INTEGRATION AS THE BASIS OF ARTISTIC AND AESTHETIC UPBRINGING OF THE INDIVIDUAL
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the importance of the program "The development of aesthetic abilities by stimulating the cognitive activity of the individual" in the development of the student's personality, his aesthetic abilities. The main goal of the program is the emancipation of the personality, the development of the universal abilities of the child. The main core of the program is the modeling of the image through the diverse facets of its living embodiment. The leading principle of constructing content is the pedagogical organized communication process, which is considered in a broad sense as a phenomenon of culture and the way of its implementation.

Keywords:
aesthetic abilities, cognitive activity, art integration, image modeling, improvisation, imagination development.
Text
Эстетическое воспитание  начинается  с создания  определённого запаса элементарных эстетических впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений  и знаний эстетическое воспитание формирует разносторонние  способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности [3].

     Сформированная  эстетическая культура личности  снимает противоречие между чувствами и разумом, эмоциями и интеллектом, материальным и духовным, объективным и  субъективным. В процессе всестороннего  эстетического развития личности  достигается гармония между личным и общественным, коллективным и индивидуальным [1].

      Приобщение  детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредством ознакомления  их  с  художественными  произведениями, особое место среди которых занимают музыка, литература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество. Эстетическое воспитание  невозможно без приобщения  обучаемых  к мировой сокровищнице художественной культуры [2].

     Главная задача программы «Развитие эстетических способностей посредством  стимулирования  познавательной деятельности личности» – приобщить школьников к самостоятельной осознанной деятельности по созданию художественно-организованного пространства. При этом предлагается не только восприятие чисто внешнего единства составляющих пространств, но и создание целостной художественно-организованной среды в зависимости от потребностей конкретного человека. Художественная  организация среды рассматривается как процесс, объединяющий в себе изобразительное искусство, музыку, литературу, историю в преломлении через композиционное структурное преобразование внутреннего пространства и внешнего окружения человека. Другим важным моментом программы является освоение обучаемыми истории родного края, этнического прошлого своего народа, что позволит сохранить культурную среду, которая создавалась предками в тесном единстве с фольклором, со всей жизнью и укладом народа, его общей культурой.

       Рассмотрим  содержание  данной  программы  более  подробно.

Цель программы: раскрепощение личности, развитие универсальных способностей человека (воображения, ассоциативно-образного мышления, эмоциональной отзывчивости) на основе интеграции искусств.

 

Задачи:

 

  1. Общее развитие личности, способной к многоплоскостному восприятию мира и обладающей широким диапазоном способностей.
  2. Моделирование образа через  многообразные грани его живого воплощения: движение, звучание, изображение, темпоритм, взаимодействие.
  3. Духовное обогащение личности, развитие ее универсальности через прямое и косвенное общение.
  4. Освоение индивидуального пространства (как внешнего, так и внутреннего  пространства души) и освоение игрового пространства (взаимодействие с партнерами в процессе общения).

 

            Виды деятельности:

 

  1. Движение – освоение индивидуального пространства (внешнего и внутреннего) через музыкально-игровые импровизации.
  2. Звучание – звуковые ассоциации по произведениям изобразительного искусства; озвучивание народных сказок.
  3. Изображение – ассоциации;  индивидуальные и групповые этюды по произведениям изобразительного искусства; перевод изображения в музыкально-пластический ряд.
  4. Темпоритм – движение под музыку (индивидуальные и коллективные импровизации); исполнение стихотворных текстов и монологов, построенных на смене ритма; этюды по произведениям изобразительного искусства.
  5. Взаимодействие – ассоциации по произведениям изобразительного искусства; диалоги внутри картин; сочинение внутренних монологов по картинам; моделирование натюрмортов; музыкально-игровые импровизации на общение, составление фраз, четверостиший по отдельным словам; шарады, пантомима на основе сюжетов басен И.А. Крылова.

 

  1. Блок техники эффективной тренировки интеллекта.

 

Для успешного обучения школьников, для понимания и усвоения учебного  материала должны быть сформулированы 3 составляющие мышления:

 

  1. высокий уровень элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного и др.);
  2. высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных идей, возникновение нескольких вариантов решений проблем;
  3. высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.

