г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматривается значение программы «Развитие эстетических способностей посредством стимулирования познавательной деятельности личности» в развитии личности школьника, его эстетических способностей. Основной целью программы является раскрепощение личности, развитие универсальных способностей ребёнка. Основной стержень программы – моделирование образа через многообразные грани его живого воплощения. Ведущим принципом построения содержания обозначен педагогический организованный процесс общения, который рассматривается в широком смысле как явление культуры и способ ее осуществления.
эстетические способности, познавательная деятельность, интеграция искусств, моделирование образа, импровизация, развитие воображения.
Эстетическое воспитание начинается с создания определённого запаса элементарных эстетических впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое воспитание формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности [3].
Сформированная эстетическая культура личности снимает противоречие между чувствами и разумом, эмоциями и интеллектом, материальным и духовным, объективным и субъективным. В процессе всестороннего эстетического развития личности достигается гармония между личным и общественным, коллективным и индивидуальным [1].
Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место среди которых занимают музыка, литература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество. Эстетическое воспитание невозможно без приобщения обучаемых к мировой сокровищнице художественной культуры [2].
Главная задача программы «Развитие эстетических способностей посредством стимулирования познавательной деятельности личности» – приобщить школьников к самостоятельной осознанной деятельности по созданию художественно-организованного пространства. При этом предлагается не только восприятие чисто внешнего единства составляющих пространств, но и создание целостной художественно-организованной среды в зависимости от потребностей конкретного человека. Художественная организация среды рассматривается как процесс, объединяющий в себе изобразительное искусство, музыку, литературу, историю в преломлении через композиционное структурное преобразование внутреннего пространства и внешнего окружения человека. Другим важным моментом программы является освоение обучаемыми истории родного края, этнического прошлого своего народа, что позволит сохранить культурную среду, которая создавалась предками в тесном единстве с фольклором, со всей жизнью и укладом народа, его общей культурой.
Рассмотрим содержание данной программы более подробно.
Цель программы: раскрепощение личности, развитие универсальных способностей человека (воображения, ассоциативно-образного мышления, эмоциональной отзывчивости) на основе интеграции искусств.
Задачи:
- Общее развитие личности, способной к многоплоскостному восприятию мира и обладающей широким диапазоном способностей.
- Моделирование образа через многообразные грани его живого воплощения: движение, звучание, изображение, темпоритм, взаимодействие.
- Духовное обогащение личности, развитие ее универсальности через прямое и косвенное общение.
- Освоение индивидуального пространства (как внешнего, так и внутреннего пространства души) и освоение игрового пространства (взаимодействие с партнерами в процессе общения).
Виды деятельности:
- Движение – освоение индивидуального пространства (внешнего и внутреннего) через музыкально-игровые импровизации.
- Звучание – звуковые ассоциации по произведениям изобразительного искусства; озвучивание народных сказок.
- Изображение – ассоциации; индивидуальные и групповые этюды по произведениям изобразительного искусства; перевод изображения в музыкально-пластический ряд.
- Темпоритм – движение под музыку (индивидуальные и коллективные импровизации); исполнение стихотворных текстов и монологов, построенных на смене ритма; этюды по произведениям изобразительного искусства.
- Взаимодействие – ассоциации по произведениям изобразительного искусства; диалоги внутри картин; сочинение внутренних монологов по картинам; моделирование натюрмортов; музыкально-игровые импровизации на общение, составление фраз, четверостиший по отдельным словам; шарады, пантомима на основе сюжетов басен И.А. Крылова.
- Блок техники эффективной тренировки интеллекта.
Для успешного обучения школьников, для понимания и усвоения учебного материала должны быть сформулированы 3 составляющие мышления:
- высокий уровень элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного и др.);
- высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных идей, возникновение нескольких вариантов решений проблем;
- высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.
