КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу ключевых идей монографии д-ра экон. наук, доцента, профессора кафедры управления персоналом О.Л. Чулановой «Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика», методологической базе и прикладному инструментарию применения компетентностного подхода в управлении персоналом организации.

Ключевые слова:
компетентностный подход, управление персоналом на основе компетентностного подхода, методология исследований компетенций персонала, модель компетенций персонала организации, классификация компетенций, эмоциональная компетентность руководителей организации.
Текст

Осуществление проводимых в России реформ невозможно без формирования новых адекватных рыночным условиям методов и инструментов работы с персоналом с использованием компетентностного подхода в отечественных организациях.

Различным проблемам применения компетентностного подхода в управлении персоналом организации посвящены многочисленные работы автора, предшествовавшие данной монографии [1–52].

Целью исследования, результаты которого представлены в монографии О.Л. Чулановой «Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика», являлось теоретическое и методологическое обоснование и разработка научно-методических и практических основ формирования и развития компетентностного подхода в работе с персоналом [5]. Последовательная реализация цели позволила получить определенные научные результаты и сделать следующие основные выводы.

В монографии последовательно показано, что изменение квалификационных требований к работнику, обусловленное развитием теории и практики организации труда и управления, происходит по следующим стадиям: требования к способности работника выполнять трудовые действия и операции – требования к степени владения конкретными производственными навыками, зафиксированными в требованиях к профессии и специальности, т.е. квалификация, – требования к широте диапазона знаний, способности к адаптации, обладанию деловыми и личными качествами, необходимыми для достижения экономических целей конкретной организации, т.е. компетенция [5, с. 9].

В процессе исследования О.Л. Чулановой выявлено, что в России компетентностный подход в управлении персоналом организации только начинает получать признание, поскольку позволяет оптимизировать работу с персоналом, сделать ее более эффективной и результативной. Поэтому составление модели компетенций как одного из методов внедрения технологии компетентностного подхода является важной задачей для служб управления персоналом [5, с. 14].

В монографии О.Л. Чулановой «Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика» обосновано, что компетентностный поход непосредственно связан с изменениями в характере и содержании труда, профессиональном обучении и образовании. Его развитие направлено на создание условий для интеграции образования и обучения в их соответствии с потребностями рынка труда, а также для обеспечения мобильности трудовых ресурсов: вертикальной мобильности, выраженной в развитии карьеры, горизонтальной – через ротацию между секторами и пространственно-территориальной. Главным достоинством компетентностного подхода является его интеграционный потенциал и гибкость.

Автором монографии убедительно доказана необходимость использования компетентностного подхода в работе с персоналом, обусловленная такими сущностными свойствами данного подхода, как: единство социально-трудовых (групповых) личностных характеристик работника, обладающего определенными уникальными личными потребностями, мотивами, знаниями, поведением, приводящим к эффективному выполнению работы; перенос акцента с психологических свойств работника на внешние (объективные) социально-трудовые характеристики его деятельности; ориентация на учет личной эффективности работника; поддержка мобильности персонала, включая вертикальную – с точки зрения развития карьеры, горизонтальную – с позиции ротации между секторами и пространственную – с позиций территориального перемещения; интеграция требований бизнеса, управления персоналом и задач современной системы образования; теоретическое и методическое обоснование различий в результатах деятельности различных субъектов социально-трудовых отношений: работников, организаций, отраслей и национальных экономик в целом.

На основе проведенного в монографии О.Л. Чулановой «Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика» анализа генезиса понятий «компетенция» и «компетентность» в контексте эволюции теории управления персоналом выявлены и всесторонне охарактеризованы три этапа в развитии компетентностного подхода: 

1-й этап – возникновение научных предпосылок компетентностного подхода, имеющий философские, психологические и экономические корни;

2-й этап – формирование научной платформы для определения механизмов создания и совершенствования компетентности как первичного личностного качества человека труда, становления идеи о компетентности как основы профессионализма; 

3-й этап – выделение компетенции и компетентности в качестве предмета всестороннего рассмотрения и научного анализа как в экономической, так и в образовательной среде, создание инструментов для практического его применения в области управления человеческими ресурсами [5, с. 19].

Современная теория и практика управления рассматривает компетенцию с разных позиций – как экономическую, юридическую, историческую, философскую, социальную и т. п. категорию, что обусловлено тем фактом, что компетенция является сложным и неоднозначным явлением, развивающимся, как было показано выше, в контексте социально-экономического общественного развития. 

