Москва, г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник
г. Москва и Московская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье с позиций системного анализа вопроса даны характеристики основных современных педагогических технологий, применяемых в высших образовательных учреждениях России, выведены особенности, принципы, формы, методы и средства учебной деятельности, Сегодня наблюдается отмирание малоэффективных форм и методов преподавания, замена их более прогрессивными, новыми разработками в идеале должны проходить постепенно и естественно, исключая кризисную ломку существующих образовательных теорий.
высшая школа, инновационный, педагогический, преподаватель, технология.
В современном российском обществе высшее образование приобретает концепт жизненного капитала и главного ресурса. В связи с этим возрастает роль учреждений высшего профессионального образования, к которым предъявляются все новые, более жесткие требования в плане ответственности за образовательную деятельность, за качество преподавания, за интеграцию в практическую деятельность образовательных навыков, полученных студентами в процессе обучения. Необходимо базисное переосмысление понятия «обученный специалист». Современная парадигма образовательной науки определила новую принципиальную установку, основанную на представлении о том, что интеллектуальный труд, умственная деятельность является основой любой практической деятельности. В связи с этой новой концепцией способы подачи учебного материала преподавателем высшего учебного учреждения, применяемые технологии преподавания должны претерпевать необходимые прогрессивные изменения [1, 3, 6].
Прежде всего, необходимо понимать, что разделение на инновационное и традиционное обучение является весьма условным. Инновационное обучение отличается от традиционного обучения лишь тем, что более ориентировано на требования современного общества, к самой личности обучаемого, требует от нее стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, умения применять на практике знания, полученные в процессе получения образования. За основу в инновационном обучении взяты традиционные педагогические технологии, которые лишь скорректированы и усилены в данном направлении. Задача педагога теперь включает не простую передачу знаний студентам, а в большей степени создание условий для их самостоятельного обучения, направление на овладение основами социальных, гражданских, профессиональных компетенций [5].
В основу нового поколения ФГОСов положен так называемый компетентностный подход, составляющий сердцевину практически-ориентированного обучения, устанавливающий подчиненность знаний достижению конечного результата, делающий главный акцент на практико-ориентированной стороне вопроса, на готовности выпускаемого специалиста к определенным практическим действиям и операциям. Согласно современному ФГОС ВО высшее учебное заведение должно выпускать специалистов с наработанным опытом деятельности.
Педагогический процесс является совокупностью и комбинированием двух взаимозависимых направлений деятельности – преподавания и обучения, связанных воедино в единую систему. Преподавание представляет собой формирование познавательной активности студентов, имеющее своей целью усвоение ими знаний, приобретение ими определенных компетенций, которые в дальнейшем могли бы быть применены в практической деятельности. Обучение означает сознательную деятельность самих студентов, направленную на овладение системой преподаваемых знаний. Для того чтобы дать положительный толчок формированию такой сознательности у обучаемых, традиционно используются основные принципы педагогического процесса: воспитание перфекционизма, возбуждение интереса к изучаемому предмету, стремления к самостоятельному его постижению, привитие пунктуальности, обязательности, дисциплинированности, стремления к тому, чтобы работа выполнялась точно в установленные сроки, объяснение принципов и способов самоподготовки, объяснение практической значимости получаемых знаний их предметной результативности [2].
Подготовка и осуществление учебного процесса представляет собой реализацию системы соотносимых понятий: от дидактики к методике, от методики к педагогическому процессу, предполагающему в первую очередь детальную разработку педагогической технологии. Необходимо пояснить соотношение этих академических понятий. Дидактика представляет собой общую абстрактную теорию обучения. Она рассматривает цели, проблемы, содержание, формы, методы и средства преподавания и обучения в совокупности. Методика представляет собой как бы выражение частного случая функционирования дидактики, являясь теорией обучения определенному предмету, составляющему содержание определенного учебного курса. Методика проектируется и выстраивается, на основе конкретизации общих положений дидактики, учитывая определенные цели, условия обучения и комплекс педагогических задач.
Методика преподавания должна обеспечивать донесение до сознания студентов научной парадигмы. В ходе изложения материала необходимо учитывать последние достижения науки с аргументированным отказом от устаревших концепций, а также демонстрацией постоянной связи теории с практикой. В целях достижения указанного эффекта необходимо соблюдать направленность изложения учебного материала на раскрытие особенностей развития этой связи в современных условиях, использовать передовые практические наработки в области учебной дисциплины. Преподавание должно сочетать абстрактные суждения и наглядность изучаемого предмета, быть систематическим и последовательным, что повысит прочность усвоения приобретаемых знаний у обучаемых. Следует также учитывать уровень общей и специальной подготовки аудитории, что должно обеспечить изложение материала доступным по объему информации, содержанию и наглядности, но с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, специализации учебного заведения, учебного плана и рабочей учебной программы. При разработке учебного плана и рабочей учебной программы необходимо неукоснительно придерживаться соблюдения требований типовой программы высшей школы, не допуская упрощения или напротив усложнения уровня подачи учебного материала [4].
Педагогический процесс необходимо, прежде всего, детально спроектировать во всех его компонентах, таких как формы и методы воспитания и преподавания, изложение содержания преподаваемой дисциплины, средства обучения. Определенная педагогическая технология должна выстраивается под каждую конкретную задачу педагогического процесса. Согласно высказыванию российского ученого-педагога А.М. Новикова, одного из создателей современной методологии и теории образования, «…специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен «гарантировать» (обеспечивать) достижение поставленных целей. Вторая характерная черта технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия педагога и обучающегося (обучающихся). Таким образом, «педагогическая технология» является тем педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач в современных условиях» [5].
