NON-STANDARD MATHEMATICAL TASKS FOR THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL PUPILS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article some types of text tasks and different forms of work with them are considered, allowing to ensure the development of mathematical functional literacy of younger schoolchildren, to reveal their creative abilities. The content of the section “Working with text tasks” of the curriculum in mathematics is analyzed. Particular attention is paid to specific ways and methods of work, as a result of which children have the opportunity to show creativity in the lessons of mathematics.

Keywords:
primary school; non-standard tasks and exercises, functional mathematical literacy; development of creative abilities of younger schoolchildren; manifestation of creativity in the lessons of mathematics.
Text

Современный стандарт начального общего образования ориентирует школу на достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, в том числе на развитие у учащихся творческого потенциала, способности мыслить и действовать творчески. Следует отметить, что стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Предпосылками творческой деятельности являются гибкое и критичное мышление, позволяющее варьировать способы решения, отказаться от непродуктивных стратегий. Поэтому важно создавать для учащихся младшего школьного возраста условия, обеспечивающие развитие задатков творческих способностей, предъявлять им задания, требующие самостоятельного поиска решения.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ


Обратим основное внимание на текстовые задачи, так как они занимают до 60% от числа заданий, предлагаемых в действующих учебниках по математике для начальной школы. Текстовая задача – это связный лаконичный рассказ, описание ситуации, в которую введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии. Каждая задача – это единство условия и цели. Поэтому анализ условия задачи необходимо соотносить с вопросом (требованием) задачи и, наоборот, вопрос задачи анализировать, учитывая данное условие. В разделе «Работа с текстовыми задачами» программы «Математика. 1–4 классы» особое внимание обращено на характеристику деятельности детей, обеспечивающую формирование математической грамотности, то есть умение:
•• сравнивать предъявленные тексты с целью выбора текста, представляющего арифметическую задачу;
•• обосновывать, почему данный текст является задачей;
•• анализировать текст задачи – ориентироваться в нем, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
•• искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

•• моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем;
•• конструировать алгоритм решения задачи, а также несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме и пр.);
•• воспроизводить способ решения задачи в разных формах – вопросно-ответной, комментирования выполняемых действий, связного устного рассказа о решении;
•• оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно), а также предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные [3, с. 16].

References

1. Galiullina E.N. Metodicheskaya podgotovka budushchikh uchiteley nachal’nykh klassov k obucheniyu mladshikh shkol’nikov resheniyu «otkrytykh» zadach. Kand. Diss [Methodical preparation of future primary school teachers for teaching younger schoolchildren to solve “open” problems. Cand. Diss]. Moscow, MPGU Publ., 2006. 23 p.

2. Kochurova E.E. Druzhim s matematikoy: rabochaya tetrad’. 2 klass [Friendly with mathematics: workbook. 2 class]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2012. 64 p.

3. Matematika. 1-4 klass. Programma kursa. FGOS [Mathematics. 1-4 grades. Course program. GEF]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2013. 128 p.

4. Zhurova L.E., Evdokimova A.O., Kuznetsova M.I. Pedagogicheskaya diagnostika. 1 klass. Russkiy yazyk. Matematika: didakticheskie materialy. FGOS [Pedagogical diagnostics. 1 class. Russian language. Mathematics: didactic materials. GEF]. Seriya: «Nachal’naya shkola XXI veka» [Series: “Elementary School XXI century”]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2018. 157 p.

5. Zhurova L.E., Evdokimova A.O., Kuznetsova M.I. Pedagogicheskaya diagnostika. 3 klass. Russkiy yazyk. Matematika: didakticheskie materialy. FGOS [Pedagogical diagnostics. 3 class. Russian language. Mathematics: didactic materials. GEF]. Seriya: «Nachal’naya shkola XXI veka» [Series: “Elementary School XXI century”]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2017. 112 p.

6. Rudnitskaya V.N., Kochurova E.E., Rydze O.A. Matematika: uchebnik dlya uchashchikhsya obshcheobrazovatel’nykh uchrezhdeniy. 1 klass [Mathematics: a textbook for students of general education institutions. 1 class]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2012. 128 p.

7. Rudnitskaya V.N., Yudacheva T.V. Matematika: uchebnik dlya uchashchikhsya obshcheobrazovatel’nykh uchrezhdeniy. 2 klass [Mathematics: a textbook for students of general education institutions. 2 class]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2015. 128 p.

Login or Create
* Forgot password?