В статье рассматривается возможность применения проектной деятельности в начальной школе, раскрываются условия ее осуществления с учетом природосообразности. Характеризуется место и позиция учителя на разных этапах организации проектной деятельности младшего школьника. Подчеркивается децентрализованный характер проектной деятельности.
проектная деятельность, структура проектной деятельности, позиция педагога, организация проектной деятельности.
Опыт классической педагогики убедительно доказывает, что погружение детей в деятельность есть важнейший способ их природосообразного развития без попыток «обломать и переделать ученика», а образовательная среда должна направлять действия ребенка, следовательно, его мысли и чувства [1; 2].
Вместе с тем до сих пор в большинстве российских школ учебный процесс организуется с одной целью: наделить знаниями, умениями и навыками. В подобной ситуации традиционные показатели вступают в противоречие с самой идеей свободного развития ребенка. Таким образом, возникают вопросы: какие образовательные технологии должен использовать учитель, чтобы помочь ребенку развить и реализовать заложенные в нем природой способности? Как влияет образовательная среда на поведение и самочувствие участников учебного процесса, а следовательно, и на их развитие?
Роль учителя, по мнению Дж. Дьюи, заключается в отборе и руководстве деятельностью учащихся, в создании педагогических условий для пробуждения их любознательности. Использование метода проектов позволяет реализовать деятельностный подход в обучении, так как вся работа над проектом строится на заинтересованности детей в добываемых ими знаниях, учит применять знания и умения, полученные при изучении различных дисциплин, на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Вопросы организации обучения с помощью метода проектов получили подробное освещение в работах Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрика, Э. Келлингсо, Л.Э. Левина, П.П. Блонского [3].
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
В последние годы проектная деятельность стала предметом исследования многих дидактов и методистов: Н.Г. Алексеева, М.Ю. Бухаркина, В.В. Гузеев, Т.Б. Захарова, Т.В. Куклина, В.Р. Лещинер, Н.В. Матяш, В.В. Николина, Е.С. Полат, К.Н. Поливанова, В.И. Слободчикова, А.Ю. Уваров, И.Д. Чечель и др.
В современной педагогической литературе существует немалое число определений проектной деятельности. К.Н. Поливанова считает ее практической деятельностью, в которой новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи.
1. Горностаев П.В. Развивающая педагогика В.П. Вахтерова // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 75-81.
2. Дьюи Дж. Демократия и образование /пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.
3. Кальней В.А., Матвеева Т.М. и др. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 4. - С. 21-26.
4. Леонтьева О.М. Скрытые навыки и приёмы свободной педагогики // Перемены. - 2003. - № 6. - С. 31-45.
5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособ. для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
6. Прозументова Г.Н. Введение в педагогику совместной деятельности // ШСД. Кн. 4. Образовательная программа для педагогов «Педагог - участник и организатор совместной деятельности». - Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. - С. 4-14.
7. Поздеева С.И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. - Томск: Дельтаплан, 2004. - 311 с.
8. Савенков А. Расстановка парт и психологическое пространство учащихся в классе // Директор школы. - 2006. - № 8. - С. 44-55.
9. Штурбина Н. Гуманно-личностный подход к обучению: технология и показатели успешности // Директор школы. - 2006. - № 6. - С. 61-65.