The article analyzes the key factors of infl uence of external and internal environment on the functioning of Russian higher education institutions, ways to improve the competitiveness of modern universities in the face of increasing global competition in the education market, reviews the activities of the Government to ensure the achievement of the strategic objectives of the Russian Federation development for the period up to 2020 in higher education, defi nes trends in requirements for the competences of certain categories of university staff , provides data on the auxiliaries staff of universities across the country, discusses diff erent points of view on the role of auxiliaries staff in the university functioning, identifi es the main control problems of auxiliaries staff.
globalization of higher education, innovative development of the Russian Federation, the auxiliaries staff of universities.
С каждым годом накал борьбы на международном рынке образовательных услуг возрастает, выдвигая, таким образом, более жесткие требования к образовательным организациям высшего образования. Это вынуждает переосмысливать стратегию развития системы высшего образования. Руководством страны было принято решение о проведении м асштабной реструктуризации высшего образования за счет укрупнения вузов, расширения и усиления исследовательской базы университетов, создания прочной и эффективной кооперации с лидерами сектора реальной экономики и научно-исследовательскими организациями [1].
В конце 2011 г. Правительство РФ утвердило Программу стратегического развития страны, в которой особо была отмечена необходимость деятельности по формированию условий инновационного развития страны: «…целенаправленная работа по развитию компетенций в сфере исследований и разработок, а также мотиваций к инновациям в российских образовательных учреждениях» [1].
В 2012 г. на основании Указа Президента РФ была принята Программа «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [2]. Правительством был разработан План мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» [3]. На основании единых федеральных требований во всех регионах Российской Федерации была составлена система «дорожных карт» развития образования. В 2015 г. Распоряжением от 6 марта 2015 г. № 373-р План реализации в 2015–2016 гг. Стратегии инновационного развития России был уточнен [4].
Поставленные Правительством задачи определяют одним из способов их решения преобразование университетов в современные научно-исследовательские центры, конкурентоспособные на глобальном уровне. Для реализации поставленных задач только в 2015 г. в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. было выделено на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации на 2015 г. — 10,5 млрд руб., на 2016 г. — 12,5 млрд руб. [5].
В целях укрупнения вузов по результатам мониторинга эффективности только в 2012–2014 гг. Минобрнауки России реорганизован 21 подведомственный вуз, ликвидировано 164 филиала вузов; изданы приказы о реорганизации 10 вузов и ликвидации 108 филиалов вузов в 2015 г. По представлениям вузов около 100 филиалов планируется к ликвидации до 2017 г. [5].
1. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda. (Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 8 dekabrya 2011 g. N 2227-r) [The Russian Federation Innovative Development Strategy for the period up to 2020. (Approved by Decree of the Government of the Russian Federation dated December 8, 2011 N 2227-p)]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=123444 (accessed 14 May 2015).
2. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g. №599 “O merakh po realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti obrazovaniya i nauki” [Presidential Decree of May 7, 2012 # 599 “On measures to implement the state policy in the sphere of education and science”]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/15236 (accessed: 16 May 2015)
3. Plan meropriyatiy po razvitiyu vedushchikh universitetov, predusmatrivayushchikh povyshenie ikh konkurentosposobnosti sredi vedushchikh mirovykh nauchno-obrazovatel’nykh tsentrov, utverzhdennyy rasporyazheniem Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 oktyabrya 2012 g. N 2006-r (Sobranie zakonodatel’stva Rossiyskoy Federatsii, 2012, N 45, st. 6288; 2013, N 2, st. 117) [The Action Plan for the development of the leading universities in providing their competitiveness among the world’s leading scientific and educational centers, as approved by the Federal Government on October 29, 2012 N 2006-r (Collection of the legislation of the Russian Federation, 2012, N 45, Art. 6288, 2013, N 2, Article 117)]. Available at:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=195286;dst=0;rnd=189271.27339124327249853;SRDSMODE=QSP_GENERAL;SEARCHPLUS=%EE%F2%2029%20%EE%EA%F2%FF%E1%F0%FF%202012%20%E3.%20N%202006-%F0%20;EXCL=PBUN%2CQSBO%2CKRBO%2CPKBO;SRD=true;ts=10465841311892719255222279891449 (accessed 26 March 2016)
4. Rasporyazhenie ot 6 marta 2015 goda №373-r. Plan realizatsii v 2015-2016 godakh Strategii innovatsionnogo razvitiya Rossii (v redaktsii ot 29.12.2015) [Order of March 6, 2015 № 373-p. Plan implementation in 2015-2016 Russian Innovative Development Strategy (updated 12/29/2015)]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176415/d88d03845738ae15859c26ea90b5cb9ce88c8391/ (accessed 16 March 2016)
5. Tezisy vystupleniya Ministra obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii D.V. Livanova na kollegii Minobrnauki Rossii «Ob itogakh deyatel’nosti Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii v 2015 godu i zadachakh na 2016 god» [Summary of Remarks by Russian Minister of Education and Science of the DV Livanov at the board Ministry of Education of Russia “On the results of activity of the Russian Federation Ministry of Education and Science in 2015 and tasks for 2016”]. Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/7951/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/7178/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%BE%D0%B1%20%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%85%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%202015%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83.pdf (accessed 27 March 2016)
6. Osipova O.S., Sakharova N.V., Smirnova M.E. Novye podkhody k organizatsii i oplate truda uchebno-vspomogatel’nogo personala v sisteme vysshego obrazovaniya [New approaches to the organization and remuneration of teaching and support staff in higher education]. Moscow, «Onebook.ru» Publ., 2015. 258 p.
