ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩЕГО «ПОЛИЦЕЙСКИЙ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности развития физических качеств у слушателей образовательных организаций МВД России обучающихся по программам профессиональной подготовки лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности служащего «Полицейский». Показана роль физических качеств при выполнении оперативно-служебных задач сотрудниками органов внутренних дел. В исследовании отмечается, что формирование у сотрудников впервые принятых на службу в органы внутренних дел осознанного отношения к занятиям физической культурой и спортом, а в частности и физической подготовкой, развитие физических качеств, необходимых для выполнения задач, связанных с применением физической силы и боевых приемов борьбы, приобретение профессиональных навыков задержания, осуществляется в образовательных организациях МВД России в рамках профессиональной подготовки. Автором проведено опытно-экспериментальное исследование по изучению состояния физической подготовленности слушателей в начальный период обучения и апробирована усовершенствованная методика организации занятий по физической подготовке.

Ключевые слова:
система физической подготовки, физические качества, сотрудники ОВД, образовательные организации МВД России.
Текст

Введение. В современных условиях, в связи с нестабильностью внешнеполитической обстановки, а так же внутриполитическими процессами, происходящими в нашем обществе, большое внимание уделяется сохранению внутреннего правопорядка в стране. Большая ответственность возлагается на сотрудников органов внутренних дел, которые зачастую вынуждены сталкиваться на улицах страны с ситуациями, в которых они должны применять физическую силу для преодоления активного неповиновения правонарушителей. Сотрудник полиции должен быть физически подготовленным и обладать профессиональными навыками для того, что бы противостоять правонарушителю или преступнику. Навыки, необходимые для успешного выполнения заданий, связанных с применением сотрудником полиции физической силы формируются с помощью средств физической подготовки в образовательных организациях МВД России.

К сотрудникам органов внутренних дел государство устанавливает повышенные требования к уровню физической подготовки. Ежегодно, а порой и намного чаще, проверяется уровень развития различных физических качеств (сила, быстрота, выносливость), контролируется состояние здоровья, а также уровень владения профессиональными навыками.

 В 1990-е годы наша страна переживала процесс преобразования в различных сферах общественной жизни. Серьезные политические и   социально – экономические изменения не могли не отразиться, в том числе и на устоявшейся системе физической подготовки курсантов и слушателей в образовательных организациях системы МВД России. Следует отметить, что состояние физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел и общий уровень физического развития молодого поколения в нашей стране находятся в прямой зависимости.

Теоретический обзор проблемы исследования. Специалисты в области физической культуры и физической подготовки все чаще обращают внимание, что в последние годы уровень физической готовности всего населения нашей страны достаточно серьезно снизился. Во многих регионах Российской Федерации, в ходе инспекторских проверок, фиксируется снижение уровня профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел, состояние их здоровья заметно ухудшилось, так же отмечается низкая мотивация у сотрудников ОВД к формированию здорового образа жизни. Низкий уровень физической подготовки отмечается и слушателей образовательных организаций МВД России, проходящих профессиональное обучение.

Формирование у сотрудников впервые принятых на службу в ОВД осознанного отношения к занятиям физической культурой и спортом, а в частности и физической подготовкой, развитие физических качеств, необходимых для выполнения задач, связанных с применением физической силы, приобретение профессиональных навыков задержания, осуществляется в образовательных организациях МВД России в рамках профессиональной подготовки, в процессе освоения дисциплины «Физическая подготовка». [2]

Целью нашей работы является разработка новых методических приемов при проведении занятий по физической подготовке с целью повышения уровня физической подготовленности слушателей образовательных организаций МВД России обучающихся по программам профессиональной подготовки лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности служащего «Полицейский». (далее – программам профессиональной подготовки) [7].