При этом в исследованиях компетенций лидируют поведенческий и функциональный подходы. Автор монографии делает акцент на том, что именно это обусловило «двойственность» в понимании компетенции: компетенция как индивидуальные характеристики, проявляемые в поведении, и компетенция как требования к работнику со стороны задач (рабочего места).

В монографии сформирован терминологический аппарат исследуемой проблемы на основе дихотомии системно взаимосвязанных дефиниций «компетенция» и «компетентность» [5, с. 35]. Предложено авторское определение понятий «компетенция» и «компетентность» [5, с. 43].

В монографии О.Л. Чулановой «Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика» представлены результаты проведенного исследования применения компетентностного подхода на уровне региона [5, с. 49–65].

Методологической основой представленного исследования является комплексная методология, предполагающая применение различных концептуальных подходов к анализу компетентностного подхода в работе с персоналом в современном обществе, ключевое место среди которых занимает системно-деятельностный подход, позволяющий охватить все элементы деятельности, такие как субъект, объект, средства, формы, методы деятельности, а также и ее результат, и рассматривать их в движении и взаимосвязи, т.е. процессуально.

Автором сформирован комплекс содержательных характеристик, используемых для операционализации компетенций в практике работы с персоналом организации, включающий: совокупность знаний, умений и навыков работника, позволяющих ему выполнять ту или иную работу; его социальный и профессиональный опыт; необходимые личностные качества и профессиональные способности; мыслительную деятельность, как систему действий, направленных на решение какой-либо проблемы в профессиональной сфере; трудовую мотивацию и степень интегрированности в корпоративную культуру предприятия; любые характеристики работника, значимые для производственного процесса [5, с.74].

В монографии предложена классификация компетенций, основанная на многомерном (целостном) подходе к компетенциям, предполагающем широкие возможности для синергии между образованием, профессиональным обучением и трудовой деятельностью, и отвечающая принципам системности, оптимальности и универсальности [5, с. 94]. Автором исследована модель компетенций, являющаяся логическим описанием функций и элементов компетенций, применяемых в организации. В ней отражено детальное описание стандартов поведения работника конкретной должности, которых необходимо придерживаться для достижения должностных целей в данной организации. Модель компетенций может быть применена для обеспечения координации и согласования практически всех процессов, связанных с управлением персоналом организации. Тем самым модель компетенций может быть определена как базовый, многофункциональный и универсальный инструмент управления персоналом.  

О.Л. Чуланова в монографии справедливо отмечает, что модель компетенций позволяет напрямую связать систему управления персоналом с бизнес-целями организации как в текущем периоде, так и в стратегической перспективе. Эта связь выстраивается через определение профессиональных и личностных качеств сотрудников, ключевых компетенций будущего организации. Качественное содержание модели должно отвечать следующим критериям: соответствие стратегическим целям компании; полезность для всех, кто участвует в ее эксплуатации (специалисты, использующие модель в качестве инструмента, и персонал); наличие оптимального набора элементов модели, а также повторений и пересечений; измеряемость компетенций и наличие системы оценки возможных изменений; простота и прозрачность результатов применения модели компетенций. Разработка и внедрение моделей компетенций является структурированно-организованным процессом, основанным на последовательной реализации ряда процедур. Анализ и обобщение существующих теории и практики формирования модели компетенций персонала в организации позволили выделить два основных подхода к формированию модели компетенций: традиционный (исследовательский) и современный (стандартизированный) [5, с. 110].

В монографии О.Л. Чулановой «Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика» предложена общая схема разработки и реализации модели компетенций в организации, включающая следующие этапы: подготовительный, проектирования, качественной оценки модели компетенций, реализации модели компетенций. Последовательно раскрыто содержание всех этапов и шагов.

Автором разработан методический подход к формированию модели компетенций, предлагающий последовательность действий по формированию каталога компетенций, содержащего полный перечень компетенций, используемых в организации и разработке модели компетенций, определяющей требования должности к профессиональным и личностно-деловым характеристикам работника. Разработанная методика, с одной стороны, позволяет максимально учитывать интересы организации в вопросах управления персоналом, а с другой – содействует повышению профессионализма и компетентности персонала [5, с. 123].

