THE CONCEPT OF BEHAVIOURAL APPROACH TO MANAGEMENT AS A BASIC BASIS FOR DEVELOPMENT OF MANAGEMENT IN THE 1960TH YEARS AND ITS VALUE FOR DEVELOPMENT OF MODERN METHODS OF MANAGEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
On the basis of a research of school of management of human resources and the concept of situational approach to management the directions of development of the applied directions of management in the 1960th years are considered. The maintenance of the applied directions of management which have gained development during this period is described, including: innovative management, information technologies of management, logistics, management of the organization, production management, strategic management, quality management, human resource management, project management, financial management. Taking into account regularities of development of the concepts of management caused by big cycles of economic activity of N.D. Kondratyev common features of the concept of behavioural approach to management which has gained development in the 1960th years, and concepts of management on the basis of information technologies, dominating in the 2010th years are shown.

Keywords:
concept, behavioural approach, basic basis, management development, 1960th years, development, modern methods of management.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Сложность современной рыночной обстановки неизменно приводит к поиску специалистами все более эффективных подходов к управлению различными социально-экономическими системами – предприятиями, организациями и т.д.

Целью данного исследования является анализ базовых основ для формирования современных подходов к менеджменту.

Методологическую основу проведенных исследований составили положения по научному управлению, получившей отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых Андреева В.И. [1], Акоффа Р.Л. [2],  Блэйка Р.Р., Мутона Д.С. [3], Балашова А.П. [4], Веснина В.Р. [5], Виханского О.С., Наумова А.И. [6], Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. [7], Гончарова В.И. [8], Дафта Р. [9], Данько Т.П., Голубева М.П. [10], Дойля П. [11], Иванова И.Н. [12], Иванова Л.Б. [13], Клиланда Д., Кинга В. [14], Короткова Э.М. [15], Максимцова М.М., Игнатьевой А.В., Комарова М.А. [16], Мескона М, Альберта М., Хедоури Ф. [17], Портера М. [18], Прынина Б.В., Прыниной Л.В., Усман З.А., Эриашвили Н.Д. [19], Репиной Е.А. [20], Русинова Ф.М., Петросяна Д.С. [21], Смолкина А.М. [22], Тебекина А.В, Касаева Б.С. [23], Тейлора Ф. [24], Уткина Э.А. [25], Файоля А. [26],Фатхутдинова Р.А. [27] и др.

Данные исследования являются результатом логического продолжения исследования процессов развития менеджмента в 1900-е [28, 29] и 1910-е годы [30], 1920-е [31, 32, 33], 1930-е [34, 35, 36, 37], 1940-е [38] и 1950-е [39, 40] годы в рамках общих исследований эволюции современных концепций менеджмента [41].

При определении подходов к формированию концепций менеджмента в современных условиях будим исходить из выявленной закономерности, согласно которой признаки концепций менеджмента организации, формирующиеся в рамках деловых циклов К. Жугляра, повторяются при развитии по спирали в рамках 50-летних технологических циклов Н. Кондратьева [41].

Логическая цепочка, демонстрирующая процесс эволюции концепций менеджмента в рамках деловых циклов К. Жугляра, повторяются при развитии по спирали в рамках 50-летних технологических циклов Н. Кондратьева, представлена в табл. 1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Процесс эволюции концепций менеджмента в рамках деловых циклов К. Жугляра, повторяются при развитии по спирали в рамках 50-летних технологических циклов Н. Кондратьева

Фазы технологических циклов Н. Кондратьева

Кризис

Быстрый рост

Приближение к пику

Начало спада

Быстрый спад

1920-е Концепция административного подхода к управлению[32]

1930-е Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений [34]

1940-е Концепция эмпирического (прагматического) подхода к управлению [38]

1950-е Концепция системного подхода к управлению [40]

1960-е Концепция поведенческого подхода к управлению [36]

1970-е

Концепция ситуационного подхода к управлению [23].

1980-е Концепция культуры управления [42].

1990-е

Концепция инновационного подхода к управлению [43].

2000-е

Концепция подхода к управлению на основе управления по целям [44].

