Management of occupational health personnel of the educational institutions currently acquires special significance. This is because health provides performance and productivity of the employee’s activity and as a result the efficiency of the organization as a whole. In the article on the basis of the analysis of the works of domestic and foreign authors is given a definition of the notion of «professional health educators, determined the characteristics of educational activities, and symptoms of professional health of the teacher. This allowed to identify activities on health management educators in the following areas: the creation of a culture of a healthy way of life, organization and protection of labour and the workplace, the organization of psychological and emotional discharge, treatment and prevention activities.
рsychology of health, occupational health, occupational health educator, management, professional health educators, activities on health management educators
На современном этапе экономического развития России все большее значение начинает приобретать качество и эффективность работы персонала, поэтому способность привлекать, развивать, удерживать, наиболее полно использовать потенциал работников становится одним из определяющих факторов успеха любой организации. Управляя персоналом, каждый руководитель должен осознавать, что эффективность организации зависит не только от правильно выстроенной системы мотивации, но и от физических возможностей работника, в частности от уровня его здоровья. Поэтому ряд руководителей начинает ставить перед собой задачу сохранения и поддержания здоровья работников, а также воспитания у них осознанного и ответственного отношения к сво- ему здоровью.
Однако здесь мы сталкиваемся с рядом трудностей, которые, прежде всего, обусловлены отсутствием четкости в терминологическом аппарате. Многомерность феномена «здоровье» и разноплановость подходов к его изучению до сих пор не позволяют сформулировать всеобъемлющего определения. Как сложный феномен, здоровье находится в исследовательском поле с античных времен (Платон, Гиппократ, Авиценна и др.). В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье формулируется достаточно абстрактно: как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней. Поэтому вопрос о его определении, видах, детерминантах остается открытым.
В последнее время все более пристальное внимание отводится такому виду здоровья, как профессиональное. Первые проявления внимания к вопросам обеспечения здоровья работников встречаются в работах Ф. Тейлора, относящихся к началу XX в. Он рассматривал рабочего какобособленную единицу, элемент производственного процесса, при этом социальная природа, психическое и физическое здоровье его не интересовали.
Вопросы профессионального здоровья начинают активно обсуждаться в Англии в начале XX в. Так, Б. Мессио одной из важных задач промышленной психологии считает соблюдение правил охраны труда. По мнению автора, одна из главных причин несчастных случаев на производстве — переутомление работников, влекущее ослабление правильности восприятия, памяти и сосредоточения внимания. Отсюда он делает вывод, что энергозатраты работника при выполнении производственных заданий должны быть совместимы с хорошим состоянием здоровья. Ф. Уоттс особое внимание уделяет организации досуга работников и предлагает создать оптимальные духовные и физические условия для осуществления работы самого высокого качества.
В настоящее время проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Несмотря на это, пока не сложилось общее мнение о том, какое содержание следует вкладывать в данное понятие.
Так, А.Г. Маклаков считает, что профессиональное здоровье — это определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность [2].
1. Anisimova O.A. Psikhologo-pedagogicheskaya kompetentnost´ kak faktor sokhraneniya i ukrepleniya professional´nogo zdorov´ya uchitelya: Avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. M., 2002.
2. Maklakov A.G. Osnovy psikhologicheskogo obespecheniya professional´nogo zdorov´ya voennosluzhashchikh: Avtoref. dis. … d-ra psikhol. nauk. SPB., 1996.
3. Mitina L.M. Psikhologiya professional´nogo razvitiya uchitelya. M.: Flinta, 1998.
4. Ponomarenko V.A. Psikhologiya zhizni i truda letchika. M.: Voenizdat, 1992.
5. Psikhologiya zdorov´ya / Pod red. G.S. Nikiforova. SPb.: Piter, 2003.
6. Smirnov N.K. Zdorov´esberegayushchie obrazovatel´nye tekhnologii i psikhologiya zdorov´ya v shkole. M.: ARKTI, 2005.
7. Symanyuk E.E., Pecherkina A.A. Protivodeystvie professional´nym deformatsiyam. Narodnoe obrazovanie. 2010. № 9. S. 265-269.
8. Shklyaeva N.A. Razrabotka proekta regional´nogo professional´nogo standarta «Upravlenie (rukovodstvo) obrazovatel´noy organizatsiey» (chast´ 1). Upravlenie personalom i intellektual´nymi resursami v Rossii. 2013. № 2 (5).
9. Kibanov A.Ya. Kadrovaya bezopasnost´ v sisteme bezopasnosti organizatsii. Kadrovik. 2010. № 10.
10. Mel´nikova M.A., Anisimova G.V., Drozdova E.M., Palagutina N.V. Mobbing na rabochem meste. Upravlenie personalom i intellektual´nymi resursami v Rossii. 2013. № 6 (9).