The article analyzes the continuous education of employees of the penal correction system as a component of the educational policy of Russian education. Continuing education is primarily related to adult education and professional training of specialists during their working lives. The implementation of digital economy programs in various fields of professional activity, the use of information technologies in society, in turn, necessitate the transformation of educational practice technologies and continuous education of the personality of employees of the penal correction system. The stages of continuing education are systematized. The necessity of using distance learning technologies and e-learning technologies in the context of digitalization to ensure the continuity of professional education is noted.; the importance of using mobile learning technologies, gaming techniques on special educational platforms – gamification, artificial intelligence technologies, electronic information and educational environments, multimedia and interactive technologies, etc. The expediency of conducting regular monitoring of the formation of competencies of employees of the penal enforcement system is determined. The relevance of the formation of a personality's education and the disclosure of a specialist's abilities in the dynamics of performance of official activities is emphasized. The development of continuing education makes it possible to implement modern educational practices, flexibly approach the choice of vocational education technologies, take into account individual learning trajectories for employees of the penal correction system, and reveal the abilities of individual specialists in the dynamics of professionalization. The vector of continuity of education as a paradigm of professional training of employees of the penal correction system highlights the acquisition of relevant professional competencies that ensure the success and effectiveness of their professional activities, reduce staff turnover, unleash the professional and personal potential of employees, and improve their quality of life.
continuing education, adult education, self-education, personal education, digital transformation, professional competencies, additional professional education, distance educational technologies, an employee of the penal enforcement system, professional and personal development, professional success
Введение. Образование всегда, на различных этапах развития общества, являлось стратегическим ориентиром в деятельности любого государства, определяя его экономические, политические, социальные, культурные векторы развития. И концепция непрерывного образования, берущая точку отсчета, по мнению исследователей, в конце 60-хх годах XX века, в настоящее время, в условиях цифровой трансформации науки и образования, приобретает новый формат учебного взаимодействия, смыслового наполнения и реализации в деятельности личности и организаций [7]. Непрерывное образование связывается, прежде всего, с образованием взрослых, профессиональной подготовкой специалистов в течение трудовой жизни и т.п. Еще Л.И. Анцыферова справедливо отмечала, что период зрелой личности не может рассматриваться как уже конечное состояние психологического и профессионального развития, тем более именно в период взрослости различные когнитивные и интеллектуальные процессы приобретают новые черты во взаимосвязи с мотивационной, волевой, эмоциональной сферами личности [3]. А сегодня, тем более, повсеместное использование цифровых технологий в различных видах игровой, учебной, профессиональной деятельности напрямую отражает результаты, намечает актуальную зону ближайшего развития имеющихся знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций, определяет качество развития личности и качество трудовой жизни профессионала в динамике жизненного пути.
Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, одной из ключевых целей для российского государства сегодня является реализация цифровой трансформации науки, образования, производства и, если шире – общества в целом [17]. Поэтому в современной научной литературе и в средствах массовой информации нередко можно встретить словосочетания «цифровое общество», «информационное общество», «цифровая экономика», «цифровое образование» и ряд других. В формирующемся информационном обществе знание как таковое приобретает еще более значимую роль и оно при этом может выступать не только средством достижения тех и или иных целей, но и самой целью, в рамках получения образования в течение всей жизни. Реализация программ цифровой экономики в различных сферах профессиональной деятельности, использование информационных технологий в обществе обусловливают, в свою очередь, необходимость трансформации технологий образовательной практики и непрерывного образования личности специалиста. Можно с уверенностью говорить о том, что в условиях цифровизации общества непрерывное образование является одной из составляющих образовательной политики российского образования в целом.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее – УИС) на период до 2030 года подразумевает, что повышение эффективности и качества деятельности УИС, оптимизация и совершенствование организации работы, обеспечение безопасности сотрудников и граждан в условиях цифровой трансформации определяется наличием ее кадрового потенциала, специалистов высокой квалификации, мотивированных на выполнение успешной и результативной служебной деятельности в динамике профессиональной жизни [12]. Соответственно, высокий уровень профессиональной подготовки, образованности, значимых для службы профессиональных компетенций, цифровой культуры у сотрудников УИС представляется необходимым и важным для успешного выполнения должностных обязанностей [14].