Педагогические технологии должны гарантировать достижение поставленных педагогических целей, следовательно, они, прежде всего, должны быть определены и детально разработаны преподавателем высшей школы. Конкретные цели преподавания учебной дисциплины должны базироваться на следующих основных целях высшего профессионального образования:
- формирование личностных ценностно-смысловых установок и универсальных учебных действий;
- формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий на решение задач личностного и познавательного развития обучаемого;
- формирование профессиональных компетенций, основанных на интеграции познавательного развития студента в будущие практические задачи специалиста.
Основными методами оценки эффективности вновь разработанной педагогической образовательной технологии являются ее коллективное обсуждение педагогическим коллективом кафедры и экспертная оценка с привлечением представителей практических органов и научных работников сторонних организаций ведомства. Необходимо сформировать письменный результат такой оценки, даже если его не требуется представлять в вышестоящие структуры, так как это позволит систематизировать результаты такой оценки, что, в свою очередь, заведомо даст толчок к рефлексии и к дальнейшему осмыслению вопроса [4].
Педагогический процесс подготовки специалистов с высшим образованием предполагает не только различные методы, но и различные формы учебного процесса. Наряду с учебно-плановыми формами, отраженными в учебном расписании (лекции, семинары, рефераты, контрольные и курсовые работы, практические занятия, деловые игры, производственная и преддипломная практика), необходимо применять внеплановые формы работы со студентами (факультативы, конференции, круглые столы, симпозиумы, конкурсы научных работ). Вовлечение студентов в научную деятельность стимулирует их учебную работу, провоцирует к регулярному изучению не только учебной, но и научной литературы, прививает им навыки творческого мышления, приучает к публичным выступлениям, ведению дискуссий, дает возможность получить опыт научной полемики. Такая деятельность стимулирует и их будущую профессиональную деятельность как специалистов, открывает перспективы профессионального роста.
Большое значение приобретают такие прогрессивные направления во всех сферах современной деятельности, не исключая сферу высшего образования, как компьютеризация и информатизация, обеспечивающие более тесную связь науки и образования, усиление практической направленности высшего образования при соблюдении условия его фундаментальности. Применение новых информационных технологий может обеспечить более плавный переход от традиционных линейных образовательных структур к гибкой организации высшего образования, которая предполагает развитие индивидуальных образовательных траекторий, а, следовательно, вариативность и академическую мобильность в подготовке специалистов. Понимание преподавательским составом значимости этого аспекта научной и практической деятельности высшего учебного заведения обеспечит значительное повышение интенсивности и качества отечественного высшего профессионального образования, концептуальную модернизацию учреждений высшей школы, ускорит переход к новой стратегии подготовки профессиональных кадров.
В современных условиях назрела острая необходимость всемерно искоренять экстенсивность образования, заключающуюся в перегруженности программ второстепенными дисциплинами, в оценивании результатов обучения по способности студента к механическому, формальному воспроизведению научной информации. Необходимо добиваться ориентирования студентов на самостоятельный поиск информации, на ее творческое осмысление, поиск принципов использования в будущей практической работе.
Задачей преподавателя высшей школы является максимальная оптимизация учебного процесса, заключающаяся в том, чтобы из всего спектра образовательных технологий выбрать и применить наилучшие, порой преодолевая косность системы, доказывая объективную необходимость внедрения непривычных, но более прогрессивных методов.
Серьезные издержки и кризисные ломки, как правило, сопровождают каждое нововведение, каждое новое качество научного воспроизводства, провоцируя болезненные сбои. Поэтому отмирание малоэффективных форм и методов преподавания, замена их более прогрессивными, новыми разработками в идеале должны проходить постепенно и естественно, исключая кризисную ломку существующих образовательных теорий.
Движение России по пути прогрессивного развития возможно лишь на общецивилизационной основе и должно быть связано, прежде всего, с утверждением прогрессивных начал в общественной жизни. В этой связи для отечественного образования актуальной является задача преодоления противоречия между объективной потребностью общества и ее реальным воплощением в общественной практике. С этой точки зрения постановка и исследование вопроса о том, каким может и каким должно быть образование в тех условиях, в которых находится современное российское общество, имеет важное теоретическое и, что не менее важно, практическое значение.
1. Горач Н.Н. Управление качеством самостоятельной работы курсантов вузов МВД России // Мир образования - образование в мире. 2011. № 2 (42). С. 151-155.
2. Кашкарева А.А., Машкова Е.В., Бережная В.А., Реховская Е.О. Методы преподавания лекции в университете // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 588-590. - URL https://moluch.ru/archive/136/38004/ (дата обращения: 07.07.2018).
3. Мальцева Т.В. К проблеме преподавания юридической психологии как учебной дисциплины юридического вуза // Вестник Московского университета МВД России - 2013. № 9. С. 47-49.
4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: Синтег, 2007. - 663 с.
5. Новиков А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики. - М.: Эгвес, 2010. - 208 с.
6. Ульянова И.В., Родин В.Ф, Мальцева Т.В. Михайлова В.К., Русскова Ю.Н. Интерактивные технологии обучения как средство формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России: монография - Рязань : ИП Коняхин А.В. (Book Jet), 2018. -265 с.