы видео-кейсов, решение ситуационных задач; внедрение компьютерных средств обучения и развития с возможностью оперирования информацией с использованием телекоммуникационных сетей и др. [16].

Можно смело утверждать, что требуются немалые инвестиции в технологии для того, чтобы можно полноценно использовать дистант в процессе школьного и вузовского обучения. Предполагается, что нужно выстроить индивидуальную образовательную траекторию для обучающихся, практически реализовать учебный план, определить алгоритм автоматической проверки работ – в этом плане это могут осуществлять компьютеры с специализированными программами и платформами, которые смогут выдерживать нагрузку, когда много обучающихся заходит в сеть для ДО. К настоящему времени реализации ДО общество осознает, что если мы в целом прошли этап просто «говорящей головы», то впереди еще немало психолого-педагогических, информационных, экономических, образовательных технологий, которые позволят реализовывать ДО на достаточно подготовленном уровне.

Список литературы

1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» // Дистанционное обучение. 1997. № 4. С. 16-19.

2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация: монография. М.: Издательство МЭСИ, 1999. 196 с.

3. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://atlas100.ru/ (дата обращения 11.10.2020).

4. Атрощенко И.Г., Коваленко А.С., Лебедева Т.В. Мобильные приложения и их использование в учебном процессе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. Выпуск 2 (47). С. 160-166.

5. Бахтина О.И., Монахов В.М. Формирование нового взгляда на информатизацию и научно-технологическое развитие современной теории обучения // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 2. С. 60-77.

6. Гриншкун В.В. Проблемы и пути эффективного использования технологий информатизации в образовании // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 2. С. 34-47.

7. Дегтярева А.П., Загорский В.В. Стратегии и эффективность работы в системах дистанционного образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2016. № 1. С. 67-74.

8. Дикая Л.Г. Актуальные проблемы и перспективы исследований в психологии труда в условиях глобализации // Психологический журнал. 2007. Том 28. № 3. С. 29-44.

9. Евдокимов М.А. Совершенствование организационных форм дистанционного обучения: автореф. … доктора пед. наук. М., 2006. 40 с.

10. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. Том 22. № 3. С. 61-73.

11. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. … доктора пед. наук. М., 2007. 40 с.

12. Кузнецова И.В. Цифровизация обучения: от микрокалькулятора к web-технологиям // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. Выпуск 2 (51). С. 187-191.

13. Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Детерминанты изменений профессионального развития и перспективные задачи психологии труда // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2017. № 2 (82). С. 3-11.

14. Малинецкий Г.Г., Новикова Г.В. Кризис «цифровой трансформации» российского образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2020. № 3. С. 19-37.

15. Малькова Т.В. Становление системы дистанционного обучения в Российской Федерации: к истории проблемы // Наука и школа. 2009. № 1. С. 63-65.

16. Мальцева Т.В. Основные тенденции и подходы современного образования // Прикладная психология и педагогика. 2016. Том 1. № 1. С. 8.

17. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 78-85.

18. Массовые выступления против «дистанционки» столкнулись с сопротивлением [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://mskgazeta.ru/obshchestvo/massovye-vystupleniya-protiv-distancionki-stolknulis-s-soprotivleniem-6362.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (дата обращения 17.11.2020).

19. Мейсурова А.Ф., Кратович П.В., Нотов А.А. Применение технологий электронного обучения для повышения качества университетского образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. Выпуск 3 (48). С. 175-186.

20. Монахов И.А. Электронное обучение в системе современных педагогических технологий: особенности развития и основные формы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. Выпуск 1 (46). С. 209-220.

21. Пандемия потрошит бюджеты школ. Экономия средств добралась до зарплат учителей [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.fontanka.ru/2020/11/13/69543878/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (дата обращения 13.11.2020).

22. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 № 48226) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.10.2020).

23. Проект Постановления Правительства РФ «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых» (по состоянию на 26.06.2020) (подготовлен Минпросвещения России, ID проекта 01/01/0620/00105396) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.10.2020).

24. Рубцова Н.Е. Психологическая классификация современной профессиональной деятельности: интегративно-типологический подход: монография в 2-х кн.; Книга 1. Тверь: ООО «СФК-офис», 2012. 469 с.

25. Рубцова Н.Е. Стратегии профессионального становления конкурентноспособного профессионала // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки». 2016. № 2. С. 56-61.

26. Рыженков А.В., Дашковский В.А., Винник М.А. Массовые открытые онлайн курсы и российская система образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2016. № 1. С. 75-87.

27. С кашей в голове. Как дистанционка повлияет на рынок труда [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.gazeta.ru/social/2020/11/14/13360747.shtml (дата обращения 14.11.2020).

28. Скоробогатов Я.О. Особенности дистанционной формы обучения программированию школьников 7-11 классов // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2017. № 2. С. 101-109.

29. Урусова Е.А., Хусяинов Т.М. Проявление феномена псевдокомпетентности личности в условиях информационного общества / Современная реальность в социально-психологическом контексте - 2019. Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научно-методической конференции, Новосибирск, 3-4 апреля 2019 года; под научной редакцией О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. С. 138-144.

30. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.10.2020).

31. Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. 2014. № 4. С. 30-41.

32. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 94. С. 236-240.

33. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование: монография. М.: ФГУП «Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр «Наука», 2002. 527 с.

34. Эккерт Н.В., Алламярова Н.В., Гараева А.С. Проблемы развития российской законодательной базы и нормативно-правового регулирования в области дистанционных образовательных технологий в системе высшего медицинского образования // Социальные аспекты здоровья населения. 2016. № 1 (47). [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/737/30/lang,ru/ (дата обращения 11.10.2020).

35. Эксперты ответили на вопросы родителей о дистанционном образовании в школах [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://rg.ru/2020/11/13/reg-cfo/eksperty-otvetili-na-voprosy-roditelej-o-distancionnom-obuchenii-v-shkolah.html (дата обращения 13.11.2020).

36. Это беспощадный псевдоофлайн. Какие мифы об образовании разрушила самоизоляция [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.pravmir.ru/eto-besposhhadnyj-psevdooflajn-kakie-mify-ob-obrazovanii-razrushila-samoizolyacziya/ (дата обращения 11.11.2020).


Войти или Создать
* Забыли пароль?