К вопросу о преподавании русского языка в школе в XVIII – начале ХХ в.
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассматриваются некоторые вопросы преподавания русского языка, в частности, дается анализ состояния преподавания русского языка в школе в XVIII – начале ХХ в. Особое внимание уделяется таким базисным категориям методики, как цели, содержание и методы обучения. Указываются ключевые факторы, повлиявшие на развитие методики преподавания русского языка в рассматриваемый период. Анализируется роль М.В. Ломоносова, Ф.И. Буслаева и других отечественных ученых в становлении русского языка как школьного предмета.

Ключевые слова:
методика преподавания русского языка, цели обучения, содержание обучения, методы обучения, история методики
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Анализ истории преподавания русского языка дает возможность определить тенденции в развитии системы обучения предмету, заставляет задуматься о перспективах и помогает найти ориентир в потоке современных идей.

В методической литературе в конце ХХ в. были определены ключевые моменты в истории методики преподавания русского языка: 1) зарождение методики, обусловленное  появлением русского языка как учебного предмета (XVIII в.); 2) формирование основ научной методики в связи с появлением книги Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844); 3) определение основных направлений развития методики преподавания русского языка  ХХ в. (съезд преподавателей русского языка и литературы военно-учебных заведений 1903 г.).

Зарождение системы обучения русскому языку в школе происходило в начале XVIII в., когда преобразования Петра I в разных сферах жизни потребовали изменений в системе просвещения населения и остро ощущался дефицит кадров, способных осуществлять реформы. Были открыты светские государственные школы, обучение в которых велось на русском языке. Так, в 1701 г. была учреждена Школа математических и навигацких наук. В неё принимались подростки в возрасте от 12 до 17 лет всех сословий, кроме крепостных крестьян. На первой ступени обучали  чтению, письму и основам грамматики. Выпускники этой школы направлялись в качестве преподавателей в цифирные школы, учреждённые в 1714 г. Последние представляли собой начальные учебные заведения для детей дворян и зажиточных мещан от 10 до 15 лет. В них обучали чтению и письму на русском языке [1, с. 59].

 Научная и организационная деятельность М.В. Ломоносова во многом способствовала утверждению русского языка в школе. В 1741 г. он возглавил Академический университет и Академическую гимназию в Санкт-Петербурге, и благодаря усилиям ученого преподавание в начальных классах гимназии стали вести на русском языке. В 50-е годы XVIII в. русский язык начинает преподаваться в Московской и Казанской гимназиях как учебный предмет [7].

Серьёзный шаг в развитии системы образования был сделан в 60–70-е гг. XVIII в. В 1764 г. Екатерина II утвердила «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», где была сформулирована общая цель школьного образования – воспитание новой породы людей – образованных и добродетельных. В соответствии с принятым Уставом (1786), были созданы народные училища. В Главных народных училищах преподавали грамматику русского языка (3 и 4 год обучения), а в Малых народных училищах (начальная школа) обучали чтению и письму на русском языке.

Таким образом, к концу XVIII в. русский язык преподавался как школьный учебный предмет. Именно с этого времени начала складываться методическая система обучения русскому языку. Одним из компонентов данной системы являлись цели обучения, которые были обусловлены социальным заказом. В этот период можно выделить два аспекта в целях обучения: общепредметный (вырастить истинного сына Отечества) и специальный (обучить грамматике) [6, с. 36]. Обучение грамматике рассматривалось как основа для обучения устной и письменной речи и для развития логического мышления, также предполагалось, что изучение грамматики способствует изучению других наук и иностранных языков.

Содержание обучения русскому языку в XVIII в. предполагало изучение грамматики (в школьную грамматику включали  не только грамматику в современном понимании, но также орфографию и пунктуацию) и формирование учебно-языковых и правописных  умений. Вопросами обучения устной речи занималась риторика. «Российская грамматика» М.В. Ломоносова (1757) стала научной базой содержания обучения русскому языку в XVIII в. На ее основе были написаны  школьные грамматики, среди которых учебники Н.Г. Курганова (1769), А.А. Барсова (1771), П.И. Соколова (1778), В.П. Светова (1790), Е.Б. Сырейщикова (1787).