2010-е

Концепция подхода к управлению на основе информационных технологий [45].

 

В соответствии с выявленной закономерностью фазе большого цикла экономической активности Н.Д. Кондратьева, сопровождающая концепцию развития менеджмента 2010-х годов, соответствует концепция развития менеджмента 1960-х годов, известная как концепция поведенческого подхода.

Концепция поведенческого подхода к управлению базируется на положениях школы менеджмента человеческих ресурсов, получившей развитие в 1960-е годы.

Поведенческий подход к управлению как к процессу, получивший развитие с 1960-х годов, рассматривает деятельность, направленную на достижение целей организации, не как авральный процесс, который необходимо использовать когда ситуация уже выходит из под контроля, а как серию последовательных, циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий – функций управления (планирование, организация, регулирование, мотивация, координация, контроль, коммуникации, исследования, оценки, принятия решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделок и т.д.), образующих процесс управления как некоторую линию поведения [43] (рис. 1).

Необходимость выбора в качестве концептуальной доминанты проблемы выстраивания линии поведения организации в этот период было предопределено двумя основополагающими факторами.

Во-первых, это продолжающееся с высокой интенсивностью насыщение мирового рынка товарами и услугами.

Во-вторых, это снижение общей экономической активности хозяйствующих субъектов после прохождения максимума этой активности в 1940–1950-е годы.

Таким образом, ужесточение конкуренции в среде производителей требовало от них не только системных действий, но и выстраивания правильной линии поведения. 

Базу для выстраивания такой линии поведения составляли основным постулатам школы менеджмента человеческих ресурсов (рис. 2).

Развитие прикладных направлений менеджмента в 1960-е годы происходило, в первую очередь, под влиянием в школы менеджмента человеческих ресурсов и концепции поведенческого подхода.

Результаты систематизации процессов развития менеджмента по прикладным направлениям в 1960-е годы приведены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты систематизации процессов развития менеджмента по прикладным направлениям в 1960-е годы

Направление прикладного менеджмента

Характеристика развиваемых положений концепции поведенческого подхода к управлению

1

Менеджмент организации

Управление организацией рассматривается не как авральный процесс, который необходимо реализовывать когда ситуация уже выходит из под контроля, а как серию последовательных, циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий – функций управления (планирование, организация, регулирование, мотивация, координация, контроль, коммуникации, исследования, оценки принятия решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделок и т.д.), образующих процесс управления как некоторую линию поведения организации [43]

2

Производственный менеджмент

Реализация концепции поведенческого подхода к управлению на производственных предприятиях на основе использования следующих достижений науки [46]:

1) переход на основе разработок У. Скиннера к преимущественному использованию метода синтеза в управлении производством, дополняющего метод анализа, и позволяющего достигать высочайшего уровня в разработке стратегии предприятий и политики управления ими;

2) использование в производстве достижений теории исследования операций Р.  Акоффа;

3) использование в производстве результатов разработки техники компьютерного моделирования реальных процессов — «динамики систем» Дж.  Форрестера;

4) использование комплексного подхода Э.А.  Сателя к решению конструкционных, технологических, организационных, эксплуатационных и экономических проблем машиностроительного производства, позволяющего обеспечить переход на  массовый выпуск новых моделей машин без  остановки производства;

5) использование в производстве научных основ групповой технологии обработки деталей С.П. Митрофанова, основанной на объединении деталей в такие группы, в которых для обработки требуются однотипное оборудование, общие приспособления, инструменты. Эта технология групповой обработки деталей легла в основу автоматизации производственных процессов;

6) использование системы непрерывного оперативно-производственного планирования, предложенной группой К.Г. Татевосов, А.М. Омаров, А.Я. Грязнов, Н.И. Слодкевич;

7) учет в организации производства теории «жизненного цикла» машин Е.И.  Нелидова;

8) использование разработки системы планирования потребности в материалах (Material Requirements Planning, MRP) Дж. Орлински