Высокий уровень произвольности внимания, высокая устойчивость внимания, достаточный объем и распределение внимания, а также высокий уровень восприятия и памяти необходимы для успешной учебной деятельности обучаемых.
Существует 3 основных способа запоминания: рациональный (логический, смысловой), механический и мнемотехнический.
Рациональный – наиболее эффективный способ запоминания, при использовании которого применяется логическая память. Тренировать ее – значит тренировать интеллект, углублять и расширять свои знания.
Программа
- Формы проявления внимания.
- Типы внимания.
- Параметры внимания.
- Законы памяти.
- Приемы и методы рационального запоминания.
- Способы алгоритмизации запоминания.
- Способы запоминания стихотворений.
- Запоминание названий и терминов.
- Запоминание иностранных слов.
- Техника припоминания.
- Главный закон повторения.
- Мотивация познавательной деятельности.
- Блок освоения игрового пространства.
Программа
Моделирование образа в процессе общения.
- Упражнение «Равномерно занять класс» (ходить, бегать, прыгать; то же самое, читая стихи, выполняя арифметические действия и т.д.).
- Упражнение «Круг» (точная передача по кругу звуков и слов в сочетании с движением. Музыкальный материал: С. Рахманинов «Итальянская полька»).
- Упражнение «Повтори позу». Как вариант: работа по рельефам и многофигурным композициям произведений живописи, графики и скульптуры.
Иллюстрированный материал: К. Петров-Водкин «Берег»(1908)
А. Дейнека. «Лыжники» (1931)
- Разговор через стекло.
- Самостоятельные этюды «Оживление витрины», «Детская игрушка», «Хозяйственные товары», «Овощной магазин», «Мебель», «Книги» и т.п.
- Упражнение «Ожившие натюрморты» (перевод изображения в движение-действие).
Иллюстрированный материал: К. Петров-Водкин «Скрипка» (1918) К. Моне. «Лепешки» (1882). Р. Фальк «Бутылки и кувшин» (1912).
- Групповые этюды – импровизации на освоение пространства в процессе общения: «В джунглях», «Невесомость», «В пустыне» и т.д.
- Этюды – импровизации по произведениям изобразительного искусства.
- Освоение «планетарного» пространства полотен К. Петрова-Водкина, М. Шагала и др.
- Подготовка монолога на «тарабарском языке».
- Групповые упражнения на общение, типа: «Плетение венка», «Зимние узоры» и т.д.
- Диалог с воображаемым обидчиком.
- Диалог с картиной.
Иллюстрированный материал: Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда») (1503). И. Крамской «Неизвестная» (1883). Ван Гог «Автопортрет» (1887).
- Выполнение парных этюдов на противоположные по смыслу задачи (понятия: «наступление» и «оборона»).
Варианты задач: обвинить – оправдать; упросить – отказать; выпытать – скрыть.
- «Озвучивание» русской народной сказки «Зимовье зверей».
- Сочинение диалогов по картинам.
Иллюстрированный материал:
О. Ренуар. «Девушки в черном» (1885)
Ван Гог. «Арльские дамы» (1888)
В. Серов. «Дети» (1899)
В. Попков. «А.С. Пушкин и А.П. Керн» (1974).
Моделирование образа на основе литературного сюжета.
- Работа над баснями И.А. Крылова:
а) чтение басен И.А. Крылова
- от лица разных героев;
- в стиле комедии, трагедии, сказки и т.д.
- с разных позиций: льстеца и угодника, как смешной анекдот, с иронией по отношению к морали и содержанию;
б) исполнение басен без слов;
в) постановка басен И.А. Крылова в стиле комедии, трагедии, психологической драмы, детектива.
Моделирование образа на основе импровизации в условиях заданной темы.
- Этюды – импровизации на освоение игрового пространства.
- Сочинение и исполнение этюдов на тему «Художник и его произведения».
- Освоение пространства архетипной живописи К. Чюрлениса.
- Рисование друг друга (вариантность видения: все рисуют одного человека).
