FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF RESEARCH ACTIVITIES IN THE CONDITIONS OF SCHOOL EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes, substantiates and identifies features of the implementation of research activities of students.

Keywords:
educational research; project; project activity; research activity
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

Значимость реализации развивающего потенциала исследовательской деятельности подчеркивается в законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. В частности, в ст. 34 (п. 1.23.) и 47 (п. 1.6.) осуществление исследовательской деятельности обучающимися и педагогами трактуется как академическое право. Эффективное развитие универсальных учебных действий (общеучебных умений) предполагает, что они станут предметом освоения не только на репродуктивном уровне в границах общеобразовательных дисциплин, но и в творческих ситуациях при решении реальных познавательных проблем. Такую возможность предоставляет исследовательская деятельность школьников, которая не только создает ситуации востребованности общеучебных умений для решения сложных проблем, но и закрепляет данные умения на практике [2]. Таким образом, исследовательская деятельность является средством развития общеучебных умений школьников, то есть имеет выраженный метапредметный характер.

В 2019 г. исполняется десять лет планомерному внедрению в школах страны федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО). Несмотря на то, что процесс внедрения ФГОС ОО в школах еще не завершен, в настоящее время происходит корректировка уже внедренных стандартов второго поколения. Так, январским 2018 г. Постановлением № 2 Правительство РФ обязало впредь научно обосновывать разработку и утверждение образовательных стандартов:

1. Устанавливается, что пояснительная записка к разработанным проектам федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и вносимых в них изменений должна содержать научное обоснование необходимости разработки соответствующего проекта.

2. В проекте должна быть оценка соответствия содержащихся в нем требований к результатам освоения и структуре основных общеобразовательных программ приоритетам научно-технологического развития России и плану реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

3. Российской академии наук и Российской академии образования вменяется в обязанность впредь участвовать в проведении независимой экспертизы проектов ФГОС ОО и вносимых в них изменений.

В связи с этим следует признать недостаточную научную обоснованность ФГОС ОО – одного из главных документов, регулирующих функционирование системы отечественного общего образования. Тем не менее, требование ФГОС ОО освоить проектную и исследовательскую деятельность явилось мощным инновационным импульсом данному направлению образовательной деятельности.

Феномену исследовательской деятельности уделено внимание в работах Н.Г. Алексеева, И.А. Зимней, В.В. Краевского, А.В. Леонтовича, М.М. Новожиловой, А.С. Обухова, А.И. Савенкова, Т.И. Шамовой и др. Анализ трудов указанных выше ученых позволил выделить следующие основные характеристики исследовательской деятельности школьников:

 – наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере;

 – направленность на формирование адекватного представления об изучаемом объекте в процессе решения реальной познавательной проблемы;

– получение субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода;

– выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением под руководством специалиста;

– овладение необходимой совокупностью знаний и умений по добыванию, переработке и применению информации.

С точки зрения А.И. Савенкова, сущность исследовательского метода обучения определяется как «путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск» [11]. Ученый выделяет основные составляющие исследовательского метода: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения [11]. По определению М.М. Новожиловой, «исследовательская деятельность – конкретная форма учебно-познавательной деятельности – деятельности обучающегося по осуществлению учебного исследования, направленного на формирование адекватного представления об изучаемом объекте в процессе решения реальной познавательной проблемы, осуществляемого в соответствии с требованиями научного исследования, чаще всего, под руководством специалиста – научного руководителя, и сопровождающегося овладением необходимой совокупностью знаний и умений по добыванию, переработке и применению информации» [7].

Образовательный потенциал проектной деятельности в отечественной педагогике изучали: Н.Г. Алексеев, С.Г. Воровщиков, В.В. Гузеев, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, К.Н. Поливанова, А.И. Савенков, И.С. Сергеев, И.Д. Чечель, Т.И. Шамова и др. В исследованиях данных авторов представлены и обоснованы:

– основные подходы к определению сути, содержания, объема и формулировки понятия «проект» (Н.Г. Алексеев, С.Г. Воровщиков, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, К.Н. Поливанова, А.И. Савенков, И.С. Сергеев и др.);

– типологию и классификационные показатели проекта и проектной деятельности (Е.С. Полат, И.С. Сергеев и др.);

– технологические условия применения проектной деятельности в образовательном процессе (В.В. Гузеев, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, И.Д. Чечель и др.);

– этапы (алгоритм), технология процесса проектной деятельности (Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, К.Н. Поливанова, И.С. Сергеев и др.).

