ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается значение программы «Развитие эстетических способностей посредством стимулирования познавательной деятельности личности» в развитии личности школьника, его эстетических способностей. Основной целью программы является раскрепощение личности, развитие универсальных способностей ребёнка. Основной стержень программы – моделирование образа через многообразные грани его живого воплощения. Ведущим принципом построения содержания обозначен педагогический организованный процесс общения, который рассматривается в широком смысле как явление культуры и способ ее осуществления.

Ключевые слова:
эстетические способности, познавательная деятельность, интеграция искусств, моделирование образа, импровизация, развитие воображения.
Текст
Эстетическое воспитание  начинается  с создания  определённого запаса элементарных эстетических впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений  и знаний эстетическое воспитание формирует разносторонние  способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности [3].

     Сформированная  эстетическая культура личности  снимает противоречие между чувствами и разумом, эмоциями и интеллектом, материальным и духовным, объективным и  субъективным. В процессе всестороннего  эстетического развития личности  достигается гармония между личным и общественным, коллективным и индивидуальным [1].

      Приобщение  детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредством ознакомления  их  с  художественными  произведениями, особое место среди которых занимают музыка, литература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество. Эстетическое воспитание  невозможно без приобщения  обучаемых  к мировой сокровищнице художественной культуры [2].

     Главная задача программы «Развитие эстетических способностей посредством  стимулирования  познавательной деятельности личности» – приобщить школьников к самостоятельной осознанной деятельности по созданию художественно-организованного пространства. При этом предлагается не только восприятие чисто внешнего единства составляющих пространств, но и создание целостной художественно-организованной среды в зависимости от потребностей конкретного человека. Художественная  организация среды рассматривается как процесс, объединяющий в себе изобразительное искусство, музыку, литературу, историю в преломлении через композиционное структурное преобразование внутреннего пространства и внешнего окружения человека. Другим важным моментом программы является освоение обучаемыми истории родного края, этнического прошлого своего народа, что позволит сохранить культурную среду, которая создавалась предками в тесном единстве с фольклором, со всей жизнью и укладом народа, его общей культурой.

       Рассмотрим  содержание  данной  программы  более  подробно.

Цель программы: раскрепощение личности, развитие универсальных способностей человека (воображения, ассоциативно-образного мышления, эмоциональной отзывчивости) на основе интеграции искусств.

 

Задачи:

 

  1. Общее развитие личности, способной к многоплоскостному восприятию мира и обладающей широким диапазоном способностей.
  2. Моделирование образа через  многообразные грани его живого воплощения: движение, звучание, изображение, темпоритм, взаимодействие.
  3. Духовное обогащение личности, развитие ее универсальности через прямое и косвенное общение.
  4. Освоение индивидуального пространства (как внешнего, так и внутреннего  пространства души) и освоение игрового пространства (взаимодействие с партнерами в процессе общения).

 

            Виды деятельности:

 

  1. Движение – освоение индивидуального пространства (внешнего и внутреннего) через музыкально-игровые импровизации.
  2. Звучание – звуковые ассоциации по произведениям изобразительного искусства; озвучивание народных сказок.
  3. Изображение – ассоциации;  индивидуальные и групповые этюды по произведениям изобразительного искусства; перевод изображения в музыкально-пластический ряд.
  4. Темпоритм – движение под музыку (индивидуальные и коллективные импровизации); исполнение стихотворных текстов и монологов, построенных на смене ритма; этюды по произведениям изобразительного искусства.
  5. Взаимодействие – ассоциации по произведениям изобразительного искусства; диалоги внутри картин; сочинение внутренних монологов по картинам; моделирование натюрмортов; музыкально-игровые импровизации на общение, составление фраз, четверостиший по отдельным словам; шарады, пантомима на основе сюжетов басен И.А. Крылова.

 

  1. Блок техники эффективной тренировки интеллекта.

 

Для успешного обучения школьников, для понимания и усвоения учебного  материала должны быть сформулированы 3 составляющие мышления:

 

  1. высокий уровень элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного и др.);
  2. высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных идей, возникновение нескольких вариантов решений проблем;
  3. высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.

