В статье обосновывается актуальность формирования эмотивной интонации у старших дошкольников со зрительной патологией с точки зрения их социализации. Представлено описание комплексной модели коррекционного психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование эмотивной интонации у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения. Выделены теоретические положения логопедии и принципы, определившие структуру и содержание формирующего эксперимента. Рассматриваются основные элементы коррекционной психолого-педагогической модели (целевой, содержательно-процессуальный и результативный компоненты), позволяющие прогнозировать тенденции развития, управлять процессом развития, адекватно оценивать результаты применения модели в обучении дошкольников со зрительной патологией. В представлении содержательно-процессуального компонента дается описание этапов коррекционной работы. Внутри каждого этапа рассматриваются направления, методические приемы и комплексы упражнений, а также перцептивно- когнитивные операции, лежащие в основе формирования эмотивной интонации у детей с нарушениями зрения. В представлении результативного компонента отражены показатели развития эмотивной интонации у обозначенной категории дошкольников, позволяющие констатировать эффективность применения предложенной коррекционной модели.
эмотивная интонация, дошкольники с функциональными нарушениями зрения, принципы коррекционной работы, модель коррекционного психолого-педагогического воздействия.
На современном этапе развития общества цели отечественной образовательной системы определены «Национальной доктриной образования в Российской федерации на период до 2025 года» [5]. Центральной проблемой специального образования обозначена проблема социализации и интеграции в самостоятельную жизнь в обществе воспитанников и учеников коррекционных учреждений разного вида. В ряде тифлологических исследований последних лет научно и практически обоснована одна из причин, мешающих данному процессу, – это нарушение общения детей и подростков со зрительной патологией со сверстниками, членами семьи, с окружающими [4, 7, 9].
Дети с нарушениями зрения – достаточно разнородная группа по своим возможностям, к которой относятся слепые, слабовидящие и дети с пониженным зрением или с пограничным зрением между слабовидением и нормой [4, 9]. Для каждой категории детей со зрительной патологией характерным является затруднение накопления сенсорного опыта, что приводит к задержке формирования психологической базы речи. Отмечаются замедленные процессы запоминания, трудности мыслительных операций, ограниченность движений, своеобразие в развитии эмоциональной сферы [4, 7]. Все это приводит к системному недоразвитию речи, проявляющемуся как на вербальном, так и невербальном уровнях [2, 4, 7, 9, 10]. Подобные трудности определяют невозможность полноценного восприятия и воспроизведения паралингвистических средств коммуникации.
Успешность вступления в процесс коммуникации в значительной степени зависит от умения адекватно воспринимать, интерпретировать и выражать эмоции в соответствующий момент и с надлежащей интенсивностью посредством паралингвистических характеристик речи, к которым относится прежде всего интонация. По Л.К. Цеплитис выражение эмоций интонационными средствами называется эмотивной интонацией [1]. Уточняя данную формулировку в соответствии с подходом Н.Д. Светозаровой, Л.А. Пиотровской [6], отметим, что это область восприятия и выражения конкретных эмоций, контролируемых говорящим, передающихся посредством интонационного тембра и определяющих коммуникативную цель высказывания. Базой эмотивной интонации является совокупность просодических компонентов: тона (мелодики), силы (интенсивности) и темпа речи. В психолого-педагогических исследованиях детей с нарушением зрения учеными отмечен тот факт, что у данной категории испытуемых наибольшие трудности при общении связаны с пониманием и выражением собственного отношения к субъекту и объекту коммуникаций невербальными (паралингвистическими) средствами [3, 4, 7, 9].
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ; Астрель, 2006. - 320 с.
2. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей: учеб. пособие / Л.С. Волкова. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1982. - 70 с.
3. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения / Г.В. Григорьева // Дефектология. - 1998. - № 5. - С. 76-87.
4. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения / В.З. Денискина. - Верхняя Пышма, 1997. - 22 с.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 2. - С. 3-11.
6. Пиотровская Л.А. Эмотивная функция интонации и проблемы моделирования речевой деятельности / Л.А. Пиотровская // Русская речь в современном вузе: сб. матер. IV Международной научно-практич. интернет-конференции. ОрелГТУ, 2008. - С. 32-38.
7. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие / Л.И. Плаксина. - М.: РАОИКП, 1999. - 54 с.
8. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / сост. П.В. Степанов. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 32 с.
9. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей / В.А. Феоктистова. - С-Пб.: Речь, 2005. - 128 с.
10. Шлай Е.В. Формирование лексикона у дошкольников с нарушением зрения: монография / Е.В. Шлай, И.Н. Кошелева. - Архангельск: Поморский ун-т, 2008. - 184 с.