Иллюстрированный материал:
М. Матюшкин. «Движение в пространстве» (1917–1918).
Л. Попова. «Динамическое построение» (1919)
О. Эльдаров. «Четыре цвета времени» (1973)
А. Голубкина. «Туман» (1899)
Г. Мур. «Руки» («Мать и дитя») (1980)
С. Коненков. «Руки серафима» (1916)
III. Блок освоения индивидуального пространства.
Программа
Погружение в эмоциональный мир движения
(освоение внешнего пространства)
- Упражнение «Я - музыка».
- Игры в ассоциации («кто на что похож?»).
- Музыкально-игровые импровизации.
- Рисование под музыку (язык подсознательных жестов по принципу кинофикации).
Музыкальный материал:
А. Вивальди «Времена года»;
Х. Эллер. Пьеса для флейты и фортепьяно.
Моделирование образа через звучание.
- Индивидуальные танцы без музыкального сопровождения.
- Рассказ-фантазия на тему музыкального сопровождения.
- Звукоподражание:
а) животные (этюды);
б) голоса лягушек;
в) птицы (этюды: «Ночной лес», «Весна в лесу»);
г) насекомые (этюды: «Пчелиная семья», «Тайга»);
д) машины и механизмы (этюд «На стройке»);
е) бытовые звуки (скрип двери, фонаря, шелест бумаги, телефонный звонок, звонок в дверь, закипающий чайник);
ж) природные звуки (шелест листьев, шум морских волн, вой ветра, шум дождя, гром и т.д.);
з) музыкальные инструменты (гитара, дудочка, скрипка и т.д.)
- Шумовые загадки (горная река, ночной город, космос, улица, завод и т.д.).
- Озвучивание картин (близкие и далекие ассоциации).
Иллюстрированный материал:
А. Бенуа «Прогулка карася» (1906)
И. Машков «Зимний пейзаж» (1914)
П. Кузнецов «Московский пейзаж» (1930).
Моделирование образа через звучание
- Перевод звука в движение (упражнение: «Я-флейта, орган» и т.д.; по ассоциации: «Я – арбуз, яблоко, лимон» и т.д.).
- Упражнение «Что как звучит?» (подобрать к заданному инструменту похожий «по звучанию» предмет, плод, растение, животное).
- Звучание алфавита в пластике.
- Фантазирование по портретам.
- Этюды на подражание: а) речь (картавая, шепелявая, в нос, иностранный акцент и т.д.).
Моделирование образа через изображение
- Этюды на подражание (походки человека, походки животных); этюды на физическое состояние (хромой, маленький ребенок, неуклюжий и т.д.).
- Фантазирование по натюрмортам (ассоциации с характером и обликом человека).
Музыкальный материал:
К. Сен-Санс «Карнавал животных»
- Упражнение «Несуществующее животное».
- «Жизнь вещи»: чайник со свистком и т.д.
- Упражнение «Лицо-поза» (определение по выражению лица позы человека).
Иллюстрированный материал:
И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1839)
И. Грабарь «Хризантемы» (1905) и др.
Моделирование образа через темпоритм
- Простукивание ритма. 12 ритмов человеческих состояний.
- Упражнение «Разговор ритмом».
- Перевод стихотворной формы в ритмическое движение (К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр»).
- Коллективные действия, основанные на ритме (первобытные танцы вокруг огня, разгон туч …).
- Чтение одного стихотворения в разном ритме.
- Создание внутренних монологов по произведениям изобразительного искусства.
Моделирование образа на основе заданных действий, чувств и ощущений
- Разминка – иллюстрация на передачу чувств и ощущений.
- Упражнение «Я - радость, гнев, отчаяние, страх, жалоба, любовь, нетерпение».
- Сколько настроений можно сыграть около стула?
- Вскрытие эмоциональных смыслов произведений изобразительного искусства.
