ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Автор акцентирует внимание на краеведении как средстве воспитания гражданской позиции младшего школьника, а также критериях соотнесения поставленной цели с достигнутым результатом. В статье презентуется критериально-диагностический инструментарий, который может быть использован для определения результативности воспитания гражданской позиции младшего школьника учителями-практиками, методистами и студентами педагогических специальностей среднего и высшего профессионального образования.

Ключевые слова:
гражданская позиция младшего школьника, школьное краеведение, воспитание гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения, критерии и показатели результативности воспитания гражданской позиции
Текст

Современная школа, обладая высоким воспитательным потенциалом, оказывает содействие обществу и государству в вопросе воспитания гражданина Российской Федерации. В таких нормативных документах, как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», и др., обозначены целевые ориентиры современной системы воспитания личности гражданина: формирование у детей и молодежи гражданской позиции, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине и чувства ответственности за свою страну. Однако даже с учетом законодательного закрепления целостная система воспитательной работы, ориентированная на воспитание гражданской позиции подрастающего поколения россиян, требует совершенствования.

 

Научные подходы к характеристике понятия «гражданская позиция»

На основе анализа современных научных работ были выявлены различные подходы к пониманию сущностных оснований характеристики понятия «гражданская позиция» и оценке достижения результатов планируемой педагогической деятельности. Так, гражданская позиция рассматривается как:

 

  • характеристика личности (Т.М. Абрамян, Г.И. Аксенов, П.А. Баранов, Т.С. Воропаева);
  • личностное образование (И.О. Прокопец, И.Л. Судакова, Л.Л. Хоружая);
  • интегративное качество личности (Г.Я. Гревцева, Н.П. Капустин, Д.В. Кириллов, Э.П. Стрельникова);
  • совокупность гражданских, правовых или нравственных качеств (С.С. Алексеев, К.Ю. Бачков, В.М. Кукушкин, Г.Н. Филонов);
  • совокупность гражданских свойств (Н.И. Элиасберг);
  • рефлексивное отношение субъекта (Н.Ф. Крицкая);
  • социальный или идейно-нравственный критерии сформированности личности (Л.М. Архангельский, Л.А. Беляева, Э.Ф. Зеер, В.Н. Карпович, И.С. Кон, Б.С. Круглов, Л.Я. Рубина).

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Аванесян Л.Р. Гражданское воспитание младших школьников на педагогическом наследии В.А. Сухомлинского: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Владимир, 2012. - URL: http://files.msuc.org/avtoreferats/210.010.02_avtoreferat-ks_avanesyan.pdf (дата обращения: 26.11.2016).

2. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Воспитание гражданина и патриота. Теория и практика: учебное пособие. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 300 с.

3. Лихачёв Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Историческое краеведение в СССР. Вопросы теории и практики: сб. научных статей. - Киев: Институт истории Украины, 1991. - С. 3-4.

4. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). - М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.

5. Преемственность в формировании гражданственности обучающихся / Л.О. Косенкова, Л.И. Макарова, Н.Г. Недогреева [и др.]. - Саратов: Наука, 2015. - 119 с.

6. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Этика коммунистического воспитания. Педагогическое наследие / В.А. Сухомлинский; cост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1989. - 288 с. - (Б-ка учителя).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?