COMPETENCE APPROACH IN WORKING WITH THE STAFF OF THE ORGANIZATION: THE THEORY, METHODOLOGY, PRACTICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article analyzes the key ideas of the monograph of Doctor of Economic Sciences, associate professor, professor of the Department of Personnel Management O.L. Chulanovf "Competence approach in HR: theory, methodology, practice", methodological basis and toolkit applications applied competence-based approach in the management of the organization´s personnel.

Keywords:
competence approach, personnel management based on competency approach, methodology, research competency of staff, competency model of organization of staff, the classification of competencies, emotional competence of the organization leaders.
Text

Осуществление проводимых в России реформ невозможно без формирования новых адекватных рыночным условиям методов и инструментов работы с персоналом с использованием компетентностного подхода в отечественных организациях.

Различным проблемам применения компетентностного подхода в управлении персоналом организации посвящены многочисленные работы автора, предшествовавшие данной монографии [1–52].

Целью исследования, результаты которого представлены в монографии О.Л. Чулановой «Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика», являлось теоретическое и методологическое обоснование и разработка научно-методических и практических основ формирования и развития компетентностного подхода в работе с персоналом [5]. Последовательная реализация цели позволила получить определенные научные результаты и сделать следующие основные выводы.

В монографии последовательно показано, что изменение квалификационных требований к работнику, обусловленное развитием теории и практики организации труда и управления, происходит по следующим стадиям: требования к способности работника выполнять трудовые действия и операции – требования к степени владения конкретными производственными навыками, зафиксированными в требованиях к профессии и специальности, т.е. квалификация, – требования к широте диапазона знаний, способности к адаптации, обладанию деловыми и личными качествами, необходимыми для достижения экономических целей конкретной организации, т.е. компетенция [5, с. 9].

В процессе исследования О.Л. Чулановой выявлено, что в России компетентностный подход в управлении персоналом организации только начинает получать признание, поскольку позволяет оптимизировать работу с персоналом, сделать ее более эффективной и результативной. Поэтому составление модели компетенций как одного из методов внедрения технологии компетентностного подхода является важной задачей для служб управления персоналом [5, с. 14].

В монографии О.Л. Чулановой «Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика» обосновано, что компетентностный поход непосредственно связан с изменениями в характере и содержании труда, профессиональном обучении и образовании. Его развитие направлено на создание условий для интеграции образования и обучения в их соответствии с потребностями рынка труда, а также для обеспечения мобильности трудовых ресурсов: вертикальной мобильности, выраженной в развитии карьеры, горизонтальной – через ротацию между секторами и пространственно-территориальной. Главным достоинством компетентностного подхода является его интеграционный потенциал и гибкость.

Автором монографии убедительно доказана необходимость использования компетентностного подхода в работе с персоналом, обусловленная такими сущностными свойствами данного подхода, как: единство социально-трудовых (групповых) личностных характеристик работника, обладающего определенными уникальными личными потребностями, мотивами, знаниями, поведением, приводящим к эффективному выполнению работы; перенос акцента с психологических свойств работника на внешние (объективные) социально-трудовые характеристики его деятельности; ориентация на учет личной эффективности работника; поддержка мобильности персонала, включая вертикальную – с точки зрения развития карьеры, горизонтальную – с позиции ротации между секторами и пространственную – с позиций территориального перемещения; интеграция требований бизнеса, управления персоналом и задач современной системы образования; теоретическое и методическое обоснование различий в результатах деятельности различных субъектов социально-трудовых отношений: работников, организаций, отраслей и национальных экономик в целом.

На основе проведенного в монографии О.Л. Чулановой «Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика» анализа генезиса понятий «компетенция» и «компетентность» в контексте эволюции теории управления персоналом выявлены и всесторонне охарактеризованы три этапа в развитии компетентностного подхода: 

1-й этап – возникновение научных предпосылок компетентностного подхода, имеющий философские, психологические и экономические корни;

2-й этап – формирование научной платформы для определения механизмов создания и совершенствования компетентности как первичного личностного качества человека труда, становления идеи о компетентности как основы профессионализма; 

3-й этап – выделение компетенции и компетентности в качестве предмета всестороннего рассмотрения и научного анализа как в экономической, так и в образовательной среде, создание инструментов для практического его применения в области управления человеческими ресурсами [5, с. 19].

