ON THE ISSUE OF TEACHING RUSSIAN AT SCHOOL IN THE XVIII – EARLY XX CENTURY
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article discusses some issues of teaching Russian, in particular, the analysis of the state of teaching Russian at school in the XVIII – early XX century. Special attention is paid to such basic categories as goals, content and teaching methods. The keyfactors that influenced the development of methods of teaching Russian in the period under review are indicated. The role of M.V. Lomonosov, F.I. Buslaev and other Russian scientists in the formation of the Russian language as a school subject has been analyzed.

Keywords:
methods of teaching Russian language; learning objectives; content of teaching; teaching methods; history of teaching Russian language
Text
Publication text (PDF): Read Download

Анализ истории преподавания русского языка дает возможность определить тенденции в развитии системы обучения предмету, заставляет задуматься о перспективах и помогает найти ориентир в потоке современных идей.

В методической литературе в конце ХХ в. были определены ключевые моменты в истории методики преподавания русского языка: 1) зарождение методики, обусловленное  появлением русского языка как учебного предмета (XVIII в.); 2) формирование основ научной методики в связи с появлением книги Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844); 3) определение основных направлений развития методики преподавания русского языка  ХХ в. (съезд преподавателей русского языка и литературы военно-учебных заведений 1903 г.).

Зарождение системы обучения русскому языку в школе происходило в начале XVIII в., когда преобразования Петра I в разных сферах жизни потребовали изменений в системе просвещения населения и остро ощущался дефицит кадров, способных осуществлять реформы. Были открыты светские государственные школы, обучение в которых велось на русском языке. Так, в 1701 г. была учреждена Школа математических и навигацких наук. В неё принимались подростки в возрасте от 12 до 17 лет всех сословий, кроме крепостных крестьян. На первой ступени обучали  чтению, письму и основам грамматики. Выпускники этой школы направлялись в качестве преподавателей в цифирные школы, учреждённые в 1714 г. Последние представляли собой начальные учебные заведения для детей дворян и зажиточных мещан от 10 до 15 лет. В них обучали чтению и письму на русском языке [1, с. 59].

 Научная и организационная деятельность М.В. Ломоносова во многом способствовала утверждению русского языка в школе. В 1741 г. он возглавил Академический университет и Академическую гимназию в Санкт-Петербурге, и благодаря усилиям ученого преподавание в начальных классах гимназии стали вести на русском языке. В 50-е годы XVIII в. русский язык начинает преподаваться в Московской и Казанской гимназиях как учебный предмет [7].

Серьёзный шаг в развитии системы образования был сделан в 60–70-е гг. XVIII в. В 1764 г. Екатерина II утвердила «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», где была сформулирована общая цель школьного образования – воспитание новой породы людей – образованных и добродетельных. В соответствии с принятым Уставом (1786), были созданы народные училища. В Главных народных училищах преподавали грамматику русского языка (3 и 4 год обучения), а в Малых народных училищах (начальная школа) обучали чтению и письму на русском языке.

Таким образом, к концу XVIII в. русский язык преподавался как школьный учебный предмет. Именно с этого времени начала складываться методическая система обучения русскому языку. Одним из компонентов данной системы являлись цели обучения, которые были обусловлены социальным заказом. В этот период можно выделить два аспекта в целях обучения: общепредметный (вырастить истинного сына Отечества) и специальный (обучить грамматике) [6, с. 36]. Обучение грамматике рассматривалось как основа для обучения устной и письменной речи и для развития логического мышления, также предполагалось, что изучение грамматики способствует изучению других наук и иностранных языков.

Содержание обучения русскому языку в XVIII в. предполагало изучение грамматики (в школьную грамматику включали  не только грамматику в современном понимании, но также орфографию и пунктуацию) и формирование учебно-языковых и правописных  умений. Вопросами обучения устной речи занималась риторика. «Российская грамматика» М.В. Ломоносова (1757) стала научной базой содержания обучения русскому языку в XVIII в. На ее основе были написаны  школьные грамматики, среди которых учебники Н.Г. Курганова (1769), А.А. Барсова (1771), П.И. Соколова (1778), В.П. Светова (1790), Е.Б. Сырейщикова (1787).

В последней трети XVIII в. появились первые рекомендации для учителей: «Способ учения» (Москва, 1771) и «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ» (С.-Петербург, 1783). Здесь были сформулированы общедидактические принципы организации учебных занятий: 1) учитель должен овладеть вниманием всех учеников; 2) материал должен быть доступным для учеников; 3) материал должен осваиваться сознательно; 4) изложение теории должно быть связано с практикой; 5) пройденный материал необходимо связывать с новым; 6) больше внимание надо уделять повторению пройденного [8].

