HOW TO PROMOTE INTER-ETHNIC ACCORD AT SCHOOLS WITH MIXED ETHNIC COMPOSITION OF STUDENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper proposes methodological approaches for instilling the culture of interethnic relations in preschool- and primary school-age children, for establishing interethnic harmony and consent in a group of the same-age pupils of different nationalities. Also discussed are issues on how to maintain effective interaction between kindergarten and the primary school on the one hand, and the parents community on the other hand. Examples of practical activities of various educational institutions are provided.

Keywords:
target-oriented program, interethnic consent, groups with mixed ethnic composition, school and social adaptation of immigrant children.
Text

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ШКОЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ИММИГРАНТОВ

В рамках реализации Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)» в наших публикациях рассматривалась проблема формирования национального согласия в процессе учебных занятий и в ходе проведения государственных российских и международных праздников [1–2]. Опыт школ

г. Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области доказал эффективность предложенных нами в связи с этим мер. Однако вряд ли можно уповать на то, что только массовые мероприятия могут способствовать адаптации детей иммигрантов к обучению на русском языке в классах смешанного этнического состава и их интеграции в детский коллектив. Необходимо личностно ориентированное педагогическое и психологическое сопровождение таких детей, что создает условия не только для достижения межнационального согласия в классе, но и в целом для формирования гражданской идентичности у детей всего класса, а в дальнейшем — для воспитания патриотически настроенных граждан России.

В Москве, которая одна из первых столкнулась с необходимостью обучения детей иммигрантов, не владеющих русским языком, за последние годы появилось довольно много наработок по их обучению и социализации.

Программа «Международное (поликультурное) образование и интеграция детей иммигрантов в школе» предлагает следующие основные направления работы с детьми иммигрантов:

  • создание однонациональных школ (азербайджанских, армянских, таджикских) с обучением русскому языку как иностранному;
  • организация разноуровневых малых групп для детей иммигрантов в пределах школы с возможностью перехода в более «продвинутую» группу в случае успешного освоения русского языка;
  • создание «нулевых» классов по модели «нулевых» курсов для студентов-иностранцев;
  • обучение с первого класса, независимо от реального возраста ребенка иммигранта;
  • посещение детьми иммигрантов специальных центров дополнительного образования «Школа русского языка» [3–5].
References

1. Belyankova N.M. Rol’ uchitelya nachal’nykh klassov v podderzhanii natsional’nogo soglasiya v Rossii [The role of primary school teachers in maintaining national consensus in Russia]. Nachal’naya shkola [Elementary School]. 2013, I. 5, pp. 7-11.

2. Belyankova N.M. Nekotorye formy organizatsii vneurochnykh meropriyatiy v klassakh smeshannogo etnicheskogo sostava [Some forms of extra-curricular activities in classes of mixed ethnic composition]. Nachal’naya shkola [Elementary School]. 2014, I. 6, pp. 94-97.

3. Belyankova N.M. Ponaekhali tut! Kak pozabyt’ natsional’nye raspri [Validating here! How to forget national strife]. Uchitel’skaya gazeta [Teacher’s Newspaper], 2013, I. 479.4. Belyankova N., Varlamova I., Lyubushkina V. Vek nam s toboy ne branit’sya: razrabotka prazdnika russkoy i ezidskoy natsional’nykh kul’tur «U vorot khorovod» [Century we’re not swearing: the development of Russian and Yezidi festival of national cultures “At the gates of dance”]. Uchitel’skaya gazeta [Teacher’s Newspaper], 2014, I. 18.

4.

5. Goryachev Yu.A. Sotsial’no-kul’turnaya adaptatsiya obuchayushchikhsya iz semey mezhdunarodnykh migrantov [Socio-cultural adaptation of students from families of international migrants]. Moscow, GAOU VPO MIOO - Etnosfera Publ., 2012.

6. Problemy yazykovoy adaptatsii detey migrantov v obrazovatel’nykh uchrezhdeniyakh g. Moskvy [Problems of language adaptation of migrant children in educational institutions in Moscow]. Moscow, Shkol’naya kniga Publ., 2006.

7. Kokorina E.V., Kostyleva L.V., Savchenko T.V. Govoryu i pishu po-russki [Speak and write in Russian]. Moscow, Russkoe slovo Publ., 2011.

8. Sinyagina N.Yu. Etnicheskie otnosheniya v uchenicheskoy srede [Ethnic relations in the student environment]. Narodnoe obrazovanie [Education]. 2013, I. 1.

Login or Create
* Forgot password?