Современная теория и практика управления рассматривает компетенцию с разных позиций – как экономическую, юридическую, историческую, философскую, социальную и т. п. категорию, что обусловлено тем фактом, что компетенция является сложным и неоднозначным явлением, развивающимся, как было показано выше, в контексте социально-экономического общественного развития. 

При этом в исследованиях компетенций лидируют поведенческий и функциональный подходы. Автор монографии делает акцент на том, что именно это обусловило «двойственность» в понимании компетенции: компетенция как индивидуальные характеристики, проявляемые в поведении, и компетенция как требования к работнику со стороны задач (рабочего места).

В монографии сформирован терминологический аппарат исследуемой проблемы на основе дихотомии системно взаимосвязанных дефиниций «компетенция» и «компетентность» [5, с. 35]. Предложено авторское определение понятий «компетенция» и «компетентность» [5, с. 43].

В монографии О.Л. Чулановой «Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика» представлены результаты проведенного исследования применения компетентностного подхода на уровне региона [5, с. 49–65].

Методологической основой представленного исследования является комплексная методология, предполагающая применение различных концептуальных подходов к анализу компетентностного подхода в работе с персоналом в современном обществе, ключевое место среди которых занимает системно-деятельностный подход, позволяющий охватить все элементы деятельности, такие как субъект, объект, средства, формы, методы деятельности, а также и ее результат, и рассматривать их в движении и взаимосвязи, т.е. процессуально.

Автором сформирован комплекс содержательных характеристик, используемых для операционализации компетенций в практике работы с персоналом организации, включающий: совокупность знаний, умений и навыков работника, позволяющих ему выполнять ту или иную работу; его социальный и профессиональный опыт; необходимые личностные качества и профессиональные способности; мыслительную деятельность, как систему действий, направленных на решение какой-либо проблемы в профессиональной сфере; трудовую мотивацию и степень интегрированности в корпоративную культуру предприятия; любые характеристики работника, значимые для производственного процесса [5, с.74].

В монографии предложена классификация компетенций, основанная на многомерном (целостном) подходе к компетенциям, предполагающем широкие возможности для синергии между образованием, профессиональным обучением и трудовой деятельностью, и отвечающая принципам системности, оптимальности и универсальности [5, с. 94]. Автором исследована модель компетенций, являющаяся логическим описанием функций и элементов компетенций, применяемых в организации. В ней отражено детальное описание стандартов поведения работника конкретной должности, которых необходимо придерживаться для достижения должностных целей в данной организации. Модель компетенций может быть применена для обеспечения координации и согласования практически всех процессов, связанных с управлением персоналом организации. Тем самым модель компетенций может быть определена как базовый, многофункциональный и универсальный инструмент управления персоналом.  

О.Л. Чуланова в монографии справедливо отмечает, что модель компетенций позволяет напрямую связать систему управления персоналом с бизнес-целями организации как в текущем периоде, так и в стратегической перспективе. Эта связь выстраивается через определение профессиональных и личностных качеств сотрудников, ключевых компетенций будущего организации. Качественное содержание модели должно отвечать следующим критериям: соответствие стратегическим целям компании; полезность для всех, кто участвует в ее эксплуатации (специалисты, использующие модель в качестве инструмента, и персонал); наличие оптимального набора элементов модели, а также повторений и пересечений; измеряемость компетенций и наличие системы оценки возможных изменений; простота и прозрачность результатов применения модели компетенций. Разработка и внедрение моделей компетенций является структурированно-организованным процессом, основанным на последовательной реализации ряда процедур. Анализ и обобщение существующих теории и практики формирования модели компетенций персонала в организации позволили выделить два основных подхода к формированию модели компетенций: традиционный (исследовательский) и современный (стандартизированный) [5, с. 110].

В монографии О.Л. Чулановой «Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика» предложена общая схема разработки и реализации модели компетенций в организации, включающая следующие этапы: подготовительный, проектирования, качественной оценки модели компетенций, реализации модели компетенций. Последовательно раскрыто содержание всех этапов и шагов.

Автором разработан методический подход к формированию модели компетенций, предлагающий последовательность действий по формированию каталога компетенций, содержащего полный перечень компетенций, используемых в организации и разработке модели компетенций, определяющей требования должности к профессиональным и личностно-деловым характеристикам работника. Разработанная методика, с одной стороны, позволяет максимально учитывать интересы организации в вопросах управления персоналом, а с другой – содействует повышению профессионализма и компетентности персонала [5, с. 123].