Высокий уровень произвольности внимания, высокая устойчивость внимания, достаточный объем и распределение внимания, а также высокий уровень восприятия и памяти необходимы для успешной учебной деятельности обучаемых.

Существует 3 основных способа запоминания: рациональный (логический, смысловой), механический и мнемотехнический.

Рациональный – наиболее эффективный способ запоминания, при использовании которого применяется логическая память. Тренировать ее – значит тренировать интеллект, углублять и расширять свои знания.

 

                  Программа

 

  1. Формы проявления внимания.
  2. Типы внимания.
  3. Параметры внимания.
  4. Законы памяти.
  5. Приемы и методы рационального запоминания.
  6. Способы алгоритмизации запоминания.
  7. Способы запоминания стихотворений.
  8. Запоминание названий и терминов.
  9. Запоминание иностранных слов.
  10. Техника припоминания.
  11. Главный закон повторения.
  12. Мотивация познавательной деятельности.

 

  1. Блок освоения игрового пространства.

 

                                                            Программа

 

Моделирование образа в процессе общения.

 

  1. Упражнение «Равномерно занять класс» (ходить, бегать, прыгать; то же самое, читая стихи, выполняя арифметические действия и т.д.).
  2. Упражнение «Круг» (точная передача по кругу звуков и слов в сочетании с движением. Музыкальный материал: С. Рахманинов «Итальянская полька»).
  3. Упражнение «Повтори позу». Как вариант: работа по рельефам и многофигурным композициям произведений живописи, графики и скульптуры.

     Иллюстрированный материал: К. Петров-Водкин «Берег»(1908)

А. Дейнека. «Лыжники» (1931)

  1. Разговор через стекло.
  2. Самостоятельные этюды «Оживление витрины», «Детская игрушка», «Хозяйственные товары», «Овощной магазин», «Мебель», «Книги» и т.п.
  3. Упражнение «Ожившие натюрморты» (перевод изображения в движение-действие).

Иллюстрированный материал: К. Петров-Водкин «Скрипка» (1918) К. Моне. «Лепешки» (1882). Р. Фальк «Бутылки и кувшин» (1912).

  1. Групповые этюды – импровизации на освоение пространства в процессе общения: «В джунглях», «Невесомость», «В пустыне» и т.д.
  2. Этюды – импровизации по произведениям изобразительного искусства.
  3. Освоение «планетарного» пространства полотен К. Петрова-Водкина, М. Шагала и др.
  4.  Подготовка монолога на «тарабарском языке».
  5.  Групповые упражнения на общение, типа: «Плетение венка», «Зимние узоры» и т.д.
  6.  Диалог с воображаемым обидчиком.
  7.  Диалог с картиной.

Иллюстрированный материал: Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда») (1503). И. Крамской «Неизвестная» (1883). Ван Гог «Автопортрет» (1887).

  1.  Выполнение парных этюдов на противоположные по смыслу задачи (понятия: «наступление» и «оборона»).

Варианты задач: обвинить – оправдать; упросить – отказать; выпытать – скрыть.

  1.  «Озвучивание» русской народной сказки «Зимовье зверей».
  2.  Сочинение диалогов по картинам.

Иллюстрированный материал:

О. Ренуар. «Девушки в черном» (1885)

Ван Гог. «Арльские дамы» (1888)

В. Серов. «Дети» (1899)

В. Попков. «А.С. Пушкин и А.П. Керн» (1974).

 

Моделирование образа на основе литературного сюжета.

 

  1. Работа над баснями И.А. Крылова:

а) чтение басен И.А. Крылова

  • от лица разных героев;
  • в стиле комедии, трагедии, сказки и т.д.
  • с разных позиций: льстеца и угодника, как смешной анекдот, с иронией по отношению к морали и содержанию;

б) исполнение басен без слов;

в) постановка басен И.А. Крылова в стиле комедии, трагедии, психологической драмы, детектива.

 

Моделирование образа на основе импровизации в условиях заданной темы.

 

  1. Этюды – импровизации на освоение игрового пространства.
  2. Сочинение и исполнение этюдов на тему «Художник и его произведения».
  3. Освоение пространства архетипной живописи К. Чюрлениса.
  4. Рисование друг друга (вариантность видения: все рисуют одного человека).

