Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
На основе исследования школы менеджмента человеческих ресурсов и концепции ситуационного подхода к управлению рассмотрены направления развития прикладных направлений менеджмента в 1960-е годы. Описано содержание получивших развитие в этот период прикладных направлений менеджмента, включая: инновационный менеджмент, информационные технологии управления, логистику, менеджмент организации, производственный менеджмент, стратегический менеджмент, управление качеством, управление персоналом, управление проектами, финансовый менеджмент. С учетом закономерностей развития концепций менеджмента, обусловленных большими циклами экономической активности Н.Д. Кондратьева, продемонстрированы общие черты концепции поведенческого подхода к управлению, получившей развитие в 1960-е годы, и концепции менеджмента на основе информационных технологий, доминирующей в 2010-е годы.
концепция, поведенческий подход, базовая основа, развитие менеджмента, 1960-е годы, развитие, современные методы управления.
Сложность современной рыночной обстановки неизменно приводит к поиску специалистами все более эффективных подходов к управлению различными социально-экономическими системами – предприятиями, организациями и т.д.
Целью данного исследования является анализ базовых основ для формирования современных подходов к менеджменту.
Методологическую основу проведенных исследований составили положения по научному управлению, получившей отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых Андреева В.И. [1], Акоффа Р.Л. [2], Блэйка Р.Р., Мутона Д.С. [3], Балашова А.П. [4], Веснина В.Р. [5], Виханского О.С., Наумова А.И. [6], Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. [7], Гончарова В.И. [8], Дафта Р. [9], Данько Т.П., Голубева М.П. [10], Дойля П. [11], Иванова И.Н. [12], Иванова Л.Б. [13], Клиланда Д., Кинга В. [14], Короткова Э.М. [15], Максимцова М.М., Игнатьевой А.В., Комарова М.А. [16], Мескона М, Альберта М., Хедоури Ф. [17], Портера М. [18], Прынина Б.В., Прыниной Л.В., Усман З.А., Эриашвили Н.Д. [19], Репиной Е.А. [20], Русинова Ф.М., Петросяна Д.С. [21], Смолкина А.М. [22], Тебекина А.В, Касаева Б.С. [23], Тейлора Ф. [24], Уткина Э.А. [25], Файоля А. [26],Фатхутдинова Р.А. [27] и др.
Данные исследования являются результатом логического продолжения исследования процессов развития менеджмента в 1900-е [28, 29] и 1910-е годы [30], 1920-е [31, 32, 33], 1930-е [34, 35, 36, 37], 1940-е [38] и 1950-е [39, 40] годы в рамках общих исследований эволюции современных концепций менеджмента [41].
При определении подходов к формированию концепций менеджмента в современных условиях будим исходить из выявленной закономерности, согласно которой признаки концепций менеджмента организации, формирующиеся в рамках деловых циклов К. Жугляра, повторяются при развитии по спирали в рамках 50-летних технологических циклов Н. Кондратьева [41].
Логическая цепочка, демонстрирующая процесс эволюции концепций менеджмента в рамках деловых циклов К. Жугляра, повторяются при развитии по спирали в рамках 50-летних технологических циклов Н. Кондратьева, представлена в табл. 1.
Таблица 1
Процесс эволюции концепций менеджмента в рамках деловых циклов К. Жугляра, повторяются при развитии по спирали в рамках 50-летних технологических циклов Н. Кондратьева
Фазы технологических циклов Н. Кондратьева |
||||
Кризис |
Быстрый рост |
Приближение к пику |
Начало спада |
Быстрый спад |
1920-е Концепция административного подхода к управлению[32] |
1930-е Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений [34] |
1940-е Концепция эмпирического (прагматического) подхода к управлению [38] |
1950-е Концепция системного подхода к управлению [40] |
1960-е Концепция поведенческого подхода к управлению [36] |
1970-е Концепция ситуационного подхода к управлению [23]. |
1980-е Концепция культуры управления [42]. |
1990-е Концепция инновационного подхода к управлению [43]. |
2000-е Концепция подхода к управлению на основе управления по целям [44]. |
2010-е Концепция подхода к управлению на основе информационных технологий [45]. |
В соответствии с выявленной закономерностью фазе большого цикла экономической активности Н.Д. Кондратьева, сопровождающая концепцию развития менеджмента 2010-х годов, соответствует концепция развития менеджмента 1960-х годов, известная как концепция поведенческого подхода.