Разработана концепция компетентностного подхода в управлении персоналом организации, принципиальными отличиями которой являются: переориентация целей управления персоналом от решения оперативных кадровых проблем к задачам более высокого стратегического порядка, выходящим за пределы обычной ответственности службы управления персоналом; создание среды, поддерживающей и направляющей саморазвитие персонала; рассмотрение в качества объекта управления не знаний и навыков, а потенциала сотрудника – способности, мотивация и поведенческие установки [5, с. 152].

Автор монографии утверждает, что интеграция концептуальных основ компетентностного подхода в систему управления персоналом позволяет формировать целостную кадровую политику организации, обеспечивающую способность системы управления персоналом управлять изменениями путем создания внутренних структур и процессов, влияющих на развитие сотрудников с целью формирования специфических компетенций, а также планирования, организации, поддержки и осуществления мер по улучшению профессионального потенциала персонала, способствуя повышению конкурентоспособности организации.

В монографии О.Л. Чулановой «Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика» разработан и представлены методический инструментарий и персонал-технологии формирования и реализации компетентностного подхода к работе с персоналом: сформированы методические и практические рекомендации по оценке, обучению персонала, работе с кадровым резервом организации, разработке систем стимулирования персонала, основанные на сравнении таких характеристик трудовой деятельности, как результативность, качество и сложность с эталонными значениями данных характеристик (компетенциями) по конкретному рабочему месту (должности). 

Особый интерес, на наш взгляд, представляют результаты исследования эмоциональной компетентности руководителей организаций [5, с. 207]. Этому посвящены и более ранние работы автора [3, 4, 7, 19, 21, 41, 52]. Выявлено, что эмоционально компетентные лидеры достигают больших результатов, чем те, кто опирается в большей степени на интеллектуальный разум или знания в области управления. Эмоционально разумные компании, в которых понимают людей, по результатам все чаще превосходят компании, где такое понимание отсутствует. Управлять эмоциями не означает подавлять и скрывать эмоции. Эмоциональная компетентность также не означает разрешения всегда выражать свои эмоции. Наоборот, реально оценивая свои поступки, люди получают возможность осуществлять правильный выбор и снизить воздействие стресса. А это открывает большие возможности, что может существенно улучшить взаимоотношения в трудовом коллективе. Проведенное исследование показало, что прослеживается прямая зависимость успешности организации в целом, от уровня эмоциональной компетентности ее руководителя, так как, действительно, эмоционально компетентный руководитель способен снизить уровень тревоги работников в кризисных условиях, вовремя разрешать возникающие конфликты, обеспечить условия для эмоционально благоприятного общения в трудовом коллективе, обеспечить использование персонала в соответствии с индивидуальными интересами, способностями и возможностями, правильно выстроить отношения с партнерами и потребителями. Что, в свою очередь, повышает вероятность заключения удачных сделок, поддержание необходимых бизнес-контактов, сохранение талантливых сотрудников даже в кризисных ситуациях, увеличение производительности труда, создание благоприятного имиджа организации и привлекательности организаций для инвесторов, акционеров, потенциальных работников, партнеров, клиентов.

Автором разработана модель эмоциональной компетентности руководителя, в рамках которой эмоциональная компетентность руководителя определяется как совокупность навыков руководителя, направленных на понимание собственных чувств и эмоций, а также чувств и эмоций сотрудников, и умение ими управлять в соответствии с бизнес-ситуацией с целью организации эффективного производства [5, с. 228]. Структура эмоциональной компетентности включает следующие компоненты: понимание собственных эмоций, понимание эмоций и поведения подчиненных, умение управлять своими эмоциями, умение управлять эмоциями подчиненных, сохранение баланса между личной жизнью и работой, толерантность руководителя к неопределенности.  

Разработанная модель апробирована для исследования эмоциональной компетентности руководителей ряда предприятий региона. Разработана технология коучинга эмоциональной компетентности руководителя [5, с. 238].

Монография отличается оригинальностью преподнесения материала, содержит актуальные темы, соответствующие сегодняшним потребностям управления персоналом организации, будет полезна для студентов, магистрантов, соискателей научных степеней экономических и управленческих направлений, преподавателей, а также для профессиональных управленцев, работающих в бизнесе и государственных структурах.