На наш взгляд, одной из причин низкого уровня физической подготовленности слушателей образовательных организаций МВД России обучающихся по программам профессиональной подготовки, выступает необоснованно малое количество времени, которое выделяется на освоение дисциплины «физическая подготовка»в процессе профессионального обучения. Так, к примеру, в рабочей программе профессионального обучения по образовательной программе профессиональной подготовки, утвержденной начальником Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя27марта 2019 года, на физическую подготовку отведено всего лишь 90 из 996 часов.[7] Хотя для всех очевидна огромная воспитательная роль физической подготовки в условиях образовательной организации.

В данной работе хотелось бы заострить внимание на том, что большинство часов отведенных на физическую подготовку в образовательных организациях, реализующих программы профессиональной подготовки уделяется обучению такого раздела физической подготовки как служебно-прикладные упражнения (боевые приемы борьбы). Однако, качественное освоение данного раздела физической подготовки тесно взаимосвязано с уровнем общефизической подготовки обучающихся, так, например, сотрудник органов внутренних дел для эффективного выполнения возложенных на него обязанностей должен так же обладать и такими физическими качествами как быстрота, ловкость, сила, силовая выносливость и т.д.[6] В свою очередь данные физические качества, наряду с «боевыми приемами борьбы» выносятся на ежегодную итоговую проверку на профессиональную пригодность сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.[1] В условиях непродолжительного периода обучения (20 недель) и достаточно большого объема изучаемого материала, уделить время в рамках занятий по физической подготовке совершенствованию и развитию физических качеств достаточно сложная задача, которая безусловно нуждается в решении.

Для определения уровня развития физических качеств на момент зачисления в образовательную организацию МВД России, сотрудники, прибывшие на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки, на первом занятии по физической подготовке выполняют контрольные упражнения на силу, быстроту и выносливость. Данные результаты фиксируются в соответствии с таблицей начисления баллов за выполнение контрольных упражнений по физической подготовке для определения уровня физической подготовленности сотрудников и граждан, поступающих на службу в органах внутренних дел. [2]

Следует отметить, что в соответствии с приказом МВД России № 876 от 22 декабря 2016 года «Об утверждении порядка организации индивидуального обучения стажера, изучения его личных и деловых качеств и порядка оценки результатов индивидуального обучения стажера» оценка уровня общей физической подготовки стажера проводится с использованием критериев, установленных для граждан Российской Федерации, поступающих на службу в органы внутренних дел.[2] Отсюда следует, что сотрудник (слушатель) направленный на обучение в образовательную организацию МВД России уже может иметь недостаточный уровень физической подготовки, так как требования к физической подготовленности стажера ниже, чем требования установленные для сотрудников ОВД.

Практическая часть исследования.  Анализируя результаты контрольных упражнений 232слушателей, направленных на обучение 40 слушателей (17,2%) имеют недостаточный уровень развития физических качеств предъявляемых к сотруднику органов внутренних дел, что выражается в недостаточном количестве баллов, набранных слушателями при выполнении контрольных упражнений (менее 105 баллов). Большинство,168 слушателей (72,5%) набрали лишь минимальное количество баллов (115-120 баллов) и лишь 24 слушателя 10,3% обладают физическими качествами, превышающими необходимый минимум физической подготовленности более чем на 10 баллов(125 и более баллов).[2](рис.1)

Система физической подготовки слушателей обучающихся по программам профессиональной подготовки ограничена временными рамками, поэтому одной из приоритетных задач профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России является поиск новых, эффективных методик повышения уровня развития общефизической подготовки и функционального состоянии слушателей.[4]

 

Рисунок 1. Результаты контрольных упражнений при зачислении в образовательную организацию МВД России.

 

Для более наглядного представления проблемной ситуации, проанализируем образовательную программу профессиональной подготовки лиц рядового состава и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности служащего «Полицейский». В представленной программе количество часов на дисциплину «физическая подготовка» отведено 90часов, которые согласно тематике занятий, предполагают изучение только служебно-прикладных упражнений (боевых приемов борьбы). В рамках данной дисциплины отсутствуют занятия предполагающие целенаправленное развитие физических качеств. Следует отметить, что в рабочей программе предусмотрены факультативные занятия по совершенствованию общей физической подготовки в количестве 20 часов, из которых развитие силовых качеств -8 часов, скоростно-силовые качества и выносливость – 10 часов. Очевидно, что такого объема времени недостаточно как для развития физических качеств слушателей, так и для качественного освоения служебно-прикладных упражнений (боевых приемов борьбы).

