PATRIOTIC EDUCATION OF STAFF PENITENTIARY SYSTEM IN CONTEMPORARY CONDITIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals the peculiarities of patriotic education of penitentiary staff in the conditions of reforming. Conceptual aspects of the term "patriotism" of its content and direction.As part of patriotic education is the development of Russian society of high social activity, civil responsibility, spirituality, formation of citizens with positive values and qualities that can manifest them in the creative process in the interests of the Motherland, strengthening the state, ensuring its vital interests and sustainable development.The goals of patriotic education of Russian citizens through more specific objectives, taking into account the specifics of subjects and objects of education, the environment in which it is carried out, the characteristics of their solutions in the economic, social, legal, political, cultural and other spheres. The content and focus of patriotism are determined, above all, spiritual and moral climate of society, its historical roots, feeding the public life of generations. The article also discloses the most meaningful actual directions of patriotic education of employees of the penitentiary system: the spiritual and moral, historical and regional studies, civil-patriotic, social, patriotic, military, patriotic, heroic and patriotic, sports and patriotic.

Keywords:
the reform of the penitentiary system, patriotic education, the penitentiary system, educational work
Text

Продолжающееся реформирование УИС требует дальнейшего совершенствования работы с кадрами, подготовки персонала новой формации, способного обеспечить деятельность УИС на качественно новом уровне[5].

Учреждения и территориальные органы ФСИН России нуждаются в профессионалах, соответствующих требованиям международных стандартов, высококвалифицированных, широко образованных, юридически грамотных специалистах, обладающих гражданской зрелостью и высокими морально-нравственными качествами патриотах службы и России.

Современное общество желает видеть в работниках УИС людей с глубоким пониманием гражданского смысла и социальной значимости своей деятельности, прочными духовно-нравственными основами, обладающими высокой культурой поведения.

ФСИН России совместно с территориальными органами и образовательными учреждениями ФСИН России проводит работу по совершенствованию патриотического воспитания работников уголовно-исполнительной системы, формируя у работников УИС патриотического сознания, гордости за свою Родину и выбранную профессию

Собственно патриотизм (от греч. patriotes– соотечественник, patris– родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам [6].

Появление «российской национальной идеи» связана с именами В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Ф.М. Достоевского, Н.А Бердяева и многих других русских философов, писателей и общественных деятелей. В трудах данных авторов сосредоточена мировоззренческая позиция как социокультурная модель «Патриотической идеи».

Исходя из выводов отечественных мыслителей, можно констатировать, что патриотическая идея рассматривается как явление культуры, как мировоззренческая концепция, отражающая национальное своеобразие познания общественной действительности, сущности и предназначения человека и гражданина. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике и т.д.

Патриотизмявляется глубоким и возвышенным чувством любви к Родине, одной из основополагающих нравственных ценностей, которой должен постоянно придерживаться сотрудник УИС. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие УИС, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию[11].

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых переломах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

Сотрудники УИС России не раз являли образцы патриотизма и жертвенного служения Отечеству в военное и мирное время, рискуя жизнью, при выполнении служебно-боевых задач исполняли и исполняют свой патриотический долг по охране закона и порядка в стране. В УИС немало сотрудников, показывающих пример самоотверженной службы, проявляющих смелость и решительность при исполнении служебного долга. Для них подвиг стал нормой, а самоотверженность - делом чести. По ним равняются молодые сотрудники. За мужество и героизм, проявленный при освобождении заложников, при ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона, восьмерым сотрудникам присвоено высокое звание Герой России, из них шестерым - посмертно, более 3-х тысяч награждены орденами и медалями. Героями России, отдавшими жизнь за свою страну, стали сотрудники УИС: майор внутренней службы Сергеев А.А., скончавшийся от тяжелых ранений, полученных при освобождении заложников; капитан внутренней службы Сиразетдинов Т.Г., старший лейтенант внутренней службы Закиров И.И., лейтенант внутренней службы Широков В.К., младший лейтенант внутренней службы Ширяев А.Ю. пали смертью храбрых в 2000 году при проведении операции по уничтожению крупной группировки противника в селе Комсомольское Урус-Мартановского района Чеченской Республики, При штурме города Грозного в бою 17 января 2000 года старший лейтенант внутренней службы Багаев С.А. погиб, прикрывая отход подчиненных [6]. Удостоенные этого высокого звания за мужество и героизм, проявленные при проведении контртеррористической операции на территории Северо­Кавказского региона полковник внутренней службы Петухов В.А. продолжает достойно служить в УИС, а полковник внутренней службы в запасе Махотин А.Н. в настоящее время занимается общественно­патриотической работой [4].