Иллюстрированный материал:

 

М. Матюшкин. «Движение в пространстве» (1917–1918).

Л. Попова. «Динамическое построение» (1919)

О. Эльдаров. «Четыре цвета времени» (1973)

А. Голубкина. «Туман» (1899)

Г. Мур. «Руки» («Мать и дитя») (1980)

С. Коненков. «Руки серафима» (1916)

 

III. Блок освоения индивидуального пространства.

 

                                                            Программа

 

      Погружение в эмоциональный мир движения

      (освоение внешнего пространства)

 

  1. Упражнение «Я - музыка».
  2. Игры в ассоциации («кто на что похож?»).
  3. Музыкально-игровые импровизации.
  4. Рисование под музыку (язык подсознательных жестов по принципу кинофикации).

Музыкальный материал:

А. Вивальди «Времена года»;

Х. Эллер. Пьеса для флейты и фортепьяно.

 

Моделирование образа через звучание.

 

  1. Индивидуальные танцы без музыкального сопровождения.
  2. Рассказ-фантазия на тему музыкального сопровождения.
  3. Звукоподражание:

а) животные (этюды);

б) голоса лягушек;

в) птицы (этюды: «Ночной лес», «Весна в лесу»);

г) насекомые (этюды: «Пчелиная семья», «Тайга»);

д) машины и механизмы (этюд «На стройке»);

е) бытовые звуки (скрип двери, фонаря, шелест бумаги,  телефонный звонок, звонок в дверь, закипающий чайник);

ж) природные звуки (шелест листьев, шум морских волн, вой ветра, шум дождя, гром и т.д.);

з) музыкальные инструменты (гитара, дудочка, скрипка и т.д.)

  1. Шумовые загадки (горная река, ночной город, космос, улица, завод и т.д.).
  2. Озвучивание картин (близкие и далекие ассоциации).

Иллюстрированный материал:

А. Бенуа «Прогулка карася» (1906)

И. Машков «Зимний пейзаж» (1914)

П. Кузнецов «Московский пейзаж» (1930).

 

                                       Моделирование образа через звучание

 

  1. Перевод звука в движение (упражнение: «Я-флейта, орган» и т.д.; по ассоциации: «Я – арбуз, яблоко, лимон» и т.д.).
  2.  Упражнение «Что как звучит?» (подобрать к заданному инструменту похожий «по звучанию» предмет, плод, растение, животное).
  3. Звучание алфавита в пластике.
  4. Фантазирование по портретам.
  5. Этюды на подражание: а) речь (картавая, шепелявая, в нос, иностранный акцент и т.д.).

 

                                      Моделирование образа через изображение

 

  1. Этюды на подражание (походки человека, походки животных); этюды на физическое состояние (хромой, маленький ребенок, неуклюжий и т.д.).
  2. Фантазирование по натюрмортам (ассоциации с характером и обликом человека).

Музыкальный материал:

К. Сен-Санс «Карнавал животных»

  1. Упражнение «Несуществующее животное».
  2. «Жизнь вещи»: чайник со свистком и т.д.
  3. Упражнение «Лицо-поза» (определение по выражению лица позы человека).

Иллюстрированный материал:

И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1839)

И. Грабарь «Хризантемы» (1905) и др.

 

Моделирование образа через темпоритм

 

  1. Простукивание ритма. 12 ритмов человеческих состояний.
  2. Упражнение «Разговор ритмом».
  3. Перевод стихотворной формы в ритмическое движение (К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр»).
  4. Коллективные действия, основанные на ритме (первобытные танцы вокруг огня, разгон туч …).
  5. Чтение одного стихотворения в разном ритме.
  6. Создание внутренних монологов по произведениям изобразительного искусства.

 

                              Моделирование образа на основе заданных действий, чувств и ощущений

 

  1. Разминка – иллюстрация на передачу чувств и ощущений.
  2. Упражнение «Я - радость, гнев, отчаяние, страх, жалоба, любовь, нетерпение».
  3. Сколько настроений можно сыграть около стула?
  4. Вскрытие эмоциональных смыслов произведений изобразительного искусства.

