UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The article discusses the features of the development of physical qualities of students of educational establishments of the Ministry of internal Affairs of Russia studied using training programs for the first enrolled to police service as policeman. The role of physical qualities in the performance of operational tasks by policemen is shown. In research it is noted that formation policemen for the first enrolled to police service as policeman of the conscious attitude to occupations by physical culture and sports, and in particular and physical training, development of the physical qualities is necessary for performance of the tasks connected with application of physical force and fighting receptions of fight, acquisition of professional skills of detention, is carried out in the educational establishments of the Ministry of internal Affairs of Russia within professional training. The author conducted an experimental study on the state of physical fitness of cadets in the initial period of training and tested improved methods of organization of physical training.
system of physical training, physical qualities, employees of Department of internal Affairs, educational establishments of the Ministry of internal Affairs of Russia.
Введение. В современных условиях, в связи с нестабильностью внешнеполитической обстановки, а так же внутриполитическими процессами, происходящими в нашем обществе, большое внимание уделяется сохранению внутреннего правопорядка в стране. Большая ответственность возлагается на сотрудников органов внутренних дел, которые зачастую вынуждены сталкиваться на улицах страны с ситуациями, в которых они должны применять физическую силу для преодоления активного неповиновения правонарушителей. Сотрудник полиции должен быть физически подготовленным и обладать профессиональными навыками для того, что бы противостоять правонарушителю или преступнику. Навыки, необходимые для успешного выполнения заданий, связанных с применением сотрудником полиции физической силы формируются с помощью средств физической подготовки в образовательных организациях МВД России.
К сотрудникам органов внутренних дел государство устанавливает повышенные требования к уровню физической подготовки. Ежегодно, а порой и намного чаще, проверяется уровень развития различных физических качеств (сила, быстрота, выносливость), контролируется состояние здоровья, а также уровень владения профессиональными навыками.
В 1990-е годы наша страна переживала процесс преобразования в различных сферах общественной жизни. Серьезные политические и социально – экономические изменения не могли не отразиться, в том числе и на устоявшейся системе физической подготовки курсантов и слушателей в образовательных организациях системы МВД России. Следует отметить, что состояние физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел и общий уровень физического развития молодого поколения в нашей стране находятся в прямой зависимости.
Теоретический обзор проблемы исследования. Специалисты в области физической культуры и физической подготовки все чаще обращают внимание, что в последние годы уровень физической готовности всего населения нашей страны достаточно серьезно снизился. Во многих регионах Российской Федерации, в ходе инспекторских проверок, фиксируется снижение уровня профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел, состояние их здоровья заметно ухудшилось, так же отмечается низкая мотивация у сотрудников ОВД к формированию здорового образа жизни. Низкий уровень физической подготовки отмечается и слушателей образовательных организаций МВД России, проходящих профессиональное обучение.
Формирование у сотрудников впервые принятых на службу в ОВД осознанного отношения к занятиям физической культурой и спортом, а в частности и физической подготовкой, развитие физических качеств, необходимых для выполнения задач, связанных с применением физической силы, приобретение профессиональных навыков задержания, осуществляется в образовательных организациях МВД России в рамках профессиональной подготовки, в процессе освоения дисциплины «Физическая подготовка». [2]
Целью нашей работы является разработка новых методических приемов при проведении занятий по физической подготовке с целью повышения уровня физической подготовленности слушателей образовательных организаций МВД России обучающихся по программам профессиональной подготовки лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности служащего «Полицейский». (далее – программам профессиональной подготовки) [7].
На наш взгляд, одной из причин низкого уровня физической подготовленности слушателей образовательных организаций МВД России обучающихся по программам профессиональной подготовки, выступает необоснованно малое количество времени, которое выделяется на освоение дисциплины «физическая подготовка»в процессе профессионального обучения. Так, к примеру, в рабочей программе профессионального обучения по образовательной программе профессиональной подготовки, утвержденной начальником Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя27марта 2019 года, на физическую подготовку отведено всего лишь 90 из 996 часов.[7] Хотя для всех очевидна огромная воспитательная роль физической подготовки в условиях образовательной организации.