3

Инновационный менеджмент

Использование линейной модели инновационного процесса И.  Майерса и Н.  Маркуса «вытягивания спросом»: «Выявление проблемы – Нахождение решения – Применение решения –Диффузия инновации» [47]

4

Логистика

Зарождение логистического подхода к управлению хозяйственной деятельностью, с учетом разработки систем сетевого планирования и управления [48]

5

Стратегический менеджмент

Внедрение в практику управления модели стратегического планирования И. Ансоффа [46]

6

Управление качеством

Концепция всеобщего управления качеством (TQC) и комплексное управление качеством в масштабах компании (CWQC)

Объе­динение и координация работы всех подразделений предприятия, на­чиная от отделов маркетинга и производственных отделов и заканчивая работой по контролю качества при приемке продукции от поставщиков (TQC).

Широкие границы использования деятельности по управлению качеством, стремление действовать совместно как единая команда не только во время производства и контроля, но и на других этапах производственного процесса – от маркетинговых исследований до продаж и послепродажного обслуживания. Тотальный охват служащих для участия в действиях по управлению качеством (CWQC) [49]

7

Управление персоналом

Разделение ответственности, отработка процедур совместного участия в управлении. Развитие сотрудничества и партнерства через расширение участия в обсуждении и принятии управленческих решений [43].

Использование теории рациональной мотивации персонала Х и Y Д. Мак-Грегора [50]

8

Финансовый менеджмент

Становление финансового планирования и бюджетирования, активное развитие основополагающих элементов управленческого учета

9

Управление проектами

Разработка концепции управления проектами на основе системы сетевого планирования и управления исследованиями и разработками новой техники, включая [51]:

• метод критического пути (Critical Path Method, CPM);

• метод техники оценки и анализа программ (проектов) (Program (Project) Evaluation and Review Technique, PERT)

10

Информационные технологии управления

Использование сформированной Ф. Махлупом концепции «информационной экономики», основанной на выделении в составе   экономики любой системы информационного сектора (образование, НИОКР, средства коммуникации, производство «информационных машин» и информационные услуги.

 

Таким образом, развитие прикладного менеджмента в 1960-е годы осуществлялось под влиянием спада экономической активности в рамках IV-го технологического уклада.

В результате после прохождения пика экономической активности усиливались тенденции реализации поведенческого подхода, адаптирующего функционирование хозяйственных систем к усложняющимся рыночным условиям.

С учетом закономерностей развития концепций менеджмента, обусловленных циклами Н.Д. Кондратьева, можно утверждать, что черты концепции поведенческого подхода к управлению, получившей развитие в 1960-е годы, проявились в концепции менеджмента на основе информационных технологий, доминирующей в 2010-е годы (рис. 3).

В обеих концепциях учитывается потребность в адаптации технологий управления к спадающей макроэкономической активности на рынке, что и проявилось в менеджменте 1960-х годов в развитии: инновационного менеджмента, информационных технологий управления, логистики, менеджмента организации, производственного менеджмента, стратегического менеджмента, управления качеством, управления персоналом, управления проектами, финансового менеджмента.

 

References

1. Andreev V.I. Samorazvitie menedzhera / V.I. Andreev. - M.: Delo, 2014. - 275 s.

2. Akoff R.L. Planirovanie buduschego korporaciy. - M.: Progress, 1985. - 328 s.

3. Bleyk R.R., Muton D.S. Nauchnye metody upravleniya / R.R., Bleyk, D.S. Muton. Per. s angl. I. Yuschenko. - Kiev: Vysheyshaya shkola, 2013. - 274 s.

4. Balashov A.P. Osnovy menedzhmenta: Uchebnoe posobie / A.P. Balashov. - M.: Vuzovskiy uchebnik, INFRA-M, 2012. - 288 c.

