ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описаны, обоснованы и определены особенности осуществления исследовательской деятельности школьников.

Ключевые слова:
учебное исследование, проект, проектная деятельность, исследовательская деятельность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Значимость реализации развивающего потенциала исследовательской деятельности подчеркивается в законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. В частности, в ст. 34 (п. 1.23.) и 47 (п. 1.6.) осуществление исследовательской деятельности обучающимися и педагогами трактуется как академическое право. Эффективное развитие универсальных учебных действий (общеучебных умений) предполагает, что они станут предметом освоения не только на репродуктивном уровне в границах общеобразовательных дисциплин, но и в творческих ситуациях при решении реальных познавательных проблем. Такую возможность предоставляет исследовательская деятельность школьников, которая не только создает ситуации востребованности общеучебных умений для решения сложных проблем, но и закрепляет данные умения на практике [2]. Таким образом, исследовательская деятельность является средством развития общеучебных умений школьников, то есть имеет выраженный метапредметный характер.

В 2019 г. исполняется десять лет планомерному внедрению в школах страны федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО). Несмотря на то, что процесс внедрения ФГОС ОО в школах еще не завершен, в настоящее время происходит корректировка уже внедренных стандартов второго поколения. Так, январским 2018 г. Постановлением № 2 Правительство РФ обязало впредь научно обосновывать разработку и утверждение образовательных стандартов:

1. Устанавливается, что пояснительная записка к разработанным проектам федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и вносимых в них изменений должна содержать научное обоснование необходимости разработки соответствующего проекта.

2. В проекте должна быть оценка соответствия содержащихся в нем требований к результатам освоения и структуре основных общеобразовательных программ приоритетам научно-технологического развития России и плану реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

3. Российской академии наук и Российской академии образования вменяется в обязанность впредь участвовать в проведении независимой экспертизы проектов ФГОС ОО и вносимых в них изменений.

В связи с этим следует признать недостаточную научную обоснованность ФГОС ОО – одного из главных документов, регулирующих функционирование системы отечественного общего образования. Тем не менее, требование ФГОС ОО освоить проектную и исследовательскую деятельность явилось мощным инновационным импульсом данному направлению образовательной деятельности.

Феномену исследовательской деятельности уделено внимание в работах Н.Г. Алексеева, И.А. Зимней, В.В. Краевского, А.В. Леонтовича, М.М. Новожиловой, А.С. Обухова, А.И. Савенкова, Т.И. Шамовой и др. Анализ трудов указанных выше ученых позволил выделить следующие основные характеристики исследовательской деятельности школьников:

 – наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере;

 – направленность на формирование адекватного представления об изучаемом объекте в процессе решения реальной познавательной проблемы;

– получение субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода;

– выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением под руководством специалиста;

– овладение необходимой совокупностью знаний и умений по добыванию, переработке и применению информации.

С точки зрения А.И. Савенкова, сущность исследовательского метода обучения определяется как «путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск» [11]. Ученый выделяет основные составляющие исследовательского метода: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения [11]. По определению М.М. Новожиловой, «исследовательская деятельность – конкретная форма учебно-познавательной деятельности – деятельности обучающегося по осуществлению учебного исследования, направленного на формирование адекватного представления об изучаемом объекте в процессе решения реальной познавательной проблемы, осуществляемого в соответствии с требованиями научного исследования, чаще всего, под руководством специалиста – научного руководителя, и сопровождающегося овладением необходимой совокупностью знаний и умений по добыванию, переработке и применению информации» [7].

Образовательный потенциал проектной деятельности в отечественной педагогике изучали: Н.Г. Алексеев, С.Г. Воровщиков, В.В. Гузеев, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, К.Н. Поливанова, А.И. Савенков, И.С. Сергеев, И.Д. Чечель, Т.И. Шамова и др. В исследованиях данных авторов представлены и обоснованы:

– основные подходы к определению сути, содержания, объема и формулировки понятия «проект» (Н.Г. Алексеев, С.Г. Воровщиков, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, К.Н. Поливанова, А.И. Савенков, И.С. Сергеев и др.);

– типологию и классификационные показатели проекта и проектной деятельности (Е.С. Полат, И.С. Сергеев и др.);

– технологические условия применения проектной деятельности в образовательном процессе (В.В. Гузеев, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, И.Д. Чечель и др.);

– этапы (алгоритм), технология процесса проектной деятельности (Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, К.Н. Поливанова, И.С. Сергеев и др.).

Т.И. Шамова, рассматривая «учение как самоуправляемый процесс отражательно-преобразующей деятельности школьников», придавала особое значение исследовательской деятельности по овладению учащимися общеучебными умениями [16, С. 72].

Анализ трудов отечественных исследователей в области организации проектной деятельности обучающихся позволил выявить следующее:

– во-первых, проект (в широком смысле) – это способ деятельности, в ходе которого создается и вводится в использование что-то, чего ранее не существовало (знание, изделие, услуга, зрелище, метод, и т.п.) или усовершенствуется что-то уже существующее [5, с. 11];

– во-вторых, учебный проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс учебно-познавательных действий по решению социально актуальной и личностно значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием полезного продукта [3];

– в-третьих, одним из видов учебных проектов является исследовательский проект [12, с. 13].

Следует заметить, что Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, К.Н. Поливанова, А.И. Савенков дифференцируют понятия «исследование» и «проектирование» [1; 6, с. 69; 8, с. 15; 9; 10, с. 42-43].