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Формирование патриотизма – одно из приоритетных направлений воспитательной работы с личным составом УИС. Патриотизм облагораживает любого человека. Для работников УИС патриотизм не просто желаемое, а необходимое качество, так как на них возложена ответственность служить Родине, следовать требованиям Присяги, служебного долга, дорожить честью.

Как известно, человек не рождается патриотом, наделенным патриотическим сознанием, мужеством, героизмом, чувством верности традициям российского государства. Все эти качества формируются в семье, детском саду, общеобразовательной школе и институте, служебном коллективе, укладом жизни в обществе, целенаправленной воспитательной работой. Поэтому для становления личности сотрудника УИС – гражданина и патриота России – необходимо систематическое воздействие на его сознание и чувства. Основой патриотического воспитания является патриотическое сознание, важнейшим критерием которого является патриотическое поведение. Высшей формой проявления патриотизма является героизм.

Особое внимание при проведении воспитательной работы в одном из учреждений ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области уделяется формированию у сотрудников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, выполнению служебных обязанностей.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности сотрудника, обладающего качествами гражданина – патриота России, ответственного за судьбу страны и способного успешно выполнять профессиональные обязанности в обычных и особых условиях.

К основным направлениям патриотического воспитания среди сотрудников относятся:

Духовно-нравственное, как осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении, по средствам проведения культурно-просветительских мероприятий, посвященных символике России и Дню России, оформление уголков, посвященных истории государственной символики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме этого, проводится ритуал поднятия Государственного флага под Государственный гимн Российской Федерации. В программы профессиональной подготовки работников включены разделы по изучению и использованию государственных символов России.

Историко-краеведческоеизучение и познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно ориентирует человека на изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом и историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и суверенитет страны.

В целях реализации данного направления патриотического воспитания, оформлен уголок истории руководителей пенитенциарной системы, создан буклет, посвященный 40-летию существования исправительного учреждения. В 2016году открыт монумент, посвященный героям, защищающим нашу Родину, на площади которого проводятся парады, посвященные знаменательным историческим датам с возложением цветов, принятие Присяги вновь принятых сотрудников.

Гражданско-патриотическоевоспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга. Гражданско-патриотическое воспитание характеризуется таким понятием, как гражданственность и должно быть в первую очередь направлено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей быть полноценным участником общественной жизни. К направлениям, по которым необходимо вести процесс гражданско- патриотического воспитания, следует отнести формирование чувства собственного достоинства, нравственных идеалов, правовой культуры, дисциплинированности, активной социальной позиции, готовности к выполнению своего конституционного долга. Данное направление базируется, прежде всего, на сложившейся правовой базе между государством и гражданином, которая на практике дает молодежи все необходимые права и способствует их реализации, что вызывает у нее законную гордость за свою страну, формирование глубокого понимания конституционного долга, привития навыков оценки и ценности политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, основных положений концепции безопасности страны, места и роли Вооруженных Сил РФ, правоохранительных органов, УИС и других силовых ведомств в политической системе общества и государства.

Реализуя государственную политику патриотического воспитания, сотрудники исправительной колонии принимают участие в  общероссийских общественных гражданско-патриотических движениях «Бессмертный полк», проходящий в День Победы и «Свеча памяти», проходящая в день начала Великой Отечественной войны.

Социально-патриотическое, которое направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. В рамках реализации данного направления был создан Совет ветеранов, на учете которого состоят пенсионеры пенитенциарной системы, инвалиды, участники ВОВ, труженики тыла. Совет ветеранов  оказывает материальную помощь, особое внимание уделяет социальной защите и поддержке нуждающимся в повышенном внимании.

Военно-патриотическое, как составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за российское государство, уважения к отечественной военной истории, службе в УИС, сохранение и приумножение славных традиций.

В рамках реализации данного направления воспитания организуются и проводятся мероприятия по празднованию годовщин Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Большую роль в повышении престижа службы играют традиции и ритуалы, дающие большой воспитательный импульс, такие как: «Торжественное принятие Присяги», «Вручение государственных и ведомственных наград», «Вручение служебного удостоверения», «Вручение погон к первому специальному званию», проведение торжественных мероприятий, посвященных Дню работника уголовно-исполнительной системы, датам образования различных служб УИС, создания учреждений. В эти дни проводятся чествования и награждения отличившихся сотрудников, концерты.

