INCREASING THE ADAPTIVE CAPACITY OF YOUNG PEOPLE IN THE LABOUR MARKET: THE EXPERIENCE OF THE URAL FEDERAL UNIVERSITY (EKATERINBURG)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The current situation in the youth segment of the labour market is characterized by high unemployment and instability. The mechanisms regulating relations between the labour market and the educational services market do not ensure that the educational process of young people meets the needs and requirements of employers. In this regard, a necessary condition today is to improve the mechanisms with greater adaptive capacity, which would effectively solve the problem of youth employment. Thus, the purpose of this article is to study the practical mechanisms used in the UrFU to improve the adaptive capacity of young professionals and to assess the views of graduates on their application in the University. To this end, the empirical material obtained in the study of the opinion of students aged 20 to 21 years, on the basis of UrFU in Yekaterinburg, was analyzed using the questionnaire method. The relevance of the study is due to the existence of the problem of adaptation of young people in the labor market, which requires improvement, and is enhanced by the fact that it has a practical orientation. The materials of the work can be used in subsequent research of the youth segment of the labor market, as well as in the preparation of textbooks and reading training courses in universities on the basics of employment technologies and the effective behavior of young people in the labor market. The results of the study showed: 1. UrFU pays special attention to the promotion of employment and adaptation in the labor market of graduates, using mechanisms that have a more General (universal) character, but do not contain targeted (individual) assistance to graduates. 2. To solve the identified problems, the authors develop a special training course «technology of effective employment», aimed at improving the adaptive capacity of graduates of UrFU.

Keywords:
youth, labor market, adaptation, employment, employers.
Text

Описывая современное состояние рынка труда в России, все эксперты сходятся во мнении, что существуют системные проблемы, препятствующие эффективному росту экономики страны. Эти кризисные явления в особой степени заметны в таком сегменте рынка, как молодежный рынок труда. Во-первых, это демографическая ситуация («дно демографической ямы», по официальным данным, пройдено только недавно — в 2016 г.), во-вторых, это качество рабочей силы (или, в другой терминологии, низкий уровень квалификации как основной характеристики трудового потенциала молодежи) и, наконец, в-третьих, несоответствие структуры образовательных программ в системе высшего образования структуре и потребностям рынка труда. В этих условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания высших учебных заведений, неизбежно сталкиваются с трудовой реальностью, которая приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей, что напрямую ведет к возникновению безработицы, негативно влияющей на социально-психологическое развитие молодых людей и способствующей исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, тем самым нарушая процесс адаптации. Проблеме молодежной безработицы и обеспечения занятости на рынке труда посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов и социологов П. Бурдье [7], В.Т. Лисовского [15], который одним из первых дал определение категории понятия «молодежь». Из современных исследований следует выделить работы М. Вороны [10], А. Долговой [11], И. Жуковой [11], Е. Аврамовой [1], Ю. Верпаховской [2]. Многие авторские исследования изучают проблему ценностных ориентаций молодежи и несоответствия выбранной студентами профессии запросам рынка труда: М.Х. Титмы [21], В.Г. Немировского [18], Ю.Р. Вишневского [9] и др. В последнее время стал затрагиваться вопрос о желании выпускников работать по своей специальности. Вопросы адаптации молодых специалистов на рынке труда рассматриваются, например, в учебниках и учебных пособиях по управлению персоналом Ю.Г. Одегова [19], А.Я. Кибанова [13], Т.Ю. Базарова [3], Е.В. Маслова [17] и др. Современная ситуация в обществе ставит молодежь в очень сложные условия. Основными адаптационными барьерами молодых людей на современном рынке труда являются низкая конкурентоспособность, отсутствие у большинства молодежи необходимых знаний и навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства, несоответствие профессионально-квалификационной структуры молодежи потребностям экономики и структуре имеющихся вакансий, а также отсутствие механизма, обеспечивающего взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, отсталость кадровой политики большинства организаций, ориентированных в основном на достижение тактических целей, а не на стратегическое развитие. Кроме того, фактором, затрудняющим положение молодежи на рынке труда, является недостаточная информированность и компетентность молодых людей в вопросах его функционирования и перспектив развития. Система распределения выпускников, которая существовала в Советском Союзе, сегодня принципиально невозможна — это прерогатива «плановой экономики». Сложившаяся ситуация не исключает гарантию вхождения молодых специалистов в профессиональную деятельность, но ставит их в условия жесткой конкуренции с людьми, уже имеющими опыт работы. В то же время в связи с принципиальными технологическими изменениями радикально меняется и рынок профессий, поэтому работодатели на первый план выдвигают требования не только к уровню профессиональных знаний и умений, но и к личностным характеристикам потенциального работника (коммуникативной компетентности, умению работать в команде, инициативности), что является еще одной серьезной угрозой для выпускников вузов на пороге рынка труда. Таким образом, для обеспечения эффективной занятости молодежи существует необходимость разработки новых методов повышения адаптационных возможностей молодежи на рынке труда.

References

1. Avramova E.M. Rynok truda i sistema obrazovaniya: trudnosti perevoda signalov [Labor market and education system: the difficulties of signal translation]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’ [Social sciences and modernity]. 2011, I. 3, pp. 51-61.

2. Avramova E.M. Rabotodateli i vypuskniki vuzov na rynke truda: vzaimnye ozhidaniya [Employers and graduates in the labor market: mutual expectations]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. 2006, I. 6, pp. 37-46.

