ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрываются особенности патриотического воспитания сотрудников пенитенциарной системы в условиях реформирования. Концептуальные аспекты термина «патриотизм» его содержание и направленность. В рамках патриотического воспитания происходит развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более конкретные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Также в статье содержательно раскрыты наиболее актуальные направления патриотического воспитания сотрудников пенитенциарной системы: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое.

Ключевые слова:
реформирование уголовно-исполнительной системы, патриотическое воспитание, пенитенциарная система, воспитательная работа
Текст

Продолжающееся реформирование УИС требует дальнейшего совершенствования работы с кадрами, подготовки персонала новой формации, способного обеспечить деятельность УИС на качественно новом уровне[5].

Учреждения и территориальные органы ФСИН России нуждаются в профессионалах, соответствующих требованиям международных стандартов, высококвалифицированных, широко образованных, юридически грамотных специалистах, обладающих гражданской зрелостью и высокими морально-нравственными качествами патриотах службы и России.

Современное общество желает видеть в работниках УИС людей с глубоким пониманием гражданского смысла и социальной значимости своей деятельности, прочными духовно-нравственными основами, обладающими высокой культурой поведения.

ФСИН России совместно с территориальными органами и образовательными учреждениями ФСИН России проводит работу по совершенствованию патриотического воспитания работников уголовно-исполнительной системы, формируя у работников УИС патриотического сознания, гордости за свою Родину и выбранную профессию

Собственно патриотизм (от греч. patriotes– соотечественник, patris– родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам [6].

Появление «российской национальной идеи» связана с именами В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Ф.М. Достоевского, Н.А Бердяева и многих других русских философов, писателей и общественных деятелей. В трудах данных авторов сосредоточена мировоззренческая позиция как социокультурная модель «Патриотической идеи».

Исходя из выводов отечественных мыслителей, можно констатировать, что патриотическая идея рассматривается как явление культуры, как мировоззренческая концепция, отражающая национальное своеобразие познания общественной действительности, сущности и предназначения человека и гражданина. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике и т.д.

Патриотизмявляется глубоким и возвышенным чувством любви к Родине, одной из основополагающих нравственных ценностей, которой должен постоянно придерживаться сотрудник УИС. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие УИС, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию[11].

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых переломах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

Сотрудники УИС России не раз являли образцы патриотизма и жертвенного служения Отечеству в военное и мирное время, рискуя жизнью, при выполнении служебно-боевых задач исполняли и исполняют свой патриотический долг по охране закона и порядка в стране. В УИС немало сотрудников, показывающих пример самоотверженной службы, проявляющих смелость и решительность при исполнении служебного долга. Для них подвиг стал нормой, а самоотверженность - делом чести. По ним равняются молодые сотрудники. За мужество и героизм, проявленный при освобождении заложников, при ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона, восьмерым сотрудникам присвоено высокое звание Герой России, из них шестерым - посмертно, более 3-х тысяч награждены орденами и медалями. Героями России, отдавшими жизнь за свою страну, стали сотрудники УИС: майор внутренней службы Сергеев А.А., скончавшийся от тяжелых ранений, полученных при освобождении заложников; капитан внутренней службы Сиразетдинов Т.Г., старший лейтенант внутренней службы Закиров И.И., лейтенант внутренней службы Широков В.К., младший лейтенант внутренней службы Ширяев А.Ю. пали смертью храбрых в 2000 году при проведении операции по уничтожению крупной группировки противника в селе Комсомольское Урус-Мартановского района Чеченской Республики, При штурме города Грозного в бою 17 января 2000 года старший лейтенант внутренней службы Багаев С.А. погиб, прикрывая отход подчиненных [6]. Удостоенные этого высокого звания за мужество и героизм, проявленные при проведении контртеррористической операции на территории Северо­Кавказского региона полковник внутренней службы Петухов В.А. продолжает достойно служить в УИС, а полковник внутренней службы в запасе Махотин А.Н. в настоящее время занимается общественно­патриотической работой [4].

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Формирование патриотизма – одно из приоритетных направлений воспитательной работы с личным составом УИС. Патриотизм облагораживает любого человека. Для работников УИС патриотизм не просто желаемое, а необходимое качество, так как на них возложена ответственность служить Родине, следовать требованиям Присяги, служебного долга, дорожить честью.

Как известно, человек не рождается патриотом, наделенным патриотическим сознанием, мужеством, героизмом, чувством верности традициям российского государства. Все эти качества формируются в семье, детском саду, общеобразовательной школе и институте, служебном коллективе, укладом жизни в обществе, целенаправленной воспитательной работой. Поэтому для становления личности сотрудника УИС – гражданина и патриота России – необходимо систематическое воздействие на его сознание и чувства. Основой патриотического воспитания является патриотическое сознание, важнейшим критерием которого является патриотическое поведение. Высшей формой проявления патриотизма является героизм.

