ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются ключевые факторы влияния внешней и внутренней среды на функционирование российских вузов, направления повышения конкурентоспособности современных университетов в условиях возрастающей глобальной конкуренции на рынке образовательных услуг, рассматривается деятельность исполнительной власти государства по обеспечению достижения стратегических целей развития Российской Федерации на период до 2020 года в сфере высшего образования, определяются тенденции изменения требований к компетенциям отдельных категорий работников вузов, приводятся количественные данные по учебно-вспомогательному персоналу вузов в масштабах страны, рассматриваются различные точки зрения на роль учебно-вспомогательного персонала в функционировании вуза, определяются основные проблемы управления учебно-вспомогательным персоналом.

Ключевые слова:
глобализация высшего образования, инновационное развитие Российской Федерации, учебно-вспомогательный персонал образовательных организаций высшего образования.
Текст

С каждым годом накал борьбы на международном рынке образовательных услуг возрастает, выдвигая, таким образом, более жесткие требования к образовательным организациям высшего образования. Это вынуждает переосмысливать стратегию развития системы высшего образования. Руководством страны было принято решение о проведении м асштабной реструктуризации высшего образования за счет укрупнения вузов, расширения и усиления исследовательской базы университетов, создания прочной и эффективной кооперации с лидерами сектора реальной экономики и научно-исследовательскими организациями [1].

В конце 2011 г. Правительство РФ утвердило Программу стратегического развития страны, в которой особо была отмечена необходимость деятельности по формированию условий инновационного развития страны: «…целенаправленная работа по развитию компетенций в сфере исследований и разработок, а также мотиваций к инновациям в российских образовательных учреждениях» [1].

В 2012 г. на основании Указа Президента РФ была принята Программа «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [2].  Правительством был разработан План мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» [3]. На основании единых федеральных требований во всех регионах Российской Федерации была составлена система «дорожных карт» развития образования. В 2015 г. Распоряжением от 6 марта 2015 г. № 373-р План реализации в 2015–2016 гг. Стратегии инновационного развития России был уточнен [4].

Поставленные Правительством задачи определяют одним из способов их решения преобразование университетов в современные научно-исследовательские центры, конкурентоспособные на глобальном уровне. Для реализации поставленных задач только в 2015 г. в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. было выделено на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации на 2015 г. — 10,5 млрд руб., на 2016 г. — 12,5 млрд руб. [5].

В целях укрупнения вузов по результатам мониторинга эффективности только в 2012–2014 гг. Минобрнауки России реорганизован 21 подведомственный вуз, ликвидировано 164 филиала вузов; изданы приказы о реорганизации 10 вузов и ликвидации 108 филиалов вузов в 2015 г. По представлениям вузов около 100 филиалов планируется к ликвидации до 2017 г. [5].

Список литературы

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) [Электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=123444 (дата обращения: 14.05.2015).

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15236 (дата обращения: 16.05.2015).

3. План мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2012 г. № 2006-р (Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 45. - Ст. 6288; 2013. - № 2. - Ст. 117) [Электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=195286;dst=0;rnd=189271.27339124327249853;SRDSMODE=QSP_GENERAL;SEARCHPLUS=%EE%F2%2029%20%EE%EA%F2%FF%E1%F0%FF%202012%20%E3.%20N%202006-%F0%20;EXCL=PBUN%2CQSBO%2CKRBO%2CPKBO;SRD=true;ts=10465841311892719255222279891449 (дата обращения: 26.03.2016).

4. Распоряжение от 6 марта 2015 г. № 373-р. План реализации в 2015-2016 годах Стратегии инновационного развития России (в ред. от 29.12.2015) [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176415/d88d03845738ae15859c26ea90b5cb9ce88c8391/ (дата обращения: 16.03.2016).

5. Тезисы выступления Министра образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанова на коллегии Минобрнауки России «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2015 году и задачах на 2016 год» [Электронный ресурс] // URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/7951/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/7178/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%BE%D0%B1%20%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%85%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%202015%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83.pdf (дата обращения: 27.03.2016).

6. Осипова О.С. Новые подходы к организации и оплате труда учебно-вспомогательного персонала в системе высшего образования [Текст] / О.С. Осипова, Н.В. Сахарова, М.Е. Смирнова; под общ. ред. О.С. Осиповой. - М.: Onebook.ru, 2015. - 258 с.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 722-р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70550418/ (дата обращения: 15.05.2015)

8. Шмидт Ю.Д. Стимулирование труда профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала вуза [Текст] / Ю.Д. Шмидт, А.В. Купера // Университетское управление. - 2006. - № 6 - С. 85-89.

9. Широкова Ю. Критерии оценки труда учебно-вспомогательного персонала высшего учебного заведения [Текст] / Ю. Широкова // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). - 2013. - № 5. - С. 100-104.

10. Митина О.В. Разнообразие подходов к материальному стимулированию персонала с целью повышения результативности деятельности вуза [Текст] / О.В. Митина, И.А. Бедрачук // Университетское управление: практика и анализ. - 2012. - № 4 (80). - С. 64-72.

11. Дрезинский К.С. Сравнительный анализ методик расчета численности учебно-вспомогательного персонала кафедр вуза (на примере Петербургского Государственного университета путей сообщения) [Текст] / К.С. Дрезинский // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2006. - № 1. - С. 14-19.

12. Соловова Н.В. Профессиональная деятельность методиста вуза [Текст] / Н.В. Соловова // Вестник СамГУ. - 2010. - № 3 (77). - С. 202-206.

13. Минева О.К. Нормирование и оплата труда в системе управления персоналом высших учебных заведений [Электронный ресурс] // URL: http://www.dissercat.com/content/normirovanie-i-oplata-truda-v-sisteme-upravleniyapersonalom-vysshikh-uchebnykh-zavedenii (дата обращения: 30.05.2015).

14. Пекарникова М.М. Модель управления персоналом в концепции инновационного развития вузов [Электронный ресурс] // URL: http://www.dissercat.com/content/modelupravleniya-personalom-v-kontseptsii-innovatsionnogorazvitiya-vuzov (дата обращения: 30.03.2016).

15. Озерникова Т.Г. Значение оценки компетенций персонала в системе высшего образования [Текст] / Т.Г. Озерникова, Е.А. Жиперина // Управление человеческими ресурсами в условиях модернизации экономики: материалы интернет-конф. четвертого Байкальского кадрового форума. - Иркутск, 2012. - С. 206-211.

16. Поповская М.Н. Особенности правового регулирования трудовых отношений учебно-вспомогательного персонала вузов [Текст] / М.Н. Поповская // Кадровик. - 2014. - № 10. - С. 37-43.

Войти или Создать
* Забыли пароль?