Высокий уровень произвольности внимания, высокая устойчивость внимания, достаточный объем и распределение внимания, а также высокий уровень восприятия и памяти необходимы для успешной учебной деятельности обучаемых.

Существует 3 основных способа запоминания: рациональный (логический, смысловой), механический и мнемотехнический.

Рациональный – наиболее эффективный способ запоминания, при использовании которого применяется логическая память. Тренировать ее – значит тренировать интеллект, углублять и расширять свои знания.

 

                  Программа

 

  1. Формы проявления внимания.
  2. Типы внимания.
  3. Параметры внимания.
  4. Законы памяти.
  5. Приемы и методы рационального запоминания.
  6. Способы алгоритмизации запоминания.
  7. Способы запоминания стихотворений.
  8. Запоминание названий и терминов.
  9. Запоминание иностранных слов.
  10. Техника припоминания.
  11. Главный закон повторения.
  12. Мотивация познавательной деятельности.

 

  1. Блок освоения игрового пространства.

 

                                                            Программа

 

Моделирование образа в процессе общения.

 

  1. Упражнение «Равномерно занять класс» (ходить, бегать, прыгать; то же самое, читая стихи, выполняя арифметические действия и т.д.).
  2. Упражнение «Круг» (точная передача по кругу звуков и слов в сочетании с движением. Музыкальный материал: С. Рахманинов «Итальянская полька»).
  3. Упражнение «Повтори позу». Как вариант: работа по рельефам и многофигурным композициям произведений живописи, графики и скульптуры.

     Иллюстрированный материал: К. Петров-Водкин «Берег»(1908)

А. Дейнека. «Лыжники» (1931)

  1. Разговор через стекло.
  2. Самостоятельные этюды «Оживление витрины», «Детская игрушка», «Хозяйственные товары», «Овощной магазин», «Мебель», «Книги» и т.п.
  3. Упражнение «Ожившие натюрморты» (перевод изображения в движение-действие).

Иллюстрированный материал: К. Петров-Водкин «Скрипка» (1918) К. Моне. «Лепешки» (1882). Р. Фальк «Бутылки и кувшин» (1912).

  1. Групповые этюды – импровизации на освоение пространства в процессе общения: «В джунглях», «Невесомость», «В пустыне» и т.д.
  2. Этюды – импровизации по произведениям изобразительного искусства.
  3. Освоение «планетарного» пространства полотен К. Петрова-Водкина, М. Шагала и др.
  4.  Подготовка монолога на «тарабарском языке».
  5.  Групповые упражнения на общение, типа: «Плетение венка», «Зимние узоры» и т.д.
  6.  Диалог с воображаемым обидчиком.
  7.  Диалог с картиной.

Иллюстрированный материал: Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда») (1503). И. Крамской «Неизвестная» (1883). Ван Гог «Автопортрет» (1887).

  1.  Выполнение парных этюдов на противоположные по смыслу задачи (понятия: «наступление» и «оборона»).

Варианты задач: обвинить – оправдать; упросить – отказать; выпытать – скрыть.

  1.  «Озвучивание» русской народной сказки «Зимовье зверей».
  2.  Сочинение диалогов по картинам.

Иллюстрированный материал:

О. Ренуар. «Девушки в черном» (1885)

Ван Гог. «Арльские дамы» (1888)

В. Серов. «Дети» (1899)

В. Попков. «А.С. Пушкин и А.П. Керн» (1974).

 

Моделирование образа на основе литературного сюжета.

 

  1. Работа над баснями И.А. Крылова:

а) чтение басен И.А. Крылова

  • от лица разных героев;
  • в стиле комедии, трагедии, сказки и т.д.
  • с разных позиций: льстеца и угодника, как смешной анекдот, с иронией по отношению к морали и содержанию;

б) исполнение басен без слов;

в) постановка басен И.А. Крылова в стиле комедии, трагедии, психологической драмы, детектива.

 

Моделирование образа на основе импровизации в условиях заданной темы.

 

  1. Этюды – импровизации на освоение игрового пространства.
  2. Сочинение и исполнение этюдов на тему «Художник и его произведения».
  3. Освоение пространства архетипной живописи К. Чюрлениса.
  4. Рисование друг друга (вариантность видения: все рисуют одного человека).