В последней трети XVIII в. появились первые рекомендации для учителей: «Способ учения» (Москва, 1771) и «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ» (С.-Петербург, 1783). Здесь были сформулированы общедидактические принципы организации учебных занятий: 1) учитель должен овладеть вниманием всех учеников; 2) материал должен быть доступным для учеников; 3) материал должен осваиваться сознательно; 4) изложение теории должно быть связано с практикой; 5) пройденный материал необходимо связывать с новым; 6) больше внимание надо уделять повторению пройденного [8].

Были определены основные методы обучения русскому языку. Во-первых, объяснение нового материала предлагалось вести осознанно, по возможности отказываясь от догматического метода. Во-вторых, формирование умений и навыков рекомендовалось осуществлять с помощью четырех основных методов: 1) совокупного наставления (т.е. работы со всем классом); 2) совокупного чтения (целью такого чтения было заучивание текста наизусть); 3) изображения через начальные буквы (упражнения, развивающего внимательность и память); 4) вопрошения. Упражнения проводились как в устной, так и в письменной форме. Для упражнений предлагалось использовать литературные тексты. Большое внимание уделялось стилистической работе [8].

Для обучения грамматике предлагалось использовать метод грамматического разбора, а для обучения орфографии – метод орфографического разбора, списывание, диктант, письмо по памяти, какографию. Работу по обучению орфографии предлагалось вести не автономно, а в связи с изучением грамматических тем. Давались рекомендации по культуре речи учащихся. Авторы XVIII в. уделяли внимание и использованию средств наглядности в преподавании русского языка: были разработаны образцы и сформулированы требования к составлению таблиц.

Труд Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844) в истории методики преподавания занимает особое место, поскольку именно в нём впервые в концентрированном виде было изложено представление о системе преподавания русского языка; эта книга оказала серьёзное влияние на развитие методики в ХIХ – ХХ вв. Ф.И. Буслаев выделяет в качестве целей обучения русскому языку воспитание, развитие и обучение. Исключительное внимание в преподавании родного языка, по мнению учёного, должно уделяться содержательности и воспитательному потенциалу дидактического материала. В содержание обучения Ф.И. Буслаев включал грамматику, причём обучение грамматике он связывал с чтением и анализом текста. Он писал: «Грамматика должна быть только прибавлением к чтению, к письменным и словесным упражнениям, она не может быть самостоятельной систематическою наукою в первоначальном обучении» (т.е. в 1-3-х классах гимназии) [4, с. 67] Большое внимание Ф.И. Буслаев уделял вопросам методов и принципов обучения русскому языку. Он называл два познавательных метода – эвристический и историко-догматический. Обучение языку эвристическим методом Ф.И. Буслаев связывал с постепенным развитием у ученика врождённого дара слова. В процессе использования данного метода ученик должен осознать то, чем он уже владеет, – родной язык. Историко-догматический метод учёный предлагал использовать главным образом в старших классах. Ф.И. Буслаев сформулировал следующие принципы обучения: 1) изучение родного языка в школе должно быть особым применительно к возрасту учащихся; этим определяется и отбор материала, и  методы обучения; 2) в школе необходимо изучать язык во всех его проявлениях, а не только грамматику и правописание; 3) необходимо связывать занятия русским языком с жизнью детей, но не превращать их в энциклопедию; 4) необходимо связать изучение русского языка с развитием дара слова (языковой способности), занимаясь словесным творчеством; 5) устанавливать межпредметные связи [ 3].

К концу ХIХ в. создались предпосылки для изменения системы обучения русскому языку в школе, поскольку накопился большой научный и практический опыт преподавания русского (родного) языка; интенсивно развивались дидактика и психология; были сформулированы основные положения формальной грамматики Ф.Ф. Фортунатова и др.; школа начала «отставать» от уровня развития методики, лингвистики, психологии [2, с. 7].

Начало ХХ в. было временем интенсивного социально-экономического, политического и культурного развития России, которое вызвало серьезные изменения в системе народного образования. Уже в конце XIX в. на страницах педагогических журналов  критиковали как систему образования в целом, так и обучение русскому (родному) языку. Комплексно вопросы обучения русскому (родному) языку впервые были поставлены в 1903 г. на съезде преподавателей русского языка и литературы военно-учебных заведений России. На съезде выступили известные методисты и лингвисты: Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, А.И. Соболевский, Н.К. Кульман, Л.В. Щерба, И.А. Бодуэн де Куртенэ и др. Обсуждались многие вопросы, касающиеся методической системы обучения русскому языку.