References

1. Chulanova O.L. Upravlenie personalom na osnove kompetentsiy [Tekst]: monografiya / O. L. Chulanova. - M.: INFRA-M, 2014. - 122 s. (+Dop. mat. znanium.com. - Nauchnaya mysl´).

2. Chulanova O.L. Metodologiya issledovaniya kompetentsiy personala organizatsiy [Tekst]: monografiya / O.L. Chulanova.- M.: INFRA-M, 2015. - 217 s. (+Dop. mat. znanium.com. - Nauchnaya mysl´).

3. Chulanova O.L. Kontseptsiya kompetentnostnogo podkhoda v upravlenii personalom [Tekst]: monografiya / O.L. Chulanova [i dr.]. - M.: NITs INFRA-M, 2014. - 156 s. (+Dop. mat. znanium.com. - Nauchnaya mysl´).

4. Chulanova O.L. Formirovanie, razvitie i kouching emotsional´noy kompetentnosti v upravlenii personalom organizatsii [Tekst]: monografiya / O.L. Chulanova; Surgut. gos. un-t KhMAO-Yugry. - Surgut: Defis, 2010. - 218 s.

5. Chulanova O.L. Kompetentnostnyy podkhod v rabote s personalom: teoriya, metodologiya, praktika [Tekst]: monografiya / O.L. Chulanov. - M.: NITs INFRA-M, 2016. - 292 s. (Nauchnaya mysl´).

6. Chulanova O.L. Formirovanie i razvitie kompetentnostnogo podkhoda v rabote s personalom: teoriya, metodologiya i praktika [Tekst]: dis....d-ra ekon. nauk: 08.00.05 / O.L. Chulanova. - M., 2014. - 339 s.

7. Chulanova O.L. Opredelenie urovnya razvitiya emotsional´noy kompetentnosti rukovoditelya organizatsii [Tekst] / O.L. Chulanova. Kadrovik. - 2015. - № 1. - S. 119-128.

8. Chulanova O.L. Primenenie kompetentnostnogo podkhoda pri razrabotke sistemy oplaty truda personala [Elektronnyy resurs] / O. L. Chulanova. Naukovedenie (elektronnyy zhurnal). - 2014. - № 6(25). - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/15EVN614.pdf

9. Chulanova O.L. Greyding kak tekhnologiya privlecheniya i uderzhaniya vysokokvalifitsirovannykh upravlencheskikh kadrov [Elektronnyy resurs] / O.L. Chulanova. Naukovedenie (elektronnyy zhurnal). - 2014. - № 5(24). - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/129EVN514.pdf

10. Chulanova O.L. Klassifikatsiya kompetentsiy kak sotsial´no-ekonomicheskogo yavleniya [Tekst] / O.L. Chulanova. Kadrovik. - 2014. - № 6. - S. 119-128.

11. Chulanova O.L. Model´ kompetentsiy upravlencheskogo personala v organizatsiyakh gazopererabatyvayushchey otrasli [Tekst] / O.L. Chulanova. Kadrovik. - 2014. - № 10. - S. 107-115.

12. Chulanova O.L. Aktual´nost´ kompetentnostnogo podkhoda v upravlenii personalom [Elektronnyy resurs] / O.L. Chulanova. Naukovedenie (elektronnyy zhurnal). - 2014. - № 5(24). - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/79EVN514.pdf

13. Chulanova O.L. Monitoring primeneniya kompetentnostnogo podkhoda v upravlenii personalom organizatsiy malogo i srednego biznesa regiona [Tekst] / O.L. Chulanova. Uroven´ zhizni naseleniya regionov Rossii. - 2014. - № 2 (192). - S. 55-61.

14. Chulanova O.L. Sushchnost´ i soderzhanie modeli kompetentsiy personala organizatsii [Tekst] / O.L. Chulanova. Kadrovik. - 2014. - № 5. - S. 100-106.

15. Chulanova O.L. Monitoring primeneniya kompetentnostnogo podkhoda v upravlenii personalom organizatsiy regiona [Tekst] / O.L. Chulanova, O. V. Doroshenko. Kadrovik. - 2014. - № 2. - S. 100-105.