Разработана концепция компетентностного подхода в управлении персоналом организации, принципиальными отличиями которой являются: переориентация целей управления персоналом от решения оперативных кадровых проблем к задачам более высокого стратегического порядка, выходящим за пределы обычной ответственности службы управления персоналом; создание среды, поддерживающей и направляющей саморазвитие персонала; рассмотрение в качества объекта управления не знаний и навыков, а потенциала сотрудника – способности, мотивация и поведенческие установки [5, с. 152].

Автор монографии утверждает, что интеграция концептуальных основ компетентностного подхода в систему управления персоналом позволяет формировать целостную кадровую политику организации, обеспечивающую способность системы управления персоналом управлять изменениями путем создания внутренних структур и процессов, влияющих на развитие сотрудников с целью формирования специфических компетенций, а также планирования, организации, поддержки и осуществления мер по улучшению профессионального потенциала персонала, способствуя повышению конкурентоспособности организации.

В монографии О.Л. Чулановой «Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика» разработан и представлены методический инструментарий и персонал-технологии формирования и реализации компетентностного подхода к работе с персоналом: сформированы методические и практические рекомендации по оценке, обучению персонала, работе с кадровым резервом организации, разработке систем стимулирования персонала, основанные на сравнении таких характеристик трудовой деятельности, как результативность, качество и сложность с эталонными значениями данных характеристик (компетенциями) по конкретному рабочему месту (должности). 

Особый интерес, на наш взгляд, представляют результаты исследования эмоциональной компетентности руководителей организаций [5, с. 207]. Этому посвящены и более ранние работы автора [3, 4, 7, 19, 21, 41, 52]. Выявлено, что эмоционально компетентные лидеры достигают больших результатов, чем те, кто опирается в большей степени на интеллектуальный разум или знания в области управления. Эмоционально разумные компании, в которых понимают людей, по результатам все чаще превосходят компании, где такое понимание отсутствует. Управлять эмоциями не означает подавлять и скрывать эмоции. Эмоциональная компетентность также не означает разрешения всегда выражать свои эмоции. Наоборот, реально оценивая свои поступки, люди получают возможность осуществлять правильный выбор и снизить воздействие стресса. А это открывает большие возможности, что может существенно улучшить взаимоотношения в трудовом коллективе. Проведенное исследование показало, что прослеживается прямая зависимость успешности организации в целом, от уровня эмоциональной компетентности ее руководителя, так как, действительно, эмоционально компетентный руководитель способен снизить уровень тревоги работников в кризисных условиях, вовремя разрешать возникающие конфликты, обеспечить условия для эмоционально благоприятного общения в трудовом коллективе, обеспечить использование персонала в соответствии с индивидуальными интересами, способностями и возможностями, правильно выстроить отношения с партнерами и потребителями. Что, в свою очередь, повышает вероятность заключения удачных сделок, поддержание необходимых бизнес-контактов, сохранение талантливых сотрудников даже в кризисных ситуациях, увеличение производительности труда, создание благоприятного имиджа организации и привлекательности организаций для инвесторов, акционеров, потенциальных работников, партнеров, клиентов.

Автором разработана модель эмоциональной компетентности руководителя, в рамках которой эмоциональная компетентность руководителя определяется как совокупность навыков руководителя, направленных на понимание собственных чувств и эмоций, а также чувств и эмоций сотрудников, и умение ими управлять в соответствии с бизнес-ситуацией с целью организации эффективного производства [5, с. 228]. Структура эмоциональной компетентности включает следующие компоненты: понимание собственных эмоций, понимание эмоций и поведения подчиненных, умение управлять своими эмоциями, умение управлять эмоциями подчиненных, сохранение баланса между личной жизнью и работой, толерантность руководителя к неопределенности.  

Разработанная модель апробирована для исследования эмоциональной компетентности руководителей ряда предприятий региона. Разработана технология коучинга эмоциональной компетентности руководителя [5, с. 238].

Монография отличается оригинальностью преподнесения материала, содержит актуальные темы, соответствующие сегодняшним потребностям управления персоналом организации, будет полезна для студентов, магистрантов, соискателей научных степеней экономических и управленческих направлений, преподавателей, а также для профессиональных управленцев, работающих в бизнесе и государственных структурах.

Список литературы

1. Чуланова О.Л. Управление персоналом на основе компетенций [Текст]: монография / О. Л. Чуланова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 122 с. (+Доп. мат. znanium.com. - Научная мысль).

2. Чуланова О.Л. Методология исследования компетенций персонала организаций [Текст]: монография / О.Л. Чуланова.- М.: ИНФРА-М, 2015. - 217 с. (+Доп. мат. znanium.com. - Научная мысль).