Особое внимание при проведении воспитательной работы в одном из учреждений ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области уделяется формированию у сотрудников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, выполнению служебных обязанностей.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности сотрудника, обладающего качествами гражданина – патриота России, ответственного за судьбу страны и способного успешно выполнять профессиональные обязанности в обычных и особых условиях.

К основным направлениям патриотического воспитания среди сотрудников относятся:

Духовно-нравственное, как осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении, по средствам проведения культурно-просветительских мероприятий, посвященных символике России и Дню России, оформление уголков, посвященных истории государственной символики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме этого, проводится ритуал поднятия Государственного флага под Государственный гимн Российской Федерации. В программы профессиональной подготовки работников включены разделы по изучению и использованию государственных символов России.

Историко-краеведческоеизучение и познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно ориентирует человека на изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом и историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и суверенитет страны.

В целях реализации данного направления патриотического воспитания, оформлен уголок истории руководителей пенитенциарной системы, создан буклет, посвященный 40-летию существования исправительного учреждения. В 2016году открыт монумент, посвященный героям, защищающим нашу Родину, на площади которого проводятся парады, посвященные знаменательным историческим датам с возложением цветов, принятие Присяги вновь принятых сотрудников.

Гражданско-патриотическоевоспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга. Гражданско-патриотическое воспитание характеризуется таким понятием, как гражданственность и должно быть в первую очередь направлено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей быть полноценным участником общественной жизни. К направлениям, по которым необходимо вести процесс гражданско- патриотического воспитания, следует отнести формирование чувства собственного достоинства, нравственных идеалов, правовой культуры, дисциплинированности, активной социальной позиции, готовности к выполнению своего конституционного долга. Данное направление базируется, прежде всего, на сложившейся правовой базе между государством и гражданином, которая на практике дает молодежи все необходимые права и способствует их реализации, что вызывает у нее законную гордость за свою страну, формирование глубокого понимания конституционного долга, привития навыков оценки и ценности политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, основных положений концепции безопасности страны, места и роли Вооруженных Сил РФ, правоохранительных органов, УИС и других силовых ведомств в политической системе общества и государства.

Реализуя государственную политику патриотического воспитания, сотрудники исправительной колонии принимают участие в  общероссийских общественных гражданско-патриотических движениях «Бессмертный полк», проходящий в День Победы и «Свеча памяти», проходящая в день начала Великой Отечественной войны.

Социально-патриотическое, которое направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. В рамках реализации данного направления был создан Совет ветеранов, на учете которого состоят пенсионеры пенитенциарной системы, инвалиды, участники ВОВ, труженики тыла. Совет ветеранов  оказывает материальную помощь, особое внимание уделяет социальной защите и поддержке нуждающимся в повышенном внимании.

Военно-патриотическое, как составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за российское государство, уважения к отечественной военной истории, службе в УИС, сохранение и приумножение славных традиций.

В рамках реализации данного направления воспитания организуются и проводятся мероприятия по празднованию годовщин Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Большую роль в повышении престижа службы играют традиции и ритуалы, дающие большой воспитательный импульс, такие как: «Торжественное принятие Присяги», «Вручение государственных и ведомственных наград», «Вручение служебного удостоверения», «Вручение погон к первому специальному званию», проведение торжественных мероприятий, посвященных Дню работника уголовно-исполнительной системы, датам образования различных служб УИС, создания учреждений. В эти дни проводятся чествования и награждения отличившихся сотрудников, концерты.

Героико-патриотическое, которое является составной частью патриотического воспитания, ориентированное на пропаганду героических профессий и знаменательных, героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям.

Спортивно-патриотическое, как направленное на формирование здорового образа жизни, развитие силы, ловкости, выносливости, воспитание воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, и блокировки негативных и вредных привычек. Реализация системы спортивно-патриотического воспитания позволит стать одним из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Чемпионаты и спартакиады проводятся в честь Героев России и сотрудников УИС, отдавших свою жизнь при выполнении служебного долга.

Составной частью патриотического воспитания граждан РФ является патриотическое воспитание работников УИС, направленное на формирование готовности к службе в правоохранительных органах как особому виду государственной службы. Данное воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения служебного долга в рядах правоохранительных органов, в том числе и УИС. Патриотическое воспитание сотрудников исправительной колонии организуется и проводится в рамках единой системы воспитания работников УИС.

Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации, постоянного и планового решения проблем воспитания личного состава УИС позволило в основном создать систему патриотического воспитания, наметилась тенденция улучшения количественно-качественных параметров (показателей).

