Россия
Социальная успешность является интегральной характеристикой современного человека. Младший школьный возраст характеризуется не только учебной деятельностью и освоением новых социальных ролей, но и формированием таких качеств личности как саморефлексия, самооценка, самопрезентация. Самооценка как представление человека о себе в сопоставлении с окружающими, является важной составляющей социальной успешности и определяет социальное будущее взрослеющей личности. В статье автор акцентирует внимание на теоретическом анализе понятий «социальная успешность» и «самооценка» применительно к младшему школьному возрасту. Эмпирическая часть статьи посвящена исследованию взаимосвязи самооценки с успеваемостью младших школьников, а также влиянию детско-родительских и межличностных отношений в коллективе на представление личности о себе. Также в статье представлена авторская программа по формированию социальной успешности обучающихся младшего школьного возраста.
Дети младшего школьного возраста, глобальный ребенок, коллективный способ обучения, мотивация учебной деятельности, образовательная среда, самооценка, социальная успешность
1. Аджиева А.И., Пятунина В.М. Особенности поведения подростков / А.И. Аджиева, В.М. Пятунина // Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. Карачаевск. 2020. С. 3-8. EDN: https://elibrary.ru/EACRBI
2. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология .2011. №11. С. 54-65. EDN: https://elibrary.ru/NXNPJV
3. Витушкина Э.В. Роль учителя в формировании самооценки младшего школьника / Э.В. Витушкина // Начальная школа. 2013. №1. С.45-50. EDN: https://elibrary.ru/RTXCHB
4. Казакавова Д.Х. Роль семьи в формировании самооценки младшего школьника, как важного элемента процесса самопознания / Д.Х. Казакавова // Вопросы педагогики. 2021. № 12-1. С. 164-167. EDN: https://elibrary.ru/HXDXLQ
5. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт. сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. Москва: Российский учебник, 2019. 76 [4] c.
6. Кузнецова М.С. Влияние самооценки родителей на формирование самооценки младшего школьника / М.С. Кузнецова // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 53. С. 229-235. EDN: https://elibrary.ru/OYCKAH
7. Макеева Т. В. Гуманистическая позиция учителя в сфере оказания педагогической поддержки школьникам / Т. В. Макеева // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1(34). С. 95-97. DOI: https://doi.org/10.17116/stomat20189706134; EDN: https://elibrary.ru/PYAYWJ
8. Макеева Т. В. Глобальный ребенок в контексте социализации личности / Т. В. Макеева // Психология деструктивного поведения: Факторы риска и профилактика: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 19 мая 2023 года / Под научной редакцией И.Ю. Тархановой. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2023. С. 101-109. EDN: https://elibrary.ru/QIKFEN
9. Пятунина В.М. Учет гендерной и возрастной специфики в процессе формирования социальной успешности взрослеющей личности / В.М. Пятунина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 1-1. С. 238-240. EDN: https://elibrary.ru/OYEBUL
10. Шалагинова К.С. Проблема влияния успешности в учебной деятельности на самооценку младших школьников / К.С. Шалагинова // Мир педагогики и психологии. 2020. № 3 (44). С. 126-134. EDN: https://elibrary.ru/DIOHMR