16. Chulanova O.L. Kompetentnostnyy podkhod v rabote s kadrovym rezervom organizatsii [Tekst] / O.L. Chulanova. Kadrovik. - 2013. - № 12. - S. 76-82.

17. Chulanova O.L. Kontseptsiya kompetentnostnogo podkhoda v upravlenii personalom [Elektronnyy resurs] / O.L. Chulanova. Naukovedenie (elektronnyy zhurnal). - 2013. - № 5. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/08evn513.pdf

18. Chulanova O.L. Sotsial´no-ekonomicheskoe soderzhanie ponyatiy «kompetentsiya» i «kompetentnost´» [Tekst] / O.L. Chulanova. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya). - 2013. - № 18. - S. 174-179.

19. Chulanova O.L. Modelirovanie emotsional´noy kompetentnosti rukovoditeley [Tekst] / O. L. Chulanova. Kadrovik. - 2012. - № 10. - S. 58-64.

20. Chulanova O.L. Formirovanie modeli kompetentsiy v sisteme upravleniya personalom [Tekst] / O.L. Chulanova. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya). - 2012. - № 15. - S. 158-163.

21. Chulanova O.L. Emotsional´naya kompetentnost´ v upravlenii personalom [Tekst] / O. L. Chulanova. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya). - 2011. - № 16. - S. 135-138.

22. Chulanova O.L. Podbor upravlencheskogo personala na osnove kompetentnostnogo podkhoda: iz opyta elektroenergeticheskikh kompaniy [Tekst] / O.L. Chulanova. Kadrovik. - 2011. - № 12. - S. 192-198.

23. Chulanova O.L. Sovremennye tekhnologii konsul´tirovaniya v oblasti upravleniya personalom [Tekst] / O.L. Chulanova. Nauchnye trudy Vol´nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. - 2008. - T. 91. - S. 262-271.

24. Chulanova O.L. Konsalting personala [Tekst]: uchebnoe posobie / O. L. Chulanova. - Surgut: ITs SurGU, 2010. - 164 s.

25. Chulanova O.L. Upravlencheskoe konsul´tirovanie [Tekst]: uchebnoe posobie / O.L. Chulanova. - 2-e izd., ispr. i dop. - Surgut: ITs SurGU, 2010. - 202 s.

26. Chulanova, O. L. Sompetence approach as an innovative tool of personnel management small and medium business of Khanty-Mansy autonomous region-UGRA [Text] / O. L. Chulanova, O. V. Doroshenko. Science, Technology and Higher Education : materials of the V International research and practice conference, Westwood, Canada, June 20, 2014. - Westwood, Canada: Accent Graphics communications, 2014. - S. 106-113.

27. Chulanova, O. L. Modeling systems management personnel on the basis of competence approach [Text] / O. L. Chulanova. European Science and Technology: 8th International scientific conference. - Munich, Germany: Vela VerladWaldkraiburg, 2014. - S. 23-26.

28. Chulanova O.L. Terminologicheskie problemy v teorii i praktike primeneniya kompetentnostnogo podkhoda v upravlenii personalom [Tekst] / O.L. Chulanova. Teoriya i praktika sovremennoy nauki: materialy XV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Moskva, 8-9 oktyabrya 2014 g.). - M.: Spetskniga, 2014. - S. 184-192.

29. Chulanova O.L. Osnovnye riski pri vnedrenii modeli kompetentsiy v upravlenie personalom organizatsii [Tekst] / O.L. Chulanova. Sovremennye problemy i perspektivy ekonomicheskogo razvitiya i upravleniya: sbornik nauchnykh trudov. - Surgut: ITs SurGU, 2014. - S. 174-181.

30. Chulanova O.L. Osnovnye printsipy i kriterii klassifikatsii kompetentsiy v upravlenii personalom [Tekst] / O.L. Chulanova. Problemy i perspektivy sotsial´no-ekonomicheskogo reformirovaniya sovremennogo gosudarstva i obshchestva: materialy XVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy distantsionnoy konferentsii (g. Moskva, 14 oktyabrya 2014 g.). - M.: Spetskniga, 2014. - S. 60-73.

31. Chulanova O.L. Ispol´zovanie audita kompetentsiy pri otsenke effektivnosti upravleniya personalom organizatsii [Tekst] / O.L. Chulanova. Transformatsiya ekonomicheskikh sistem v usloviyakh globalizatsii: sbornik nauchnykh trudov. - Surgut: Vinchera, 2013. - S. 123-129.