3. Чуланова О.Л. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом [Текст]: монография / О.Л. Чуланова [и др.]. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 156 с. (+Доп. мат. znanium.com. - Научная мысль).

4. Чуланова О.Л. Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации [Текст]: монография / О.Л. Чуланова; Сургут. гос. ун-т ХМАО-Югры. - Сургут: Дефис, 2010. - 218 с.

5. Чуланова О.Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика [Текст]: монография / О.Л. Чуланов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 292 с. (Научная мысль).

6. Чуланова О.Л. Формирование и развитие компетентностного подхода в работе с персоналом: теория, методология и практика [Текст]: дис....д-ра экон. наук: 08.00.05 / О.Л. Чуланова. - М., 2014. - 339 с.

7. Чуланова О.Л. Определение уровня развития эмоциональной компетентности руководителя организации [Текст] / О.Л. Чуланова // Кадровик. - 2015. - № 1. - С. 119-128.

8. Чуланова О.Л. Применение компетентностного подхода при разработке системы оплаты труда персонала [Электронный ресурс] / О. Л. Чуланова // Науковедение (электронный журнал). - 2014. - № 6(25). - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/15EVN614.pdf

9. Чуланова О.Л. Грейдинг как технология привлечения и удержания высококвалифицированных управленческих кадров [Электронный ресурс] / О.Л. Чуланова // Науковедение (электронный журнал). - 2014. - № 5(24). - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/129EVN514.pdf

10. Чуланова О.Л. Классификация компетенций как социально-экономического явления [Текст] / О.Л. Чуланова // Кадровик. - 2014. - № 6. - С. 119-128.

11. Чуланова О.Л. Модель компетенций управленческого персонала в организациях газоперерабатывающей отрасли [Текст] / О.Л. Чуланова // Кадровик. - 2014. - № 10. - С. 107-115.

12. Чуланова О.Л. Актуальность компетентностного подхода в управлении персоналом [Электронный ресурс] / О.Л. Чуланова // Науковедение (электронный журнал). - 2014. - № 5(24). - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/79EVN514.pdf

13. Чуланова О.Л. Мониторинг применения компетентностного подхода в управлении персоналом организаций малого и среднего бизнеса региона [Текст] / О.Л. Чуланова // Уровень жизни населения регионов России. - 2014. - № 2 (192). - С. 55-61.

14. Чуланова О.Л. Сущность и содержание модели компетенций персонала организации [Текст] / О.Л. Чуланова // Кадровик. - 2014. - № 5. - С. 100-106.

15. Чуланова О.Л. Мониторинг применения компетентностного подхода в управлении персоналом организаций региона [Текст] / О.Л. Чуланова, О. В. Дорошенко // Кадровик. - 2014. - № 2. - С. 100-105.

16. Чуланова О.Л. Компетентностный подход в работе с кадровым резервом организации [Текст] / О.Л. Чуланова // Кадровик. - 2013. - № 12. - С. 76-82.

17. Чуланова О.Л. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом [Электронный ресурс] / О.Л. Чуланова // Науковедение (электронный журнал). - 2013. - № 5. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/08evn513.pdf

18. Чуланова О.Л. Социально-экономическое содержание понятий «компетенция» и «компетентность» [Текст] / О.Л. Чуланова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 18. - С. 174-179.

19. Чуланова О.Л. Моделирование эмоциональной компетентности руководителей [Текст] / О. Л. Чуланова // Кадровик. - 2012. - № 10. - С. 58-64.

20. Чуланова О.Л. Формирование модели компетенций в системе управления персоналом [Текст] / О.Л. Чуланова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 15. - С. 158-163.

21. Чуланова О.Л. Эмоциональная компетентность в управлении персоналом [Текст] / О. Л. Чуланова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 16. - С. 135-138.

22. Чуланова О.Л. Подбор управленческого персонала на основе компетентностного подхода: из опыта электроэнергетических компаний [Текст] / О.Л. Чуланова // Кадровик. - 2011. - № 12. - С. 192-198.

23. Чуланова О.Л. Современные технологии консультирования в области управления персоналом [Текст] / О.Л. Чуланова // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2008. - Т. 91. - С. 262-271.

24. Чуланова О.Л. Консалтинг персонала [Текст]: учебное пособие / О. Л. Чуланова. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2010. - 164 с.