Подчеркнем, что, хотя научных публикаций по вопросам совершенствования непрерывного образования достаточно немало, но к настоящему времени, применительно к деятельности УИС, можно отметить их определенный дефицит [6, 10, 13, 19]. Отметим наиболее значимые и перспективные аспекты непрерывного профессионального образования, в контексте психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях цифровой трансформации.
Непрерывное образование сотрудников УИС, в системном ключе, может выстраиваться, в динамике профессиональной карьеры, путем реализации психолого-педагогических мероприятий по следующим этапам: пропедевтический – подразумевающий профориентационную работу с обучающимися на предмет возможной службы и выстраивания карьеры в УИС; основной этап – связан с получением образования и формирования необходимых знаний, умений, навыков в ходе получения высшего образования; дополнительный (самый протяженный этап по времени) – связан с развитием личности профессионала, выполнением служебной деятельности, реализацией основных аспектов непрерывного образования и сопровождения профессиональной деятельности специалистов [1, 13, 18].
Непрерывность профессионального образования сотрудников УИС обеспечивается сегодня возможностью применения дистанционных образовательных технологий и технологий электронного обучения в условиях цифровизации. К примеру, в ФКУ «Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний» функционирует отдел стажировки и дистанционного обучения центра развития информационных технологий, который имеет большой опыт в разработке электронных учебников, аудиовизуальных пособий в контексте повышения квалификации сотрудников УИС по вопросам эффективного применения программных средств и информационных систем в учреждениях УИС. Аудиовизуальные пособия и электронные учебники обеспечивают не только наглядность и на этой основе достаточно быстрое усвоение учебного материала, но и доступность изложения, разноплановость и информационную насыщенность освещаемых вопросов, тем и разделов курса.
В условиях цифровой трансформации общества меняются и дополняются векторы непрерывного профессионального образования сотрудников УИС. Как справедливо подчеркивается исследователями, сегодня цифровое пространство определяет дополнительные горизонты развития образовательной практики, среди которых, например, использование технологий мобильного обучения, игровых методик на специальных образовательных платформых – геймификации, технологий искусственного интеллекта, электронных информационно-образовательных сред, мультимедийных и интерактивных технологий и др. [5, 8 , 9, 11].
При выстраивании программ обучения в рамках непрерывного образования важно регулярно осуществлять мониторинг сформированности компетенций сотрудников УИС, что позволит, при необходимости, скорректировать содержание тем учебных дисциплин, контрольно-измерительных материалов, разработать индивидуальные траектории освоения курса для обучающихся. Необходимые направления работы в ведомстве, связанные с непрерывным образованием, можно считать следующие: анализ изменений профессионального состава сотрудников, с учетом квалификационных требований, требований профессиональных стандартов; выявление тех должностей в учреждениях УИС, для которых сотрудники должны пройти своевременное обучение с целью формирования актуальных знаний, умений, навыков, компетенций; повышение качества усвоения программ непрерывного профессионального образования по направлениям выполнения служебных задач в УИС [20].
С концепцией непрерывного образования сегодня связывается не только получение образования по формальному признаку, но и формирование образованности личности человека и профессионала, которая представляет собой совокупность таких компонентов, как знание о выстраивании профессиональных межличностных отношениях и выполнение социальных ролей в обществе; умение пользоваться полученным знанием в жизни, в различных видах деятельности и жизнеобеспечения; наличие профессионально-личностных качеств, обеспечивающих успешность трудовой деятельности и обусловливающих проявление профессиональной компетентности и самореализацию в принципе [4, 15].