Иллюстрированный материал:

К. Петров-Водкин «Скрипка» (1918)

Роберт Берень «Виолончелистка» (1928)

  1. Индивидуальные этюды на выполнение отдельных задач типа: уговорить, переубедить, попросить, пригрозить, приласкать и т.д.
  2. Перевод на язык действия чувств человека. Придумывание и разыгрывание этюдов, где могли бы быть следующие чувства: гнев, страх, робость, злость, горе, отчаяние, радость и т.д.
  3. Перевод на язык действия ощущений человека. Придумывание и разыгрывание этюдов, где могли бы быть следующие ощущения и ситуации:
  • жарко, холодно, мокро;
  • зуб болит, обжегся, обрезался;
  • спать хочется, есть хочется, страшно.
  1. Придумывание и разыгрывание этюдов на основе заданных действий:
  • стирать белье, встать на стул;
  • заплакать, убаюкивать, прятать;
  • написать записку, зажечь спичку и т.д.

 

 

Моделирование образа на основе импровизации в условиях заданного пространства

 

  1. Индивидуальные этюды-импровизации по произведениям изобразительного искусства.

Иллюстрированный материал:

А. Майоль. «Море» (1895)

С. Коненков. «Заря» (1917)

А. Бурдель. «Река» (1938-1943)

  1. Этюды фантазии на освоение пространства по произведениям русской поэзии.

Литературный материал:

М. Цветаева, А Белый, В. Брюсов и т.д.

  1. Упражнения на развитие ассоциативно-образного мышления: работа с самостоятельно выполненными «автопортретами в объеме» (ассоциации с характером и обликом человека; человек и пространство).
  2. Изображение в цвете пространства, отраженного в поэзии М. Цветаевой, А. Белого и т. д. …

 

                                              Блок развития воображения

 

     Воображение позволяет придумывать и новые архитектурные формы и находить новые дизайнерские решения, создавать прекрасные модели одежды, обуви, писать картины, разбивать необычные парки, придумывать фантастические киноистории, конструировать новые автомобили. Образное мышление необходимо и в науке.

 

Программа

 

 

  1. Воображение и изображение.

 

  1. Создание образов на основе осязания.
  2. Сходство и различие.
  3. Симметрия.
  4. Знаки и символы.
  5. Образы в культуре народов.

 

  1. Воображение на плоскости и в пространстве.

 

Перспектива

Пространственное воображение.

 

 

  1. Слова и воображение.

 

Создание образа по словесному описанию.

Аналогии и ассоциации.

 

В течение года материал программы может распределяться следующим образом:

Сентябрь –

освоение прикладных методов тренировки памяти, позволяющих организовать эффективное запоминание учебной информации.

Октябрь –

развитие интеллектуальных способностей на основе оригинальных игровых тренингов, стимулирующих познавательную деятельность воспитанников творческого объединения.

Ноябрь –

игровой тренинг для развития восприятия и наблюдательности.

Декабрь –

упражнения для тренировки и развития внимания.

Январь –

Особенности памяти, диагностика памяти, игровой тренинг для развития памяти.

Февраль –

Диагностика степени сформированности мыслительных процессов, задания и упражнения для развития логического мышления.

Март –

Освоение игрового пространства через моделирование образа; комплекс интеллектуальных игр.

Апрель –

освоение индивидуального пространства, моделирование образа на основе импровизации в условиях заданного пространства.

Май –

развитие воображения, тренинг мышления, интеллектуальные игры и задания.

Система занятий построена таким образом, чтобы обучаемые умели действовать в различных типах пространства; могли самостоятельно решать творческие задачи, оригинально мыслить, предлагать нестандартные решения; быть раскованными в творчестве, не бояться нового и неожиданного.

References

1. Anichkin S.A. Usloviya formirovaniya esteticheskih sposobnostey u mladshih shkol'nikov. - M.: Prosveschenie, 1970. - 120 s.

2. Gembickaya E. Problemy vzaimosvyazannogo vozdeystviya vidov iskusstva na uchaschihsya // Muzykal'noe vospitanie v shkole. - M., 1972. - Vyp. 8. - S. 3-17.

3. Goncharov I.F. Deystvitel'nost' i iskusstvo v esteticheskom vospitanii shkol'nikov. - M.: Prosveschenie, 1978. - 160 s.

Login or Create
* Forgot password?