УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Управление профессиональным здоровьем персонала образовательных учреждений в настоящее время приобретает особую значимость. Это связано с тем, что здоровье обеспечивает работоспособность и продуктивность деятельности работника и как следствие — эффективность деятельности организации в целом. В статье на основании анализа работ отечественных и зарубежных авторов дано авторское определение понятия «профессиональное здоровье педагога», определены особенности педагогической деятельности и симптомы нарушения профессионального здоровья педагога. Это позволило определить мероприятия по управлению здоровьем педагогов по следующим направлениям: формирование культуры здорового образа жизни, организация и охрана труда и рабочего места, организация психоэмоциональной разгрузки, лечебно-профилактические мероприятия.

Ключевые слова:
психология здоровья, профессиональное здоровье, профессиональное здоровье педагога, управление профессиональным здоровьем педагогов, мероприятия по управлению здоровьем педагогов
Текст

На современном этапе экономического развития России все большее значение начинает приобретать качество и эффективность работы персонала, поэтому способность привлекать, развивать, удерживать, наиболее полно использовать потенциал работников становится одним из определяющих факторов успеха любой организации. Управляя персоналом, каждый руководитель должен осознавать, что эффективность организации зависит не только от правильно выстроенной системы мотивации, но и от физических возможностей работника, в частности от уровня его здоровья. Поэтому ряд руководителей начинает ставить перед собой задачу сохранения и поддержания здоровья работников, а также воспитания у них осознанного и ответственного отношения к сво- ему здоровью.

Однако здесь мы сталкиваемся с рядом трудностей, которые, прежде всего, обусловлены отсутствием четкости в терминологическом аппарате. Многомерность феномена «здоровье» и разноплановость подходов к его изучению до сих пор не позволяют сформулировать всеобъемлющего определения. Как сложный феномен, здоровье находится в исследовательском поле с античных времен (Платон, Гиппократ, Авиценна и др.). В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье формулируется достаточно абстрактно: как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней. Поэтому вопрос о его определении, видах, детерминантах остается открытым.

В последнее время все более пристальное внимание отводится такому виду здоровья, как профессиональное. Первые проявления внимания к вопросам обеспечения здоровья работников встречаются в работах Ф. Тейлора, относящихся к началу XX в. Он рассматривал рабочего какобособленную единицу, элемент производственного процесса, при этом социальная природа, психическое и физическое здоровье его не интересовали.

Вопросы профессионального здоровья начинают активно обсуждаться в Англии в начале XX в. Так, Б. Мессио одной из важных задач промышленной психологии считает соблюдение правил охраны труда. По мнению автора, одна из главных причин несчастных случаев на производстве — переутомление работников, влекущее ослабление правильности восприятия, памяти и сосредоточения внимания. Отсюда он делает вывод, что энергозатраты работника при выполнении производственных заданий должны быть совместимы с хорошим состоянием здоровья. Ф. Уоттс особое внимание уделяет организации досуга работников и предлагает создать оптимальные духовные и физические условия для осуществления работы самого высокого качества.

В настоящее время проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Несмотря на это, пока не сложилось общее мнение о том, какое содержание следует вкладывать в данное понятие.

Так, А.Г. Маклаков считает, что профессиональное здоровье — это определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность [2].

Список литературы

1. Анисимова О.А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2002.

2. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПБ., 1996.

3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.

4. Пономаренко В.А. Психология жизни и труда летчика. М.: Воениздат, 1992.

5. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005.

7. Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А. Противодействие профессиональным деформациям // Народное образование. 2010. № 9. С. 265-269.

8. Шкляева Н.А. Разработка проекта регионального профессионального стандарта «Управление (руководство) образовательной организацией» (часть 1) // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2013. № 2 (5).

9. Кибанов А.Я. Кадровая безопасность в системе безопасности организации // Кадровик. 2010. № 10.

10. Мельникова М.А., Анисимова Г.В., Дроздова Е.М., Палагутина Н.В. Моббинг на рабочем месте // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2013. № 6 (9).

Войти или Создать
* Забыли пароль?