Кроме того, современные исследования различных аспектов непрерывного профессионального образования позволяют сделать вывод о том, что совершенствование методологии непрерывного профессионального образования должно опираться на междисциплинарные связи и современные цифровые технологии обеспечения образовательной деятельности. И, конечно, непрерывное образование следует понимать методологически шире – в разрезе развития личности, раскрытия способностей специалиста в динамике выполнения профессиональной деятельности. Профессионально-личностный опыт сотрудника УИС является необходимой подготовительной основой для формирования и развития актуальных профессиональных компетенций, что, в свою очередь, определяет готовность к самообразованию личности в принципе, в динамике жизни и в профессии целом [2, 7].
С методологической точки зрения также подчеркнем, что исследования профессионально важных качеств и профессиональных компетенций специалистов находятся в плоскости пересечения как подхода профессионально важных качеств личности специалистов, так и в плоскости компетентностного подхода. В рамках нашего обзора не стоит задача определения дефиниций данных феноменов, так как это достаточно трудоемкая методологическая задача и акцент в этом смысле мы делаем акцент на знаниях, умениях, навыках, компетенциях – тех профессионально-значимых характеристиках субъекта труда, которые обеспечивают выполнение служебной деятельности с достаточным уровнем результативности, качества, успешности и задают ориентир для дальнейшего формата реализации непрерывного образования [16].
Система непрерывного образования сотрудников УИС и технологии профессионального обучения включают в себя, как правило, общую структуру образовательной деятельности, перечень моделей обучения и форматов обучения, средства контроля сформированности профессиональных компетенций. Методологически обучение выстраивается, опираясь на принципы преемственности и непрерывности в образовании; учета трудоемкости учебного материала, ориентированного на зону ближайшего развития; качество субъектно-личностного учебного взаимодействия.
Осмысление феномена непрерывного профессионального образования позволяет оценить и учитывать образовательные возможности для специалистов на различных этапах жизненного и профессионального пути. Развитие непрерывного образования позволяет реализовывать современные образовательные практики, гибко подходить к выбору технологий профессионального образования, проводить учет индивидуальных траекторий обучения для сотрудников УИС, раскрывать способности личности специалистов в динамике профессионализации.
Выводы. В условиях цифровой трансформации общества, внедрения информационных технологий в различные виды труда требования к профессиональной компетентности сотрудников УИС, конечно, также трансформируются. И сегодня непрерывное профессиональное образование направлено, в целом, на профессионально-личностное развитие сотрудника УИС, повышение его квалификации, формирование высококвалифицированных кадров для уголовно-исполнительной системы. Непрерывное образование, являясь частью образовательной политики российского образования, обеспечивает формирование человеческого интеллектуального капитала, обеспечивающего развитие личности и государства. Вектор непрерывности образования как парадигма профессиональной подготовки сотрудников УИС выдвигает на первый план овладение актуальными профессиональными компетенциями, обеспечивающими успешность и эффективность выполнения служебной деятельности, снижение текучести кадрового состава, раскрытие профессионально-личностного потенциала сотрудников, повышение показателей их качества жизни. Достижение высокого уровня профессиональной подготовки сотрудниками УИС путем реализации программ и направлений непрерывного профессионального образования способствует, в том числе, и формированию положительного имиджа и репутации УИС, повышению привлекательности и конкурентноспособности Федеральной службы исполнения наказаний как серьезного работодателя на рынке труда, обеспечивающего гарантии, социальную защищенность, профессиональное развитие своих сотрудников при выполнении служебной деятельности.