Были определены основные методы обучения русскому языку. Во-первых, объяснение нового материала предлагалось вести осознанно, по возможности отказываясь от догматического метода. Во-вторых, формирование умений и навыков рекомендовалось осуществлять с помощью четырех основных методов: 1) совокупного наставления (т.е. работы со всем классом); 2) совокупного чтения (целью такого чтения было заучивание текста наизусть); 3) изображения через начальные буквы (упражнения, развивающего внимательность и память); 4) вопрошения. Упражнения проводились как в устной, так и в письменной форме. Для упражнений предлагалось использовать литературные тексты. Большое внимание уделялось стилистической работе [8].

Для обучения грамматике предлагалось использовать метод грамматического разбора, а для обучения орфографии – метод орфографического разбора, списывание, диктант, письмо по памяти, какографию. Работу по обучению орфографии предлагалось вести не автономно, а в связи с изучением грамматических тем. Давались рекомендации по культуре речи учащихся. Авторы XVIII в. уделяли внимание и использованию средств наглядности в преподавании русского языка: были разработаны образцы и сформулированы требования к составлению таблиц.

Труд Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844) в истории методики преподавания занимает особое место, поскольку именно в нём впервые в концентрированном виде было изложено представление о системе преподавания русского языка; эта книга оказала серьёзное влияние на развитие методики в ХIХ – ХХ вв. Ф.И. Буслаев выделяет в качестве целей обучения русскому языку воспитание, развитие и обучение. Исключительное внимание в преподавании родного языка, по мнению учёного, должно уделяться содержательности и воспитательному потенциалу дидактического материала. В содержание обучения Ф.И. Буслаев включал грамматику, причём обучение грамматике он связывал с чтением и анализом текста. Он писал: «Грамматика должна быть только прибавлением к чтению, к письменным и словесным упражнениям, она не может быть самостоятельной систематическою наукою в первоначальном обучении» (т.е. в 1-3-х классах гимназии) [4, с. 67] Большое внимание Ф.И. Буслаев уделял вопросам методов и принципов обучения русскому языку. Он называл два познавательных метода – эвристический и историко-догматический. Обучение языку эвристическим методом Ф.И. Буслаев связывал с постепенным развитием у ученика врождённого дара слова. В процессе использования данного метода ученик должен осознать то, чем он уже владеет, – родной язык. Историко-догматический метод учёный предлагал использовать главным образом в старших классах. Ф.И. Буслаев сформулировал следующие принципы обучения: 1) изучение родного языка в школе должно быть особым применительно к возрасту учащихся; этим определяется и отбор материала, и  методы обучения; 2) в школе необходимо изучать язык во всех его проявлениях, а не только грамматику и правописание; 3) необходимо связывать занятия русским языком с жизнью детей, но не превращать их в энциклопедию; 4) необходимо связать изучение русского языка с развитием дара слова (языковой способности), занимаясь словесным творчеством; 5) устанавливать межпредметные связи [ 3].

К концу ХIХ в. создались предпосылки для изменения системы обучения русскому языку в школе, поскольку накопился большой научный и практический опыт преподавания русского (родного) языка; интенсивно развивались дидактика и психология; были сформулированы основные положения формальной грамматики Ф.Ф. Фортунатова и др.; школа начала «отставать» от уровня развития методики, лингвистики, психологии [2, с. 7].

Начало ХХ в. было временем интенсивного социально-экономического, политического и культурного развития России, которое вызвало серьезные изменения в системе народного образования. Уже в конце XIX в. на страницах педагогических журналов  критиковали как систему образования в целом, так и обучение русскому (родному) языку. Комплексно вопросы обучения русскому (родному) языку впервые были поставлены в 1903 г. на съезде преподавателей русского языка и литературы военно-учебных заведений России. На съезде выступили известные методисты и лингвисты: Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, А.И. Соболевский, Н.К. Кульман, Л.В. Щерба, И.А. Бодуэн де Куртенэ и др. Обсуждались многие вопросы, касающиеся методической системы обучения русскому языку.

Участники съезда отмечали, что преподавание отечественного языка имеет общеобразовательные и специальные цели: как познавательные, так и практические. При реализации познавательных целей, по мнению участников съезда, важно получить в качестве результата сознательное отношение к формам языка и литературы, а при реализации практических целей – умение излагать мысли устно и письменно, грамотно и логично, и умение использовать в своей речи литературный язык.

Одной из идей, которую приветствовали все участники съезда, была идея связи воспитания и обучения и необходимости реализации этой связи на практике. Все были единодушны в том, что русский язык как учебный предмет имеет своей целью духовное развитие учащихся. Особое внимание было обращено на пробуждение любви к родному слову и интереса к духовному наследию.  От узкого (утилитарного) понимания целей стремились отойти, подчеркивали особую ценностную сущность языка, его тесную связь с мышлением, сознанием [5, с. 17].