Как и всякая целенаправленная деятельность, работа по патриотическому воспитанию периодически должна подвергаться анализу, с тем, чтобы дать ответ на вопросы: достигнуты ли ожидаемые результаты, правильно ли определены направления и приоритеты, насколько оправдались усилия руководителей - воспитателей, что изменилось в поведении, поступках сотрудников, в их отношении к служебному долгу; какие меры оказались неэффективными, какие мнения и настроения преобладают среди сотрудников, как они влияют на результаты служебной деятельности, дисциплину и соблюдение законности.

Выполнение руководящими кадрами исправительного учреждения своих многообразных воспитательных функций во взаимодействии с коллективом сотрудников, позволяет использовать демократические начала в работе по формированию патриотического сознания сотрудников.

Следовательно, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание-это оказание воздействия на сотрудников УИС в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина - патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением законности и правопорядка.

Список литературы

1. Быков А.К. Современное состояние и проблемы патриотического воспитания детей и молодежи в Российской Федерации. [Текст] : - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010. - 52 с.

2. Дорожкин И.Б. Воспитывать патриотов: (о формах и методах патриотического воспитания сотрудников УИС) [Текст] :Дорожкин И.Б., Лебедев Г.П. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2011. - № 2. - С. 7-12.

3. Дорожкин И.Б. Участие учреждений и органов ФСИН России в реализации региональных программ патриотического воспитания граждан [Текст] :Дорожкин И.Б. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2011. - № 12. - С. 2-7.

4. Кизима С. Спецназовец - это человек, живущий по законам долга и чести. [Текст] :Кизима С. // Преступление и наказание. - 2010. - № 11. - С. 7-8.

5. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

6. Лебедев Г.П. Патриотическое воспитание сотрудников УИС. [Текст] : учебно-методическое пособие. [Текст] : М.: НИИ ФСИН России, 2008 - 47 с.

7. Методические рекомендации по морально-психологическому обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы [Текст] : письмо директора ФСИН России от 24 июля 2006 г. № 10/8/1-390.

8. Наставничество и его роль в профессиональной адаптации молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы [Текст] :учебно¬методическое пособие / Э.В. Контарева, Н.Н. Барановский. - М. : НИИ ФСИН России, 2010. - 55 с.

9. О противодействии экстремистской деятельности (федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ) - [Электрон.дан.] - Режим доступа: http: //www.rg.ru/2002/07/30.

10. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы [Текст]: приказ ФСИН России от 28 декабря 2010 г. № 555.

11. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно¬исполнительной системы [Текст] : приказ ФСИН России от 11 января 2012 г. № 5.

12. Об учреждении знамени Федеральной службы исполнения наказаний, знамен ее территориальных органов и образовательных учреждений профессионального образования [Текст] : указ Президента РФ от 14 июня 2010 г. № 728.

13. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы [Текст]: закон от 21 июня 1993 г. №5473-1.

14. Быков А.К. Современное состояние и проблемы патриотического воспитания детей и молодежи в Российской Федерации. [Текст] : - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010. - 52 с.

15. Дорожкин И.Б. Воспитывать патриотов: (о формах и методах патриотического воспитания сотрудников УИС) [Текст] : Дорожкин И.Б., Лебедев Г.П. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2011. - № 2. - С. 7-12.

16. Дорожкин И.Б. Участие учреждений и органов ФСИН России в реализации региональных программ патриотического воспитания граждан [Текст] :Дорожкин И.Б. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2011. - № 12. - С. 2-7.

17. Кизима С. Спецназовец - это человек, живущий по законам долга и чести. [Текст] :Кизима С. // Преступление и наказание. - 2010. - № 11. - С. 7-8.

18. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

19. Лебедев Г.П. Патриотическое воспитание сотрудников УИС.: учебно-методическое пособие. [Текст] : М.: НИИ ФСИН России, 2008 - 47 с.

20. Методические рекомендации по морально-психологическому обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы [Текст] : письмо директора ФСИН России от 24 июля 2006 г. № 10/8/1-390.

21. Наставничество и его роль в профессиональной адаптации молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы [Текст] :учебно-методическое пособие / Э.В. Контарева, Н.Н. Барановский. - М. : НИИ ФСИН России, 2010. - 55 с.

22. О противодействии экстремистской деятельности (федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ) - [Электрон.дан.] - Режим доступа: http: //www.rg.ru/2002/07/30.

23. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы [Текст]: приказ ФСИН России от 28 декабря 2010 г. № 555.

24. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы [Текст] : приказ ФСИН России от 11 января 2012 г. № 5.

25. Об учреждении знамени Федеральной службы исполнения наказаний, знамен ее территориальных органов и образовательных учреждений профессионального образования [Текст] : указ Президента РФ от 14 июня 2010 г. № 728.

26. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы [Текст]: закон от 21 июня 1993 г. №5473-1.


Войти или Создать
* Забыли пароль?