Концепция поведенческого подхода к управлению базируется на положениях школы менеджмента человеческих ресурсов, получившей развитие в 1960-е годы.
Поведенческий подход к управлению как к процессу, получивший развитие с 1960-х годов, рассматривает деятельность, направленную на достижение целей организации, не как авральный процесс, который необходимо использовать когда ситуация уже выходит из под контроля, а как серию последовательных, циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий – функций управления (планирование, организация, регулирование, мотивация, координация, контроль, коммуникации, исследования, оценки, принятия решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделок и т.д.), образующих процесс управления как некоторую линию поведения [43] (рис. 1).
Необходимость выбора в качестве концептуальной доминанты проблемы выстраивания линии поведения организации в этот период было предопределено двумя основополагающими факторами.
Во-первых, это продолжающееся с высокой интенсивностью насыщение мирового рынка товарами и услугами.
Во-вторых, это снижение общей экономической активности хозяйствующих субъектов после прохождения максимума этой активности в 1940–1950-е годы.
Таким образом, ужесточение конкуренции в среде производителей требовало от них не только системных действий, но и выстраивания правильной линии поведения.
Базу для выстраивания такой линии поведения составляли основным постулатам школы менеджмента человеческих ресурсов (рис. 2).
Развитие прикладных направлений менеджмента в 1960-е годы происходило, в первую очередь, под влиянием в школы менеджмента человеческих ресурсов и концепции поведенческого подхода.
Результаты систематизации процессов развития менеджмента по прикладным направлениям в 1960-е годы приведены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты систематизации процессов развития менеджмента по прикладным направлениям в 1960-е годы
№ |
Направление прикладного менеджмента |
Характеристика развиваемых положений концепции поведенческого подхода к управлению |
1 |
Менеджмент организации |
Управление организацией рассматривается не как авральный процесс, который необходимо реализовывать когда ситуация уже выходит из под контроля, а как серию последовательных, циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий – функций управления (планирование, организация, регулирование, мотивация, координация, контроль, коммуникации, исследования, оценки принятия решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделок и т.д.), образующих процесс управления как некоторую линию поведения организации [43] |
2 |
Производственный менеджмент |
Реализация концепции поведенческого подхода к управлению на производственных предприятиях на основе использования следующих достижений науки [46]: 1) переход на основе разработок У. Скиннера к преимущественному использованию метода синтеза в управлении производством, дополняющего метод анализа, и позволяющего достигать высочайшего уровня в разработке стратегии предприятий и политики управления ими; 2) использование в производстве достижений теории исследования операций Р. Акоффа; 3) использование в производстве результатов разработки техники компьютерного моделирования реальных процессов — «динамики систем» Дж. Форрестера; 4) использование комплексного подхода Э.А. Сателя к решению конструкционных, технологических, организационных, эксплуатационных и экономических проблем машиностроительного производства, позволяющего обеспечить переход на массовый выпуск новых моделей машин без остановки производства; 5) использование в производстве научных основ групповой технологии обработки деталей С.П. Митрофанова, основанной на объединении деталей в такие группы, в которых для обработки требуются однотипное оборудование, общие приспособления, инструменты. Эта технология групповой обработки деталей легла в основу автоматизации производственных процессов; 6) использование системы непрерывного оперативно-производственного планирования, предложенной группой К.Г. Татевосов, А.М. Омаров, А.Я. Грязнов, Н.И. Слодкевич; 7) учет в организации производства теории «жизненного цикла» машин Е.И. Нелидова; 8) использование разработки системы планирования потребности в материалах (Material Requirements Planning, MRP) Дж. Орлински |
3 |
Инновационный менеджмент |
Использование линейной модели инновационного процесса И. Майерса и Н. Маркуса «вытягивания спросом»: «Выявление проблемы – Нахождение решения – Применение решения –Диффузия инновации» [47] |
4 |
Логистика |
Зарождение логистического подхода к управлению хозяйственной деятельностью, с учетом разработки систем сетевого планирования и управления [48] |
5 |
Стратегический менеджмент |