7. Rasporyazhenie Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 30 aprelya 2014 goda № 722-r «Izmeneniya v otraslyakh sotsial’noy sfery, napravlennye na povyshenie effektivnosti obrazovaniya i nauki» [Decree of the Russian Federation from April 30, 2014 № 722-p “Changes in the social sectors, to improve the effectiveness of education and science»]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70550418/ (accessed 15 May 2015)
8. Shmidt Yu.D., Kupera A.V. Stimulirovanie truda professorskoprepodavatel’skogo i uchebno-vspomogatel’nogo personala vuza [Stimulating labor faculty and teaching and support staff of the university]. Universitetskoe upravlenie [University Management]. 2006, I. 6, pp. 85-89.
9. Shirokova Yu. Kriterii otsenki truda uchebno-vspomogatel’nogo personala vysshego uchebnogo zavedeniya [Criteria for performance evaluation of teaching and support staff of higher educational establishments]. Kadrovik. Kadrovyy menedzhment (upravlenie personalom) [Personnel. Human Resource Management (Human Resource Management)]. 2013, I. 5, pp. 100-104.
10. Mitina O.V., I.A. Bedrachuk Raznoobrazie podkhodov k material’nomu stimulirovaniyu personala s tsel’yu povysheniya rezul’tativnosti deyatel’nosti vuza [variety of approaches to the financial incentives for staff to improve the efficiency of the university]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis]. 2012, I. 4 (80), pp. 64-72.
11. Drezinskiy K.S. Sravnitel’nyy analiz metodik rascheta chislennosti uchebno-vspomogatel’nogo personala kafedr vuza (na primere Peterburgskogo Gosudarstvennogo universiteta putey soobshcheniya) [Comparative analysis of methods for calculating the number of teaching and support staff, university departments (for example, the St. Petersburg State University of Railways)]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of Petersburg Transport University]. 2006, I. 1, pp.14-19.
12. Solovova N.V. Professional’naya deyatel’nost’ metodista vuza [Professional activity methodist university]. Vestnik SamGU [Vestnik of SSU]. 2010, I. 3 (77), pp. 202-206.
13. Mineva O.K. Normirovanie i oplata truda v sisteme upravleniya personalom vysshikh uchebnykh zavedeniy [Measurement and remuneration in the personnel management system of higher education]. Available at: http://www.dissercat.com/content/normirovanie-i-oplata-truda-v-sisteme-upravleniya-personalom-vysshikh-uchebnykh-zavedenii. (accessed 30 May 2015).
14. Pekarnikova M.M. Model’ upravleniya personalom v kontseptsii innovatsionnogo razvitiya vuzov [Personnel management model in the conception of innovative development of higher education institutions]. Available at: http://www.dissercat.com/content/model-upravleniya-personalom-v-kontseptsii-innovatsionnogo-razvitiya-vuzov (accessed 30 March 2016).
15. Ozernikova T.G., Zhiperina E.A. Znachenie otsenki kompetentsiy personala v sisteme vysshego obrazovaniya [Value assessment of staff competencies in higher education]. Upravlenie chelovecheskimi resursami v usloviyakh modernizatsii ekonomiki: materialy internet-konf. chetvertogo Baykal’skogo kadrovogo foruma [Human Resource Management in the modernization of the economy: materials online Conf. Fourth Baikal HR Forum]. Irkutsk, 2012, pp. 206-211.
16. Popovskaya M.N. Osobennosti pravovogo regulirovaniya trudovykh otnosheniy uchebno-vspomogatel’nogo personala vuzov [Features of legal regulation of labor relations of teaching and support staff of universities]. Kadrovik [Personnel]. 2014, I. 10, pp. 37-43.