3. Bazarov T.Yu. Biznes-obrazovanie: razvitie organizatsiy ili organizatsiya razvitiya? [Business education: organization development or development organization?]. Organizatsionnaya psikhologiya [Organizational Psychology]. 2013, I. 4, pp. 92-108.

4. Batyrgishieva A. K voprosu o trudoustroystve vypusknikov uchrezhdeniy professional’nogo obrazovaniya [On the issue of employment of graduates of vocational education institutions]. Chelovek i trud [Man and Labor]. 2011, I. 6, pp. 40-41.

5. Belaya A.V. Professional’naya adaptatsiya molodykh spetsialistov k rynku truda [Professional adaptation of young professionals to the labor market]. Sotsial’no-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge]. 2010, I. 1, pp. 104-110.

6. Borisova A.A. Profil’noe trudoustroystvo vypusknikov vuzov: zarubezhnyy opyt, otechestvennaya praktika [Profile employment of university graduates: foreign experience, domestic practice]. Rektor vuza [Rector of the University]. 2015, I. 1.

7. Burd’e P. Sotsiologiya politiki [Sociology of politics]. Available at: http://library.khpg.org/files/docs/1333091162.pdf (accessed 11 October 2018).

8. Burlutskaya M.G. Vysshee obrazovanie kak lift sotsial’noy mobil’nosti: ozhidanie vypusknikov i realii sovremennogo obshchestva [Higher education as an elevator of social mobility: the expectation of graduates and the realities of modern society]. Sotsiologiya obrazovaniya [Sociology of education]. 2012, I. 9, pp. 87-96.

9. Vishnevskiy Yu.R. Tsennostnye orientatsii i ustanovki universitetskoy molodezhi (sravnitel’nyy analiz rezul’tatov rossiyskoukrainskogo issledovaniya) [Valuable orientations and attitudes of university youth (a comparative analysis of the results of a Russian-Ukrainian study)]. Studenchestvo nachala XXI veka: tsennostnye orientatsii i povsednevnye praktiki [Students of the Beginning of the XXI Century: Value Orientations and Daily Practices]. 2012, pp. 183-198.

10. Vorona M.A. Motivy studencheskoy zanyatosti [Motives for student employment]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. 2008, I. 8, pp. 106-114.

11. Dolgova A. Polnaya i effektivnaya zanyatost’ molodezhi - uslovie povysheniya konkurentosposobnosti strany [Full and effective employment of young people is a condition for increasing the country’s competitiveness]. Chelovek i trud [Man and Labor]. 2007, I. 8, pp. 38-41.

12. Zubok Yu.A. Molodye spetsialisty: problema podgotovki i polozhenie na rynke truda [Young professionals: the problem of training and the situation on the labor market]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. 2015, I. 5, pp. 114-122.

13. Kibanov A.Ya. Upravlenie personalom: konkurentosposobnost’ vypusknikov vuzov na rynke truda [Human resource management: competitiveness of university graduates in the labor market]. Moscow: GUU Publ., 2013. 229 p.

14. Korshunov A.V. Faktory, vliyayushchie na formirovanie adaptatsionnykh strategiy rossiyskoy molodezhi na rynke truda / A.V. Korshunov [Factors influencing the formation of adaptation strategies of Russian youth in the labor market]. Molodezh’ i obshchestvo [Youth and Society]. 2012, I. 2, pp. 4-30.

15. Lisovskiy V.T. Sotsiologiya molodezhi [Sociology of youth]. St. Petersburg: SPbGU Publ., 1996. 361 p.

16. Lopatkin I.V. Adaptatsiya molodezhi na sovremennom rynke truda: sotsiologicheskiy aspect. Kand. Diss. [Adaptation of young people in the modern labor market: a sociological aspect. Cand. Diss.]. Saratov, 2015. 177 p.

17. Maslov E.V. Upravlenie personalom predpriyatiya [Human resource management of the enterprise]. Novosibirskaya gosudarstvennaya akademiya ekonomiki i upravleniya [Novosibirsk State Academy of Economics and Management]. Moscow: INFRA-M Publ., 2003. 309 p.

18. Nemirovskiy V.G. Struktura i dinamika smyslozhiznennykh orientatsiy studencheskoy molodezhi: postneklassicheskiy podkhod [The structure and dynamics of life-sense orientations of student youth: a post-non-classical approach]. Krasnoyarsk: RITs KrasGU Publ., 2006. 272 p.

19. Odegov Yu.G. Spetsialisty po upravleniyu personalom (HRmenedzhery): problemy podgotovki v Rossii [HR specialists (HR-managers): problems of training in Russia]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova [Bulletin of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov]. 2008, I. 20, pp. 46-54.

20. Reznik S.D. Professional’naya i sotsial’naya podgotovka molodezhi k real’noy zhizni: opyt regional’nogo vuza [Professional and social preparation of young people for real life: the experience of a regional university]. Ekonomicheskaya nauka sovremennoy Rossii [Economic science of modern Russia]. 2014, I. 3, pp. 147-160.

21. Titma M.Kh. Molodezh’: orientatsii i zhiznennye puti [Youth: Orientations and Life Paths]. Riga: Zinatne Publ., 1988. 207 p.

Login or Create
* Forgot password?