1. Andreeva G.B. Razvitie sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v Institute Akademii FSIN Rossii: opyt i perspektivy [Development of the continuing education system at the Institute of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia: experience and prospects]. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya: kompetencii, tekhnologii, kadry. Sbornik materialov nauchno-metodicheskoj konferencii, Ryazan', 21-22 marta 2019 goda [Current trends in the development of education: competencies, technologies, personnel. Collection of materials of the scientific and methodological conference, Ryazan, March 21-22, 2019]. Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Publ., 2019, pp. 14-18. (in Russian)
2. Antonovskij A.V. Sovershenstvovanie metodologii nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Improving the methodology of continuing professional education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher Education], 2016, no. 4, pp. 31-42. (in Russian)
3. Ancyferova L.I. Psihologicheskie zakonomernosti razvitiya lichnosti vzroslogo cheloveka i problema nepreryvnogo obrazovaniya [Psychological patterns of adult personality development and the problem of continuing education]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal], 1980, Tom 1, no. 2, pp. 52-60. (in Russian)
4. Bashun O.V., Proshina I.I. Problemy i perspektivy nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh [Problems and prospects of continuing adult education]. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2016, no. 3, pp. 20-24. (in Russian)
5. Vahnina V.V. Formirovanie cifrovyh kompetencij rukovoditelej organov vnutrennih del v processe professional'noj podgotovki [Formation of digital competencies of heads of internal affairs bodies in the process of professional training]. Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. Sbornik tezisov vystuplenij i dokladov uchastnikov V Mezhdunarodnogo penitenciarnogo foruma, priurochennogo k provedeniyu v 2021 godu v Rossijskoj Federacii goda nauki i tekhnologij, Ryazan', 17-19 noyabrya 2021 goda [Crime, punishment, correction. Collection of abstracts of speeches and reports of participants of the V International Penitentiary Forum dedicated to the Year of Science and Technology in the Russian Federation in 2021, Ryazan, November 17-19, 2021]. Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Publ., 2021, pp. 141-144. (in Russian)
6. Ganishina I.S. Perspektivy razvitiya vysshego i dopolnitel'nogo obrazovaniya v Federal'noj sluzhbe ispolneniya nakazanij [Prospects for the development of higher and additional education in the Federal Penitentiary Service]. Antropocentricheskie nauki: innovacionnyj vzglyad na obrazovanie i razvitie lichnosti. Materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Voronezh, 19-20 aprelya 2021 goda [Anthropocentric sciences: an innovative view on education and personal development. Proceedings of the XIV International Scientific and Practical Conference, Voronezh, April 19-20, 2021]. Voronezh: Izdatel'sko-poligraficheskij centr «Nauchnaya kniga» Publ., 2021, pp. 25-28. (in Russian)
7. Zajceva O.V. Nepreryvnoe obrazovanie: osnovnye ponyatie i opredeleniya [Continuing education: basic concepts and definitions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University], 2009, no. 7 (85), pp. 106-109. (in Russian)
8. Zautorova E.V., Kevlya F.I. Izuchenie urovnya razvitiya potrebnosti k samoobrazovaniyu u budushchih sotrudnikov FSIN Rossii [Study of the level of development of the need for self-education among future employees of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Social'no-politicheskie issledovaniya [Socio-political research], 2022, no. 1 (14), pp. 141-155. (in Russian)
9. Karabanov R.M. Voprosy formirovaniya cifrovyh kompetencij budushchih specialistov ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij [Issues of formation of digital competencies of future specialists of penal enforcement inspections]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Bulletin of the penal system], 2024, no. 3 (262), pp. 37-44. (in Russian)
10. Kiselev M.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya professional'noj podgotovki sotrudnikov penitenciarnyh uchrezhdenij v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: dis. …kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions of professional training of employees of penitentiary institutions in the system of continuing education: dissertation of the candidate of psychological sciences]. Tomsk, 2007, 175 p. (in Russian)