Внедрение в практику управления модели стратегического планирования И. Ансоффа [46] |
6 |
Управление качеством |
Концепция всеобщего управления качеством (TQC) и комплексное управление качеством в масштабах компании (CWQC) Объединение и координация работы всех подразделений предприятия, начиная от отделов маркетинга и производственных отделов и заканчивая работой по контролю качества при приемке продукции от поставщиков (TQC). Широкие границы использования деятельности по управлению качеством, стремление действовать совместно как единая команда не только во время производства и контроля, но и на других этапах производственного процесса – от маркетинговых исследований до продаж и послепродажного обслуживания. Тотальный охват служащих для участия в действиях по управлению качеством (CWQC) [49] |
7 |
Управление персоналом |
Разделение ответственности, отработка процедур совместного участия в управлении. Развитие сотрудничества и партнерства через расширение участия в обсуждении и принятии управленческих решений [43]. Использование теории рациональной мотивации персонала Х и Y Д. Мак-Грегора [50] |
8 |
Финансовый менеджмент |
Становление финансового планирования и бюджетирования, активное развитие основополагающих элементов управленческого учета |
9 |
Управление проектами |
Разработка концепции управления проектами на основе системы сетевого планирования и управления исследованиями и разработками новой техники, включая [51]: • метод критического пути (Critical Path Method, CPM); • метод техники оценки и анализа программ (проектов) (Program (Project) Evaluation and Review Technique, PERT) |
10 |
Информационные технологии управления |
Использование сформированной Ф. Махлупом концепции «информационной экономики», основанной на выделении в составе экономики любой системы информационного сектора (образование, НИОКР, средства коммуникации, производство «информационных машин» и информационные услуги. |
Таким образом, развитие прикладного менеджмента в 1960-е годы осуществлялось под влиянием спада экономической активности в рамках IV-го технологического уклада.
В результате после прохождения пика экономической активности усиливались тенденции реализации поведенческого подхода, адаптирующего функционирование хозяйственных систем к усложняющимся рыночным условиям.
С учетом закономерностей развития концепций менеджмента, обусловленных циклами Н.Д. Кондратьева, можно утверждать, что черты концепции поведенческого подхода к управлению, получившей развитие в 1960-е годы, проявились в концепции менеджмента на основе информационных технологий, доминирующей в 2010-е годы (рис. 3).
В обеих концепциях учитывается потребность в адаптации технологий управления к спадающей макроэкономической активности на рынке, что и проявилось в менеджменте 1960-х годов в развитии: инновационного менеджмента, информационных технологий управления, логистики, менеджмента организации, производственного менеджмента, стратегического менеджмента, управления качеством, управления персоналом, управления проектами, финансового менеджмента.
1. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. - М.: Дело, 2014. - 275 с.
2. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпораций. - М.: Прогресс, 1985. - 328 с.
3. Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон. Пер. с англ. И. Ющенко. - Киев: Вышейшая школа, 2013. - 274 с.
4. Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2013. - 320 с.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Экономистъ, 2008. - 669 с.
7. Теория управления. Под общей редакцией: А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Издательство РАГС, 2010. - 557 с.
8. Гончарова В.И. Менеджмент. - Минск: Современная школа, 2010. - 635 с.
9. Дафт Ричард Л. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2012. - 863 с.
10. Данько Т.П., Голубев М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 c.
11. Дойль П. Менеджмент. - СПб.: Питер, 1999. - 560 с.
12. Иванов И.Н. Менеджмент корпорации: Учебник. - М.: Инфра-М, 2004.
13. Иванов Л. Б. Основы менеджмента: эволюция управленческой мысли. - СПб.: ЛТА, 1996.
14. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. - М.: Советское радио, 1974. - 280 с.
15. Коротков Э.М. Менеджмент. - Москва: Юрайт, 2012. - 640 с.
16. Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. Менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2006.
17. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2012. - 672 c.
18. Michael Eugene Porter. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. - New York: The Free Press, 1998. - 592 p.
19. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов / Б. В. Прынин, Л. В. Прынина, Н. Д. Эриашвили, З. А. Усман; Под ред. проф. Б.В. Прынина. - М.: ЮНИТИ, 1998.
