Moskva, Moscow, Russian Federation
Moscow, Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
In the article, from the standpoint of the system analysis of the issue, the characteristics of the main modern pedagogical technologies used in higher educational institutions of Russia are given, the features, principles, forms, methods and means of educational activity are derived. Ideally, new developments should take place gradually and naturally, excluding the crisis breaking of existing educational theories.
higher school, innovative, pedagogical, teacher, technology.
В современном российском обществе высшее образование приобретает концепт жизненного капитала и главного ресурса. В связи с этим возрастает роль учреждений высшего профессионального образования, к которым предъявляются все новые, более жесткие требования в плане ответственности за образовательную деятельность, за качество преподавания, за интеграцию в практическую деятельность образовательных навыков, полученных студентами в процессе обучения. Необходимо базисное переосмысление понятия «обученный специалист». Современная парадигма образовательной науки определила новую принципиальную установку, основанную на представлении о том, что интеллектуальный труд, умственная деятельность является основой любой практической деятельности. В связи с этой новой концепцией способы подачи учебного материала преподавателем высшего учебного учреждения, применяемые технологии преподавания должны претерпевать необходимые прогрессивные изменения [1, 3, 6].
Прежде всего, необходимо понимать, что разделение на инновационное и традиционное обучение является весьма условным. Инновационное обучение отличается от традиционного обучения лишь тем, что более ориентировано на требования современного общества, к самой личности обучаемого, требует от нее стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, умения применять на практике знания, полученные в процессе получения образования. За основу в инновационном обучении взяты традиционные педагогические технологии, которые лишь скорректированы и усилены в данном направлении. Задача педагога теперь включает не простую передачу знаний студентам, а в большей степени создание условий для их самостоятельного обучения, направление на овладение основами социальных, гражданских, профессиональных компетенций [5].
В основу нового поколения ФГОСов положен так называемый компетентностный подход, составляющий сердцевину практически-ориентированного обучения, устанавливающий подчиненность знаний достижению конечного результата, делающий главный акцент на практико-ориентированной стороне вопроса, на готовности выпускаемого специалиста к определенным практическим действиям и операциям. Согласно современному ФГОС ВО высшее учебное заведение должно выпускать специалистов с наработанным опытом деятельности.
Педагогический процесс является совокупностью и комбинированием двух взаимозависимых направлений деятельности – преподавания и обучения, связанных воедино в единую систему. Преподавание представляет собой формирование познавательной активности студентов, имеющее своей целью усвоение ими знаний, приобретение ими определенных компетенций, которые в дальнейшем могли бы быть применены в практической деятельности. Обучение означает сознательную деятельность самих студентов, направленную на овладение системой преподаваемых знаний. Для того чтобы дать положительный толчок формированию такой сознательности у обучаемых, традиционно используются основные принципы педагогического процесса: воспитание перфекционизма, возбуждение интереса к изучаемому предмету, стремления к самостоятельному его постижению, привитие пунктуальности, обязательности, дисциплинированности, стремления к тому, чтобы работа выполнялась точно в установленные сроки, объяснение принципов и способов самоподготовки, объяснение практической значимости получаемых знаний их предметной результативности [2].
Подготовка и осуществление учебного процесса представляет собой реализацию системы соотносимых понятий: от дидактики к методике, от методики к педагогическому процессу, предполагающему в первую очередь детальную разработку педагогической технологии. Необходимо пояснить соотношение этих академических понятий. Дидактика представляет собой общую абстрактную теорию обучения. Она рассматривает цели, проблемы, содержание, формы, методы и средства преподавания и обучения в совокупности. Методика представляет собой как бы выражение частного случая функционирования дидактики, являясь теорией обучения определенному предмету, составляющему содержание определенного учебного курса. Методика проектируется и выстраивается, на основе конкретизации общих положений дидактики, учитывая определенные цели, условия обучения и комплекс педагогических задач.
Методика преподавания должна обеспечивать донесение до сознания студентов научной парадигмы. В ходе изложения материала необходимо учитывать последние достижения науки с аргументированным отказом от устаревших концепций, а также демонстрацией постоянной связи теории с практикой. В целях достижения указанного эффекта необходимо соблюдать направленность изложения учебного материала на раскрытие особенностей развития этой связи в современных условиях, использовать передовые практические наработки в области учебной дисциплины. Преподавание должно сочетать абстрактные суждения и наглядность изучаемого предмета, быть систематическим и последовательным, что повысит прочность усвоения приобретаемых знаний у обучаемых. Следует также учитывать уровень общей и специальной подготовки аудитории, что должно обеспечить изложение материала доступным по объему информации, содержанию и наглядности, но с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, специализации учебного заведения, учебного плана и рабочей учебной программы. При разработке учебного плана и рабочей учебной программы необходимо неукоснительно придерживаться соблюдения требований типовой программы высшей школы, не допуская упрощения или напротив усложнения уровня подачи учебного материала [4].
Педагогический процесс необходимо, прежде всего, детально спроектировать во всех его компонентах, таких как формы и методы воспитания и преподавания, изложение содержания преподаваемой дисциплины, средства обучения. Определенная педагогическая технология должна выстраивается под каждую конкретную задачу педагогического процесса. Согласно высказыванию российского ученого-педагога А.М. Новикова, одного из создателей современной методологии и теории образования, «…специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен «гарантировать» (обеспечивать) достижение поставленных целей. Вторая характерная черта технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия педагога и обучающегося (обучающихся). Таким образом, «педагогическая технология» является тем педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач в современных условиях» [5].