11. Mal'ceva T.V., Ul'yanova I.V., Mihajlova V.K., Russkova YU.N., Rodin V.F. Interaktivnye tekhnologii obucheniya kak sredstvo formirovaniya professional'nyh kompetencij u kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii: monografiya [Interactive learning technologies as a means of forming professional competencies among cadets of educational organizations The Ministry of Internal Affairs of Russia: monograph]. Ryazan': IP Konyahin A.V. Publ., 2018, 260 p. (in Russian)
12. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.04.2021 № 1138-r (red. ot 27.05.2023) «O Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Decree of the Government of the Russian Federation dated 04/29/2021 № 1138-r (as amended on 05/27/2023) «On the Concept of the Development of the Penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030»]. Access mode: http://www.consultant.ru/ (accessed 11 May 2025). (in Russian)
13. Rezinkina L.V., Novikov A.V., Dikopol'cev D.E. Samorazvitie sotrudnika FSIN Rossii – osnovopolagayushchij kriterij nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Self–development of an employee of the Federal Penitentiary Service of Russia is a fundamental criterion for continuing professional education]. Pedagogicheskij zhurnal [Pedagogical Journal], 2021, Tom 11, no. 3-1, pp. 147-157. (in Russian)
14. Reznikov D.A., Rossihina L.V. Sovershenstvovanie professional'noj podgotovki kak vazhnyj faktor dostizheniya celej koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy do 2030 goda [Improving professional training as an important factor in achieving the goals of the concept for the development of the penal system until 2030]. Aktual'nye problemy deyatel'nosti podrazdelenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Voronezh, 24 oktyabrya 2024 goda [Actual problems of the activities of the units of the penal system. Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Voronezh, October 24 In 2024]. Voronezh: OOO «Izdatel'sko-poligraficheskij centr «Nauchnaya kniga» Publ., 2024, pp. 144-145. (in Russian)
15. Serikov G.N. Social'no znachimaya obrazovannost' kak perspektivnaya cel' obrazovaniya cheloveka [Socially significant education as a promising goal of human education]. Vestnik YUzhno-Ural'skogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of the South Ural University. Series: Education. Pedagogical sciences], 2015. Tom 7. № 1, pp. 47-56. (in Russian)
16. Tolochek V.A. Kompetentnostnyj podhod i PVK-podhod: vozmozhnosti i ogranicheniya [Competence approach and professionally important qualities approach: opportunities and limitations]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psihologiya [Bulletin of St. Petersburg University. Psychology], 2019, Tom 9, no. 2, pp. 123-137. (in Russian)
17. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2024 № 309 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda» [Decree of the President of the Russian Federation dated 05/07/2024 № 309 «On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036]. Access mode: http://www.consultant.ru/ (accessed 11 May 2025). (in Russian)
18. CHistova N.G., Narinyan A.A., CHistov R.S. K voprosu o roli dopolnitel'nogo obrazovaniya i proforientacii v formirovanii chelovecheskogo kapitala [On the role of additional education and career guidance in the formation of human capital]. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota [Proceedings of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet], 2025. no. 1 (71), pp. 10-20. (in Russian)
19. SHamsunov A.A. Organizaciya nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya sotrudnikov kak osnova sovershenstvovaniya kadrovogo obespecheniya organov i uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Organization of continuous professional education of employees as a basis for improving the staffing of bodies and institutions of the penal system]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2008, no. 12 (66), pp. 46-52. (in Russian)
20. SHukaeva E.S. Aktual'nye podhody k podderzhaniyu vysokogo professional'nogo urovnya sotrudnikov UIS, ispol'zuyushchih sovremennye programmnye sredstva i informacionnye sistemy [Current approaches to maintaining a high professional level of employees of the penal correction system using modern software and information systems]. Informatizaciya i tekhnicheskoe obespechenie ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii: problemy, resheniya i perspektivy razvitiya. Materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tver', 3-4 oktyabrya 2024 goda [Informatization and technical support of the penal enforcement system of the Russian Federation: problems, solutions and development prospects. Materials III All-Russian Scientific and Practical Conference, Tver, October 3-4 In 2024]. Tver': Nauchno-issledovatel'skij institut informacionnyh tekhnologij Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Publ., 2024, pp. 50-53. (in Russian)



