DEVELOPMENT METHODOLOGY INNER INSTITUTIONAL MODEL OF EMPLOYMENT OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL WORKERS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The aim is to develop a methodology for the development of University employment patterns of scientifi c and pedagogical workers of higher educational Institutions. The work presents the results of the pilot testing of the University model of employment of scientifi c and pedagogical workers of higher educational establishments by the example of «basic experiment». Presents original fundamentally new methodological tools that address the main areas of concern of personnel management higher school based on the concept of University employment patterns of scientifi c and pedagogical workers of higher educational Institutions; as a factor justifying the distribution of workers by sector model, proposed an integrated performance indicator — the level of segmentation competitiveness. It seems that this technique can have diversifi ed practical application (in particular, when developing motivational model of the behaviour management personnel) .

Keywords:
methodology, segmentation model, the professional competence of scientifi c-pedagogical staff , labor motivation, segmentation of competitiveness, eff ective contract.
Text

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Трансформационные процессы, охватившие российскую систему высшего профессионального образования, актуализировали потребность в поиске новых подходов к управлению научно-педагогическими работниками (НПР), реализация которых позволит обеспечить «качественный скачок» (по крайней мере, на локальном, то есть вузовском уровне). К сожалению, результаты профильных исследований [1–3] свидетельствуют о том, что «современными атрибутами» преподавателей системы ВПО выступают низкий уровень трудовой мотивации и, как следствие, недостаточный уровень их профессиональной компетентности. Не секрет, что современная российская система высшего профессионального образования содержит множество несовершенств, касающихся стимулирования труда педагогов. Не принес ожидаемых результатов переход с 1 декабря 2008 г. российских вузов (постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 и приказ Федерального агентства по образованию от 11 сентября 2008 г. № 1200) на новую систему оплаты труда, сопряженную с отменой Единой тарифной сетки, предусматривающую: 1) установление базовой ставки заработной платы (оклада) по квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы в размере не менее минимальной (в 2008 г.— 4 330 рублей в месяц); 2) сохранение обязательных выплат, введенных нормативными актами Правительства; 3) установление компенсационных и стимулирующих выплат в соответствии с Перечнем видов выплат, утвержденных Минздравсоцразвития и Рособразованием России. К сожалению, преподаватели федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений системы высшего профессионального образования (ФГБОУ ВПО) «устойчиво» принадлежат к категории не высокооплачиваемых слоев населения (так, в период 2007–2011 гг. их среднемесячная начисленная заработная плата составляла около 70% от средней зарплаты по экономике РФ).

Между тем основным проблемным моментом, выявленным по результатам опросной статистики педагогов вузов, выступает утрата заработной платой не воспроизводственной, а стимулирующей функции. Необходимо подчеркнуть, что отмеченная ситуация реализуется в условиях, когда декларированный размер «стимулирующего фонда» составляет не менее 30% средств на оплату труда. Следовательно, обозначенная проблема обусловлена не с размером «премиального фонда», а отсутствием эффективного механизма стимулирования, ориентированного на «увязку» конечных результатов деятельности научно-педагогических работников вузов с размерами получаемых ими вознаграждений.

References

1. Milyaeva L.G. Motivatsionnaya model´ upravleniya nauchno-pedagogicheskim personalom vuza / L.G. Milyaeva, S.G. Leonova. Biysk: Izd-vo Alt. gos. tekhn. un-ta, 2008.

2. Milyaeva L., Leonova S. Upravlenie nauchno-pedagogicheskim personalom vuza: metodicheskiy instrumentariy. Chelovek i trud. № 9. S. 69-72.

3. Milyaeva L. Metodika reytingovoy otsenki nauchno-pedagogicheskogo potentsiala sotrudnikov vuzovskikh kafedr. Chelovek i trud. 2010. № 7. S. 39-40.

4. Dunlop J. The Task of Contemporary Wage Theory/ Taylor G., Pierson F. (eds). New Concepts in Wage Determination. New York: McGrow-Hill, 1957. P. 128-131.

5. Doeringer P., Piore M. Internal Labor Markets and Manpower Analysis. Lexington: Heath, 1971. P. 1-9, 13-28.

6. Kotlyar A. O ponyatii rynka truda. Voprosy ekonomiki. 1998. № 1. S. 41.

7. Mikul´skiy K. Formirovanie novoy modeli zanyatosti. Ekonomist. 1997. № 3. S. 46-52.

8. Nikiforova A.A. Rynok truda: zanyatost´ i bezrabotitsa. M. Mezhdunarodnye otnosheniya, 1991. S. 16.

9. Alaverdov A. K voprosu o vnutrifirmennom rynke truda. Voprosy ekonomiki. 1999. № 12. S. 120.

10. Pokhvoshchev V.A. Formirovanie zanyatosti naseleniya Rossii v perekhodnyy period stanovleniya rynochnykh otnosheniy: Dis. … dokt. ekon. nauk. M., 1996. S. 118.

