МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ВНУТРИВУЗОВСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Целью работы является разработка методики разработки внутривузовской модели занятости научно-педагогических работников вузов. В работе представлены результаты пилотной апробации внутривузовской модели занятости научно-педагогических работников вузов на примере «базового эксперимента». Представлен оригинальный принципиально новый методический инструментарий, нацеленный на устранение основных проблемных моментов управления персоналом высшей школы, базирующийся на концепции внутривузовской модели занятости научно-педагогических работников вузов; в качестве коэффициента, обосновывающего распределение работников по секторам модели, предложен интегральный оценочный по- казатель — уровень сегментационной конкурентоспособности. Представляется, что указанная методика может иметь диверсифицированное практическое применение (в частности, при разработке мотивационной модели управления поведением персонала).

Ключевые слова:
методика, сегментационная модель, профессиональная компетентность научно-педагогических работников, трудовая мотивация, сегментационная конкурентоспособность, эффективный контракт.
Текст

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Трансформационные процессы, охватившие российскую систему высшего профессионального образования, актуализировали потребность в поиске новых подходов к управлению научно-педагогическими работниками (НПР), реализация которых позволит обеспечить «качественный скачок» (по крайней мере, на локальном, то есть вузовском уровне). К сожалению, результаты профильных исследований [1–3] свидетельствуют о том, что «современными атрибутами» преподавателей системы ВПО выступают низкий уровень трудовой мотивации и, как следствие, недостаточный уровень их профессиональной компетентности. Не секрет, что современная российская система высшего профессионального образования содержит множество несовершенств, касающихся стимулирования труда педагогов. Не принес ожидаемых результатов переход с 1 декабря 2008 г. российских вузов (постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 и приказ Федерального агентства по образованию от 11 сентября 2008 г. № 1200) на новую систему оплаты труда, сопряженную с отменой Единой тарифной сетки, предусматривающую: 1) установление базовой ставки заработной платы (оклада) по квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы в размере не менее минимальной (в 2008 г.— 4 330 рублей в месяц); 2) сохранение обязательных выплат, введенных нормативными актами Правительства; 3) установление компенсационных и стимулирующих выплат в соответствии с Перечнем видов выплат, утвержденных Минздравсоцразвития и Рособразованием России. К сожалению, преподаватели федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений системы высшего профессионального образования (ФГБОУ ВПО) «устойчиво» принадлежат к категории не высокооплачиваемых слоев населения (так, в период 2007–2011 гг. их среднемесячная начисленная заработная плата составляла около 70% от средней зарплаты по экономике РФ).

Между тем основным проблемным моментом, выявленным по результатам опросной статистики педагогов вузов, выступает утрата заработной платой не воспроизводственной, а стимулирующей функции. Необходимо подчеркнуть, что отмеченная ситуация реализуется в условиях, когда декларированный размер «стимулирующего фонда» составляет не менее 30% средств на оплату труда. Следовательно, обозначенная проблема обусловлена не с размером «премиального фонда», а отсутствием эффективного механизма стимулирования, ориентированного на «увязку» конечных результатов деятельности научно-педагогических работников вузов с размерами получаемых ими вознаграждений.

Список литературы

1. Миляева Л.Г. Мотивационная модель управления научно-педагогическим персоналом вуза / Л.Г. Миляева, С.Г. Леонова. Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2008.

2. Миляева Л., Леонова С. Управление научно-педагогическим персоналом вуза: методический инструментарий // Человек и труд. № 9. С. 69-72.

3. Миляева Л. Методика рейтинговой оценки научно-педагогического потенциала сотрудников вузовских кафедр // Человек и труд. 2010. № 7. С. 39-40.

4. Dunlop J. The Task of Contemporary Wage Theory/ Taylor G., Pierson F. (eds). New Concepts in Wage Determination. New York: McGrow-Hill, 1957. P. 128-131.

5. Doeringer P., Piore M. Internal Labor Markets and Manpower Analysis. Lexington: Heath, 1971. P. 1-9, 13-28.

6. Котляр А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. 1998. № 1. С. 41.

7. Микульский К. Формирование новой модели занятости // Экономист. 1997. № 3. С. 46-52.

8. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М. Международные отношения, 1991. С. 16.

9. Алавердов А. К вопросу о внутрифирменном рынке труда // Вопросы экономики. 1999. № 12. С. 120.