Т.И. Шамова, рассматривая «учение как самоуправляемый процесс отражательно-преобразующей деятельности школьников», придавала особое значение исследовательской деятельности по овладению учащимися общеучебными умениями [16, С. 72].

Анализ трудов отечественных исследователей в области организации проектной деятельности обучающихся позволил выявить следующее:

– во-первых, проект (в широком смысле) – это способ деятельности, в ходе которого создается и вводится в использование что-то, чего ранее не существовало (знание, изделие, услуга, зрелище, метод, и т.п.) или усовершенствуется что-то уже существующее [5, с. 11];

– во-вторых, учебный проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс учебно-познавательных действий по решению социально актуальной и личностно значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием полезного продукта [3];

– в-третьих, одним из видов учебных проектов является исследовательский проект [12, с. 13].

Следует заметить, что Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, К.Н. Поливанова, А.И. Савенков дифференцируют понятия «исследование» и «проектирование» [1; 6, с. 69; 8, с. 15; 9; 10, с. 42-43].

Если слово «исследование» с этимологической точки зрения означает «идти по следу» и определяется как процесс выработки новых знаний, а термин «проект» в переводе с латинского языка означает буквально «брошенный вперед», то проектирование – это процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного состояния объекта. Таким образом, в сфере образования в глобальном смысле проектирование – это содержание образования в условиях решения локальных задач проектирование – это начальный этап реализации учебного проекта.

Проектирование используют как форму организации образовательного процесса, определяют как исследовательский метод [4, с. 223]. Департаментом образования г. Москвы в 2003 г. были предложены методические рекомендации, способствующие организации проектной и исследовательской деятельностей в школах. В данном документе установлен главный смысл исследования в сфере образования, а именно – то, что оно является учебным. Авторы рекомендаций отмечают, что главной целью учебно-исследовательской деятельности является развитие личности.

Во ФГОС ОО понятие учебно-исследовательская и проектная деятельность, с точки зрения участия в них школьников, рассматривается в едином контексте. В частности, выделены следующие особенности включения обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность:

1) цели и задачи этих видов деятельностей обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельности должны быть организованы таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности».

В то же время учебно-исследовательская деятельность и проектная деятельности школьников имеют как общие, так и специфические черты (см.: табл.), описание которых приведено в примерной основной образовательной программе основного общего образования.

Таблица

Общие и специфические черты учебно-исследовательской и проектной деятельностей школьников

Общие черты учебно-исследовательской и проектной деятельностей

 

Специфические черты (различия)

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

1. Практически значимые цели и задачи.

2. Структура: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование; определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде.

3. Компетентность в выбранной сфере исследования, творческая

активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокая

мотивация.

4. Итоги: в меньшей степени   предметные результаты, в большей интеллектуальное,

личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для

исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в

коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой

исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как

показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

 

Осуществление школьниками учебных исследований, разработка учебных проектов проводятся как в рамках базовых и профильных учебных предметов, так и во внеурочной работе и в процессе дополнительного образования [2; 3; 19, 20]. В то же время практика школьного образования показывает, что во внеурочной деятельности обучающимся выполняется большая часть учебного исследования или проекта. Как отмечает С.Г. Воровщиков, проектная и исследовательская деятельности должны осуществляться не разрозненно, а на основе интеграции общего и дополнительного образования. Одним из механизмов такой интеграции является целостный пакет внутришкольных дидактико-методических документов по сопровождению организации и осуществления проектной и исследовательской деятельностей учащихся [2].

Таким образом, всё, представленное выше, позволяет определить следующие особенности осуществления исследовательской деятельности школьников, объединяющие потенциалы исследовательской деятельности и проектной деятельности в единый инструмент учебной деятельности школьников:

