Автор акцентирует внимание на краеведении как средстве воспитания гражданской позиции младшего школьника, а также критериях соотнесения поставленной цели с достигнутым результатом. В статье презентуется критериально-диагностический инструментарий, который может быть использован для определения результативности воспитания гражданской позиции младшего школьника учителями-практиками, методистами и студентами педагогических специальностей среднего и высшего профессионального образования.
гражданская позиция младшего школьника, школьное краеведение, воспитание гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения, критерии и показатели результативности воспитания гражданской позиции
Современная школа, обладая высоким воспитательным потенциалом, оказывает содействие обществу и государству в вопросе воспитания гражданина Российской Федерации. В таких нормативных документах, как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», и др., обозначены целевые ориентиры современной системы воспитания личности гражданина: формирование у детей и молодежи гражданской позиции, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине и чувства ответственности за свою страну. Однако даже с учетом законодательного закрепления целостная система воспитательной работы, ориентированная на воспитание гражданской позиции подрастающего поколения россиян, требует совершенствования.
Научные подходы к характеристике понятия «гражданская позиция»
На основе анализа современных научных работ были выявлены различные подходы к пониманию сущностных оснований характеристики понятия «гражданская позиция» и оценке достижения результатов планируемой педагогической деятельности. Так, гражданская позиция рассматривается как:
- характеристика личности (Т.М. Абрамян, Г.И. Аксенов, П.А. Баранов, Т.С. Воропаева);
- личностное образование (И.О. Прокопец, И.Л. Судакова, Л.Л. Хоружая);
- интегративное качество личности (Г.Я. Гревцева, Н.П. Капустин, Д.В. Кириллов, Э.П. Стрельникова);
- совокупность гражданских, правовых или нравственных качеств (С.С. Алексеев, К.Ю. Бачков, В.М. Кукушкин, Г.Н. Филонов);
- совокупность гражданских свойств (Н.И. Элиасберг);
- рефлексивное отношение субъекта (Н.Ф. Крицкая);
- социальный или идейно-нравственный критерии сформированности личности (Л.М. Архангельский, Л.А. Беляева, Э.Ф. Зеер, В.Н. Карпович, И.С. Кон, Б.С. Круглов, Л.Я. Рубина).
1. Аванесян Л.Р. Гражданское воспитание младших школьников на педагогическом наследии В.А. Сухомлинского: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Владимир, 2012. - URL: http://files.msuc.org/avtoreferats/210.010.02_avtoreferat-ks_avanesyan.pdf (дата обращения: 26.11.2016).
2. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Воспитание гражданина и патриота. Теория и практика: учебное пособие. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 300 с.
3. Лихачёв Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Историческое краеведение в СССР. Вопросы теории и практики: сб. научных статей. - Киев: Институт истории Украины, 1991. - С. 3-4.
4. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). - М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.
5. Преемственность в формировании гражданственности обучающихся / Л.О. Косенкова, Л.И. Макарова, Н.Г. Недогреева [и др.]. - Саратов: Наука, 2015. - 119 с.
6. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Этика коммунистического воспитания. Педагогическое наследие / В.А. Сухомлинский; cост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1989. - 288 с. - (Б-ка учителя).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с.