Героико-патриотическое, которое является составной частью патриотического воспитания, ориентированное на пропаганду героических профессий и знаменательных, героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям.

Спортивно-патриотическое, как направленное на формирование здорового образа жизни, развитие силы, ловкости, выносливости, воспитание воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, и блокировки негативных и вредных привычек. Реализация системы спортивно-патриотического воспитания позволит стать одним из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Чемпионаты и спартакиады проводятся в честь Героев России и сотрудников УИС, отдавших свою жизнь при выполнении служебного долга.

Составной частью патриотического воспитания граждан РФ является патриотическое воспитание работников УИС, направленное на формирование готовности к службе в правоохранительных органах как особому виду государственной службы. Данное воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения служебного долга в рядах правоохранительных органов, в том числе и УИС. Патриотическое воспитание сотрудников исправительной колонии организуется и проводится в рамках единой системы воспитания работников УИС.

Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации, постоянного и планового решения проблем воспитания личного состава УИС позволило в основном создать систему патриотического воспитания, наметилась тенденция улучшения количественно-качественных параметров (показателей).

Как и всякая целенаправленная деятельность, работа по патриотическому воспитанию периодически должна подвергаться анализу, с тем, чтобы дать ответ на вопросы: достигнуты ли ожидаемые результаты, правильно ли определены направления и приоритеты, насколько оправдались усилия руководителей - воспитателей, что изменилось в поведении, поступках сотрудников, в их отношении к служебному долгу; какие меры оказались неэффективными, какие мнения и настроения преобладают среди сотрудников, как они влияют на результаты служебной деятельности, дисциплину и соблюдение законности.

Выполнение руководящими кадрами исправительного учреждения своих многообразных воспитательных функций во взаимодействии с коллективом сотрудников, позволяет использовать демократические начала в работе по формированию патриотического сознания сотрудников.

Следовательно, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание-это оказание воздействия на сотрудников УИС в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина - патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением законности и правопорядка.

References

1. Bykov A.K. Sovremennoe sostoyanie i problemy patrioticheskogo vospitaniya detey i molodezhi v Rossiyskoy Federacii. [Tekst] : - M.: Institut sem'i i vospitaniya RAO, 2010. - 52 s.

2. Dorozhkin I.B. Vospityvat' patriotov: (o formah i metodah patrioticheskogo vospitaniya sotrudnikov UIS) [Tekst] :Dorozhkin I.B., Lebedev G.P. // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. - 2011. - № 2. - S. 7-12.

3. Dorozhkin I.B. Uchastie uchrezhdeniy i organov FSIN Rossii v realizacii regional'nyh programm patrioticheskogo vospitaniya grazhdan [Tekst] :Dorozhkin I.B. // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy. - 2011. - № 12. - S. 2-7.

4. Kizima S. Specnazovec - eto chelovek, zhivuschiy po zakonam dolga i chesti. [Tekst] :Kizima S. // Prestuplenie i nakazanie. - 2010. - № 11. - S. 7-8.

5. Koncepciya razvitiya ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossiyskoy Federacii do 2020 goda [Tekst] : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 14 oktyabrya 2010 g. № 1772-r.

6. Lebedev G.P. Patrioticheskoe vospitanie sotrudnikov UIS. [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie. [Tekst] : M.: NII FSIN Rossii, 2008 - 47 s.

7. Metodicheskie rekomendacii po moral'no-psihologicheskomu obespecheniyu v uchrezhdeniyah i organah ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Tekst] : pis'mo direktora FSIN Rossii ot 24 iyulya 2006 g. № 10/8/1-390.

8. Nastavnichestvo i ego rol' v professional'noy adaptacii molodyh sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Tekst] :uchebno¬metodicheskoe posobie / E.V. Kontareva, N.N. Baranovskiy. - M. : NII FSIN Rossii, 2010. - 55 s.

9. O protivodeystvii ekstremistskoy deyatel'nosti (federal'nyy zakon ot 25 iyulya 2002 g. № 114-FZ) - [Elektron.dan.] - Rezhim dostupa: http: //www.rg.ru/2002/07/30.

10. Ob organizacii vospitatel'noy raboty s rabotnikami ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Tekst]: prikaz FSIN Rossii ot 28 dekabrya 2010 g. № 555.