  • исследовательская деятельность школьников направлена, прежде всего, на более адекватное представление об изучаемом объекте;
  • процесс осуществления исследовательской деятельности школьников обусловлен логикой научного исследования, некоторая проектная деятельность может сопровождаться применением исследовательских процедур;
  • следует различать понятия «проект» (идея и её практическое воплощение) и «учебный проект» (последовательность логических действий – процесс, от идеи до её воплощения в виде конченого результата – продукта);
  • одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, при осуществлении которого исследование выступает в качестве инструмента, реализующего идею проекта;
  • исследовательская деятельность и проектная деятельность обучающихся являются видами учебно-познавательной деятельности;
  • на уровне средней школы исследовательская деятельность обучающихся приближается к исследовательской деятельности ученых, сохраняя при этом отличительные признаки (проблематика приближена к содержанию школьной программы; в результате исследования доминирует субъективная научная новизна; научный руководитель стремится обеспечить формирование и развитие исследовательской культуры учащегося в процессе осуществления учебного исследования);
  • значимость осуществления как учебно-исследовательской, так и проектной деятельности определяется ценностными ориентациями, целевыми приоритетами и многогранной направленностью на достижение личностных результатов школьников;
  • исследовательская деятельность и проектная деятельность имеют метапредметный характер.

 

References

1. Alekseev N.G. Proektirovanie i refleksivnoe myshlenie // Razvitie lichnosti. - 2002. - № 2. - S. 85-103.

2. Vorovschikov S.G. Vnutrishkol'naya sistema metapredmetnogo obrazovaniya: integraciya obschego i dopolnitel'nogo obrazovaniya // Nauchnaya shkola T.I. Shamovoy: metodologo- teoreticheskie i tehnologicheskie resursy razvitiya obrazovatel'nyh sistem: sb. nauch. tr. / X Mezhdunarod. nauch.-praktich. konf. «Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoy shkoly Upravleniya obrazovatel'nymi sistemami» (25 yanvarya 2018 g.). V 2 ch. Ch. 1. - M.: 5 za znaniya; MPGU, 2018. - S. 124-134.

3. Vorovschikov S.G., Zelenskiy A.E. Uchebno-metodicheskoe soprovozhdenie osvoeniya uchaschimisya universal'nyh uchebnyh deystviy: vnutrishkol'naya sistema // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2014. - № 5. - S. 64-71.

4. Didaktika sredney shkoly: Nekotorye problemy sovremennoy didaktiki / Pod red. M.N. Skatkina. - M.: Prosveschenie, 1982. - 319 s.

5. Lazarev V.S. Proektnaya deyatel'nost' v shkole: uchebnoe posobie dlya uchaschihsya 7-11 klassov. - Surgut: RIO SurGPU, 2014. - 135 s.

6. Leontovich A.V. Issledovatel'skaya deyatel'nost' uchaschihsya: sbornik statey. - M.: «Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov», 2006. - 114 s.

7. Novozhilova M.M. Formirovanie kul'tury issledovatel'skoy deyatel'nosti starsheklassnikov v usloviyah profil'nogo obucheniya: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. - Moskva, 2009. - 248 s.

8. Polivanova K.N. Proektnaya deyatel'nost' shkol'nikov: posobie dlya uchitelya. - 2-e izd. - Prosveschenie, 2011. - 192 s.

9. Potashnik M.M., Levit M.V. Proektnaya i issledovatel'skaya deyatel'nost' uchaschihsya na osnove FGOS // Upravlenie sovremennoy shkoloy. Zavuch. - 2016. - № 1. - S. 4-25.

10. Savenkov A.I. Soderzhanie i organizaciya issledovatel'skogo obucheniya shkol'nikov. - M.: «Sentyabr'», 2003. - 204 s.

11. Savenkov A.I. Psihologiya issledovatel'skogo povedeniya i issledovatel'skie sposobnosti [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.researcher.ru/methodics/development/a_150wjf.html.

12. Sergeev I.S. Kak organizovat' proektnuyu deyatel'nost' uchaschihsya. Prakticheskoe posobie dlya rabotnikov obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniy. - M.: ARKTI, 2004. - 80 s.

13. Tat'yanchenko D.V., Vorovschikov S.G. Organizacionno-metodicheskie usloviya razvitiya obscheuchebnyh umeniy shkol'nikov// Shkol'nye tehnologii. - 2002. - № 5. - S. 42-55.

14. Tat'yanchenko D.V., Vorovschikov S.G. Razvitie obscheuchebnyh umeniy shkol'nikov// Narodnoe obrazovanie. - 2003. - № 8. - S. 115-126.

15. Shamova T.I. Aktivizacii ucheniya shkol'nikov. - M.: Pedagogika, 1982. - 201 s.

16. Shamova T.I. Izbrannoe. - M.: Central'noe izdatel'stvo, 2004. - 320 s.

Login or Create
* Forgot password?