Следовательно можно сделать вывод, что на сегодняшний день существует проблема, выражающаяся в недостаточности количества учебного времени, при изучении дисциплины «физическая подготовка», выделенного для поддержания на должном уровне, совершенствования и развития физических качеств (быстрота, сила, силовая выносливость и т.д.) у слушателей, направленных на профессиональное обучение (профессиональную подготовку) в образовательную организацию МВД России.

Исходя из вышесказанного предлагаются следующие варианты решения поставленной проблемы:

1. Поскольку основной урочной формой в образовательных учреждениях МВД России, при изучении дисциплины «Физическая подготовка», является практическое занятие, предлагается включить в основную часть практического занятия, по окончании общеразвивающих упражнений, используемых для разминки, упражнения для развития и совершенствования физических качеств (быстрота, сила, ловкость) в объеме 10-15 минут. Данная методика опробована на экспериментальной группе, обучавшейся по программе профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел(на базе среднего общего образования) по должности служащего «Полицейский» в период с сентября 2018 года по февраль 2019 года. Для проведения эксперимента были определены две группы (экспериментальная и контрольная) равные по количественному составу, которые по результатам входного контроля имели практически одинаковые показатели. (рис.2)

Рисунок 2. Результаты контрольных упражнений при зачислении в контрольной и обычной группах.

 

В ходе исследования контрольная группа занималась по стандартной методике проведения занятий, а в экспериментальной группе занятия проводились по предложенной методике, с включением в основную часть занятий упражнений на развитие физических качеств, в объеме 10-15 минут.

По результатам проведенного исследования экспериментальная группа, занимающаяся по предложенной выше методике, при проведении промежуточной аттестации показала более высокие результаты по общефизической подготовке по сравнению с контрольной группой занимающейся по традиционной методике проведения занятий по физической подготовке. (рис.3.) 

 

 Рисунок 3. Результаты контрольных упражнений при зачислении в контрольной и обычной группах.

 

По результатам проведенного исследования экспериментальная группа, занимающаяся по предложенной выше методике, при проведении промежуточной аттестации показала более высокие результаты по общефизической подготовке по сравнению с контрольной группой занимающейся по традиционной методике проведения занятий по физической подготовке. (рис.3.)

Подводя итог можно сделать вывод, что использование предложенной методики проведения занятий по физической подготовке со слушателями образовательных организаций МВД России оказывает положительное влияние на развитие физических качеств слушателей и по сравнению с традиционной методикой проведения занятий более эффективна.

Данные полученные в настоящей статье будут способствовать дальнейшим исследованиям в целях совершенствования и оптимизации процесса физической подготовки у слушателей образовательных организаций МВД России обучающихся по программам профессиональнойподготовки лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних делРоссийской Федерации по должности служащего «Полицейский».

Список литературы

1. Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции».

2. Приказ МВД Российской Федерации № 275 от 05.05.2018 года «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»;

3. Приказ МВД Российской Федерации № 450 от 01.07.2017 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации;

4. Рауш В.В., Яхутов М.Р., Ручьев С.Н.Особенности физической подготовки слушателей УЮИ МВД России // Современные проблемы науки и образования. 2014.№ 6.

5. Моськин С.А. Роль физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в системе профессиональной служебной и физической подготовки / С.А. Моськин // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов: сборник статей / редкол.: С.Н. Баркалов [и др.]. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2016. С. 92-93;

6. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / [И.С. Барчуков, Ю.Н. Назаров, С.С. Егоров и др.]; под редакцией В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 431 с.

7. Основная программа профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц рядового состава и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, по должности служащего «Полицейский».- Тверь: Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019.


Войти или Создать
* Забыли пароль?