Участники съезда отмечали, что преподавание отечественного языка имеет общеобразовательные и специальные цели: как познавательные, так и практические. При реализации познавательных целей, по мнению участников съезда, важно получить в качестве результата сознательное отношение к формам языка и литературы, а при реализации практических целей – умение излагать мысли устно и письменно, грамотно и логично, и умение использовать в своей речи литературный язык.

Одной из идей, которую приветствовали все участники съезда, была идея связи воспитания и обучения и необходимости реализации этой связи на практике. Все были единодушны в том, что русский язык как учебный предмет имеет своей целью духовное развитие учащихся. Особое внимание было обращено на пробуждение любви к родному слову и интереса к духовному наследию.  От узкого (утилитарного) понимания целей стремились отойти, подчеркивали особую ценностную сущность языка, его тесную связь с мышлением, сознанием [5, с. 17].

В содержание обучения русскому языку участники съезда включали грамматику. Как сторонник элементарно-практического направления в преподавании грамматики в младших классах на съезде выступил Н.К. Кульман. Он говорил о том, что преподавание грамматики необходимо упростить, взяв из научного курса только то, что нужно для формирования орфографических, пунктуационных, стилистических умений и навыков. Против этой точки зрения выступил Л.В. Щерба. В докладе «О служебном и самостоятельном значении грамматики как учебном предмете» он подчеркивал, что весь курс школьной грамматики должен сочетать в себе простоту и научность изложения теоретических вопросов. Курс русского языка, по мнению Л.В. Щербы, нельзя сводить только к формированию орфографических навыков. Он признавал самостоятельное значение грамматики, заключающееся в том, что путём наблюдения над фактами родного языка развивается самостоятельное мышление детей. На съезде точку зрения Л.В. Щербы поддержали А.А. Шахматов, Ф.Ф. Фортунатов, А.И. Бодуэн де Куртэне и ряд других участников съезда. Однако, несмотря на резкие выступления многих участников съезда, в резолюцию съезда было включено положение о том, что желательным курсом грамматики для средней школы должен быть элементарно-практический курс, что грамматике должно быть отведено положение служебное, а не самостоятельное [9].

Обсуждался на съезде и вопрос о познавательных методах обучения грамматике. Вместо господствовавшего в школе догматического метода участники съезда предлагали использовать метод наблюдений над языком, когда знания не сообщаются детям в готовом виде, а добываются из наблюдений над фактами языка.

В целом на съезде были обобщены достижения и определены направления дальнейшего развития преподавания русского языка в школе, реализованные  в ХХ в. и не теряющие своего значения  в наше время. 

Список литературы

1. Баранов М.Т. Русский язык в школе: к 210-летию включения в учебные планы //Русский язык в школе. – 1996. – №4. – С. 59–65.

2. Баранов М.Т. У истоков методики русского языка ХХ века (К 90-летию Первого съезда преподавателей русского языка военно-учебных заведений России. – 1903 – 1993) // Русский язык в школе. – 1994. – № 1. – С. 58–63.

3. Баранов М.Т. Исторические условия появления труда Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844 год) //Становление методики преподавания русского языка как науки (К 150-летию выхода в свет книги Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» - 1844-1994). – М.: МПГУ,1995. – С. 5–8.

4. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»,2010. – 360 с.

5. Дейкина А.Д. Цели обучения родному (русскому) языку в выступлениях участников I съезда //Истоки методики русского языка и литературы в ХХ веке: к 90-летию Первого съезда преподавателей русского языка военно-учебных заведений России (1903-1993). – М.: МПГУ, 1993. – С. 14–18.

6. Донская Т.К. Краткие очерки по истории методики русского языка. Изд. 2. СПб.: «Сударыня», 2003. – 144 с.

7. Лапатухин М.С. Из истории преподавания русского языка в средних учебных заведениях России (дореволюционный период) ч. I //Ученые записки Калининского государственного педагогического института. Т. 34. Калинин, – 1963. – С. 3–204.

8. Текучева И.В. М.Т Баранов о развитии системы обучения русскому языку в школе (XVIII – начало ХХ в.) / Научно-методическое наследие М.Т. Баранова: идет и воплощение (К 90-летию со дня рождения ученого): коллективная монография. – М.: Баласс, 2014. – С. 96–103.

9. Труды первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведений (22-31 дек. 1903 г.). СПб.: Изд. Педагогического музея военно-учебных заведений, 1904. – 360 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?