25. Чуланова О.Л. Управленческое консультирование [Текст]: учебное пособие / О.Л. Чуланова. - 2-е изд., испр. и доп. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2010. - 202 с.

26. Chulanova, O. L. Сompetence approach as an innovative tool of personnel management small and medium business of Khanty-Mansy autonomous region-UGRA [Text] / O. L. Chulanova, O. V. Doroshenko // Science, Technology and Higher Education : materials of the V International research and practice conference, Westwood, Canada, June 20, 2014. - Westwood, Canada: Accent Graphics communications, 2014. - С. 106-113.

27. Chulanova, O. L. Modeling systems management personnel on the basis of competence approach [Text] / O. L. Chulanova // European Science and Technology: 8th International scientific conference. - Munich, Germany: Vela VerladWaldkraiburg, 2014. - С. 23-26.

28. Чуланова О.Л. Терминологические проблемы в теории и практике применения компетентностного подхода в управлении персоналом [Текст] / О.Л. Чуланова // Теория и практика современной науки: материалы XV Международной научно-практической конференции (г. Москва, 8-9 октября 2014 г.). - М.: Спецкнига, 2014. - С. 184-192.

29. Чуланова О.Л. Основные риски при внедрении модели компетенций в управление персоналом организации [Текст] / О.Л. Чуланова // Современные проблемы и перспективы экономического развития и управления: сборник научных трудов. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2014. - С. 174-181.

30. Чуланова О.Л. Основные принципы и критерии классификации компетенций в управлении персоналом [Текст] / О.Л. Чуланова // Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества: материалы XVI Международной научно-практической дистанционной конференции (г. Москва, 14 октября 2014 г.). - М.: Спецкнига, 2014. - С. 60-73.

31. Чуланова О.Л. Использование аудита компетенций при оценке эффективности управления персоналом организации [Текст] / О.Л. Чуланова // Трансформация экономических систем в условиях глобализации: сборник научных трудов. - Сургут: Винчера, 2013. - С. 123-129.

32. Чуланова О.Л. Iнтеграцiя концептуальних основ компетентiстного пiдходу до стратегiчного управлiння персоналом органiзацii [Текст] / О.Л. Чуланова // Стратегiя економiчного розвитку Украiни: збiрник наукових праць. - К.: КНЕУ, 2013. - № 33. - С. 203-212

33. Chulanova, O. L. The concept of audit personnel competences as innovative imperative of modern business [Text] / O. L. Chulanova // Science in the modern information society II: materials of the II international research and practice conference, North Charltston, SC, USA, October 7-8, 2013. - P. 208-211.

34. Chulanova, O. L. HR-brand management modern corporation through competentive approach [Text] / O. L. Chulanova // West-Ost: Dialog der Images: materialien des 11 Internationalen Simposiumsfurimagelogie am 16-17. Mai 2013 in Berlin. - Band 1. - Berlin, Germany : WEST-Ost-Verlag, 2013. - C. 298-305.

35. Chulanova, O. L. Effectiveness of competence approach in personnel management of organizations (regional exerience) [Text] / O. L. Chulanova, O. V. Doroshenko // Global Science and Innovation : materials of the I International Scientific Conference, Chicago, December 17-18th, 2013. - Vol. I. - Chicago, USA: Accent Graphics communications, 2013. - 556 p. - Р. 61-68.

36. Чуланова О.Л. Региональный опыт применения компетентностного подхода в управлении персоналом организации [Текст] / О.Л. Чуланова, О. В. Дорошенко // Современные проблемы, тенденции и перспективы социально-экономического развития: сборник научных трудов по материалам III международной научно-практической конференции. - Сургут: ООО «Винчера», 2013. - С. 138-144.

37. Чуланова О.Л. Органiзацiйнi та iнтеграцiйнiризики при впровадженнi моделi компетенцiй в управлiння персоналом корпорацiй [Текст] / О. Л. Чуланова // Стратегiя пiдприемства: змiна парадигмиуправлiння та iновацiйнi рiшення для бiзнесу: збiрник матерiалiв Мiжнар. наук.-практ. конф. - К.: КНЕУ, 2013. - С. 137-141.

38. Чуланова О.Л. Развитие компетентностного подхода в управлении персоналом: основные подходы / О.Л. Чуланова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2013. - № 2(5). - С. 23-29.

39. Чуланова О.Л. Технология применения модели компетенций в работе с кадровым резервом газотранспортной корпорации [Текст] / О.Л. Чуланова, Д. А. Коростелева // Современные проблемы, тенденции и перспективы социально-экономического развития: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. - Сургут: ООО «Винчера», 2013. - С. 144-148.

