CONTINUITY BETWEEN THE PRIMARY AND THE SECONDARY SCHOOLS AS ONE OF THE PRINCIPLES FOR BIOLOGY EDUCATION DEVELOPMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper discusses the pressing problem of how to provide continuity of teaching at the primary and secondary stages of continuous education process. Using as an example the educational content of the “World Around Us” course for the primary school, designed with respect to cognitive abilities and cognitive needs of junior school children, the author demonstrates ways and methods to solve the vital task of developing biology education at the sequent stage of educational process.

Keywords:
biology education, continuous education system, content coherence, prospects of education.
Text

Биологическое образование как важный компонент школьного образования представлено на всех его ступенях: начальной, основной, старшей. Это обусловлено значением биологического образования в познании живой природы и своего организма, т.е. решением задачи формирования экологической, генетической и гигиенической грамотности учащихся. Немаловажен и познавательный интерес младших школьников к живым существам, обитающим рядом с ними, а у старших школьников — к мировоззренческим проблемам, связанным с эволюцией мира живой природы, происхождением жизни, человека и др.

В системе непрерывного образования начальное образование рассматривается как самостоятельная и самоценная ступень. В ней закладывается система знаний и умений, на базе которых строится дальнейшее изучение систематических курсов физики, химии, биологии и географии. При этом обеспечивается содержательная согласованность и перспективность, целостное восприятие окружающего мира.

В начальной школе биологическое содержание включается в состав интегрированных естественно-научных курсов, что является вполне обоснованным как с позиции психологии, так и дидактики. Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что целостность восприятия присуща человеку изначально. Особенно ярко это проявляется у детей младшего и среднего школьного возраста: сначала воспринимается объект в целом, затем различаются его отдельные свойства. Эта психологическая закономерность лежит в основе изучения интегрированного содержания на начальной ступени образования, что, в свою очередь, обеспечивает целостное восприятие объектов природы, формирование целостных представлений о свойствах тел живой и неживой природы, их взаимосвязях и взаимодействии.

References

1. Anan´ev B.G. Chelovek kak predmet poznanija [Man as an object of knowledge]. Leningrad, Leningrad State University Publ., 1969.

2. Vinogradova N.F. Universal´nye kul´turologicheskie umenija kak jelement soderzhanija nachal´nogo obrazovanija [Universal cultural skills as part of the content of primary education]. St. Petersburg, Nestor-Istorija Publ., 2011.

3. Vinogradova N.F. O sootnoshenii predmetnyh, obshheuchebnyh i universal´nyh umenij v soderzhanii nachal´nogo obrazovanija [On the relation between subject, general educational skills and universal primary education in the content]. Nachal´noe obrazovanie [Primary Education]. 2008, no. 2.

4. Kalinova G.S. Biologicheskoe obrazovanie: sostojanie, problemy, perspektivy [Biological education: state, problems and prospects]. Biologija v shkole [Biology at school], 2013, no. 5.

5. Kalinova G.S. Estestvenno-nauchnoe obrazovanie v nachal´noj shkole [Science education in elementary school]. St. Petersburg, Nestor-Istorija Publ., 2011.

6. Lednjov V.S. Soderzhanie obrazovanija: sushhnost´, struktura, perspektivy [The content of education: the nature, structure and prospects]. Moscow, Vysshaja shkola Publ., 1991.

7. Novikov A.M., Novikov D.L. Metodologija [Methodology]. Moscow, SINTEG Publ., 2007.

8. Hutorskoj A.V. Dejatel´nostnoe soderzhanie obrazovanija [Activist educational content]. Moscow IOSO RAO Publ., 2001.

Login or Create
* Forgot password?