Если слово «исследование» с этимологической точки зрения означает «идти по следу» и определяется как процесс выработки новых знаний, а термин «проект» в переводе с латинского языка означает буквально «брошенный вперед», то проектирование – это процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного состояния объекта. Таким образом, в сфере образования в глобальном смысле проектирование – это содержание образования в условиях решения локальных задач проектирование – это начальный этап реализации учебного проекта.

Проектирование используют как форму организации образовательного процесса, определяют как исследовательский метод [4, с. 223]. Департаментом образования г. Москвы в 2003 г. были предложены методические рекомендации, способствующие организации проектной и исследовательской деятельностей в школах. В данном документе установлен главный смысл исследования в сфере образования, а именно – то, что оно является учебным. Авторы рекомендаций отмечают, что главной целью учебно-исследовательской деятельности является развитие личности.

Во ФГОС ОО понятие учебно-исследовательская и проектная деятельность, с точки зрения участия в них школьников, рассматривается в едином контексте. В частности, выделены следующие особенности включения обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность:

1) цели и задачи этих видов деятельностей обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельности должны быть организованы таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности».

В то же время учебно-исследовательская деятельность и проектная деятельности школьников имеют как общие, так и специфические черты (см.: табл.), описание которых приведено в примерной основной образовательной программе основного общего образования.

Таблица

Общие и специфические черты учебно-исследовательской и проектной деятельностей школьников

Общие черты учебно-исследовательской и проектной деятельностей

 

Специфические черты (различия)

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

1. Практически значимые цели и задачи.

2. Структура: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование; определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде.

3. Компетентность в выбранной сфере исследования, творческая

активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокая

мотивация.

4. Итоги: в меньшей степени   предметные результаты, в большей интеллектуальное,

личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для

исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в

коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой

исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как

показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

 

Осуществление школьниками учебных исследований, разработка учебных проектов проводятся как в рамках базовых и профильных учебных предметов, так и во внеурочной работе и в процессе дополнительного образования [2; 3; 19, 20]. В то же время практика школьного образования показывает, что во внеурочной деятельности обучающимся выполняется большая часть учебного исследования или проекта. Как отмечает С.Г. Воровщиков, проектная и исследовательская деятельности должны осуществляться не разрозненно, а на основе интеграции общего и дополнительного образования. Одним из механизмов такой интеграции является целостный пакет внутришкольных дидактико-методических документов по сопровождению организации и осуществления проектной и исследовательской деятельностей учащихся [2].

Таким образом, всё, представленное выше, позволяет определить следующие особенности осуществления исследовательской деятельности школьников, объединяющие потенциалы исследовательской деятельности и проектной деятельности в единый инструмент учебной деятельности школьников:

  • исследовательская деятельность школьников направлена, прежде всего, на более адекватное представление об изучаемом объекте;
  • процесс осуществления исследовательской деятельности школьников обусловлен логикой научного исследования, некоторая проектная деятельность может сопровождаться применением исследовательских процедур;
  • следует различать понятия «проект» (идея и её практическое воплощение) и «учебный проект» (последовательность логических действий – процесс, от идеи до её воплощения в виде конченого результата – продукта);
  • одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, при осуществлении которого исследование выступает в качестве инструмента, реализующего идею проекта;
  • исследовательская деятельность и проектная деятельность обучающихся являются видами учебно-познавательной деятельности;
  • на уровне средней школы исследовательская деятельность обучающихся приближается к исследовательской деятельности ученых, сохраняя при этом отличительные признаки (проблематика приближена к содержанию школьной программы; в результате исследования доминирует субъективная научная новизна; научный руководитель стремится обеспечить формирование и развитие исследовательской культуры учащегося в процессе осуществления учебного исследования);
  • значимость осуществления как учебно-исследовательской, так и проектной деятельности определяется ценностными ориентациями, целевыми приоритетами и многогранной направленностью на достижение личностных результатов школьников;
  • исследовательская деятельность и проектная деятельность имеют метапредметный характер.

 

Список литературы

1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. - 2002. - № 2. - С. 85-103.

2. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система метапредметного образования: интеграция общего и дополнительного образования // Научная школа Т.И. Шамовой: методолого- теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем: сб. науч. тр. / X Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2018 г.). В 2 ч. Ч. 1. - М.: 5 за знания; МПГУ, 2018. - С. 124-134.

3. Воровщиков С.Г., Зеленский А.Е. Учебно-методическое сопровождение освоения учащимися универсальных учебных действий: внутришкольная система // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 5. - С. 64-71.

4. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.

5. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: учебное пособие для учащихся 7-11 классов. - Сургут: РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

6. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей. - М.: «Исследовательская работа школьников», 2006. - 114 с.

7. Новожилова М.М. Формирование культуры исследовательской деятельности старшеклассников в условиях профильного обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Москва, 2009. - 248 с.

8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - 2-е изд. - Просвещение, 2011. - 192 с.

9. Поташник М.М., Левит М.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся на основе ФГОС // Управление современной школой. Завуч. - 2016. - № 1. - С. 4-25.

10. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2003. - 204 с.

11. Савенков А.И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.researcher.ru/methodics/development/a_150wjf.html.

12. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2004. - 80 с.

13. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников// Школьные технологии. - 2002. - № 5. - С. 42-55.

14. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Развитие общеучебных умений школьников// Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 115-126.

15. Шамова Т.И. Активизации учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 201 с.

16. Шамова Т.И. Избранное. - М.: Центральное издательство, 2004. - 320 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?