11. Ob utverzhdenii Kodeksa etiki i sluzhebnogo povedeniya sotrudnikov i federal'nyh gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhaschih ugolovno¬ispolnitel'noy sistemy [Tekst] : prikaz FSIN Rossii ot 11 yanvarya 2012 g. № 5.

12. Ob uchrezhdenii znameni Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy, znamen ee territorial'nyh organov i obrazovatel'nyh uchrezhdeniy professional'nogo obrazovaniya [Tekst] : ukaz Prezidenta RF ot 14 iyunya 2010 g. № 728.

13. Ob uchrezhdeniyah i organah, ispolnyayuschih ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody [Tekst]: zakon ot 21 iyunya 1993 g. №5473-1.

14. Bykov A.K. ovremennoe sostoyanie i problemy patrioticheskogo vospitaniya detey i molodezhi v Rossiyskoy Federatsii. [Tekst] [The current state and problems of patriotic education of children and youth in the Russian Federation. [Text]]: - M .: Institute for Family and Parenting RAO, 2010. - 52 p.

15. Dorozhkin I.B. Educate patriots: (on the forms and methods of patriotic upbringing of UIS officers) [Text]: Dorozhkin I.B., Lebedev G.P. // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie [Criminal-executive system: law, economics, management]. - 2011. - No. 2. - pp. 7-12. (in Russia).

16. Dorozhkin I.B. Participation of institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia in the implementation of regional programs of patriotic education of citizens [Text]: Dorozhkin I.B. // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Sheets of the penitentiary system]. - 2011. - No. 12. - pp. 2-7. (in Russia).

17. Kizima S. Spetsnazovets is a person who lives according to the laws of duty and honor. [Text]: Kizima S. // Prestuplenie i nakazanie [Crime and Punishment]. - 2010. - No. 11. - pp. 7-8. (in Russia).

18. Kontseptsiya razvitiya ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda [Tekst] [The concept of the development of the criminal-executive system of the Russian Federation until 2020 [Text]]: Order of the Government of the Russian Federation of October 14, 2010 No. 1772-p.

19. Lebedev G.P. Patrioticheskoe vospitanie sotrudnikov UIS.: uchebno-metodicheskoe posobie. [Patriotic education of the MIS staff.: educational-methodical manual. [Text]]: Moscow: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2008 - 47 p.

20. Metodicheskie rekomendatsii po moral'no-psikhologicheskomu obespecheniyu v uchrezhdeniyakh i organakh ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Tekst] [Methodological recommendations on moral and psychological support in institutions and bodies of the penal system [Text]]: letter of the Director of the FSIN of Russia of July 24, 2006, No. 10/8 / 1-390.

21. Nastavnichestvo i ego rol' v professional'noy adaptatsii molodykh sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Tekst] :uchebno-metodicheskoe posobie [Mentoring and its role in the professional adaptation of young employees of the penal system [Text]: educational-methodical manual] / E.V. Contareva, N.N. Baranovsky. - M.: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2010. - 55 p.

22. O protivodeystvii ekstremistskoy deyatel'nosti [On Countering Extremist Activity (Federal Law No. 114-FZ of July 25, 2002) - [Electron. dan.]] - Access mode: http: //www.rg.ru/2002/07/30.

23. Ob organizatsii vospitatel'noy raboty s rabotnikami ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Tekst] [On the organization of educational work with employees of the penal system [Text]]: the order of the FSIN of Russia of December 28, 2010, No. 555.

24. Ob utverzhdenii Kodeksa etiki i sluzhebnogo povedeniya sotrudnikov i federal'nykh gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Tekst] [On approval of the Code of Ethics and Employee Behavior of Employees and Federal State Civil Servants of the Criminal Executive System [Text]]: Order of the Federal Penitentiary Service of Russia of January 11, 2012 No. 5.

25. Ob uchrezhdenii znameni Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy, znamen ee territorial'nykh organov i obrazovatel'nykh uchrezhdeniy professional'nogo obrazovaniya [Tekst] [On the establishment of the banner of the Federal Service for the Execution of Punishments, the banners of its territorial bodies and educational institutions of professional education [Text]]: Presidential Decree No. 728 of June 14, 2010.

26. Ob uchrezhdeniyakh i organakh, ispolnyayushchikh ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody [Tekst]: [On institutions and bodies that carry out criminal penalties in the form of imprisonment [Text]]: Act No. 5473-1 of June 21, 1993.


Login or Create
* Forgot password?