32. Chulanova O.L. Integratsiya kontseptual´nikh osnov kompetentistnogo pidkhodu do strategichnogo upravlinnya personalom organizatsii [Tekst] / O.L. Chulanova. Strategiya ekonomichnogo rozvitku Ukraini: zbirnik naukovikh prats´. - K.: KNEU, 2013. - № 33. - S. 203-212

33. Chulanova, O. L. The concept of audit personnel competences as innovative imperative of modern business [Text] / O. L. Chulanova. Science in the modern information society II: materials of the II international research and practice conference, North Charltston, SC, USA, October 7-8, 2013. - P. 208-211.

34. Chulanova, O. L. HR-brand management modern corporation through competentive approach [Text] / O. L. Chulanova. West-Ost: Dialog der Images: materialien des 11 Internationalen Simposiumsfurimagelogie am 16-17. Mai 2013 in Berlin. - Band 1. - Berlin, Germany : WEST-Ost-Verlag, 2013. - C. 298-305.

35. Chulanova, O. L. Effectiveness of competence approach in personnel management of organizations (regional exerience) [Text] / O. L. Chulanova, O. V. Doroshenko. Global Science and Innovation : materials of the I International Scientific Conference, Chicago, December 17-18th, 2013. - Vol. I. - Chicago, USA: Accent Graphics communications, 2013. - 556 p. - R. 61-68.

36. Chulanova O.L. Regional´nyy opyt primeneniya kompetentnostnogo podkhoda v upravlenii personalom organizatsii [Tekst] / O.L. Chulanova, O. V. Doroshenko. Sovremennye problemy, tendentsii i perspektivy sotsial´no-ekonomicheskogo razvitiya: sbornik nauchnykh trudov po materialam III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Surgut: OOO «Vinchera», 2013. - S. 138-144.

37. Chulanova O.L. Organizatsiyni ta integratsiyniriziki pri vprovadzhenni modeli kompetentsiy v upravlinnya personalom korporatsiy [Tekst] / O. L. Chulanova. Strategiya pidpriemstva: zmina paradigmiupravlinnya ta inovatsiyni rishennya dlya biznesu: zbirnik materialiv Mizhnar. nauk.-prakt. konf. - K.: KNEU, 2013. - S. 137-141.

38. Chulanova O.L. Razvitie kompetentnostnogo podkhoda v upravlenii personalom: osnovnye podkhody / O.L. Chulanova. Upravlenie personalom i intellektual´nymi resursami v Rossii. - 2013. - № 2(5). - S. 23-29.

39. Chulanova O.L. Tekhnologiya primeneniya modeli kompetentsiy v rabote s kadrovym rezervom gazotransportnoy korporatsii [Tekst] / O.L. Chulanova, D. A. Korosteleva. Sovremennye problemy, tendentsii i perspektivy sotsial´no-ekonomicheskogo razvitiya: sbornik nauchnykh trudov po materialam III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Surgut: OOO «Vinchera», 2013. - S. 144-148.

40. Chulanova O.L. Formirovanie sistemy nepreryvnogo professional´nogo obrazovaniya v innovatsionnoy organizatsii na osnove kompetentnostnogo podkhoda [Tekst] / O.L. Chulanova. Problemy ekonomiki. Organizatsii i upravleniya v Rossii i mire: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (28 dekabrya 2012 g.). - Praga, Cheshskaya Respublika: WORDPRESSsr.o., 2013. - S. 530-537.

41. Chulanova O.L. Kouching emotsional´noy kompetentnosti upravlencheskogo personala organizatsii [Tekst] / O. L. Chulanova. Obshchestvennye nauki. Vserossiyskiy nauchnyy zhurnal. - 2012. - № 1. - S. 286-294.

42. Chulanova O.L. Primenenie tekhnologii GRP (na osnove kompetentnostnogo podkhoda) pri formirovanii privlekatel´nogo imidzha rabotodatelya [Tekst] / O. L. Chulanova. Imidzhelogiya 2012: drayver razvitiya: materialy Desyatogo Mezhdunarodnogo simpoziuma po imidzhelogii. - M.: RITs AIM, 2012. - S. 440-450.

