DETERMINATION OF EFFECTIVENESS OF CIVIL POSITION EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH THE USE OF REGIONAL STUDIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The author focuses on the local studies as a mean of civil position education of younger schoolchild, as well as on criteria for the objective correlation with the achieved result. The article presents criterion-diagnostic tool that can be used to determine the effectiveness of civil position education of younger schoolchild by practicing teachers, trainers and students of pedagogical specialties of secondary and higher vocational education.

Keywords:
citizenship junior student, school local history, civic education of younger schoolboys by means of local history, education criteria and performance indicators citizenship
Text

Современная школа, обладая высоким воспитательным потенциалом, оказывает содействие обществу и государству в вопросе воспитания гражданина Российской Федерации. В таких нормативных документах, как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», и др., обозначены целевые ориентиры современной системы воспитания личности гражданина: формирование у детей и молодежи гражданской позиции, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине и чувства ответственности за свою страну. Однако даже с учетом законодательного закрепления целостная система воспитательной работы, ориентированная на воспитание гражданской позиции подрастающего поколения россиян, требует совершенствования.

 

Научные подходы к характеристике понятия «гражданская позиция»

На основе анализа современных научных работ были выявлены различные подходы к пониманию сущностных оснований характеристики понятия «гражданская позиция» и оценке достижения результатов планируемой педагогической деятельности. Так, гражданская позиция рассматривается как:

 

  • характеристика личности (Т.М. Абрамян, Г.И. Аксенов, П.А. Баранов, Т.С. Воропаева);
  • личностное образование (И.О. Прокопец, И.Л. Судакова, Л.Л. Хоружая);
  • интегративное качество личности (Г.Я. Гревцева, Н.П. Капустин, Д.В. Кириллов, Э.П. Стрельникова);
  • совокупность гражданских, правовых или нравственных качеств (С.С. Алексеев, К.Ю. Бачков, В.М. Кукушкин, Г.Н. Филонов);
  • совокупность гражданских свойств (Н.И. Элиасберг);
  • рефлексивное отношение субъекта (Н.Ф. Крицкая);
  • социальный или идейно-нравственный критерии сформированности личности (Л.М. Архангельский, Л.А. Беляева, Э.Ф. Зеер, В.Н. Карпович, И.С. Кон, Б.С. Круглов, Л.Я. Рубина).

 

 

 

 

 

 

 

References

1. Avanesyan L.R. Grazhdanskoe vospitanie mladshikh shkol’nikov na pedagogicheskom nasledii V.A. Sukhomlinskogo. Kand. Diss [Civic education of younger schoolboys in the pedagogical heritage. Cand. Diss]. 2012. Available at: http://files.msuc.org/avtoreferats/210.010.02_avtoreferat-ks_avanesyan.pdf (accessed 26 November 16).

2. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. Vospitanie grazhdanina i patriota. Teoriya i praktika [Educating a citizen and patriot. Theory and Practice]. Chelyabinsk, TsitseroPubl., 2014. 300 p.

3. Likhachev D.S. Kraevedenie kak nauka i kak deyatel’nost’ [Local history as a science and as an activity]. Istoricheskoe kraevedenie v SSSR. Voprosy teorii i praktiki [local history in the Soviet Union. Theory and practice Questions: Sat. scientific articles]. Kiev, Institut istorii Ukrainy Publ., 1991, pp. 3-4.

4. Novikov D.A. Statisticheskie metody v pedagogicheskikh issledovaniyakh (tipovye sluchai) [Statistical methods in educational research (typically)]. Moscow, MZ-Press Publ., 2004. 67 p.

5. Kosenkova L.O., Makarova L.I., Nedogreeva N.G. Preemstvennost’ v formirovanii grazhdanstvennosti obuchayushchikhsya [Continuity in formation of civilization of students]. Saratov, Nauka Publ., 2015. 119 p.

6. Sukhomlinskiy V.A. Kak vospitat’ nastoyashchego cheloveka? Etika kommunisticheskogo vospitaniya [How to bring this man? Ethics communist education]. Pedagogicheskoe nasledie [Pedagogical heritage]. Moscow, Pedagogika Publ., 1990. 288 p.

7. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya [The Federal state educational standard primary education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 33 p.

Login or Create
* Forgot password?