The paper considers ways to use project activities at primary school. Conditions for effective use of project activities are revealed with regard to nature-alignment. Role and attitude of a teacher at different stages of project activities arrangement for primary school students are highlighted. Decetralized nature of project activities is emphasized.
project activities, project activity structure, teacher’s attitude, project activities arrangement.
Опыт классической педагогики убедительно доказывает, что погружение детей в деятельность есть важнейший способ их природосообразного развития без попыток «обломать и переделать ученика», а образовательная среда должна направлять действия ребенка, следовательно, его мысли и чувства [1; 2].
Вместе с тем до сих пор в большинстве российских школ учебный процесс организуется с одной целью: наделить знаниями, умениями и навыками. В подобной ситуации традиционные показатели вступают в противоречие с самой идеей свободного развития ребенка. Таким образом, возникают вопросы: какие образовательные технологии должен использовать учитель, чтобы помочь ребенку развить и реализовать заложенные в нем природой способности? Как влияет образовательная среда на поведение и самочувствие участников учебного процесса, а следовательно, и на их развитие?
Роль учителя, по мнению Дж. Дьюи, заключается в отборе и руководстве деятельностью учащихся, в создании педагогических условий для пробуждения их любознательности. Использование метода проектов позволяет реализовать деятельностный подход в обучении, так как вся работа над проектом строится на заинтересованности детей в добываемых ими знаниях, учит применять знания и умения, полученные при изучении различных дисциплин, на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Вопросы организации обучения с помощью метода проектов получили подробное освещение в работах Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрика, Э. Келлингсо, Л.Э. Левина, П.П. Блонского [3].
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
В последние годы проектная деятельность стала предметом исследования многих дидактов и методистов: Н.Г. Алексеева, М.Ю. Бухаркина, В.В. Гузеев, Т.Б. Захарова, Т.В. Куклина, В.Р. Лещинер, Н.В. Матяш, В.В. Николина, Е.С. Полат, К.Н. Поливанова, В.И. Слободчикова, А.Ю. Уваров, И.Д. Чечель и др.
В современной педагогической литературе существует немалое число определений проектной деятельности. К.Н. Поливанова считает ее практической деятельностью, в которой новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи.
1. Gornostaev P.V. Razvivayushchaya pedagogika V.P. Vakhterova [Developing pedagogy of V.P. Vakhterov]. Pedagogika [Pedagogy], 2003, I. 4, pp. 75-81.
2. Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. New York, Macmillan, 1916. 434 p. (Russ. ed.: D´yui Dzh. Demokratiya i obrazovanie. Moscow, Pedagogika-Press Publ., 2000. 384 p.).
3. Kal´ney V.A., Matveeva T.M. i dr. Struktura i soderzhanie proektnoy deyatel´nosti [The structure and content of the project activity / / Standards and Monitoring in Education]. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and Monitoring in Education], 2004, I. 4, pp. 21-26.
4. Leont´eva O.M. Skrytye navyki i priemy svobodnoy pedagogiki [Hidden skills and techniques free pedagogy]. Peremeny [Changes], 2003, I. 6, pp. 31-45.
5. Polivanova K.N. Proektnaya deyatel´nost´ shkol´nikov [Project activities students]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2008. 192 p.
6. Prozumentova G.N. Vvedenie v pedagogiku sovmestnoy deyatel´nosti [Introduction to pedagogy joint activity]. Kn. 4. Obrazovatel´naya programma dlya pedagogov «Pedagog - uchastnik i organizator sovmestnoy deyatel´nosti» [Book 4. Educational Program for Teachers "Teacher - participant and organizer of joint activities"]. Tomsk, Tomsk State Pedagogical University Publ., 200, pp. 4-14.
7. Pozdeeva S.I. Obrazovatel´noe soderzhanie sovmestnoy deyatel´nosti v nachal´noy shkole [Educational content of joint activities in the elementary school]. Tomsk, Del´taplan Publ., 2004. 311 p.
8. Savenkov A. Rasstanovka part i psikhologicheskoe prostranstvo uchashchikhsya v klasse [Arrange desks and psychological space of pupils in the class]. Direktor shkoly [Headmaster]. 2006, I. 8, pp. 44-55.
9. Shturbina N. Gumanno-lichnostnyy podkhod k obucheniyu: tekhnologiya i pokazateli uspeshnosti [Humane personal approach to learning : technology and success rates]. Direktor shkoly [Headmaster], 2006, I. 6, pp. 61-65.