43. Chulanova O.L. Sistema podbora kadrov upravleniya na osnove kompetentnostnogo podkhoda (regional´nyy opyt) [Tekst] / O. L. Chulanova, O. V. Kvindt. Upravlenie personalom i intellektual´nymi resursami v Rossii. - 2012. - № 3. - S. 29-33; Chulanova O. L. Evolyutsiya razvitiya kompetentnostnogo podkhoda v upravlenii personalom [Tekst] / O.L. Chulanova. Sovremennye problemy sotsial´nogo i ekonomicheskogo upravleniya: sbornik nauchnykh trudov. - Vyp. 5. - Surgut: ITs SurGU, 2012. - S. 192-206.

44. Chulanova O.L. Formirovanie professional´nykh kompetentsiy upravlencheskogo personala neftegazodobyvayushchey korporatsii [Tekst] / O.L. Chulanova, O. V. Kvindt. Nauka i innovatsii KhKhI veka: materialy Pervoy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh. - T. I. Ekonomika, upravlenie, pravo. Upravlenie v sotsial´nykh sistemakh. - Surgut: Defis, 2012. - S. 245-250.

45. Chulanova O.L. Kompetentnostnyy podkhod kak faktor povysheniya kachestva trudovoy zhizni i konkurentosposobnosti elektroenergeticheskoy kompanii [Tekst] / O. L. Chulanova. Kachestvo i uroven´ zhizni naseleniya v sovremennoy Rossii: sostoyanie, tendentsii i perspektivy: sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - M.: OOO «M-Studio», 2012. - S. 559-568.

46. Chulanova O.L. Kompetentnostnyy podkhod kak mnogofunktsional´nyy instrument effektivnogo upravleniya personalom elektroenergeticheskoy kompanii [Tekst] / O. L. Chulanova, O. V. Kvindt. Obshchestvennye nauki. Vserossiyskiy nauchnyy zhurnal. - 2012. - № 2. - S. 257-265.

47. Chulanova, O. L. Corporate development and training of management personnel on the basis of competence-based approach / O. L. Chulanova. Scientific enquiry in the contemporary world: theoretical basiss and innovative approach: international collection of scientific articles. - Vol. 6. - FL, USA : L&L Publishing, 2012. - S. 126-132.

48. Chulanova, O. L. Key (nuclear) competence management personnel to the strategic management of corporations / O. L. Chulanova, O. V. Kvindt, D. V. Chulanov. European International Conference on European Science and Technology: materials of the III international research and practice conference, Munich, Oktober 30-31, 2012. - Vol. 1. - Munich, Germany: Vela VerladWaldkraiburg, 2012. - C. 383-388

49. Chulanova O.L. Kompetentnostnyy podkhod v upravlenii chelovecheskimi resursami kak integratsionnyy metod strategicheskogo upravleniya vuzom [Tekst] / O. L. Chulanova. Imidzhelogiya - 2011: Razvitie i prodvizhenie territoriy : materialy Devyatogo Mezhdunarodnogo simpoziuma po imidzhelogii. - M.: RITs AIM, 2011. - S. 229-237.

50. Chulanova O.L. Kompetentnostnyy podkhod v upravlenii personalom kak instrument formirovaniya konkurentnykh preimushchestv organizatsii [Tekst] / O. L. Chulanova. Sovremennye problemy sotsial´nogo i ekonomicheskogo upravleniya: sbornik nauchnykh trudov. - Vyp. 4. - Surgut: ITs SurGU, 2011. - S. 136-145.

51. Chulanova O.L. Klastery kompetentsiy upravlencheskogo personala organizatsii [Tekst] / O.L. Chulanova. Voprosy ekonomiki i upravleniya v sovremennom obshchestve: sbornik nauchnykh statey po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Volgograd, 17-18 noyabrya 2011 g. - Volgograd: Volgogradskoe nauchnoe izdatel´stvo, 2011. - S. 270-272

52. Chulanova O.L. Issledovanie razvitiya emotsional´noy kompetentnosti rukovoditeley predpriyatiy g. Surguta i Surgutskogo rayona [Tekst] / O.L. Chulanova. Ekonomika i upravlenie v sovremennykh usloviyakh: materialy mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Krasnoyarsk: NOU Sibirskiy institut biznesa, upravleniya i psikhologii, 2011. - S. 315-319.

Login or Create
* Forgot password?