11. Kartashov S.A. Zanyatost´ i bezrabotitsa - metodologiya i mekhanizm gosudarstvennogo regulirovaniya: Dis. … dokt. ekon. nauk. M., 1998. S. 29.

12. Bylkov V.G. Sistema regional´nogo rynka truda: sotsial´no-ekonomicheskie metody regulirovaniya: Dis. … dokt. ekon. nauk. SPb., 1997. S. 19.

13. Milyaeva L.G. K voprosu o razrabotke vnutrifirmennoy modeli zanyatosti / L.G. Milyaeva. Sbornik statey grantopoluchateley «Problemy perekhodnoy ekonomiki: analiz i puti resheniya». M.: MONF. 1999. S. 133-141.

14. Milyaeva L.G. Reytingovaya otsenka konkurentosposobnosti kadrovogo resursa predpriyatiy / L.G. Milyaeva, D.Yu. Fedorkevich. Problemy ekonomiki i menedzhmenta. 2013. № 10 (26). S. 43-47.

15. Milyaeva L.G. Metodicheskie aspekty razrabotki segmentatsionnoy modeli korporativnoy tsennosti personala / L.G. Milyaeva. Upravlenie korporativnoy kul´turoy. 2014. № 1.

16. Milyaeva L.G., Volkova N.V. Marketingovyy instrumentariy dlya otsenki sootvetstviya soderzhaniya i kachestva obrazovatel´nykh uslug potrebnostyam obuchayushchikhsya. Marketing v Rossii i za rubezhom. 2004. № 1. S. 90-101.

17. Milyaeva L.G. Marketingovyy podkhod k otsenke kachestva obrazovaniya: analiz i puti resheniya / L.G. Milyaeva. Marketing v Rossii i za rubezhom. 2005. № 2. S.119-124.

18. Milyaeva L.G. Diagnostika i upravlenie professional´noy kompetentnost´yu prepodavateley VUZov. Upravlenie korporativnoy kul´turoy. 2011. № 3. S. 157-161.

19. Milyaeva L.G. Kachestvo prepodavaniya i vnutrennie stimuly / L.G. Milyaeva. Chelovek i trud. 2004. № 11. S. 76-80.

20. Milyaeva L.G. Obuchenie v vuze - kachestvo i dostupnost´ / L.G. Milyaeva, N.P. Podol´naya. Chelovek i trud. 2006. № 6. S. 34-37.

21. Milyaeva L.G. Analiz dostupnosti i konkurentosposobnosti vysshego obrazovaniya v provintsial´nom gorode / L.G. Milyaeva, N.P. Podol´naya, N.V. Volkova. Biyskiy vestnik. Spetsial´nyy vypusk. 2006. S. 99-106.

22. Milyaeva L.G. Metodicheskie podkhody k otsenke i stimulirovaniyu oplaty truda nauchnykh rabotnikov / L.G. Milyaeva, S.A. P´yankov. Nauchnye zapiski NGAEiU. 2003. Vypusk 1. S. 62-75.

23. Milyaeva L.G. Motivatsiya, otsenka i stimulirovanie truda personala organizatsiy: Monografiya / L.G. Milyaeva. Alt. gos. tekhn. un-t, BTI-Biysk: Izd-vo Alt. gos. tekhn. un-ta. 2005.

24. Milyaeva L.G. Ekspress-metodika diagnostiki urovnya razvitiya professional´noy kar´ery spetsialistov / L.G. Milyaeva. Chelovek i trud. 2013. № 3. S. 60-62.

25. Milyaeva L.G. Analiz razvitiya professional´noy kar´ery spetsialistov, baziruyushchiysya na sostavlenii kar´erogramm / L.G. Milyaeva, E.N. Bavykina. Kadrovik. 2014. № 1. S. 60-62.

26. Milyaeva L.G. Metodicheskie aspekty analiza transformatsiy professional´noy kompetentnosti personala / L.G. Milyaeva. Vestnik altayskoy nauki. 2013. № 3. S. 172-175.

27. Milyaeva L.G. Teoretiko-metodicheskie aspekty diagnostiki urovnya razvitiya professional´noy kar´ery spetsialistov / L.G. Milyaeva. Upravlenie korporativnoy kul´turoy. 2013. № 2. S. 110-115.

28. Milyaeva L.G. Vyyavlenie strukturnykh transformatsiy professional´noy kompetentnosti personala / L.G. Milyaeva, V.D. Milyaev. Problemy ekonomiki i menedzhmenta. 2013. № 8 (24). S. 59-63.

29. Milyaeva L.G. Diagnostika i upravlenie urovnem razvitiya professional´noy kar´ery kak vazhneyshim motivom truda personala organizatsii / L.G. Milyaeva, E.N. Bavykina. Motivatsiya i oplata truda. 2013. № 4. S. 270-277.

30. Milyaeva L.G. Metodika sostavleniya pasporta professional´noy kompetentnosti nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov VUZa, realizuyushchikh analiziruemuyu obrazovatel´nuyu programmu / L.G. Milyaeva, E.F. Shatokhina. Kazanskaya nauka. 2011. № 4. S. 76-79.

Login or Create
* Forgot password?