В содержание обучения русскому языку участники съезда включали грамматику. Как сторонник элементарно-практического направления в преподавании грамматики в младших классах на съезде выступил Н.К. Кульман. Он говорил о том, что преподавание грамматики необходимо упростить, взяв из научного курса только то, что нужно для формирования орфографических, пунктуационных, стилистических умений и навыков. Против этой точки зрения выступил Л.В. Щерба. В докладе «О служебном и самостоятельном значении грамматики как учебном предмете» он подчеркивал, что весь курс школьной грамматики должен сочетать в себе простоту и научность изложения теоретических вопросов. Курс русского языка, по мнению Л.В. Щербы, нельзя сводить только к формированию орфографических навыков. Он признавал самостоятельное значение грамматики, заключающееся в том, что путём наблюдения над фактами родного языка развивается самостоятельное мышление детей. На съезде точку зрения Л.В. Щербы поддержали А.А. Шахматов, Ф.Ф. Фортунатов, А.И. Бодуэн де Куртэне и ряд других участников съезда. Однако, несмотря на резкие выступления многих участников съезда, в резолюцию съезда было включено положение о том, что желательным курсом грамматики для средней школы должен быть элементарно-практический курс, что грамматике должно быть отведено положение служебное, а не самостоятельное [9].

Обсуждался на съезде и вопрос о познавательных методах обучения грамматике. Вместо господствовавшего в школе догматического метода участники съезда предлагали использовать метод наблюдений над языком, когда знания не сообщаются детям в готовом виде, а добываются из наблюдений над фактами языка.

В целом на съезде были обобщены достижения и определены направления дальнейшего развития преподавания русского языка в школе, реализованные  в ХХ в. и не теряющие своего значения  в наше время. 

References

1. Baranov M.T. Russkiy yazyk v shkole: k 210-letiyu vklyucheniya v uchebnye plany //Russkiy yazyk v shkole. - 1996. - №4. - S. 59-65.

2. Baranov M.T. U istokov metodiki russkogo yazyka HH veka (K 90-letiyu Pervogo s'ezda prepodavateley russkogo yazyka voenno-uchebnyh zavedeniy Rossii. - 1903 - 1993) // Russkiy yazyk v shkole. - 1994. - № 1. - S. 58-63.

3. Baranov M.T. Istoricheskie usloviya poyavleniya truda F.I. Buslaeva «O prepodavanii otechestvennogo yazyka» (1844 god) //Stanovlenie metodiki prepodavaniya russkogo yazyka kak nauki (K 150-letiyu vyhoda v svet knigi F.I. Buslaeva «O prepodavanii otechestvennogo yazyka» - 1844-1994). - M.: MPGU,1995. - S. 5-8.

4. Buslaev F.I. O prepodavanii otechestvennogo yazyka. M.: Knizhnyy dom «LIBROKOM»,2010. - 360 s.

5. Deykina A.D. Celi obucheniya rodnomu (russkomu) yazyku v vystupleniyah uchastnikov I s'ezda //Istoki metodiki russkogo yazyka i literatury v HH veke: k 90-letiyu Pervogo s'ezda prepodavateley russkogo yazyka voenno-uchebnyh zavedeniy Rossii (1903-1993). - M.: MPGU, 1993. - S. 14-18.

6. Donskaya T.K. Kratkie ocherki po istorii metodiki russkogo yazyka. Izd. 2. SPb.: «Sudarynya», 2003. - 144 s.

7. Lapatuhin M.S. Iz istorii prepodavaniya russkogo yazyka v srednih uchebnyh zavedeniyah Rossii (dorevolyucionnyy period) ch. I //Uchenye zapiski Kalininskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. T. 34. Kalinin, - 1963. - S. 3-204.

8. Tekucheva I.V. M.T Baranov o razvitii sistemy obucheniya russkomu yazyku v shkole (XVIII - nachalo HH v.) / Nauchno-metodicheskoe nasledie M.T. Baranova: idet i voploschenie (K 90-letiyu so dnya rozhdeniya uchenogo): kollektivnaya monografiya. - M.: Balass, 2014. - S. 96-103.

9. Trudy pervogo s'ezda prepodavateley russkogo yazyka v voenno-uchebnyh zavedeniy (22-31 dek. 1903 g.). SPb.: Izd. Pedagogicheskogo muzeya voenno-uchebnyh zavedeniy, 1904. - 360 s.

Login or Create
* Forgot password?