В данной работе хотелось бы заострить внимание на том, что большинство часов отведенных на физическую подготовку в образовательных организациях, реализующих программы профессиональной подготовки уделяется обучению такого раздела физической подготовки как служебно-прикладные упражнения (боевые приемы борьбы). Однако, качественное освоение данного раздела физической подготовки тесно взаимосвязано с уровнем общефизической подготовки обучающихся, так, например, сотрудник органов внутренних дел для эффективного выполнения возложенных на него обязанностей должен так же обладать и такими физическими качествами как быстрота, ловкость, сила, силовая выносливость и т.д.[6] В свою очередь данные физические качества, наряду с «боевыми приемами борьбы» выносятся на ежегодную итоговую проверку на профессиональную пригодность сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.[1] В условиях непродолжительного периода обучения (20 недель) и достаточно большого объема изучаемого материала, уделить время в рамках занятий по физической подготовке совершенствованию и развитию физических качеств достаточно сложная задача, которая безусловно нуждается в решении.
Для определения уровня развития физических качеств на момент зачисления в образовательную организацию МВД России, сотрудники, прибывшие на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки, на первом занятии по физической подготовке выполняют контрольные упражнения на силу, быстроту и выносливость. Данные результаты фиксируются в соответствии с таблицей начисления баллов за выполнение контрольных упражнений по физической подготовке для определения уровня физической подготовленности сотрудников и граждан, поступающих на службу в органах внутренних дел. [2]
Следует отметить, что в соответствии с приказом МВД России № 876 от 22 декабря 2016 года «Об утверждении порядка организации индивидуального обучения стажера, изучения его личных и деловых качеств и порядка оценки результатов индивидуального обучения стажера» оценка уровня общей физической подготовки стажера проводится с использованием критериев, установленных для граждан Российской Федерации, поступающих на службу в органы внутренних дел.[2] Отсюда следует, что сотрудник (слушатель) направленный на обучение в образовательную организацию МВД России уже может иметь недостаточный уровень физической подготовки, так как требования к физической подготовленности стажера ниже, чем требования установленные для сотрудников ОВД.
Практическая часть исследования. Анализируя результаты контрольных упражнений 232слушателей, направленных на обучение 40 слушателей (17,2%) имеют недостаточный уровень развития физических качеств предъявляемых к сотруднику органов внутренних дел, что выражается в недостаточном количестве баллов, набранных слушателями при выполнении контрольных упражнений (менее 105 баллов). Большинство,168 слушателей (72,5%) набрали лишь минимальное количество баллов (115-120 баллов) и лишь 24 слушателя 10,3% обладают физическими качествами, превышающими необходимый минимум физической подготовленности более чем на 10 баллов(125 и более баллов).[2](рис.1)
Система физической подготовки слушателей обучающихся по программам профессиональной подготовки ограничена временными рамками, поэтому одной из приоритетных задач профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России является поиск новых, эффективных методик повышения уровня развития общефизической подготовки и функционального состоянии слушателей.[4]
Рисунок 1. Результаты контрольных упражнений при зачислении в образовательную организацию МВД России.
Для более наглядного представления проблемной ситуации, проанализируем образовательную программу профессиональной подготовки лиц рядового состава и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности служащего «Полицейский». В представленной программе количество часов на дисциплину «физическая подготовка» отведено 90часов, которые согласно тематике занятий, предполагают изучение только служебно-прикладных упражнений (боевых приемов борьбы). В рамках данной дисциплины отсутствуют занятия предполагающие целенаправленное развитие физических качеств. Следует отметить, что в рабочей программе предусмотрены факультативные занятия по совершенствованию общей физической подготовки в количестве 20 часов, из которых развитие силовых качеств -8 часов, скоростно-силовые качества и выносливость – 10 часов. Очевидно, что такого объема времени недостаточно как для развития физических качеств слушателей, так и для качественного освоения служебно-прикладных упражнений (боевых приемов борьбы).
Следовательно можно сделать вывод, что на сегодняшний день существует проблема, выражающаяся в недостаточности количества учебного времени, при изучении дисциплины «физическая подготовка», выделенного для поддержания на должном уровне, совершенствования и развития физических качеств (быстрота, сила, силовая выносливость и т.д.) у слушателей, направленных на профессиональное обучение (профессиональную подготовку) в образовательную организацию МВД России.
Исходя из вышесказанного предлагаются следующие варианты решения поставленной проблемы:
1. Поскольку основной урочной формой в образовательных учреждениях МВД России, при изучении дисциплины «Физическая подготовка», является практическое занятие, предлагается включить в основную часть практического занятия, по окончании общеразвивающих упражнений, используемых для разминки, упражнения для развития и совершенствования физических качеств (быстрота, сила, ловкость) в объеме 10-15 минут. Данная методика опробована на экспериментальной группе, обучавшейся по программе профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел(на базе среднего общего образования) по должности служащего «Полицейский» в период с сентября 2018 года по февраль 2019 года. Для проведения эксперимента были определены две группы (экспериментальная и контрольная) равные по количественному составу, которые по результатам входного контроля имели практически одинаковые показатели. (рис.2)
Рисунок 2. Результаты контрольных упражнений при зачислении в контрольной и обычной группах.