Иллюстрированный материал:
К. Петров-Водкин «Скрипка» (1918)
Роберт Берень «Виолончелистка» (1928)
- Индивидуальные этюды на выполнение отдельных задач типа: уговорить, переубедить, попросить, пригрозить, приласкать и т.д.
- Перевод на язык действия чувств человека. Придумывание и разыгрывание этюдов, где могли бы быть следующие чувства: гнев, страх, робость, злость, горе, отчаяние, радость и т.д.
- Перевод на язык действия ощущений человека. Придумывание и разыгрывание этюдов, где могли бы быть следующие ощущения и ситуации:
- жарко, холодно, мокро;
- зуб болит, обжегся, обрезался;
- спать хочется, есть хочется, страшно.
- Придумывание и разыгрывание этюдов на основе заданных действий:
- стирать белье, встать на стул;
- заплакать, убаюкивать, прятать;
- написать записку, зажечь спичку и т.д.
Моделирование образа на основе импровизации в условиях заданного пространства
- Индивидуальные этюды-импровизации по произведениям изобразительного искусства.
Иллюстрированный материал:
А. Майоль. «Море» (1895)
С. Коненков. «Заря» (1917)
А. Бурдель. «Река» (1938-1943)
- Этюды фантазии на освоение пространства по произведениям русской поэзии.
Литературный материал:
М. Цветаева, А Белый, В. Брюсов и т.д.
- Упражнения на развитие ассоциативно-образного мышления: работа с самостоятельно выполненными «автопортретами в объеме» (ассоциации с характером и обликом человека; человек и пространство).
- Изображение в цвете пространства, отраженного в поэзии М. Цветаевой, А. Белого и т. д. …
Блок развития воображения
Воображение позволяет придумывать и новые архитектурные формы и находить новые дизайнерские решения, создавать прекрасные модели одежды, обуви, писать картины, разбивать необычные парки, придумывать фантастические киноистории, конструировать новые автомобили. Образное мышление необходимо и в науке.
Программа
- Воображение и изображение.
- Создание образов на основе осязания.
- Сходство и различие.
- Симметрия.
- Знаки и символы.
- Образы в культуре народов.
- Воображение на плоскости и в пространстве.
Перспектива
Пространственное воображение.
- Слова и воображение.
Создание образа по словесному описанию.
Аналогии и ассоциации.
В течение года материал программы может распределяться следующим образом:
Сентябрь –
освоение прикладных методов тренировки памяти, позволяющих организовать эффективное запоминание учебной информации.
Октябрь –
развитие интеллектуальных способностей на основе оригинальных игровых тренингов, стимулирующих познавательную деятельность воспитанников творческого объединения.
Ноябрь –
игровой тренинг для развития восприятия и наблюдательности.
Декабрь –
упражнения для тренировки и развития внимания.
Январь –
Особенности памяти, диагностика памяти, игровой тренинг для развития памяти.
Февраль –
Диагностика степени сформированности мыслительных процессов, задания и упражнения для развития логического мышления.
Март –
Освоение игрового пространства через моделирование образа; комплекс интеллектуальных игр.
Апрель –
освоение индивидуального пространства, моделирование образа на основе импровизации в условиях заданного пространства.
Май –
развитие воображения, тренинг мышления, интеллектуальные игры и задания.
Система занятий построена таким образом, чтобы обучаемые умели действовать в различных типах пространства; могли самостоятельно решать творческие задачи, оригинально мыслить, предлагать нестандартные решения; быть раскованными в творчестве, не бояться нового и неожиданного.
1. Аничкин С.А. Условия формирования эстетических способностей у младших школьников. - М.: Просвещение, 1970. - 120 с.
2. Гембицкая Е. Проблемы взаимосвязанного воздействия видов искусства на учащихся // Музыкальное воспитание в школе. - М., 1972. - Вып. 8. - С. 3-17.
3. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. - М.: Просвещение, 1978. - 160 с.