ПОВЫШЕНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА: ОПЫТ УРФУ (Г. ЕКАТЕРИНБУРГ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современная ситуация на молодежном сегменте рынка труда характеризуется высоким уровнем безработицы и нестабильности. Механизмы, регулирующие отношения между рынком труда и рынком образовательных услуг, не обеспечивают соответствие образовательного процесса молодежи запросам и требованиям работодателей. В связи с этим необходимым условием сегодня является совершенствование механизмов с большими адаптационными возможностями, которые бы эффективно решали проблему занятости молодежи. Таким образом, цель настоящей статьи – изучение используемых в УрФУ практических механизмов для повышения адаптационных возможностей молодых специалистов и оценка мнений выпускников по их применению в вузе. С этой целью с помощью метода анкетного опроса проанализирован эмпирический материал, полученный в ходе изучения мнения студенческой молодежи в возрасте от 20 до 21 года, на базе УрФУ в г. Екатеринбурге. Актуальность исследования обусловлена существованием проблемы адаптации молодежи на рынке труда, требующей совершенствования, и усиливается тем, что она имеет практическую направленность. Материалы работы могут быть использованы в последующих научных исследованиях молодежного сегмента рынка труда, а также при подготовке учебных пособий и чтении учебных курсов в вузах по основам технологий трудоустройства и эффективному поведению молодежи на рынке труда. Результаты исследования показали: 1. УрФУ уделяет особое внимание вопросам содействия трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников, используя механизмы, имеющие более общий (универсальный) характер, но не содержащие адресной (индивидуальной) помощи выпускникам. 2. Для решения выявленных проблем авторами разрабатывается специальный учебный курс «Технологии эффективного трудоустройства», направленный на повышение адаптационных возможностей выпускников УрФУ.

Ключевые слова:
молодежь, рынок труда, адаптация, трудоустройство, работодатели.
Текст

Описывая современное состояние рынка труда в России, все эксперты сходятся во мнении, что существуют системные проблемы, препятствующие эффективному росту экономики страны. Эти кризисные явления в особой степени заметны в таком сегменте рынка, как молодежный рынок труда. Во-первых, это демографическая ситуация («дно демографической ямы», по официальным данным, пройдено только недавно — в 2016 г.), во-вторых, это качество рабочей силы (или, в другой терминологии, низкий уровень квалификации как основной характеристики трудового потенциала молодежи) и, наконец, в-третьих, несоответствие структуры образовательных программ в системе высшего образования структуре и потребностям рынка труда. В этих условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания высших учебных заведений, неизбежно сталкиваются с трудовой реальностью, которая приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей, что напрямую ведет к возникновению безработицы, негативно влияющей на социально-психологическое развитие молодых людей и способствующей исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, тем самым нарушая процесс адаптации. Проблеме молодежной безработицы и обеспечения занятости на рынке труда посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов и социологов П. Бурдье [7], В.Т. Лисовского [15], который одним из первых дал определение категории понятия «молодежь». Из современных исследований следует выделить работы М. Вороны [10], А. Долговой [11], И. Жуковой [11], Е. Аврамовой [1], Ю. Верпаховской [2]. Многие авторские исследования изучают проблему ценностных ориентаций молодежи и несоответствия выбранной студентами профессии запросам рынка труда: М.Х. Титмы [21], В.Г. Немировского [18], Ю.Р. Вишневского [9] и др. В последнее время стал затрагиваться вопрос о желании выпускников работать по своей специальности. Вопросы адаптации молодых специалистов на рынке труда рассматриваются, например, в учебниках и учебных пособиях по управлению персоналом Ю.Г. Одегова [19], А.Я. Кибанова [13], Т.Ю. Базарова [3], Е.В. Маслова [17] и др. Современная ситуация в обществе ставит молодежь в очень сложные условия. Основными адаптационными барьерами молодых людей на современном рынке труда являются низкая конкурентоспособность, отсутствие у большинства молодежи необходимых знаний и навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства, несоответствие профессионально-квалификационной структуры молодежи потребностям экономики и структуре имеющихся вакансий, а также отсутствие механизма, обеспечивающего взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, отсталость кадровой политики большинства организаций, ориентированных в основном на достижение тактических целей, а не на стратегическое развитие. Кроме того, фактором, затрудняющим положение молодежи на рынке труда, является недостаточная информированность и компетентность молодых людей в вопросах его функционирования и перспектив развития. Система распределения выпускников, которая существовала в Советском Союзе, сегодня принципиально невозможна — это прерогатива «плановой экономики». Сложившаяся ситуация не исключает гарантию вхождения молодых специалистов в профессиональную деятельность, но ставит их в условия жесткой конкуренции с людьми, уже имеющими опыт работы. В то же время в связи с принципиальными технологическими изменениями радикально меняется и рынок профессий, поэтому работодатели на первый план выдвигают требования не только к уровню профессиональных знаний и умений, но и к личностным характеристикам потенциального работника (коммуникативной компетентности, умению работать в команде, инициативности), что является еще одной серьезной угрозой для выпускников вузов на пороге рынка труда. Таким образом, для обеспечения эффективной занятости молодежи существует необходимость разработки новых методов повышения адаптационных возможностей молодежи на рынке труда.