5. Vesnin V.R. Osnovy menedzhmenta. - M.: Prospekt, 2013. - 320 s.

6. Vihanskiy O.S., Naumov A.I. Menedzhment. - M.: Ekonomist', 2008. - 669 s.

7. Teoriya upravleniya. Pod obschey redakciey: A.L. Gaponenko, A.P. Pankruhina. - M.: Izdatel'stvo RAGS, 2010. - 557 s.

8. Goncharova V.I. Menedzhment. - Minsk: Sovremennaya shkola, 2010. - 635 s.

9. Daft Richard L. Menedzhment. - SPb.: Piter, 2012. - 863 s.

10. Dan'ko T.P., Golubev M.P. Menedzhment i marketing, orientirovannyy na stoimost': Uchebnik / T.P. Dan'ko, M.P. Golubev. - M.: INFRA-M, 2014. - 416 c.

11. Doyl' P. Menedzhment. - SPb.: Piter, 1999. - 560 s.

12. Ivanov I.N. Menedzhment korporacii: Uchebnik. - M.: Infra-M, 2004.

13. Ivanov L. B. Osnovy menedzhmenta: evolyuciya upravlencheskoy mysli. - SPb.: LTA, 1996.

14. Kliland D., King V. Sistemnyy analiz i celevoe upravlenie. - M.: Sovetskoe radio, 1974. - 280 s.

15. Korotkov E.M. Menedzhment. - Moskva: Yurayt, 2012. - 640 s.

16. Maksimcov M.M., Ignat'eva A.V., Komarov M.A. Menedzhment: Uchebnik. - M.: YuNITI, 2006.

17. Meskon M.H. Osnovy menedzhmenta / M.H. Meskon, M. Al'bert, F. Hedouri. - M.: Vil'yams, 2012. - 672 c.

18. Michael Eugene Porter. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. - New York: The Free Press, 1998. - 592 p.

19. Obschiy kurs menedzhmenta v tablicah i grafikah: Uchebnik dlya vuzov / B. V. Prynin, L. V. Prynina, N. D. Eriashvili, Z. A. Usman; Pod red. prof. B.V. Prynina. - M.: YuNITI, 1998.

20. Repina E.A. Osnovy menedzhmenta. - M.: Akademcentr, 2013. - 240 c.

21. Rusinov F.M., Petrosyan D.S., Shul'ga V.A. Osnovy teorii sovremennogo menedzhmenta. - M.: B.i., 1993. - 204 s.

22. Smolkin A.M. Menedzhment. Osnovy organizacii. - M.: INFRA-M, 1999.

23. Tebekin A.V., Kasaev B.S. Menedzhment organizacii. - M.: Knorus, 2014. (4-eizdanie).

24. Taylor W.F. Principles of Scientific Management. - New York: Harper & Row, 1911.

25. Utkin E.A. Istoriya menedzhmenta - M.: Associaciya avtorov i izdateley «Tandesh»: Izdatel'stvo EKMOS, 1997.

26. Fayol H. Industrial and General Administration. - Geneva: International Manag. Inst., 1930.

27. Fathutdinov R.A. Proizvodstvennyy menedzhment. - SPb: Piter; Izdanie 6-e, 2011. - 500 s.

28. Tebekin A.V., Denisova I.V., Tebekin P.A. Istoriya razvitiya menedzhmenta v 1900-e gody. Zhurnal istoricheskih issledovaniy. - 2017. - T. 2. - № 4. - S. 1-8.

29. Tebekin A.V. Rol' shkoly nauchnogo menedzhmenta v razvitii sovremennogo menedzhmenta. // Zhurnal istoricheskih issledovaniy. - 2018. - T. 3. - № 1. - S. 48-56.

30. Tebekin A.V., Denisova I.V., Tebekin P.A. Istoriya razvitiya menedzhmenta v 1910-e gody. Zhurnal istoricheskih issledovaniy. - 2018. - T. 3. - № 3.

31. Tebekin A.V. Rol' shkoly administrativnogo (klassicheskogo) upravleniya v razvitii sovremennogo menedzhmenta. Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. - 2018. - № 2. - S. 169-177.

32. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Tebekina A.A. Znachenie opyta razvitiya menedzhmenta na osnove koncepcii administrativnogo upravleniya dlya sovremennogo etapa razvitiya ekonomiki. Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. - 2018. - T. 4. - № 7. - S. 12-30.

33. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Tebekina A.A. Sravnitel'naya harakteristika prikladnyh napravleniy menedzhmenta v 1920-e gody i 2020-e gody i ee znachenie dlya razvitiya sovremennoy ekonomiki. // Transportnoe delo Rossii. №5, 2018.

34. Tebekin A.V. Razvitie prikladnyh napravleniy menedzhmenta v 1930-e gody i ego znachenie dlya sovremennoy ekonomiki. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. - 2018. - T. 4. - № 7. - S. 58-67.

35. Tebekin A.V. Opyt shkoly povedencheskih nauk v svete sovremennyh problem ekonomicheskoy i organizacionnoy psihologii. V sbornike: Aktual'nye problemy razvitiya ekonomiki v sovremennyh usloviyah. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - 2018. - S. 548-553.

36. Tebekin A.V., Denisova I.V., Tebekin P.A. Rol' shkoly povedencheskih nauk v razvitii sovremennogo menedzhmenta. Zhurnal istoricheskih issledovaniy. - 2018. - T. 3. - № 2. - S. 20-34.

37. Tebekin A.V., Denisova I.V., Tebekin P.A. Vliyanie nauchnoy shkoly chelovecheskih otnosheniy na razvitie sovremennogo menedzhmenta. Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. - 2018. - T. 4. - № 5. - S. 1-8.

38. Tebekin A.V. Istoriya razvitiya menedzhmenta kak nauki v 1940-e gody i ee znachenie dlya resheniya sovremennyh problem upravleniya. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. -2018. - T. 4. - № 8. - S. 1-8.

39. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Tebekina A.A. Shkola kolichestvennogo podhoda k upravleniyu i vozmozhnosti ispol'zovaniya ee polozheniy dlya razvitiya sovremennogo menedzhmenta. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. - 2018. - T. 4. - № 8. - S. 52-61.

40. Koncepciya sistemnogo podhoda k upravleniyu kak bazovaya osnova dlya razvitiya sovremennogo menedzhmenta. // Strategii biznesa. - 2018. - №(8). - S. 12-16.

41. Tebekin A.V. Evolyuciya koncepciy menedzhmenta organizacii. V sbornike: Aktual'nye problemy razvitiya ekonomiki v sovremennyh usloviyah. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - 2018. - S. 423-429.

42. Tebekin A.V. Menedzhment. - M.: Infra-M, 2015. - 384 s.

43. Tebekin A.V. Teoriya menedzhmenta: uchebnik. - M.: Knorus, 2016. - 696s.

44. Tebekin A.V. Teoriya upravleniya. Uchebnik - M.: Knorus, 2017. - 342 s.

45. Tebekin A.V. Metodologiya upravleniya innovacionno-investicionnoy deyatel'nost'yu v sfere informacionnyh tehnologiy. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni doktora ekonomicheskih nauk / Gosudarstvennaya akademiya professional'noy perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii rukovodyaschih rabotnikov i specialistov investicionnoy sfery. Moskva, 2006.

46. Tebekin A.V. Strategicheskiy menedzhment. Uchebnik / Moskva, 2017. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie (2-e izd., per. i dop.).

47. Tebekin A.V. Innovacionnyy menedzhment. Uchebnik dlya bakalavrov / Moskva, 2017. Ser. 58 Bakalavr. Akademicheskiy kurs (2-e izd., per. i dop.).

48. Tebekin A.V. Mirovye tendencii i nacional'nye perspektivy razvitiya marketinga i logistiki kak prikladnyh sfer upravleniya. // Upravlencheskie nauki v sovremennom mire. - 2015. - T. II. - № 1. - S. 375-380.

49. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Upravlenie kachestvom. Uchebnoe posobie / Moskva, 2016. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie (1-e izd.). - 223 s.

50. Douglas McGregor Human Side Of Enterprise // Management Review. № 11. 1957. 41-49 pp.

51. Tebekin A.V., Shirokova L.N., Surat I.L. Upravlenie innovacionnymi proektami. Monografiya, Moskva, 2014.

Login or Create
* Forgot password?