10. Похвощев В.А. Формирование занятости населения России в переходный период становления рыночных отношений: Дис. … докт. экон. наук. М., 1996. С. 118.

11. Карташов С.А. Занятость и безработица - методология и механизм государственного регулирования: Дис. … докт. экон. наук. М., 1998. С. 29.

12. Былков В.Г. Система регионального рынка труда: социально-экономические методы регулирования: Дис. … докт. экон. наук. СПб., 1997. С. 19.

13. Миляева Л.Г. К вопросу о разработке внутрифирменной модели занятости / Л.Г. Миляева // Сборник статей грантополучателей «Проблемы переходной экономики: анализ и пути решения». М.: МОНФ. 1999. С. 133-141.

14. Миляева Л.Г. Рейтинговая оценка конкурентоспособности кадрового ресурса предприятий / Л.Г. Миляева, Д.Ю. Федоркевич // Проблемы экономики и менеджмента. 2013. № 10 (26). С. 43-47.

15. Миляева Л.Г. Методические аспекты разработки сегментационной модели корпоративной ценности персонала / Л.Г. Миляева // Управление корпоративной культурой. 2014. № 1.

16. Миляева Л.Г., Волкова Н.В. Маркетинговый инструментарий для оценки соответствия содержания и качества образовательных услуг потребностям обучающихся // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 1. С. 90-101.

17. Миляева Л.Г. Маркетинговый подход к оценке качества образования: анализ и пути решения / Л.Г. Миляева // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 2. С.119-124.

18. Миляева Л.Г. Диагностика и управление профессиональной компетентностью преподавателей ВУЗов // Управление корпоративной культурой. 2011. № 3. С. 157-161.

19. Миляева Л.Г. Качество преподавания и внутренние стимулы / Л.Г. Миляева // Человек и труд. 2004. № 11. С. 76-80.

20. Миляева Л.Г. Обучение в вузе - качество и доступность / Л.Г. Миляева, Н.П. Подольная // Человек и труд. 2006. № 6. С. 34-37.

21. Миляева Л.Г. Анализ доступности и конкурентоспособности высшего образования в провинциальном городе / Л.Г. Миляева, Н.П. Подольная, Н.В. Волкова // Бийский вестник. Специальный выпуск. 2006. С. 99-106.

22. Миляева Л.Г. Методические подходы к оценке и стимулированию оплаты труда научных работников / Л.Г. Миляева, С.А. Пьянков // Научные записки НГАЭиУ. 2003. Выпуск 1. С. 62-75.

23. Миляева Л.Г. Мотивация, оценка и стимулирование труда персонала организаций: Монография / Л.Г. Миляева // Алт. гос. техн. ун-т, БТИ-Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та. 2005.

24. Миляева Л.Г. Экспресс-методика диагностики уровня развития профессиональной карьеры специалистов / Л.Г. Миляева // Человек и труд. 2013. № 3. С. 60-62.

25. Миляева Л.Г. Анализ развития профессиональной карьеры специалистов, базирующийся на составлении карьерограмм / Л.Г. Миляева, Е.Н. Бавыкина // Кадровик. 2014. № 1. С. 60-62.

26. Миляева Л.Г. Методические аспекты анализа трансформаций профессиональной компетентности персонала / Л.Г. Миляева // Вестник алтайской науки. 2013. № 3. С. 172-175.

27. Миляева Л.Г. Теоретико-методические аспекты диагностики уровня развития профессиональной карьеры специалистов / Л.Г. Миляева // Управление корпоративной культурой. 2013. № 2. С. 110-115.

28. Миляева Л.Г. Выявление структурных трансформаций профессиональной компетентности персонала / Л.Г. Миляева, В.Д. Миляев // Проблемы экономики и менеджмента. 2013. № 8 (24). С. 59-63.

29. Миляева Л.Г. Диагностика и управление уровнем развития профессиональной карьеры как важнейшим мотивом труда персонала организации / Л.Г. Миляева, Е.Н. Бавыкина // Мотивация и оплата труда. 2013. № 4. С. 270-277.

30. Миляева Л.Г. Методика составления паспорта профессиональной компетентности научно-педагогических работников ВУЗа, реализующих анализируемую образовательную программу / Л.Г. Миляева, Е.Ф. Шатохина // Казанская наука. 2011. № 4. С. 76-79.

Войти или Создать
* Забыли пароль?