Педагогические технологии должны гарантировать достижение поставленных педагогических целей, следовательно, они, прежде всего, должны быть определены и детально разработаны преподавателем высшей школы. Конкретные цели преподавания учебной дисциплины должны базироваться на следующих основных целях высшего профессионального образования:
- формирование личностных ценностно-смысловых установок и универсальных учебных действий;
- формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий на решение задач личностного и познавательного развития обучаемого;
- формирование профессиональных компетенций, основанных на интеграции познавательного развития студента в будущие практические задачи специалиста.
Основными методами оценки эффективности вновь разработанной педагогической образовательной технологии являются ее коллективное обсуждение педагогическим коллективом кафедры и экспертная оценка с привлечением представителей практических органов и научных работников сторонних организаций ведомства. Необходимо сформировать письменный результат такой оценки, даже если его не требуется представлять в вышестоящие структуры, так как это позволит систематизировать результаты такой оценки, что, в свою очередь, заведомо даст толчок к рефлексии и к дальнейшему осмыслению вопроса [4].
Педагогический процесс подготовки специалистов с высшим образованием предполагает не только различные методы, но и различные формы учебного процесса. Наряду с учебно-плановыми формами, отраженными в учебном расписании (лекции, семинары, рефераты, контрольные и курсовые работы, практические занятия, деловые игры, производственная и преддипломная практика), необходимо применять внеплановые формы работы со студентами (факультативы, конференции, круглые столы, симпозиумы, конкурсы научных работ). Вовлечение студентов в научную деятельность стимулирует их учебную работу, провоцирует к регулярному изучению не только учебной, но и научной литературы, прививает им навыки творческого мышления, приучает к публичным выступлениям, ведению дискуссий, дает возможность получить опыт научной полемики. Такая деятельность стимулирует и их будущую профессиональную деятельность как специалистов, открывает перспективы профессионального роста.
Большое значение приобретают такие прогрессивные направления во всех сферах современной деятельности, не исключая сферу высшего образования, как компьютеризация и информатизация, обеспечивающие более тесную связь науки и образования, усиление практической направленности высшего образования при соблюдении условия его фундаментальности. Применение новых информационных технологий может обеспечить более плавный переход от традиционных линейных образовательных структур к гибкой организации высшего образования, которая предполагает развитие индивидуальных образовательных траекторий, а, следовательно, вариативность и академическую мобильность в подготовке специалистов. Понимание преподавательским составом значимости этого аспекта научной и практической деятельности высшего учебного заведения обеспечит значительное повышение интенсивности и качества отечественного высшего профессионального образования, концептуальную модернизацию учреждений высшей школы, ускорит переход к новой стратегии подготовки профессиональных кадров.
В современных условиях назрела острая необходимость всемерно искоренять экстенсивность образования, заключающуюся в перегруженности программ второстепенными дисциплинами, в оценивании результатов обучения по способности студента к механическому, формальному воспроизведению научной информации. Необходимо добиваться ориентирования студентов на самостоятельный поиск информации, на ее творческое осмысление, поиск принципов использования в будущей практической работе.
Задачей преподавателя высшей школы является максимальная оптимизация учебного процесса, заключающаяся в том, чтобы из всего спектра образовательных технологий выбрать и применить наилучшие, порой преодолевая косность системы, доказывая объективную необходимость внедрения непривычных, но более прогрессивных методов.
Серьезные издержки и кризисные ломки, как правило, сопровождают каждое нововведение, каждое новое качество научного воспроизводства, провоцируя болезненные сбои. Поэтому отмирание малоэффективных форм и методов преподавания, замена их более прогрессивными, новыми разработками в идеале должны проходить постепенно и естественно, исключая кризисную ломку существующих образовательных теорий.
Движение России по пути прогрессивного развития возможно лишь на общецивилизационной основе и должно быть связано, прежде всего, с утверждением прогрессивных начал в общественной жизни. В этой связи для отечественного образования актуальной является задача преодоления противоречия между объективной потребностью общества и ее реальным воплощением в общественной практике. С этой точки зрения постановка и исследование вопроса о том, каким может и каким должно быть образование в тех условиях, в которых находится современное российское общество, имеет важное теоретическое и, что не менее важно, практическое значение.
1. Gorach N.N. Upravlenie kachestvom samostoyatel'noy raboty kursantov vuzov MVD Rossii // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. [Education World - Education in the World]. 2011. № 2 (42). pp. 151-155 (in Russia).
2. Kashkareva A.A., Mashkova E.V., Berezhnaya V.A., Rehovskaya E.O. Metody prepodavaniya lekcii v universitete // Molodoy uchenyy. [Young scientist]. - 2017. - №2. - pp. 588-590 (in Russia). URL https://moluch.ru/archive/136/38004/ (data obrascheniya: 07.07.2018).
3. Mal'ceva T.V. K probleme prepodavaniya yuridicheskoy psihologii kak uchebnoy discipliny yuridicheskogo vuza // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia] - 2013. No. 9. pp. 47-49 (in Russia).
4. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya [Methodology]. - M .: Sinteg Publ., 2007. - 663 p.
5. Novikov A. M. Osnovaniya pedagogiki. Posobie dlya avtorov uchebnikov i prepodavateley pedagogiki [Foundations of Pedagogy. Handbook for authors of textbooks and teachers of pedagogy]. - M .: Egves Publ., 2010. - 208 p.
6. Ul'yanova I.V., Rodin V.F, Mal'ceva T.V. Mihaylova V.K., Russkova Yu.N. Interaktivnye tehnologii obucheniya kak sredstvo formirovaniya professional'nyh kompetenciy u kursantov obrazovatel'nyh organizaciy MVD Rossii: monografiya [Interactive learning technologies as a means of forming professional competencies among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia: monograph] - Ryazan: IP Konyakhin AV (Book Jet), 2018. -265 p.