В ходе исследования контрольная группа занималась по стандартной методике проведения занятий, а в экспериментальной группе занятия проводились по предложенной методике, с включением в основную часть занятий упражнений на развитие физических качеств, в объеме 10-15 минут.
По результатам проведенного исследования экспериментальная группа, занимающаяся по предложенной выше методике, при проведении промежуточной аттестации показала более высокие результаты по общефизической подготовке по сравнению с контрольной группой занимающейся по традиционной методике проведения занятий по физической подготовке. (рис.3.)
Рисунок 3. Результаты контрольных упражнений при зачислении в контрольной и обычной группах.
По результатам проведенного исследования экспериментальная группа, занимающаяся по предложенной выше методике, при проведении промежуточной аттестации показала более высокие результаты по общефизической подготовке по сравнению с контрольной группой занимающейся по традиционной методике проведения занятий по физической подготовке. (рис.3.)
Подводя итог можно сделать вывод, что использование предложенной методики проведения занятий по физической подготовке со слушателями образовательных организаций МВД России оказывает положительное влияние на развитие физических качеств слушателей и по сравнению с традиционной методикой проведения занятий более эффективна.
Данные полученные в настоящей статье будут способствовать дальнейшим исследованиям в целях совершенствования и оптимизации процесса физической подготовки у слушателей образовательных организаций МВД России обучающихся по программам профессиональнойподготовки лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних делРоссийской Федерации по должности служащего «Полицейский».
1. Federal'nyy zakon ot 07.02.2011 №3-FZ «O policii» // Federal law of 07.02.2011 №3-FZ "On police".
2. Prikaz MVD Rossiyskoy Federacii № 275 ot 05.05.2018 goda «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii podgotovki kadrov dlya zamescheniya dolzhnostey v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federacii» // The order of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation No. 275 of 05.05.2018 "About the statement of the Order of the organization of training for substitution of positions in law-enforcement bodies of the Russian Federation»
3. Prikaz MVD Rossiyskoy Federacii № 450 ot 01.07.2017 «Ob utverzhdenii Nastavleniya po organizacii fizicheskoy podgotovki v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federacii // Order of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation No. 450 of 01.07.2017 "On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal Affairs bodies of the Russian Federation
4. Raush V.V., Yahutov M.R., Ruch'ev S.N. Osobennosti fizicheskoy podgotovki slushateley UYuI MVD Rossii [Features of physical training of cadets of Law universities of Ministry of internal Affairs of Russia] // Modern problems of science and education. 2014. No. 6. (in Russia).
5. Mos'kin S.A. Rol' fizicheskoy podgotovki kursantov obrazovatel'nyh organizaciy MVD Rossii v sisteme professional'noy sluzhebnoy i fizicheskoy podgotovki / S.A. Mos'kin [The Role of physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia in the system of professional service and physical training / S. A. Moskin ] // Actual problems of physical culture and sports of cadets, students and students: collection of articles / redkol.: S. N. Barkalov [et al.]. Eagle: Orui Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2016. pp. 92-93 (in Russia).
6. Fizicheskaya kul'tura i fizicheskaya podgotovka: uchebnik dlya studentov vuzov, kursantov i slushateley obrazovatel'nyh uchrezhdeniy vysshego professional'nogo obrazovaniya MVD Rossii [Physical culture and physical education: textbook for University students, cadets and listeners of educational institutions of higher professional education of the Ministry of internal Affairs of Russia / [I. S. Barchukov, Yu. N. Nazarov, S. S. Egorov et al.]; edited by V. J. Kikot, I. S. barchukova]. - M. : YUNITI-DANA Publ., 2014. - 431 p. (in Russia).
7. Osnovnaya programma professional'nogo obucheniya «Professional'naya podgotovka lic ryadovogo sostava i mladshego nachal'stvuyuschego sostava, vpervye prinyatyh na sluzhbu v organy vnutrennih del Rossiyskoy Federacii, po dolzhnosti sluzhaschego «Policeyskiy».- Tver': Tverskoy filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya, 2019 // The basic program of professional training "Professional training of persons of rank and file and the younger commanding structure, for the first time accepted on service in law-enforcement bodies of the Russian Federation, on a position of the employee "Police officer".- Tver: Tver branch of Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot, 2019. (in Russia).