Иллюстрированный материал:

 

М. Матюшкин. «Движение в пространстве» (1917–1918).

Л. Попова. «Динамическое построение» (1919)

О. Эльдаров. «Четыре цвета времени» (1973)

А. Голубкина. «Туман» (1899)

Г. Мур. «Руки» («Мать и дитя») (1980)

С. Коненков. «Руки серафима» (1916)

 

III. Блок освоения индивидуального пространства.

 

                                                            Программа

 

      Погружение в эмоциональный мир движения

      (освоение внешнего пространства)

 

  1. Упражнение «Я - музыка».
  2. Игры в ассоциации («кто на что похож?»).
  3. Музыкально-игровые импровизации.
  4. Рисование под музыку (язык подсознательных жестов по принципу кинофикации).

Музыкальный материал:

А. Вивальди «Времена года»;

Х. Эллер. Пьеса для флейты и фортепьяно.

 

Моделирование образа через звучание.

 

  1. Индивидуальные танцы без музыкального сопровождения.
  2. Рассказ-фантазия на тему музыкального сопровождения.
  3. Звукоподражание:

а) животные (этюды);

б) голоса лягушек;

в) птицы (этюды: «Ночной лес», «Весна в лесу»);

г) насекомые (этюды: «Пчелиная семья», «Тайга»);

д) машины и механизмы (этюд «На стройке»);

е) бытовые звуки (скрип двери, фонаря, шелест бумаги,  телефонный звонок, звонок в дверь, закипающий чайник);

ж) природные звуки (шелест листьев, шум морских волн, вой ветра, шум дождя, гром и т.д.);

з) музыкальные инструменты (гитара, дудочка, скрипка и т.д.)

  1. Шумовые загадки (горная река, ночной город, космос, улица, завод и т.д.).
  2. Озвучивание картин (близкие и далекие ассоциации).

Иллюстрированный материал:

А. Бенуа «Прогулка карася» (1906)

И. Машков «Зимний пейзаж» (1914)

П. Кузнецов «Московский пейзаж» (1930).

 

                                       Моделирование образа через звучание

 

  1. Перевод звука в движение (упражнение: «Я-флейта, орган» и т.д.; по ассоциации: «Я – арбуз, яблоко, лимон» и т.д.).
  2.  Упражнение «Что как звучит?» (подобрать к заданному инструменту похожий «по звучанию» предмет, плод, растение, животное).
  3. Звучание алфавита в пластике.
  4. Фантазирование по портретам.
  5. Этюды на подражание: а) речь (картавая, шепелявая, в нос, иностранный акцент и т.д.).

 

                                      Моделирование образа через изображение

 

  1. Этюды на подражание (походки человека, походки животных); этюды на физическое состояние (хромой, маленький ребенок, неуклюжий и т.д.).
  2. Фантазирование по натюрмортам (ассоциации с характером и обликом человека).

Музыкальный материал:

К. Сен-Санс «Карнавал животных»

  1. Упражнение «Несуществующее животное».
  2. «Жизнь вещи»: чайник со свистком и т.д.
  3. Упражнение «Лицо-поза» (определение по выражению лица позы человека).

Иллюстрированный материал:

И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1839)

И. Грабарь «Хризантемы» (1905) и др.

 

Моделирование образа через темпоритм

 

  1. Простукивание ритма. 12 ритмов человеческих состояний.
  2. Упражнение «Разговор ритмом».
  3. Перевод стихотворной формы в ритмическое движение (К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр»).
  4. Коллективные действия, основанные на ритме (первобытные танцы вокруг огня, разгон туч …).
  5. Чтение одного стихотворения в разном ритме.
  6. Создание внутренних монологов по произведениям изобразительного искусства.

 

                              Моделирование образа на основе заданных действий, чувств и ощущений

 

  1. Разминка – иллюстрация на передачу чувств и ощущений.
  2. Упражнение «Я - радость, гнев, отчаяние, страх, жалоба, любовь, нетерпение».
  3. Сколько настроений можно сыграть около стула?
  4. Вскрытие эмоциональных смыслов произведений изобразительного искусства.