20. Репина Е.А. Основы менеджмента. - М.: Академцентр, 2013. - 240 c.
21. Русинов Ф.М., Петросян Д.С., Шульга В.А. Основы теории современного менеджмента. - М.: Б.и., 1993. - 204 с.
22. Смолкин А.М. Менеджмент. Основы организации. - М.: ИНФРА-М, 1999.
23. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. - М.: Кнорус, 2014. (4-еиздание).
24. Taylor W.F. Principles of Scientific Management. - New York: Harper & Row, 1911.
25. Уткин Э.А. История менеджмента - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандеш»: Издательство ЭКМОС, 1997.
26. Fayol H. Industrial and General Administration. - Geneva: International Manag. Inst., 1930.
27. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. - СПб: Питер; Издание 6-е, 2011. - 500 с.
28. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. История развития менеджмента в 1900-е годы. Журнал исторических исследований. - 2017. - Т. 2. - № 4. - С. 1-8.
29. Тебекин А.В. Роль школы научного менеджмента в развитии современного менеджмента. // Журнал исторических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 1. - С. 48-56.
30. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. История развития менеджмента в 1910-е годы. Журнал исторических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 3.
31. Тебекин А.В. Роль школы административного (классического) управления в развитии современного менеджмента. Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2018. - № 2. - С. 169-177.
32. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Значение опыта развития менеджмента на основе концепции административного управления для современного этапа развития экономики. Журнал экономических исследований. - 2018. - Т. 4. - № 7. - С. 12-30.
33. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Сравнительная характеристика прикладных направлений менеджмента в 1920-е годы и 2020-е годы и ее значение для развития современной экономики. // Транспортное дело России. №5, 2018.
34. Тебекин А.В. Развитие прикладных направлений менеджмента в 1930-е годы и его значение для современной экономики. // Журнал исследований по управлению. - 2018. - Т. 4. - № 7. - С. 58-67.
35. Тебекин А.В. Опыт школы поведенческих наук в свете современных проблем экономической и организационной психологии. В сборнике: Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 548-553.
36. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. Роль школы поведенческих наук в развитии современного менеджмента. Журнал исторических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 2. - С. 20-34.
37. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. Влияние научной школы человеческих отношений на развитие современного менеджмента. Журнал исследований по управлению. - 2018. - Т. 4. - № 5. - С. 1-8.
38. Тебекин А.В. История развития менеджмента как науки в 1940-е годы и ее значение для решения современных проблем управления. // Журнал исследований по управлению. -2018. - Т. 4. - № 8. - С. 1-8.
39. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Школа количественного подхода к управлению и возможности использования ее положений для развития современного менеджмента. // Журнал исследований по управлению. - 2018. - Т. 4. - № 8. - С. 52-61.
40. Концепция системного подхода к управлению как базовая основа для развития современного менеджмента. // Стратегии бизнеса. - 2018. - №(8). - С. 12-16.
41. Тебекин А.В. Эволюция концепций менеджмента организации. В сборнике: Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 423-429.
42. Тебекин А.В. Менеджмент. - М.: Инфра-М, 2015. - 384 с.
43. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. - М.: Кнорус, 2016. - 696с.
44. Тебекин А.В. Теория управления. Учебник - М.: Кнорус, 2017. - 342 с.
45. Тебекин А.В. Методология управления инновационно-инвестиционной деятельностью в сфере информационных технологий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы. Москва, 2006.
46. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. Учебник / Москва, 2017. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е изд., пер. и доп.).
47. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. Учебник для бакалавров / Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп.).
48. Тебекин А.В. Мировые тенденции и национальные перспективы развития маркетинга и логистики как прикладных сфер управления. // Управленческие науки в современном мире. - 2015. - Т. II. - № 1. - С. 375-380.
49. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Управление качеством. Учебное пособие / Москва, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование (1-е изд.). - 223 с.
50. Douglas McGregor Human Side Of Enterprise // Management Review. № 11. 1957. 41-49 pp.
51. Тебекин А.В., Широкова Л.Н., Сурат И.Л. Управление инновационными проектами. Монография, Москва, 2014.