40. Чуланова О.Л. Формирование системы непрерывного профессионального образования в инновационной организации на основе компетентностного подхода [Текст] / О.Л. Чуланова // Проблемы экономики. Организации и управления в России и мире: материалы международной научно-практической конференции (28 декабря 2012 г.). - Прага, Чешская Республика: WORDPRESSsr.o., 2013. - С. 530-537.

41. Чуланова О.Л. Коучинг эмоциональной компетентности управленческого персонала организации [Текст] / О. Л. Чуланова // Общественные науки. Всероссийский научный журнал. - 2012. - № 1. - С. 286-294.

42. Чуланова О.Л. Применение технологии GRP (на основе компетентностного подхода) при формировании привлекательного имиджа работодателя [Текст] / О. Л. Чуланова // Имиджелогия 2012: драйвер развития: материалы Десятого Международного симпозиума по имиджелогии. - М.: РИЦ АИМ, 2012. - С. 440-450.

43. Чуланова О.Л. Система подбора кадров управления на основе компетентностного подхода (региональный опыт) [Текст] / О. Л. Чуланова, О. В. Квиндт // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2012. - № 3. - С. 29-33; Чуланова О. Л. Эволюция развития компетентностного подхода в управлении персоналом [Текст] / О.Л. Чуланова // Современные проблемы социального и экономического управления: сборник научных трудов. - Вып. 5. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2012. - С. 192-206.

44. Чуланова О.Л. Формирование профессиональных компетенций управленческого персонала нефтегазодобывающей корпорации [Текст] / О.Л. Чуланова, О. В. Квиндт // Наука и инновации ХХI века: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. - Т. I. Экономика, управление, право. Управление в социальных системах. - Сургут: Дефис, 2012. - С. 245-250.

45. Чуланова О.Л. Компетентностный подход как фактор повышения качества трудовой жизни и конкурентоспособности электроэнергетической компании [Текст] / О. Л. Чуланова // Качество и уровень жизни населения в современной России: состояние, тенденции и перспективы: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.: ООО «М-Студио», 2012. - С. 559-568.

46. Чуланова О.Л. Компетентностный подход как многофункциональный инструмент эффективного управления персоналом электроэнергетической компании [Текст] / О. Л. Чуланова, О. В. Квиндт // Общественные науки. Всероссийский научный журнал. - 2012. - № 2. - С. 257-265.

47. Chulanova, О. L. Corporate development and training of management personnel on the basis of competence-based approach / O. L. Chulanova // Scientific enquiry in the contemporary world: theoretical basiсs and innovative approach: international collection of scientific articles. - Vol. 6. - FL, USA : L&L Publishing, 2012. - С. 126-132.

48. Chulanova, O. L. Key (nuclear) competence management personnel to the strategic management of corporations / O. L. Chulanova, O. V. Kvindt, D. V. Chulanov // European International Conference on European Science and Technology: materials of the III international research and practice conference, Munich, Oktober 30-31, 2012. - Vol. 1. - Munich, Germany: Vela VerladWaldkraiburg, 2012. - C. 383-388

49. Чуланова О.Л. Компетентностный подход в управлении человеческими ресурсами как интеграционный метод стратегического управления вузом [Текст] / О. Л. Чуланова // Имиджелогия - 2011: Развитие и продвижение территорий : материалы Девятого Международного симпозиума по имиджелогии. - М.: РИЦ АИМ, 2011. - С. 229-237.

50. Чуланова О.Л. Компетентностный подход в управлении персоналом как инструмент формирования конкурентных преимуществ организации [Текст] / О. Л. Чуланова // Современные проблемы социального и экономического управления: сборник научных трудов. - Вып. 4. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2011. - С. 136-145.

51. Чуланова О.Л. Кластеры компетенций управленческого персонала организации [Текст] / О.Л. Чуланова // Вопросы экономики и управления в современном обществе: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. Волгоград, 17-18 ноября 2011 г. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011. - С. 270-272

52. Чуланова О.Л. Исследование развития эмоциональной компетентности руководителей предприятий г. Сургута и Сургутского района [Текст] / О.Л. Чуланова // Экономика и управление в современных условиях: материалы международной заочной научно-практической конференции. - Красноярск: НОУ Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2011. - С. 315-319.

Войти или Создать
* Забыли пароль?