Список литературы

1. Аврамова Е.М. Рынок труда и система образования: трудности перевода сигналов [Текст] / Е.М. Аврамова // Общественные науки и современность. - 2011. - № 3. - С. 51-61.

2. Аврамова Е.М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е.М. Аврамова, Ю.Б. Верпаховская // Социологические исследования. - 2006. - № 6. - С. 37-46.

3. Базаров Т.Ю. Бизнес-образование: развитие организаций или организация развития? [Текст] / Т.Ю. Базаров // Организационная психология. - 2013. - № 4. - С. 92-108.

4. Батыргишиева А. К вопросу о трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования [Текст] / А. Батыргишиева // Человек и труд. - 2011. - № 6 - С. 40-41.

5. Белая А.В. Профессиональная адаптация молодых специалистов к рынку труда [Текст] / А. В. Белая // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 1. - С. 104-110.

6. Борисова А.А. Профильное трудоустройство выпускников вузов: зарубежный опыт, отечественная практика [Текст] / А.А. Борисова, М.М. Киселева // Ректор вуза. - 2015. - № 1.

7. Бурдье П. Социология политики [Электронный ресурс]. - URL: http://library.khpg.org/files/docs/1333091162.pdf (дата обращения: 11.10.2018).

8. Бурлуцкая М.Г. Высшее образование как лифт социальной мобильности: ожидание выпускников и реалии современного общества [Текст] / М.Г. Бурлуцкая // Социология образования. - 2012. - № 9 - С. 87-96.

9. Вишневский Ю.Р. Ценностные ориентации и установки университетской молодежи (сравнительный анализ результатов российско-украинского исследования) [Текст] / Ю.Р. Вишневский, О.Р. Белова, Л.Н. Боронина, З.В. Сенук и др. // Студенчество начала XXI века: ценностные ориентации и повседневные практики. - 2012. - С. 183-198.

10. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости [Текст] / М.А. Ворона // Социологические исследования. - 2008. - № 8. - С. 106-114.

11. Долгова А. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны [Текст] / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. - 2007. - № 8. - С. 38-41.

12. Зубок Ю.А. Молодые специалисты: проблема подготовки и положение на рынке труда [Текст] / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Социологические исследования. - 2015. - № 5. - С. 114-122.

13. Кибанов А.Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда [Текст]: монография / А.Я. Кибанов, Ю.А. Дмитриева. - М.: Изд-во ГУУ, 2013. - 229 с.

14. Коршунов А.В. Факторы, влияющие на формирование адаптационных стратегий российской молодежи на рынке труда [Текст] / А.В. Коршунов // Молодежь и общество. - 2012. - № 2. - С. 4-30.

15. Лисовский В.Т. Социология молодежи [Текст]: монография / В.Т. Лисовский - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 361 с.

16. Лопаткин И.В. Адаптация молодежи на современном рынке труда: социологический аспект [Текст]: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.03 / И.В. Лопаткин. - Саратов, 2015. - 177 с.

17. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Маслов. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 309 с.

18. Немировский В.Г. Структура и динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодежи: постнеклассический подход [Текст]: монография / В.Г. Немировский, Е.В. Соколова. - Красноярск: Изд-во КрасГУ, 2006. - 272 с.

19. Одегов Ю.Г. Специалисты по управлению персоналом (HR-менеджеры): проблемы подготовки в России [Текст] / Ю.Г. Одегов // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2008. - № 20. - С. 46-54.

20. Резник С.Д. Профессиональная и социальная подготовка молодежи к реальной жизни: опыт регионального вуза [Текст] / С.Д. Резник, С.Н. Макарова // Экономическая наука современной России. - 2014. - № 3. - С. 147-160.

21. Титма М.Х. Молодежь: ориентации и жизненные пути [Текст] / М.Х. Титма [и др.]. - Рига: Зинатне, 1988. - 207 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?