Иллюстрированный материал:

К. Петров-Водкин «Скрипка» (1918)

Роберт Берень «Виолончелистка» (1928)

  1. Индивидуальные этюды на выполнение отдельных задач типа: уговорить, переубедить, попросить, пригрозить, приласкать и т.д.
  2. Перевод на язык действия чувств человека. Придумывание и разыгрывание этюдов, где могли бы быть следующие чувства: гнев, страх, робость, злость, горе, отчаяние, радость и т.д.
  3. Перевод на язык действия ощущений человека. Придумывание и разыгрывание этюдов, где могли бы быть следующие ощущения и ситуации:
  • жарко, холодно, мокро;
  • зуб болит, обжегся, обрезался;
  • спать хочется, есть хочется, страшно.
  1. Придумывание и разыгрывание этюдов на основе заданных действий:
  • стирать белье, встать на стул;
  • заплакать, убаюкивать, прятать;
  • написать записку, зажечь спичку и т.д.

 

 

Моделирование образа на основе импровизации в условиях заданного пространства

 

  1. Индивидуальные этюды-импровизации по произведениям изобразительного искусства.

Иллюстрированный материал:

А. Майоль. «Море» (1895)

С. Коненков. «Заря» (1917)

А. Бурдель. «Река» (1938-1943)

  1. Этюды фантазии на освоение пространства по произведениям русской поэзии.

Литературный материал:

М. Цветаева, А Белый, В. Брюсов и т.д.

  1. Упражнения на развитие ассоциативно-образного мышления: работа с самостоятельно выполненными «автопортретами в объеме» (ассоциации с характером и обликом человека; человек и пространство).
  2. Изображение в цвете пространства, отраженного в поэзии М. Цветаевой, А. Белого и т. д. …

 

                                              Блок развития воображения

 

     Воображение позволяет придумывать и новые архитектурные формы и находить новые дизайнерские решения, создавать прекрасные модели одежды, обуви, писать картины, разбивать необычные парки, придумывать фантастические киноистории, конструировать новые автомобили. Образное мышление необходимо и в науке.

 

Программа

 

 

  1. Воображение и изображение.

 

  1. Создание образов на основе осязания.
  2. Сходство и различие.
  3. Симметрия.
  4. Знаки и символы.
  5. Образы в культуре народов.

 

  1. Воображение на плоскости и в пространстве.

 

Перспектива

Пространственное воображение.

 

 

  1. Слова и воображение.

 

Создание образа по словесному описанию.

Аналогии и ассоциации.

 

В течение года материал программы может распределяться следующим образом:

Сентябрь –

освоение прикладных методов тренировки памяти, позволяющих организовать эффективное запоминание учебной информации.

Октябрь –

развитие интеллектуальных способностей на основе оригинальных игровых тренингов, стимулирующих познавательную деятельность воспитанников творческого объединения.

Ноябрь –

игровой тренинг для развития восприятия и наблюдательности.

Декабрь –

упражнения для тренировки и развития внимания.

Январь –

Особенности памяти, диагностика памяти, игровой тренинг для развития памяти.

Февраль –

Диагностика степени сформированности мыслительных процессов, задания и упражнения для развития логического мышления.

Март –

Освоение игрового пространства через моделирование образа; комплекс интеллектуальных игр.

Апрель –

освоение индивидуального пространства, моделирование образа на основе импровизации в условиях заданного пространства.

Май –

развитие воображения, тренинг мышления, интеллектуальные игры и задания.

Система занятий построена таким образом, чтобы обучаемые умели действовать в различных типах пространства; могли самостоятельно решать творческие задачи, оригинально мыслить, предлагать нестандартные решения; быть раскованными в творчестве, не бояться нового и неожиданного.

Список литературы

1. Аничкин С.А. Условия формирования эстетических способностей у младших школьников. - М.: Просвещение, 1970. - 120 с.

2. Гембицкая Е. Проблемы взаимосвязанного воздействия видов искусства на учащихся // Музыкальное воспитание в школе. - М., 1972. - Вып. 8. - С. 3-17.

3. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. - М.: Просвещение, 1978. - 160 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?