НЕСТАНДАРТНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются некоторые виды текстовых задач и разные формы работы с ними, позволяющие обеспечить становление математической функциональной грамотности младших школьников, раскрыть их творческие способности. Анализируется содержание раздела «Работа с текстовыми задачами» учебной программы по математике. Особое внимание уделяется конкретным способам и приемам работы, в результате которой у детей появляется возможность проявить творчество на уроках математики.

Ключевые слова:
начальная школа; нестандартные задачи и задания, функциональная математическая грамотность; развитие творческих способностей младших школьников; проявление творчества на уроках математики.
Текст

Современный стандарт начального общего образования ориентирует школу на достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, в том числе на развитие у учащихся творческого потенциала, способности мыслить и действовать творчески. Следует отметить, что стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Предпосылками творческой деятельности являются гибкое и критичное мышление, позволяющее варьировать способы решения, отказаться от непродуктивных стратегий. Поэтому важно создавать для учащихся младшего школьного возраста условия, обеспечивающие развитие задатков творческих способностей, предъявлять им задания, требующие самостоятельного поиска решения.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ


Обратим основное внимание на текстовые задачи, так как они занимают до 60% от числа заданий, предлагаемых в действующих учебниках по математике для начальной школы. Текстовая задача – это связный лаконичный рассказ, описание ситуации, в которую введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии. Каждая задача – это единство условия и цели. Поэтому анализ условия задачи необходимо соотносить с вопросом (требованием) задачи и, наоборот, вопрос задачи анализировать, учитывая данное условие. В разделе «Работа с текстовыми задачами» программы «Математика. 1–4 классы» особое внимание обращено на характеристику деятельности детей, обеспечивающую формирование математической грамотности, то есть умение:
•• сравнивать предъявленные тексты с целью выбора текста, представляющего арифметическую задачу;
•• обосновывать, почему данный текст является задачей;
•• анализировать текст задачи – ориентироваться в нем, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
•• искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

•• моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем;
•• конструировать алгоритм решения задачи, а также несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме и пр.);
•• воспроизводить способ решения задачи в разных формах – вопросно-ответной, комментирования выполняемых действий, связного устного рассказа о решении;
•• оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно), а также предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные [3, с. 16].

Список литературы

1. Галиуллина Е.Н. Методическая подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М.: МПГУ, 2006 - 23 с.

2. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь. 2 класс. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 64 с.

3. Математика. 1-4 класс. Программа курса. ФГОС / авт.-сост. В.Н. Рудницкая. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 128 с.

4. Педагогическая диагностика. 1 класс. Русский язык. Математика: дидактические материалы. ФГОС / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 157 с. - (Начальная школа XXI века).

5. Педагогическая диагностика. 3 класс. Русский язык. Математика: дидактические материалы. ФГОС / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 112 с. - (Начальная школа XXI века).

6. Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А. Математика: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 1 класс. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 128 с.

7. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / 5-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 128 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?