Novosibirsk, Novosibirsk, Russian Federation
Novosibirsk, Novosibirsk, Russian Federation
The article discusses the issues of introducing competence-based qualifi cation in the procedures of the state fi nal certifi cation in the fi eld of vocational education.
secondary vocational education, federal state educational standard, demonstration exam, state fi nal examination, WorldSkills (WSR).
Рост современного производства требует стремительного развития профессионального образования, приведения его в соответствие с мировыми стандартами. С 2013 г. представители учреждений российского профессионального образования участвуют в движении «Молодые профессионалы». Студенты принимают участие в чемпионатах профессионального мастерства, проводимых в рамках соревнований, ориентирующихся на уровень, востребованный техническими условиями WorldSkills. Государственной программой развития среднего профессионального образования Новосибирской области актуализированы задачи, стоящие перед профессиональными образовательными учреждениями, ориентированные на формирование у выпускников профессиональных компетенций, востребованных современным рынком в целях обеспечения сферы производства и услуг кадровым потенциалом. Исследование потребности предприятий показывает, что ожидаемый уровень развития Сибирского региона повысит спрос на рабочие профессии, обеспечивающие и развивающие инновационное производство, а также рабочих, владеющих знанием современных технологий и навыками обслуживания современного оборудования. Уровень плановой потребности обеспечения производства в Сибирском регионе на период 2018-2022 гг. по прогнозам составит 10–11 тыс. работников технического профиля. Сегодня национальный реестр профессиональных стандартов (ПС) содержит стандарты по 1001 виду профессиональной деятельности. Жизненный цикл ПС — 3–5 лет. Естественно, будут появляться новые профессиональные стандарты, изменяться уже существующие. Вместе с ними должны изменяться и ФГОС. Процедура внесения изменений во ФГОС весьма длительна и трудоемка. Министерством образования и науки Российской Федерации принято решение о введении в программу новой формы итоговой аттестации специалистов, подготавливаемых средними профессиональными образовательными учреждениями, т.е. демонстрационного экзамена, соответствующего требованиям времени и производства. Апробирование новой инициативы будет выполняться по профессиям и специальностям, относящимся к высокотехнологичным отраслям промышленности и сфере оказания услуг. 2017 год дал старт внедрению нового формата ГИА — демонстрационного экзамена более чем по 40 компетенциям. В числе первых в рамочном проекте приняли участие профессиональные образовательные учреждения 20 регионов России.
1. VALO: vklad v razvitie sovremennoy sistemy kvalifi katsiy 2011-2014 gg. [VALO: contribution to the development of the modern system of qualifi cations in 2011-2014]. St. Petersburg, 2012. Available at: http://valo.nwaip.ru/doc/materiayi/publikacii/sbornik.pdf.
2. Demonstratsionnyy ekzamen predstoit sdavat’ vypusknikam kolledzhey [Demonstration examination is to be handed over to graduates of colleges]. Available at: http://informatio.ru/~HN6on (accessed 25 September 2017).
3. Korikov V.A., Romanchenko M.K., Shalbaeva L.V. Sovershenstvovanie programmno-metodicheskogo obespecheniya uchebnogo protsessa v razlichnykh formakh organizatsii uchebnoy deyatel’nosti [Perfection of the program-methodical support of the educational process in various forms of organization of educational activity]. Novaya nauka: Teoreticheskiy i prakticheskiy vzglyad [New Science: Theoretical and Practical View]. 2016, I. 8 (88), pp. 81-83.
4. Pakhnevskaya O.G., Romanchenko A.M., Romanchenko M.K. Sistemy professional’nogo obrazovaniya Rossii i zarubezhnykh stran [Vocational education systems of Russia and foreign countries]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Vocational education in Russia and abroad]. 2017, I. 1 (25), pp. 153-162.
5. Proektno-analiticheskaya sessiya «Demonstratsionnyy ekzamen kak platforma otsenki i poiska kompetentnykh kadrov» [Project-analytical session “Demonstration exam as a platform for assessing and fi nding competent personnel”]. Available at: http://www.minobr.nso.ru/news/5746 (accessed 25 September 2017).
6. Romanchenko M.K., Romanchenko A.M., Pakhnevskaya O.G. Traditsii i innovatsii v formirovanii i razvitii konkurentosposobnoy lichnosti [Traditions and innovations in the formation and development of a competitive personality]. Sibirskiy uchitel’ [Siberian teacher]. 2017, I. 3 (112), pp. 120-122.