ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Социальная успешность является интегральной характеристикой современного человека. Младший школьный возраст характеризуется не только учебной деятельностью и освоением новых социальных ролей, но и формированием таких качеств личности как саморефлексия, самооценка, самопрезентация. Самооценка как представление человека о себе в сопоставлении с окружающими, является важной составляющей социальной успешности и определяет социальное будущее взрослеющей личности. В статье автор акцентирует внимание на теоретическом анализе понятий «социальная успешность» и «самооценка» применительно к младшему школьному возрасту. Эмпирическая часть статьи посвящена исследованию взаимосвязи самооценки с успеваемостью младших школьников, а также влиянию детско-родительских и межличностных отношений в коллективе на представление личности о себе. Также в статье представлена авторская программа по формированию социальной успешности обучающихся младшего школьного возраста.

Ключевые слова:
Дети младшего школьного возраста, глобальный ребенок, коллективный способ обучения, мотивация учебной деятельности, образовательная среда, самооценка, социальная успешность
Список литературы

1. Аджиева А.И., Пятунина В.М. Особенности поведения подростков / А.И. Аджиева, В.М. Пятунина // Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. Карачаевск. 2020. С. 3-8. EDN: https://elibrary.ru/EACRBI

2. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология .2011. №11. С. 54-65. EDN: https://elibrary.ru/NXNPJV

3. Витушкина Э.В. Роль учителя в формировании самооценки младшего школьника / Э.В. Витушкина // Начальная школа. 2013. №1. С.45-50. EDN: https://elibrary.ru/RTXCHB

4. Казакавова Д.Х. Роль семьи в формировании самооценки младшего школьника, как важного элемента процесса самопознания / Д.Х. Казакавова // Вопросы педагогики. 2021. № 12-1. С. 164-167. EDN: https://elibrary.ru/HXDXLQ

5. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт. сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. Москва: Российский учебник, 2019. 76 [4] c.

6. Кузнецова М.С. Влияние самооценки родителей на формирование самооценки младшего школьника / М.С. Кузнецова // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 53. С. 229-235. EDN: https://elibrary.ru/OYCKAH

7. Макеева Т. В. Гуманистическая позиция учителя в сфере оказания педагогической поддержки школьникам / Т. В. Макеева // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1(34). С. 95-97. DOI: https://doi.org/10.17116/stomat20189706134; EDN: https://elibrary.ru/PYAYWJ

8. Макеева Т. В. Глобальный ребенок в контексте социализации личности / Т. В. Макеева // Психология деструктивного поведения: Факторы риска и профилактика: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 19 мая 2023 года / Под научной редакцией И.Ю. Тархановой. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2023. С. 101-109. EDN: https://elibrary.ru/QIKFEN

9. Пятунина В.М. Учет гендерной и возрастной специфики в процессе формирования социальной успешности взрослеющей личности / В.М. Пятунина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 1-1. С. 238-240. EDN: https://elibrary.ru/OYEBUL

10. Шалагинова К.С. Проблема влияния успешности в учебной деятельности на самооценку младших школьников / К.С. Шалагинова // Мир педагогики и психологии. 2020. № 3 (44). С. 126-134. EDN: https://elibrary.ru/DIOHMR

Войти или Создать
* Забыли пароль?